Научная статья на тему 'К вопросу о ценностях бизнес-деятельности и предпринимательства (социологический анализ)'

К вопросу о ценностях бизнес-деятельности и предпринимательства (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY / VALUES / BUSINESS / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузеванова А. Л.

В статье рассматриваются понятия «бизнес-деятельность» и «предпринимательство». Автор анализирует специфику ценностей этих двух видов экономической деятельности. Предлагаются различные варианты типологизации бизнес-ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ценностях бизнес-деятельности и предпринимательства (социологический анализ)»

Кузеванова А.Л.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления,

Волгоградский институт бизнеса

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТЯХ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «бизнес-деятельность» и «предпринимательство». Автор анализирует специфику ценностей этих двух видов экономической деятельности. Предлагаются различные варианты типологизации бизнес-ценностей.

Ключевые слова: бизнес-деятельность, ценности, предпринимательство, экономическая активность.

Keywords: business activity, values, business, economic activity.

Бизнес-слой играет опорную роль в процессе модернизации, являясь источником трансляции новых ценностей, формируя социальные устремления и образ жизни, соответствующие реалиям современности. Формирование российского бизнес-сообщества осуществляется в виде динамичного социального процесса, развитие которого еще не перешло в стадию стабилизации и осложняется трудностями, связанными с легитимизацией бизнеса в общественном сознании. Ценности бизнес-деятельности пока еще не стали безусловно принятыми и позитивно оцениваемыми обществом, что в определенной степени затрудняет процесс полноценной интеграции этой социальной группы в условиях реформирующегося российского социума. В связи с этим возникает необходимость научного анализа ценностной системы бизнес-деятельности.

Бизнес-деятельность рассматривается нами как вид экономической активности, направленный на получение прибыли, основанный на самостоятельной инициативе бизнесмена, сопряженный с определенным уровнем риска и развивающийся в условиях экономической свободы. Мы полагаем, что не следует отождествлять понятия «бизнес» и «предпринимательство», поскольку их содержание имеет существенное различие, которое фиксируется по следующим позициям:

- эти виды экономической деятельности реализуются на различных стадиях процесса воспроизводства: предпринимательство непосредственно связано со сферой производства товаров и бытовых услуг, а бизнес - со сферой коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг;

- бизнес - это нормированная, не связанная с инновациями деятельность, а предпринимательство - это производство, основанное на поиске и реализации новых возможностей для разработки товаров и услуг, использовании новейших форм приложения капитала.

В пользу такой точки зрения можно привести следующие аргументы:

- нашу позицию подтверждают результаты семантического анализа, проведенного Э. Бенвенистом, автором «Словаря индоевропейских социальных терминов», в котором отмечается, что «развитие торговли привело к необходимости создания новой терминологии, и она создавалась средствами каждого языка в отдельности... Кроме упоминавшегося commercium, в латинском было также слово negotium. Полезно взглянуть на современные эквиваленты слова negotium. В английском языке прилагательное busy «занятый, не имеющий свободного времени» дало абстрактное существительное business «занятие», «дело» [1, 106-107, 109];

- о правомерности предложенной нами трактовки понятия «бизнес» свидетельствует перевод и толкование английского слова «business», которое мы находим в терминологическом словаре Д.М. Розенберга, являвшегося консультантом Оксфордского словаря английского языка. В представлении этого автора, англоязычный термин «business» относительно сферы экономики может быть применим к деятельности, связанной с покупкой и продажей товаров и услуг [2, 68];

- об использовании новаторского подхода в своей деятельности как специфического признака предпринимательства неоднократно упоминается в работах Й. Шумпетера, отмечавшего, что «функция предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения или, в более общем смысле, используя новые технологические решения для выпуска новых товаров или производства старых товаров новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль» [3, 183]. Именно реализация нововведений, по мысли Й. Шумпетера, становится экономической функцией предпринимательства, поскольку новое всегда находится за пределами понятных всем задач и приходится преодолевать сопротивление среды, настроенной против внедрения новшеств [3, 184].

Проведенный анализ проблемы соотношения понятий «бизнес» и «предпринимательство» позволяет сформулировать положение о том, что эти два типа экономической активности имеют как общие, так и специфические ценности. Поскольку и бизнес, и предпринимательство являются видами экономической деятельности, осуществляемой под собственную ответственность, на свой риск, с целью получения прибыли и развития своего дела, то объединяющими для них следует считать такие ценности, как свобода, независимость, самостоятельность, самореализация, труд, материальное благополучие, целеустремленность, активность, склонность к лидерству и т.д. Однако реализация бизнес-деятельности и предпринимательства на различных стадиях процесса воспроизводства создает основания для формирования ценностей, свойственных каждому из этих видов экономической активности в отдельности.

Предпринимательство, как отмечалось выше, развивается в сфере производства товаров и услуг, где основным источником прибыли становится создание новых способов извлечения дохода с помощью использования новых факторов производства, их наиболее эффективного сочетания, поиска новых сфер, пригодных для приложения имеющегося в распоряжении предпринимателя капитала. Иными словами, предпринимательская деятельность непосредственно связана с внедрением нововведений, поиском и реализацией новаторских идей с целью производства товаров и услуг, наилучшим образом удовлетворяющих запросы потребителей. В условиях ограниченности ресурсов при постоянном расширении масштабов общественного хозяйствования возникает ситуация, характеризующая ростом конкуренции и усилением творческой активности субъектов предпринимательской деятельности, что в итоге приводит к появлению новых идей, разработок, технологий, подходов к организации производства. Таким образом, наиболее значимыми, специфическими для предпринимательства становятся ценности новаторства, инноваторства, творческого поиска и созидания.

Новаторство в предпринимательской деятельности предполагает преобразование созидательной деятельности людей в то, что принято называть новацией, которая трансформируется в инновацию на основе купли-продажи нововведения для производства продукции. Процесс покупки новации и ее внедрения в производственную деятельность предприятия, в результате чего появляются новые или усовершенствованные товары и услуги, составляют основу инноваторства. Именно инновации оказывают определяющее влияние на развитие предпринимательской деятельности, формируя масштабы и

структуру производственного процесса, определяя виды деятельности организации предпринимательского типа.

Творчество в предпринимательской деятельности представляет собой воплощение креативной мысли ее субъекта, реализуемой в традиционной сфере экономики, но не традиционными способами и в принципиально новой форме. Творчество предпринимателя представляет собой продуктивную деятельность по созданию или обновлению предлагаемых на рынке товаров и услуг с целью максимально эффективного удовлетворения потребительского спроса. Именно в рамках этого процесса происходит саморазвитие личности того, кто на профессиональной основе занимается предпринимательством. Творческий процесс в организациях предпринимательского типа определяется характером социального заказа на новацию, наличием необходимых ресурсов для осуществления новых идей, особенностями корпоративной культуры, условиями для развития новаторства.

Таким образом, принципиальное отличие предпринимателя от бизнесмена состоит в том, что его активность направлена на создание нового вида деятельности и его организацию в ранее не использовавшуюся предпринимательскую схему. Подчеркнем, что именно способность субъекта предпринимательской деятельности к конструированию нового дела отличает его от бизнесмена, который пользуется шаблонными способами получения прибыли, изобретенными ранее и широко известными.

Подчеркнем, что для бизнес-деятельности, сферами реализации которой являются коммерция и торговля, приоритетными становятся вопросы, связанные с обслуживанием клиентов, с выстраиванием отношений по линии «продавец - покупатель». В связи с этим наиболее значимыми для этого вида экономической активности становятся ценности согласования интересов участников процесса купли-продажи, ценности консенсуса, организации бесконфликтного взаимодействия сторон, долгосрочного сотрудничества с потребителями, достижения взаимоприемлемых договоренностей с учетом интересов бизнесмена и покупателя.

Согласование интересов покупателя и продавца является важнейшей предпосылкой становления и успешного развития бизнес-деятельности. С помощью согласования осуществляется воспроизводство элементно-структурных условий функционирования этого вида экономической активности. Итогом процесса согласования становится установление баланса интересов участников торговой операции, оптимального режима взаимодействия бизнесмена и покупателя, выражающего учет и соотношение потребностей сторон, направленного на создание надлежащих условий для их реализации.

Отметим, что согласование интересов по линии «продавец - покупатель» в процессе бизнес-деятельности осуществляется с помощью механизмов консенсуса, который должен быть достигнут в нескольких сферах:

- консенсус по поводу целей бизнеса: их социализация, повышение уровня социальной ответственности субъектов бизнес-деятельности создает определенные основания для повышения уровня доверия со стороны покупателя, в сознании которого формируется позитивное представление о целевых установках бизнесмена;

- консенсус по поводу использования средств для достижения целей бизнеса: формирование сходных представлений покупателей и представителей бизнес-сообщества о выборе средств для извлечения прибыли в системе таких координат, как «легитимно -незаконно», «одобряемо - осуждаемо», «нравственно - аморально» и т.д., способствует достижению согласия между участниками процесса купли-продажи;

- консенсус по поводу прав и обязанностей: согласование представлений бизнесменов и покупателей по этому вопросу является основой для предотвращения конфликтных ситуаций в процессе осуществления торговой деятельности.

Значимость ценности организации бесконфликтного взаимодействия сторон в процессе осуществления бизнес-деятельности обуславливается тем, что плодотворное сотрудничество покупателя и продавца, построенное на предотвращении конфликтных ситуаций, является одним из условий создания конкурентоспособного положения бизнес-организации на рынке. Торговый процесс представляет собой комбинацию продаж и искусства налаживания контакта с потребителями, это взаимодействие равноправных партнеров, интересы которых изначально имеют прямо противоположный характер: бизнесмен заинтересован в получении максимальной прибыли, покупатель - в удовлетворении своих потребностей с минимальными затратами. Поведение продавца, направленное на поддержание бесконфликтных отношений с клиентом, является неотъемлемой частью его профессиональной этики. Осознавая приоритетную значимость ценности бесконфликтного взаимодействия, бизнесмен, опираясь на свои профессиональные знания, навыки и способности, создает партнерскую модель взаимоотношений с покупателем, в рамках которой акцент делается на сотрудничество с выработкой обоюдовыгодной линии поведения.

Важность ценности долгосрочного сотрудничества с потребителями определяется тем, что подобный характер взаимоотношений открывает перед бизнес-организацией целый ряд перспектив:

- формирование постоянной клиентской базы, а значит, возможность стабилизации прибыли;

- более глубокое изучение потребительского спроса той группы клиентов, которая приносит компании основную часть прибыли;

- создание позитивного имиджа организации, что в конечном итоге позволит привлечь новых, потенциальных покупателей;

- рассмотрение перспективных направлений развития коммерческой организации на долговременной основе.

Ценность достижения взаимоприемлемых договоренностей в бизнес-деятельности приобретает особую значимость, поскольку позволяет установить баланс интересов покупателя и продавца, выработать ту линию поведения участников договорного процесса, которая позволила бы сделать их взаимодействие наиболее эффективным и взаимовыгодным. На этой основе формируется контрактная модель равноправия, базирующаяся на идее равенства покупателя и продавца как участников коммерческой сделки.

На основе выбранного подхода представляется возможным предложить следующее определение понятия «ценности бизнес-деятельности»: это сложившиеся ориентиры и регуляторы этого вида экономической активности, воспринимаемые как идеалы и императивы. Именно ценности определяют направленность и ориентацию поведения бизнесмена, обеспечивают детерминацию когнитивной работы с поступающей информацией. Подчеркнем, что ценности формируют у субъекта бизнес-деятельности критерии оценки окружающего мира, собственной активности, поступков других людей. С помощью ценностей осуществляется оценка социальных ситуаций и объектов, познается и конструируется образ социального мира. Ценностные представления бизнесмена являются частью мотивационной сферы, выполняя функцию регулятора его деятельности в социальной системе, выступая в качестве конечных целей, на достижение которых направлена его активность. Ценности детерминируют его решение в ситуации выбора из имеющихся альтернатив в конкретной ситуации, активизируя и определяя направленность поведения.

Источники формирования ценностей бизнес-деятельности можно разделить на три группы: 1) общего характера: общефилософские ценности, религиозные и гуманистические идеи; 2) связанные с обществом: экономический и конституционный

уклад, социальный порядок; 3) имеющие отношение к персоналу бизнес-организации и ее ближнему окружению: ценности, разделяемые сотрудниками и партнерами предприятий, занимающихся бизнес-деятельностью. Источники первой группы отражают специфику культурного контекста развития бизнеса, при этом характер «вписанности» бизнеса в систему культуры строится на основе целевой направленности этого вида экономической деятельности, его смысловой заданностью спецификой ситуации, сложившейся в соответствии с культурной доминантой определенного исторического периода. Источники, отнесенные нами ко второй группе, являются отражением социально-экономической и политической обстановки, в рамках которой происходит формирование и развитие бизнеса, определение его основных функций и роли в жизни общества. Третья выделенная нами группа представлена источниками, непосредственно связанными с деятельностью бизнес-организаций, характер и направленность которой во многом определяется спецификой ценностных представлений работников и партнеров предприятия.

Представляется возможным использовать несколько оснований для типологизации ценностей бизнес-деятельности. Взяв за основу критерий, связанный с предметным содержанием изучаемых ценностей, можно выделить несколько их основных видов:

1) экономические ценности, в которых выражено отношение бизнеса к уровню рентабельности, темпам роста, стратегическому планированию деятельности, формированию комплекса конкурентных преимуществ бизнес-организации, внутреннему содержанию мотивационного механизма бизнес-деятельности;

2) социальные ценности, отражающие осознание бизнес-слоем своей роли и значения в жизни социума, представления о том, на каких основаниях должны строиться отношения бизнеса и общества, о механизмах реализации этого взаимодействия;

3) политические ценности, основное содержание которых связано с восприятием бизнесом своей политической активности, «выстраиванием» взаимодействия с государственными структурами, представлением своих интересов на уровне законодательных органов;

4) культурные, к которым можно отнести этические, морально-нравственные, духовные ценности, определяющие мировоззренческие основы бизнес-деятельности, их нравственную окраску, оценку деловой практики в системе координат «допустимо -недопустимо», «морально - аморально», «одобряемо - неодобряемо» и т.д.

С позиции оценки социокультурного смысла ценностей бизнес-деятельности основанием для их типологизации является разделение на терминальные и инструментальные ценности (методология М.Рокича). Используя данный подход, можно определить, что терминальные ценности бизнеса представляют собой систему идеалов, целей, самоценных смыслов этого вида экономической активности (к примеру, ценности свободы, труда, материального благополучия и т.д.). В инструментальных ценностях отражаются принятые в обществе и одобряемые им средства достижения целей бизнес-деятельности, представленные нравственными нормами поведения и качествами, способностями бизнесменов (например, независимость, целеустремленность, активность, склонность к лидерству и т.д.). Фиксируется иерархическая соподчиненность этих двух видов ценностей, заключающаяся в том, что терминальные ценности обладают большей устойчивостью и более высоким социальным статусом по сравнению с инструментальными ценностными установками.

Другим вариантом типологизации ценностей бизнес-деятельности является их разделение по основанию, связанному с их взаимодействием с ценностной системой общества, их ролью в развитии социума как системы, имеющей целостный характер. При таком подходе различаются позитивные и негативные ценности бизнеса, последние могут

быть названы анти-ценностями, поскольку не способствуют интеграции общества и вступают в противоречие с принятыми морально-нравственными и правовыми нормами.

По социально-этическому основанию ценности бизнеса могут быть дифференцированы на индивидуалистические и утилитаристские. Принципы индивидуализма предполагают рассмотрение благоденствия отдельного индивида в качестве основы человеческой жизни, что подразумевает возможность абсолютизации эгоистических устремлений, частично преодолеваемой благодаря соблюдению норм права и морали. К этой группе относятся ценности самостоятельности, свободы, ответственности за принимаемые решения, независимости и др. В определенной степени именно ценности индивидуализма во многом предопределяют существование бизнеса как социального, культурного и экономического феномена. Ценности утилитаризма создают основания для ориентации бизнесмена на то, что определяющее значение имеют не характеристики осуществляемой деятельности и не мотивация экономического поведения, а результат прилагаемых усилий.

Таким образом, бизнес-деятельность - это вид экономической активности, направленный на получение прибыли, основанный на самостоятельной инициативе бизнесмена, сопряженный с определенным уровнем риска и развивающийся в условиях экономической свободы. В отличие от предпринимательства, реализующегося в основном в сфере производства товаров и услуг, бизнес-деятельность связана с развитием коммерции, торговли, оказанием торгово-посреднических услуг. Если отличительной чертой предпринимательства является внедрение нововведений, то бизнес-деятельность имеет нормированный, неинновационный характер. Специфическими для предпринимательства являются ценности новаторства, творческого поиска и созидания, для бизнес-деятельности - ценности согласования интересов участников процесса купли-продажи, консенсуса, организации бесконфликтного взаимодействия сторон, долгосрочного сотрудничества с потребителями, достижения взаимоприемлемых договоренностей с учетом интересов продавца и покупателя.

Литература

1. Бенвенист, Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. [Текст] / Э. Бенвенист. -М.: Прогресс: Универс, 1995. - 456с.

2. Розенберг, Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. [Текст] / Д.М. Розенберг. - М.: Инфра-М, 1997. - 463с.

3. Шумпетер, Й. Капитализм, социализм и демократия. [Текст] / Й. Шумпетер. - М.: Экономика, 1995. - 540с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.