ки, динамометрия кистей рук, дыхательные тесты), а также по характеристикам двигательных качеств.
4. С учетом выявленных особенностей двигательных качеств и физического развития у иностранных и российских студентов необходима дальнейшая разработка и коррекция технологий их физического воспитания с использованием индивидуально-дифференцированного обучения как на занятиях в вузе, так и при управляемом самостоятельном обучении (допол-
нительные занятия физической культурой, секционное обучение по видам спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия, туристические походы и др.). Во время занятий по физической культуре необходимо использовать упражнения, направленные на улучшение выявленных отстающих компонентов физической подготовленности.
Статья поступила 30.01.2014 г.
Библиографический список
1. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. М.: Изд-во РУДН, 2007. 57 с.
2. Амбарцумян Р.А., Колокольцев М.М. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
3. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: Изд-во сПбГПУ, 2003. 160 с.
4. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев: Здоровье, 1998. 148 с.
5. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: Гардарики, 2007. 218 с.
6. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник РУДН. 2005. № 6-7. С. 267-283.
7. Гонсалес С. Е. Дифференцированная коррекция содержания занятий физической культурой студентов вузов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 5 (75). C. 40-47.
8. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. (далее Концепция) [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-167527.html (23 янв. 2014).
9. Королинская С.В. Некоторые проблемы адаптации иностранных студентов английского отделения НФаУ // Физическое воспитание студентов. 2011. № 4. С. 48-51.
10. Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А.М. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на
характер адаптации студентов к умственной деятельности // Валеология. 2004. № 4. С. 80-86.
11. Методическое руководство по тест-программе «Физкультурный паспорт» / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А. Захаров [и др.]. М., 1998. 25 с.
12. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / P.M. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. № 8. С. 6-10.
13. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра педагог. наук Ижевск, 2003. 46 с.
14. Топчиева А.А. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. ст. / под ред. Г.Л. Драндрова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2013. Вып. 4. С. 416419.
15. Ушакова И.А. Здоровьесберегающая социализация иностранных студентов в медицинских вузах России: автореф. дис. ... д-ра социалог. наук. Волгоград, 2012. 36 с.
16. Ушакова И.А., Мандриков В.Б. Здоровьесбережение -необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков // Вестник Волгоградского медицинского университета. 2010. № 4 (36). С. 22-24.
17. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of chanding outlook // Annual review of Psychology. 1993. Vol. 44. P. 1-21.
18. Salo D., Rievald S. Complete conditioning for swimming. Human Kinetics. 2008. 240 p.
УДК 94(571.5).007
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ПЕРИОД С 1950-х ПО 1980-е гг.
© Т.М. Королева1
Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.
Рассматривается профессиональная подготовка молодых кадров, работавших на предприятиях Восточной Сибири. Освоение и развитие новых территорий Восточной Сибири требовало значительного увеличения рабочей силы. К решению народнохозяйственных задач активно привлекалась молодежь. В начале 1950 -х гг. в новые районы из-за острой нехватки рабочей силы направлялась молодежь без специальной квалификации, поэтому вопрос о профессиональной подготовке молодых рабочих был актуальным. Важная роль в решении данной задачи отводилась системе образования, системе производственно-технического обучения на предприятиях, наставникам, ежегодно проводимым конкурсам профессионального мастерства на звание «Мастер - золотые руки», «Лучший по профессии». Библиогр. 25 назв.
Ключевые слова: молодежь; профессиональная подготовка молодых рабочих; Восточная Сибирь.
1Королева Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии, декан гуманитарно-педагогического факультета, тел.: 89025694053, e-mail: [email protected]
Koroleva Tatyana, Candidate of History, Associate Professor of History and Political Science, Dean of Humanities and Education Faculty, tel.: 89025694053, e-mail: [email protected]
PROFESSIONAL TRAINING OF YOUNG WORKERS AT EAST SIBERIAN ENTERPRISES FROM 1950 TO 1980s T.M. Koroleva
Bratsk State University,
40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia.
The article considers professional training of young workers busy at the enterprises of Eastern Siberia. The exploration and development of new territories in Eastern Siberia required a significant increase in labor force. The youth was actively involved in the solution of economic problems. In early 1950s young workers without any special training were sent to the new development areas due to the acute need in workforce. Therefore, the issue of professional training of unskilled workers was relevant. The important role in solving this problem was assigned to the educational system, industrial and engineering training at enterprises, masters, and annual competitions of professional mastership for the title of "Master -golden hands", "Best in Profession". 25 sources.
Key words: youth; professional training of young workers; Eastern Siberia.
Исследуемый период - 1950-80-е гг. - ознаменовался продолжением роста экономического потенциала страны. Экономика Восточной Сибири в послевоенные годы также переживала период быстрого подъема. Промышленное освоение северо-восточных территорий сопровождалось появлением новых поселений, которые вскоре становились центрами промышленных районов, своеобразными плацдармами для формирования крупных территориально-производственных комплексов. В регионе активно проходил процесс урбанизации за счет выходцев из села, в основном вливающихся в ряды рабочих, число которых увеличилось с 961 тыс. чел. в 1945 г. до 2333 тыс. чел. в 1960 г. Ускоренное развитие производительных сил Восточной Сибири определило масштабы промышленного строительства: в 1950-60-х гг. в Иркутской области было построено более 650 новых предприятий и цехов, в Красноярском крае - 350, в Бурятской АССР - более 20, в Читинской области -30. В их числе такие гиганты отечественной индустрии, как Иркутская, Братская, Красноярская ГЭС, алюминиевые заводы в гг. Братск, Красноярск, Шеле-хов, целлюлозно-бумажный комбинат в г. Байкальске и др.
Существенно изменилась и демографическая ситуация: только за 1956-60 гг. численность населения региона выросла с 6541 до 7463 тыс. человек или на 15%. Поэтому жилищное строительство тоже набирало обороты.
Широкий масштаб индустриализации, быстрый демографический рост свидетельствовали о перспективности и возрастающей роли региона в народном хозяйстве страны. Но освоение и развитие новых территорий Восточной Сибири требовало еще большего увеличения рабочей силы, дефицит которой особенно остро ощущался на периферии. Поэтому активное участие в строительстве важных народнохозяйственных объектов приняла молодежь, охотно мигрировавшая в новые районы. Как правило, молодые люди ехали покорять суровый сибирский край по комсомольским путевкам. Партийными организациями в первую очередь направлялись активные комсомольцы, среди специалистов выбирались наиболее достойные.
Однако молодые люди зачастую не имели ни профессиональной подготовки, ни квалификации по каким-либо строительным специальностям. Эти навы-
ки они получали уже в ходе работы [22, л. 18]. В связи с этим на первый план была выдвинута задача - повысить профессиональный уровень молодых рабочих. Данную задачу решали следующим образом.
Во-первых, развитие получила система образования. Анализ архивных данных показывает, что нередко молодежь не имела даже 8-летнего образования. Так, на Бирюсинском гидролизном заводе из 300 молодых рабочих не имели 8-летнего образования 78 чел., не имели среднего образования - 90 чел., а в школе работающей молодежи (ШРМ) обучалось 44 чел. [11, л. 58]. В 1976 г. Прибайкальский район Бурятской АССР насчитывал 3521 чел. работающей молодежи в возрасте до 30 лет, из них 695 чел. не имели 8-летнего образования [19, л. 6]. В г. Тайшете из 3879 молодых рабочих (до 30 лет) 869 чел. не имели 8-летнего образования, 1579 - среднего, 791 - нигде не обучались [12, л. 54]. Молодежь обязана была получить образование в объеме 8 классов. На предприятиях среди работающей молодежи проводились рейды. Активисты-комсомольцы на месте помогали оформить документы в вечернюю, заочную школы, техникум или вуз. В порядке исключения было предоставлено право предприятиям промышленности, строительства, транспорта, совхозам и колхозам Восточной Сибири направлять выпускников средних общеобразовательных школ, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, не имеющих стажа работы, на учебу в вузы по остродефицитным специальностям как стипендиатов предприятий.
В решении задачи повышения общеобразовательного уровня молодых рабочих значительное место принадлежало вечерней и заочной школам. Те, кто не смог в свое время получить среднее или восьмилетнее образование, обучались в вечерней школе. Вечерняя школа являлась важным социальным институтом, где реализовывались как интересы общества, нуждавшегося в повышении общеобразовательного уровня рабочих, так и интересы самих трудящихся.
Важную роль в повышении качества знаний и общеобразовательного уровня играла школа работающей молодежи. Активно ШРМ стали создаваться с 1960 г. Так, в 1960 г. на общественных началах по инициативе комитета ВЛКСМ Читинского государственного педагогического института им. Н.Г. Чернышевского была создана школа работающей мо-
лодежи № 14. За 14 лет в ней повысили общеобразовательный уровень более 1500 чел. [7, л. 3]. В 1958/1959 учебном году в Бурятской АССР в ШРМ обучалось 5892 чел., 1965/1966 учебном году - уже 18000 чел., то есть количество учащихся увеличилось в 3 раза. В Иркутской области 1967/1968 учебном году обучалось 26320 чел., а в 1968/1969 - 36187 чел. [23, с. 1].
Несмотря на развитие вечернего и заочного образования, создание ШРМ многие организации и предприятия Восточной Сибири не уделяли должного внимания повышению образовательного уровня своих молодых рабочих. Комитеты ВЛКСМ, профсоюзные организации большинства предприятий не вели достаточной разъяснительной работы по вовлечению молодежи в школы. Не поощрялась та часть молодежи, которая на протяжении ряда лет успешно совмещала работу и учебу, а также нарушались постановления правительства о льготах. В частности, нарушались постановления Совета Министров СССР от 05 ноября 1959 г. № 1233 и от 27 июля 1962 № 733 о сокращенной рабочей неделе и сокращенном рабочем дне для лиц, успешно обучающихся в школах без отрыва от производства [1, л. 94]. Администрация предприятий зачастую неохотно направляла на учебу своих работников. Встречались и такие руководители, которые, прикрываясь государственным планом производства, ссылаясь на нехватку рабочей силы, протестовали против каких-либо льгот для учащихся [16, л. 64]. На ряде предприятий г. Красноярска (фабрика «Заря», кожевенно-обувной комбинат, фабрика «Сибирь») не были созданы элементарные условия для учебы молодежи. На некоторых предприятиях, леспромхозах не учитывалось образование людей при выдвижении на новую работу, должность. Мастер, не имеющий и начального образования, оставался на своей должности только потому, что он имел опыт работы, в то время как человек, получивший среднее образование, находился под управлением такого руководителя. Эти негативные тенденции характерны в целом для предприятий всей Восточной Сибири.
Во-вторых, на предприятиях Восточной Сибири развитие получила система наставничества. При горкомах и райкомах КПСС, парткомах ударных строек действовали советы наставников. Через наставничество осуществлялась не только профессиональная подготовка молодого поколения, но и обеспечивался комплексный подход к воспитанию молодежи. Движение наставничества имело целью повышение трудовой и общественно-политической активности молодежи в решении практических задач развития всех отраслей народного хозяйства. Наставничество являлось важным и эффективным методом воспитания, при котором лучшие представители рабочего коллектива передавали молодежи трудовые, политические идейно-нравственные принципы. Так, командир отряда им. XVIII съезда ВЛКСМ Вячеслав Аксенов, опытный наставник, участвовавший в строительстве Бурятского участка БАМа, за три года (1979-1981) подготовил 23 специалиста [21, л. 5]. Большое внимание уделялось воспитанию молодежи на Читинской ГРЭС,
на авиапредприятии Читинской области. За каждым молодым рабочим был закреплен наставник. Еженедельно наставник проводил собрание со своими воспитанниками, где указывал на ошибки, если они были допущены, помогал преодолевать возникшие в работе трудности [8, л. 25, 26].
В исследуемый период в Восточной Сибири с каждым годом увеличивалось число наставников. Так, в Красноярском крае в 1976 г. их численность составляла 34 тыс. чел., в 1978 г. - 40 тыс. чел. [2, л. 93]. В Железнодорожном районе Бурятии в 1974 г. работали 1723 наставника, в 1975 г. - 1926, в 1976 г. - 2359, в 1977 г - 2520. Среди них: один Герой Социалистического Труда, 29 кавалеров ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, 86 кавалеров других правительственных наград. В промышленности района трудились 1633 наставника, в том числе: в строительстве - 82, в сфере обслуживания, торговле и общественном питании - 151. Наставники шефствовали над 2649 молодыми рабочими [20, л. 74].
В Восточной Сибири была создана организационная структура руководства движением наставничества. Советы наставников в организациях и на предприятиях создавались для координации деятельности, распространения передового опыта наставников молодежи и организации их учебы. Совет избирался в количестве 5-7 чел. Во главе совета стоял председатель, избираемый советом и утверждаемый руководителем организации, профсоюзными и комсомольскими комитетами. Контроль над работой наставников осуществлялся администрацией, профсоюзной и комсомольской организациями. Активное участие в деятельности советов наставников принимали комитеты комсомола. В состав советов наставников входили секретари комсомольских бюро и комитетов. Комсомольские организации использовали движение наставничества для усиления индивидуальной работы с молодежью. Важную роль в движении наставничества играли школы наставников, в которых занятия проводились один раз в два месяца. Учеба наставников включала обмен опытом работы, выступления лекторов, педагогов. Вопросы наставничества на ряде промышленных предприятий были включены в планы работы с кадрами, в планы комиссии по делам молодежи. На крупных предприятиях работа наставников регулярно освещалась в многотиражках, фотовитринах, информация размещалась на плакатах и стендах.
Наставники принимали участие в разработке молодыми рабочими личных комплексных планов и индивидуальных социалистических обязательств, они включались в состав аттестационных комиссий по приему Ленинского зачета. Молодых людей, вступающих в комсомол на производстве, как правило, рекомендовали наставники. В ходе обмена комсомольских документов наставники принимали активное участие в собеседованиях, торжественном вручении комсомольских документов.
Самые лучшие и активные наставники награждались знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодых». Данный знак был учрежден постановлением Бюро ЦК
ВЛКСМ от 26 июня 1973 г. Решение о награждении принималось ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ по совместному представлению республиканских, краевых, областных, городских советов профсоюзов [24, с. 28-30]. Так, в 1974 г. за большую плодотворную работу по подготовке достойной смены рабочего класса и колхозного крестьянства и воспитанию молодежи были представлены к награждению знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодых» Данзанова Далгоржак Дарижаповна - заведующая Ехэ-Цаганской молочно-товарной фермы Селенгинского района и Медведев Иван Степанович -директор Приборостроительного завода им. 50-летия ВЛКСМ [18, л. 42]. В Читинской области наставник, Герой Социалистического Труда Яхомов Александр Семенович был также награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи» [9, л. 4]. В Усть-Илимске лучшими наставниками, воспитавшими десятки молодых рабочих, являлись Барановский и Васильев М.М. (УСУИГЭС), Туровская Л. и Качумова Г. (УСГУИ) [15, л. 8]. В совместном постановлении руководства и президиума объединенного парткома «Ангарстроя» от 15 сентября 1975 г. «О развитии движения наставничества в строймонтажных организациях и промышленных предприятиях управления строительства «Ан-гарстроя» говорилось, что строительные организации и промышленные предприятия «Ангарстроя» ежегодно пополнялись большим количеством молодых рабочих, целям «закрепления» молодежи на предприятии также способствовало наставничество, в рамках которого наиболее опытные и заслуженные кадровые рабочие передавали молодежи свои знания и мастерство. В целях повышения квалификации наставников в воспитании молодых рабочих с 1976 г. ежегодно проводились семинары по обмену опытом, лучшие наставники поощрялись материально и морально [5, л. 152-154]. Деятельность наставника являлась общественным поручением. На предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах проводились «недели молодого рабочего и наставника», соревнования на присвоение звания «Лучший наставник». Победители определялись по следующим показателям: выполнение наставником и его воспитанником социалистических обязательств; отсутствие случаев нарушения трудовой и производственной дисциплины, общественного порядка, травматизма; количество молодых рабочих (специалистов), воспитанных наставником и т.д. [14, л. 59].
Ежегодно стали проходить районные, городские, краевые слеты наставников молодежи, в рамках которых проводился анализ деятельности наставников, намечались пути дальнейшего совершенствования форм и методов работы профсоюзных и комсомольских организаций, хозяйственных руководителей с молодыми рабочими [2, л. 217].
Вместе с тем в движении наставничества имелись недостатки: не всегда наставничество получало должное развитие в ряде городов и районов Восточной Сибири, а также на некоторых предприятиях. В ряде производственных коллективов не было четкой позиции, кто из молодых рабочих должен иметь наставника. На многих промышленных предприятиях не было положений о наставничестве.
В-третьих, большое значение в повышении профессионального и технического мастерства молодыми рабочими, овладения ими передовыми приемами работы имели проводимые ежегодно конкурсы профессионального мастерства на звание «Мастер - золотые руки», «Лучший по профессии» [4, л. 8]. К данным званиям прилагалась денежная премия, ценные подарки. На предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах среди молодых рабочих проводились состязания на звание «Лучший по профессии». Как отмечалось в Постановлении бюро Красноярского ГК ВЛКСМ от 4 апреля 1969 г. «О руководстве Кировским РК ВЛКСМ районной и заводскими комиссиями по проведению соревнований молодых рабочих за звание лучшего по профессии», целью данных соревнований являлась не погоня за отдельными рекордами и кратковременным перекрытием норм выработки, а кропотливая работа по достижению каждым молодым рабочим более высоких по сравнению с имеющимися результатов труда, повышение производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции и воспитания у молодежи чувства гордости за свою профессию [3, л. 98]. Наиболее активных участников соревнования награждали дипломами, памятными медалями, именным инструментом, рекомендовали для поездки на Выставку достижений народного хозяйства СССР. Лучшие из лучших участвовали во всесоюзных конкурсах.
В 1972 г. в Иркутской области был проведен областной профессиональный конкурс на звание «Мастер - золотые руки», в котором приняли участие свыше 11 тыс. чел. по 23 различным профессиям. В Чунском и Слюдянском районах в данном конкурсе приняли участие 79% молодежи, в г. Братске - 58% [13, л. 70]. В Бурятской АССР всего за период с 1 января по 1 июля 1972 г. было проведено 5 республиканских конкурсов, победители которых приняли участие в зональных конкурсах. Также был проведен зональный конкурс молодых пахарей, где молодой механизатор из колхоза им. Карла Маркса Баргузинского района Жамсаран Жамбалов занял второе место. Победители республиканских конкурсов были награждены почетными грамотами ОК ВЛКСМ, памятными призами, поощрены туристическими путевками, им были повышены квалификационные разряды [17, л. 13].
В-четвертых, подготовка молодых кадров непосредственно на стройках, заводах осуществлялась путем индивидуального и бригадного обучения и на организуемых для этой цели курсах. При индивидуальном производственном обучении каждый из подготавливаемых молодых рабочих прикреплялся к квалифицированному рабочему-инструктору, не освобожденному от основной работы. Данный вид обучения позволял включать рабочего-ученика непосредственно в производственный цикл и способствовал выполнению производственных планов предприятия. Подобным методом на Байкальском целлюлозном заводе с 1966 по 1968 гг. включительно было подготовлено около 400 рабочих самых разнообразных профессий. В марте 1968 г. Совет министров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучше-
нию подготовки и повышению квалификации рабочих непосредственно на производстве» [25, с. 284], согласно которому министерства и ведомства должны создавать на предприятиях и в организациях необходимую учебно-производственную базу для подготовки рабочих на производстве. При бригадной (групповой) форме обучения молодых рабочих объединяли в учебные бригады (группы). К преподавательской работе привлекали лучших рабочих-производственников и инженерно-технических работников.
В-пятых, на предприятиях создавались советы молодых специалистов, которые решали вопросы внедрения новой техники, модернизации оборудования. Так, на Улан-Удэнском судостроительном заводе функционировал совет молодых специалистов, который в 1971 г. объединял 49 членов. Ими было подано 37 рацпредложений с экономическим эффектом более 12000 руб. В 1975 г. на ВДНХ СССР демонстрировались 6 лучших рационализаторских предложений, внедренных молодежью Бурятии в производство. Разработка и внедрение в производство 12-шпиндельного станка была отмечена комиссией ВДНХ бронзовой медалью выставки.
В-шестых, в 1960-х гг. развитие получила система производственно-технического обучения на предприятиях новых городов. Она охватывала не только подготовку новых рабочих, но и повышение квалификации рабочих, инженеров и служащих. Повышение квалификации предусматривало расширение знаний и практических навыков в пределах имеющейся профессии, предполагало освоение передовых методов труда и обеспечивало активное участие молодых рабочих в техническом прогрессе. В Ангарске, Братске и других городах функционировали школы повышения квалификации инженерно-технических работников, курсы административного руководства, университеты и институты технического прогресса, проводились циклы лекций.
Для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, получения ими технических и экономических знаний, необходимых для выполнения сложных работ, овладения передовой техникой и технологией, методами научной организации труда на предприятиях организовывались следующие формы обучения: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; курсы обучения рабочих вторым и совмещаемым профессиям; школы по изучению передовых методов труда; школы мастеров. Так, в 1963 г. коллектив Ка-тангарского лесопромышленного комбината выступил с инициативой организации технического всеобуча на
промышленных предприятиях. Всеобуч предусматривал повышение технических, общеобразовательных, политических и экономических знаний каждого рабочего. Инициатива катангарских лесозаготовителей была направлена на быстрейшее повышение квалификации, овладение смежными профессиями, распространение опыта работы передовиками и новаторами производства, а также на подъем культурно-технического уровня рабочих. В школах рабочей молодежи обучались 96 чел., в заочных институтах и техникумах - 34 чел. [6, л. 4-6].
Названные формы имели некоторые различия в организации, программах, методике обучения. Но их объединяло одно - связь с производством. Так, на Байкальском целлюлозном заводе в 1967 г. для производственно-технического обучения было организовано 93 учебных группы с охватом 1929 человек. К преподавательской работе было привлечено 109 инженерно-технических работников. В 1968 г. на этом же заводе создано было 112 учебных групп с охватом 2100 чел.
Интересен опыт работы с молодыми рабочими комсомольской организации Иркутского химкомбината № 1. Формирование коллектива данного комбината шло за счет молодежи. Из 6000 рабочих 4255 человек - это молодежь до 28 лет. Многие из них до прихода на химкомбинат не имели никакой профессии, в связи с чем комитет ВЛКСМ организовал краткосрочные курсы для молодых химиков. Основная масса молодежи обучалась индивидуально под руководством опытных рабочих. Часть молодых рабочих обучалась в бригадах [10, л. 56-57].
Таким образом, Восточная Сибирь располагала мощной базой строительной индустрии, которая создавалась при активном участии комсомольцев и молодежи. Важной задачей стала профессиональная подготовка молодежи, работавшей на предприятиях Восточной Сибири. В профессиональной подготовке молодых рабочих важная роль отводилась системе образования, системе производственно-технического обучения на предприятиях, наставникам, а также особая роль отводилась ежегодно проводимым конкурсам профессионального мастерства на звание «Мастер -золотые руки», «Лучший по профессии». Высокий профессионально-технический уровень обеспечивал высокую производительность труда, удовлетворенность выполняемой работой, высокую зарплату, следовательно, сокращал число причин для перемены места работы.
Статья поступила 09.12.2013 г.
Библиографический список
1. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. П-1474. О. 10. Д. 6 (протоколы № 9-15 заседаний бюро крайкома ВЛКСМ).
2. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. П-1474. О. 23. Д. 32 (протоколы № 4-7 заседаний бюро крайкома ВЛКСМ).
3. Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. П-41. О. 20. Д. 3 (Постановление бюро Красноярского ГК ВЛКСМ от 4 апреля 1969 г. «О руководстве Кировским РК
ВЛКСМ районной и заводскими комиссиями по проведению соревнований молодых рабочих за звание лучшего по профессии»).
4. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-137. О. 1. Д. 778 (Итоги профессионального мастерства).
5. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-148. О. 2. Д. 238 (Справка о развитии движения наставничества в строительно-монтажных организациях и промышленных предприятиях управления строительства «Ангарстроя»).
6. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 6674. О. 1. Д. 151 (из постановления заседания бюро Читинского промышленного обкома КПСС «Об опыте Катангарского лесопромышленного комбината по организации технического всеобуча»).
7. ГАЗК. Ф. П-37. О. 32. Д. 45 (Отчет комитета ВЛКСМ Читинского государственного педагогического института им. Н.Г. Чернышевского).
8. ГАЗК. Ф. П-37. О. 33. Д. 29 (Справка о движении наставничества на Читинской ГРЭС).
9. ГАЗК. Ф. П-37. О. 36. Д. 38 (Информация секретаря Читинского обкома ВЛКСМ В. Почекунина о трудоустройстве выпускников).
10. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. О. 14. Д. 4 (О работе комсомольской организации Иркутского химкомбината № 1 с молодыми рабочими).
11. ГАНИИО. Ф. 185. О. 14. Д. 44 (О работе комсомольской организации Бирюсинского гидролизного завода по повышению общеобразовательного уровня работающей молодежи).
12. ГАНИИО. Ф. 185. О. 16. Д. 51 (О работе Тайшетского ГК ВЛКСМ по повышению образовательного уровня работающей молодежи).
13. ГАНИИО. Ф. 185. О. 18. Д. 48 (Информация Иркутского обкома ВЛКСМ о проведении областного профессионального конкурса на звание «Мастер - золотые руки»).
14. ГАНИИО. Ф. 185. О.18. Д. 49 (Информация Иркутского обкома ВЛКСМ о соревнованиях на звание «Лучший наставник», проведении недели молодого рабочего и наставника).
15. ГАНИИО. Ф. 185. О.18. Д. 96 (Из информации Усть-Илимского горкома ВЛКСМ о повышении квалификации и
закреплении молодежи на стройках г. Усть-Илимска).
16. Государственный архив Республики Бурятии (ГАРБ). Ф. П-36. О. 3. Д. 56 (Из заседания бюро Бурятского обком ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении организации вечернего и заочного обучения молодежи, занятой в народном хозяйстве»).
17. ГАРБ. Ф. П-36. О 7. Д. 32 (Из информации Бурятского обкома ВЛКСМ в ЦК ВЛКСМ о победителях конкурсов профессионального мастерства).
18. ГАРБ. Ф. П-36. О. 9. Д. 7 (Постановление Бурятского бюро обкома ВЛКСМ о награждении значком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодых»).
19. ГАРБ. Ф. П-36. О. 11. Д. 8 (Об организации общеобразовательной, политической и экономической учебы комсомольцев и молодежи в Прибайкальской районной комсомольской организации).
20. ГАРБ. Ф. П-36. О. 12. Д. 82 (О работе Железнодорожного райкома ВЛКСМ по развитию движения наставничества).
21. ГАРБ. Ф. П-36. О. 16. Д. 76 (Из справки о работе Всесоюзных ударных комсомольских отрядов, прибывших на строительство Бурятского участка БАМ после XVIII съезда ВЛКСМ).
22. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. М-1. О. 35. Д. 149 (Отчет отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ).
23. Знания - работающей молодежи // Восточно-Сибирская правда. 1969. 5 февраля. С. 1.
24. Награды ЦК ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1976. 58 с.
25. О мероприятиях по улучшению подготовки и повышению квалификации рабочих непосредственно на производстве: постановл. Совета министров СССР от 22.03.1968 г. // Справочник партийного работника. М.: Политиздат, 1969. 496 с.
УДК 81'42
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА В ЮРИДИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
© О.А. Крапивкина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается проблема исчезновения субъекта из юридического дискурса в свете постмодернистской концепции о смерти субъекта. Анализируются факторы убывания субъекта применительно к различным жанрам юридического дискурса в диахронической перспективе, проводится их сопоставление с факторами деперсонализации дискурса постмодерна. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: дискурс; постмодернизм; субъект; жанр; деперсонализация.
TO GENRE-DETERMINED REPRESENTATION OF THE SUBJECT IN LEGAL DISCOURSE O.A. Krapivkina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article addresses to the issue of disappearance of the subject in legal discourse in the light of the postmodern theory proclaiming the death of the subject. In diachrony it analyzes the factors of subject's depers onalization as applied to different legal genres and compares them with the factors of postmodern discourse depersonalization. 11 sources.
Key words: discourse; postmodernism; subject; genre; depersonalization.
1Крапивкина Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2 для технических специальностей, тел.: 89041317565, e-mail: [email protected]
Krapivkina Olga, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no.2 for Technical Specialities, tel.: 89041317565, e-mail: [email protected]