Немаловажным фактором является утверждение достигнутого соглашения. Медиатору, вместе с участниками конфликта, следует определить, какие механизмы урегулирования обеспечат наиболее эффективное и быстрое утверждение принятого документа, на основании которого конфликт будет считаться исчерпанным.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что медиация - это одна из форм посредничества, выраженная в процессе урегулирования разногласий между конфликтующими сторонами с участьем третьей независимой стороны (медиатора). Медиация имеет ряд преимуществ, являясь альтернативой судебной процедуре, главным из которых является разрешение конфликта путем достижения конфликтующими сторонами решения на равноправной и добровольной основе, учитывая интересы друг друга. Список использованной литературы:
1. Брыжинская Г. В., Багрий А. А. Достижение компромисса в переговорном процессе: психологические аспекты. В сборнике: Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 34-35.
2. Брыжинская Г. В., Баева А. В. Коммуникация как неотъемлемая часть конфликта. В сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Саранск, 2014. С. 17-20.
3. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. №1. С. 65-67.
4. Худойкина Т. В. Применение посредничества как примирительной процедуры при разрешении правовых споров и конфликтов в России // Социально-политические науки. 2012. №4. С. 67-70.
© Е В. Маркова, 2015
УДК 346.62
Медведева Наталья Георгиевна
Канд. экон. наук, доцент ИГИП ТГУ, г. Тюмень, РФ E-mail: natamedw2004@mail. ru
К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРИНЦИПАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Аннотация
Правовое регулирование планирования, организации и проведения государственных и муниципальных закупок основано на законодательным образом закрепленных базовых принципах, которые определяют сущность и юридическую природу, а также собственно предмет регулирования этих отношений. Именно эти основные начала (или принципы) предопределяют содержание целей и задач правового регулирования закупок, круг субъектов отношений, связанных с планированием, организацией и контролем закупок, их действия (бездействия) по осуществлению прав и обязанностей. Поэтому крайне важно закрепить в законодательстве о закупках такие принципы правового регулирования, которые обеспечивали бы эффективное функционирование и развитие института государственных и муниципальных закупок, достижение экономических и социальных целей его внедрения. В статье рассматриваются вопросы соотношения принципов правового регулирования государственных и муниципальных закупок с его целями, задачами и получаемыми результатами.
Ключевые слова
Государственные и муниципальные закупки, конкуренция, правовое регулирование государственных и
237
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
муниципальных закупок, принципы правового регулирования государственных и муниципальных закупок.
В настоящее время повышается роль и значение института государственных и муниципальных закупок. Безусловно, прав Гринев В.П., говоря о том, что контрактная система закупок представляет собой многоструктурное образование, содержащее иерархически взаимосвязанные элементы [2, с.29]. Многоструктурность института государственных и муниципальных закупок на основе контрактной системы должна найти свое отражение как в целях и задачах законодательства о контрактной системе закупок, так и его основных началах (принципах). Сегодня же эта многоструктурность находит отражение лишь в широком круге органов власти и управления, обеспечивающих планирование, организацию, проведение и контроль закупок на основе контрактной системы.
Законодательство о контрактной системе закупок в своем современном виде содержит нормы, не обеспечивающие, по мнению автора, эффективное регулирование отношений, возникающих в сфере планирования, организации, проведения и контроля государственных и муниципальных закупок. И в первую очередь, из-за недостаточной проработанности норм, касающихся принципов правового регулирования государственных и муниципальных закупок (ст. 6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Проблематика выражается как в составе принципов правового регулирования государственных и муниципальных закупок, так и в их формулировках.
Так, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [1]. По мнению автора, необходимо расширить перечень принципов за счет включения в него принципов целевого характера закупок, планирования, приоритета национального законодательства, т.е. тех положений, которые содержатся в других статьях закона (13,14 и т.д.), являясь принципами не де-факто, а де-юре. Кроме того, в законодательстве о закупках не содержатся положения, обеспечивающие реализацию отдельных принципов закупок, в том числе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд [3, с.117].
Во-вторых, целевая ориентация данного законодательства недостаточно точно и внятно определена.
Целевая ориентация ФЗ-44 прописана в статье 1, согласно которой данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Представляется, что в приведенной формулировке обозначены далеко не все цели и задачи, на реализацию и решение которых направлен ФЗ-44. Так, исходя из того, что эффективность и целевое использование бюджетных средств, выделенных на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контролируют контрольно-счетные органы, Росфиннадзор, в качестве одной из целей ФЗ-44 должно быть определено, что ФЗ-44 направлен на обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств.
Далее. Законодатель явно контрактную систему закупок рассматривает как инструмент, использование которого направлено на совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако и эта цель в ФЗ-44 четко не прописана.
ФЗ-44 в части обязательности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого и среднего предпринимательства и законодателем, и специалистами, и учеными рассматривается как мера поддержки малого предпринимательства. И действительно, по информации Федеральной антимонопольной службы, с введением ФЗ-44 на 62% увеличились закупки у малого бизнеса, за счет чего отмечена экономия бюджетных средств [4]. Но и это направление правового регулирования четкого отражения в целевой ориентации и принципах ФЗ-44 не получило.
Исходя из принципов ФЗ-44, данный закон направлен на развитие конкуренции. Это вытекает хотя бы из того, что ключевым «контролером» за закупками является антимонопольная служба. Однако в статье 1 закона это отражения не получило.
По мнению автора, в целях достижения ожидаемого обществом экономического, социального и организационного эффекта от закупок на основе контрактной системы, необходимо прописать в качестве целей ФЗ-44 следующее:
- эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- развитие здоровой конкуренции в России;
- поддержки и стимулирование малого предпринимательства.
Представляется, что в части целей и принципов правового регулирования государственных и муниципальных закупок на основе контрактной системы нормативные правовые акты должны быть уточнены и дополнены.
Список использованной литературы:
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: по сост. на 1 января 2015 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст.1652.
2. Гринев В.П. Обзор подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок / В.П. Гринев // Право и экономика: журнал. -2014. - № 4. - С.28 - 38.
3. Медведева Н.Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками / Н.Г. Медведева // Инновационная наука: журнал. - 2015. - № 5. - С.115 - 119.
4. Не перепрыгнуть, не обойти. 17 марта 2015 г. [Электронный ресурс] Федеральная антимонопольная служба [сайт]. - URL: http://www. fas.gov. ru.
© Н.Г. Медведева, 2015
УДК 4414
Хафизова Алиса Ильфировна
Студент, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ
Аннотация
Граждане с важными вопросами, которые они не в силах решить самостоятельно, часто обращаются в органы государственной власти. Это может быть предложение, заявление, либо жалоба. Данное право предоставляется каждому дееспособному гражданину и является неотчуждаемым.
Ключевые слова Обращения граждан. Коституционное право. Виды обращений.
Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет определенные права и обязанности. Основные права перечислены в основном законе РФ - Конституции 1993 года. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Таковыми являются право на жизнь, право на имя, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство и т.д. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные