Научная статья на тему 'К вопросу о цели деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации'

К вопросу о цели деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTIONAL (CHARTER) COURT OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаптаев Анатолий Романович

Статья посвящена проблеме определения цели деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. По мнению автора, основной целью деятельности органов региональной конституционной (уставной) юстиции является защита прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of purpose of the constitutional (charter) courts activity of the Russian Federation

The article is devoted to defining the purpose of the constitutional (charter) courts activity of the Russian Federation. The author argues that the main purpose of the regional authorities of the constitutional (charter) Justice is to protect the rights and freedoms of a man and a citizen.

Текст научной работы на тему «К вопросу о цели деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации»

органов государственной власти Пермского края, выявления причин и условий возникновения обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования. Предметом такого расследования могут выступать события, связанные с фактами и обстоятельствами, представляющими большую общественную значимость для населения Пермского края и носящими негативный характер.

По итогам рассмотрения видов и форм парламентского контроля в субъектах Российской Федерации можно отметить достаточное разнообразие возможностей регионального парламента влиять на деятельность исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. В то же время следует согласиться и с тем, что «даже если законодательный (представительный) орган субъекта Федерации наделен достаточными контрольными полномочиями, на практике, это совсем не гарантирует их широкого применения» [6, 255]. Поэтому для того чтобы контрольный механизм действовал четко и отлаженно, необходимо не только законодательно закрепить формы парламентского контроля, но и детально их регламентировать, обеспечить реальную возможность для законодательного органа не просто выявить факт неисполнения или неэффективного исполнения закона, но и принять по итогам контрольных мероприятий юридически значимое решение. При этом речь не должна идти о присвоении законодательным органом власти исполнительно-распорядительных функций или чрезмерном вмешательстве в деятельность региональной исполнительной власти. Контрольная деятельность региональных парламентов должна осуществляться специфическими способами, соответствующими правовой природе представительных органов власти.

Литература

1. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005.

2. Устав г. Москвы от 28.06.1995 г. // Ведомости Московской Думы. - № 4. - 1995.

3. Закон Брянской области от 29.12.2007 г. №182-З «О контроле за исполнением законов Брянской области» // Официальная Брянщина. № 18. 29 дек. 2007 г.

4. Закон Пермского края от 08.10.2007 г. № 125-ПК «О депутатском расследовании Законодательного Собрания Пермского края» // Собрание законодательства Пермского края. № 11. 30 нояб. 2007.

5. Бурмистров А.С. Структура контрольной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 4. - С. 11-15.

6. Васильев В.И. Статус депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М., 2001. - 288 с.

7. Демидов М.В. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации: правовой статус и проблемы его унификации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 5. - С. 32-37.

8. Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации // Государство и право. - 2009. - № 4.

- С. 86-91.

Дагангаров Сергей Владимирович - ассистент кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского государственного университета.

Dagangarov Sergey Vladimirovich - assistant, department of constitutional and municipal law, Buryat State University.

УДК 342.565.2 © А.Р. Хаптаев

К вопросу о цели деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Статья посвящена проблеме определения цели деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. По мнению автора, основной целью деятельности органов региональной конституционной (уставной) юстиции является защита прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: конституционное правосудие, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации.

A.R. Khaptaev

To the issue of purpose of the constitutional (charter) courts activity of the Russian Federation

The article is devoted to defining the purpose of the constitutional (charter) courts activity of the Russian Federation. The author argues that the main purpose of the regional authorities of the constitutional (charter) Justice is to protect the rights and freedoms of a man and a citizen.

Keywords: constitutional justice, constitutional (charter) court of a subject of the Russian Federation.

Для уяснения правовой природы и определения места в системе органов государственной власти в России конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации следует выявить их основные характеристики как государственных судебных органов, главной из которых является «цель деятельности - результат», ради достижения которого они образуются. Член Общественной палаты Российской Федерации А.Г. Кучерена утверждает, что «для правовой жизни российского общества эти суды не стали актуальными и в достаточной степени востребованными, если за пятнадцать лет создано только 15 таких судов» [1]. однако, как справедливо отмечает Ж.В. Дворцова: «Социальная необходимость создания любого органа власти возникает тогда, когда в обществе существуют специфические цели и задачи, требующие своего разрешения» [2].

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «о Конституционном Суде Российской Федерации» в качестве целей Конституционного Суда России обозначены: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации [3].

По мнению Г.А. Жилина, «... очередность формулирования целей конституционного судопроизводства не соответствует ст. 2, 18 Конституции РФ, согласно которым человек, его права и свободы в нашей стране являются высшей ценностью». Далее он пишет: «Поэтому защита прав и свобод человека и гражданина в перечне целей Конституционного Суда РФ и соответственно судопроизводства в нем должна быть поставлена на первое место» [4]. Аналогичной позиции придерживается К.А. Сасов, полагающий, что «защита прав и свобод человека и гражданина составляет основную цель деятельности Конституционного Суда РФ» [5]. Г.А. Гаджиев говорит о том, что помимо защиты основных прав и свобод человека и гражданина, «... целью Конституционного Суда РФ в равной степени можно считать и признание прав и свобод человека и гражданина», поскольку

в силу ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина [6]. К.А. Будаев видит основную роль Конституционного Суда России «в оказании непосредственного влияния на приведение в соответствие действующего законодательства с Конституцией Российской Федерации», что приводит, в конечном итоге, к созданию «необходимых условий для соблюдения и защиты всего комплекса конституционных прав и свобод человека и гражданина» [7].

Законы субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах определяют цели их деятельности различным образом [8]. Так, в республиках Карелия, Коми, Марий Эл, г. Москве и Свердловской области данный вопрос не регулируется, что является серьезным упущением. В отношении конституционных судов Башкортостана, Дагестана, Ингушетии, Саха (Якутии), Татарстана и Тывы установлены цели, аналогичные тем, которые стоят перед Конституционным Судом Российской Федерации.

Согласно закону Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» Конституционный Суд Республики Адыгея имеет целью осуществление правосудия на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея, федеральными законами и законами Республики Адыгея. Также Конституционный Суд Республики Адыгея своей деятельностью способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Конституции Республики Адыгея [9]. Тождественные нормы содержатся в Конституционном законе Чеченской Республики «О Конституционном Суде Чеченской Республики» [10].

В силу ст. 1 закона Кабардино-Балкарской Республики «О Конституционном Суде КабардиноБалкарской Республики» деятельность Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики направлена на защиту конституционного строя

республики, обеспечение единства государственной власти, принципа разделения властей, на содействие в создании самостоятельной системы законодательства республики, упрочение законности в правотворчестве и применении права [11]. И опять же, дополнительно к перечисленным, копируются цели Конституционного Суда Российской Федерации [12]. Похожие нормы содержатся в законе Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» [13].

Своеобразием отличается правовое регулирование целей конституционного (уставного) правосудия в Республике Бурятия и в г. Санкт-Петербурге. Ст. 1 закона Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия» гласит: «Конституционный Суд Республики Бурятия является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя Республики Бурятия» [14]. В соответствии с п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» деятельность Уставного суда направлена на защиту Устава Санкт-Петербурга, укрепление законности в применении права [15]. Таким образом, в законодательстве субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах отсутствует единый подход в вопросе о целях их создания.

В научной литературе не имеется единообразного понимания целей конституционного (уставного) правосудия в регионах. К примеру, по мнению О.В. Брежнева, «конституционные (уставные) суды обеспечивают решение важной общегосударственной задачи, связанной с утверждением единой конституционной законности в стране» [16]. К.М. Худолей указывает, что решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации принимаются «в целях государственной защиты основного закона субъекта РФ, обеспечения его верховенства и непосредственного действия, защиты прав и свобод граждан, основ конституционного строя» [17]. Авторы комментария к Конституции Российской Федерации понимают защиту прав и свобод человека и гражданина как приоритетную цель правосудия, в том числе и конституционного (уставного) [18]. Е.В. Болдырева в работе, посвященной исследованию задач и целей конституционного правосудия в субъектах федеративных государств, пишет, что «обеспечение верховенства основного закона, его правовая охрана являются основными целями деятельности органов судебного конституцион-

ного контроля как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации» [19].

Наша позиция основывается на следующем. Как правило, нормативные правовые акты издаются для регулирования жизнедеятельности граждан. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации обладают правом проверки конституционности региональных нормативных правовых актов. Признанные не соответствующими конституции (уставу) субъекта Федерации нормативные правовые акты утрачивают силу и не применяются правоприменительными органами. Таким образом, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации наряду с Конституционным Судом Российской Федерации занимают ведущее место в механизме защиты прав человека. Именно защита прав и свобод человека и гражданина может быть обозначена в качестве основной цели деятельности органов региональной конституционной (уставной) юстиции. Наличие специфической цели объективно обусловливает существование конституционных (уставных) судов. По этой причине они должны быть созданы во всех субъектах Российской Федерации. Также полагаем необходимым четкое формулирование целей деятельности конституционных (уставных) судов в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России // СПС КонсультантПлюс.

2. Дворцова Ж.В. Организация и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ж.В. Дворцова. - М., 2005. - С. 15.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

4. Жилин Г. А. Соотношение целевых установок гражданского и конституционного судопроизводств // Журнал российского права. - 1999. - № 5-6. - С. 31.

5. Сасов К.А. Споры о конституционности налоговых законов: полномочия Конституционного Суда Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

6. Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 1.

- С. 10.

7. Будаев К.А. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 5.

8. О Конституционном Суде Республики Адыгея: Закон Республики Адыгея от 17.06.1996 г. № 11 // Ведомости ГС

- Хасэ Республики Адыгея. - 1996. - № 6.

9. О Конституционном Суде Чеченской Республики: Конституционный закон от 24.05.2006 г. № 2 // Вести Республики. - 2006. - № 43.

10. См.: О Конституционном Суде КабардиноБалкарской Республики: Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.1997 г. № 38-Р3 // КабардиноБалкарская правда. - 1997. - № 246, 247.

11. О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2001 г. № 17-Р // Северная Осетия. -2001. - № 127.

12. О Конституционном Суде Республики Бурятия: Закон Республики Бурятия от 25.10.1994 г. № 42-1 // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. -1995. - № 2.

13. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 05.06.2000 г. № 241-21 // Вестник Законодательного Собрания. - 2000. - № 9.

14. Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль в России: проблемы методологии, теории и

УДК 342. 8

практики: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. - М., 2006.

- С. 34-35.

15. Худолей К.М. Функции актов толкования конституций (уставов) субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 12. - С. 8.

16. Конституция Российской Федерации. Научнопрактический комментарий / под ред. Ю.А. Дмитриева // СПС КонсультантПлюс.

17. Болдырева Е.В. Задачи и цели конституционного правосудия в субъектах федеративных государств (на примере США, ФРГ и Российской Федерации) // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 2.

- С. 52 - 53.

Хаптаев Анатолий Романович - соискатель кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского государственного университета.

Khaptaev Anatoly Romanovich - competitor for scientific degree, department of constitutional, administrative and municipal law, Buryat State University.

© А.Р. Акчурин

Конституционные гарантии и проблемы реализации пассивного избирательного права в Российской Федерации

Статья посвящена анализу конституционных гарантий и проблем реализации пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации. В условиях применения пропорциональной избирательной системы реализация пассивного избирательного права имеет свои особенности. Автором предложены правовые механизмы, которые позволят учесть указанные особенности в избирательном законодательстве.

Ключевые слова: выборы, пассивное избирательное право, конституционные гарантии, пропорциональная избирательная система, исключение кандидата.

A.R. Akchurin

The constitutional guaranties and problems of realization of passive electoral right in the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of constitutional guarantees and problems of the realization ofpassive electoral right of a citizen of the Russian Federation. Under the conditions of applying the proportional electoral system the realization ofpassive electoral right has its special features. The author has proposed the lawful mechanisms, which will make it possible to consider the special features in the electoral legislation.

Keywords: elections, passive electoral right, constitutional guarantees, proportional electoral system, the exclusion of candidate.

Реформы в сфере организации органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, системные изменения в избирательном законодательстве России, направленные на повышение роли политических партий в избирательном процессе, а также инициированная Президентом Российской Федерации дискуссия о возможностях перехода к полностью про-

порциональной системе выборов законодательных и представительных органов всех уровней обусловливают необходимость анализа некоторых проблем реализации пассивного избирательного права граждан Российской Федерации.

В условиях пропорциональной избирательной системы реализация пассивного избирательного права имеет свои особенности, связанные с уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.