Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / медицина / трансформация / мотивация / обучение / интерактивные формы / education / medicine / transformation / motivation / training / interactive forms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельцова Любовь Федоровна, Ельцов Анатолий Викторович

Трансформация медицинского образования на современном этапе определила проблему данного исследования: до конца не решены вопросы качественной подготовки необходимых обществу кадров для медицинской отрасли; полностью не раскрыты педагогические технологии и методические подходы, способствующие росту образовательных результатов. Целью работы стал анализ существующих сегодня перспективных форм обучения, которые могли бы быть использованы при трансформации образовательного пространства медицинского вуза и способствовали бы более качественной подготовке будущих специалистов медицинской отрасли. Основным методом исследования стало изучение литературных источников, описывающих активные и интерактивные формы обучения, раскрывающие возможности иммерсивного обучения, применения технологий искусственного интеллекта. В ходе проведенного анализа показано, что применение нетрадиционных форм обучения дает требуемый эффект перемены и новизны, вызывает интерес у обучающихся и является мощным стимулом для получения знаний, умений и навыков. Отмечено, что все изменения в трансформируемом образовательном процессе необходимо проводить с учетом мотивационного аспекта в обучении, так как самым важным фактором, влияющим на эффективность учебного процесса, на повышение результативности образовательной деятельности на всех этапах приобретения профессионального медицинского знания, является мотивация студентов к обучению. Более успешны в будущем те выпускники медицинских вузов, которые не только обладают специальными знаниями и набором профессиональных навыков, но имеют также побудительные мотивы получения образования, связанные с формированием профессиональных компетенций, знают универсальные технологии саморазвития, умеют мотивировать себя на получение, обработку и применение новых знаний, способны критически оценивать полученную информацию, адаптироваться к требованиям конкретной деятельности, имеют устойчивое позитивное отношение к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ельцова Любовь Федоровна, Ельцов Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TRANSFORMATION OF MEDICAL EDUCATION

The transformation of medical education at the present stage has determined the problem of this study, the issues of high-quality training of medical personnel necessary for the society have not been fully resolved, pedagogical technologies and methodological approaches that contribute to the growth of educational results have not been fully disclosed. The aim of this study to analyze the existing high-potential forms of training that could be used in the transformation of the educational space of a medical university and contribute to better training of future specialists in the medical industry. The study of literature and other various sources of information was chosen as the main research method that allowed to describe the active and interactive forms of training under discussion as well as to reveal the possibilities of immersive learning and the use of artificial intelligence technologies. Our analysis shows that the use of nontraditional forms of learning gives the required effect of change and novelty, evokes an emotion of interest in students and is a powerful incentive to gain knowledge, skills and abilities. It was noted that all changes in the transformable educational process must take into account the motivational aspect in learning, since the most important factor affecting the effectiveness of the educational process, increasing the effectiveness of educational activities at all stages of acquiring professional medical knowledge is the motivation of students to learn. Those medical graduates gain more success in the future carrier, who not only have special knowledge and a set of professional skills, but they also have incentives for education related to the formation of professional competencies, know universal technologies of self-development, understand how to motivate themselves to receive, process and apply new knowledge, are able to critically evaluate the information received, adapt to the requirements of a particular activity, have a stable positive attitude towards the profession.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.23888/humJ2024122107-116

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ON THE TRANSFORMATION OF MEDICAL EDUCATION

Ельцова Л. Ф., Ельцов А. В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация

Аннотация:

Трансформация медицинского образования на современном этапе определила проблему данного исследования: до конца нерешены вопросы качественной подготовки необходимых обществу кадров для медицинской отрасли; полностью не раскрыты педагогические технологии и методические подходы, способствующие росту образовательных результатов. Целью работы стал анализ существующих сегодня перспективных форм обучения, которые могли бы быть использованы при трансформации образовательного пространства медицинского вуза и способствовали бы более качественной подготовке будущих специалистов медицинской отрасли. Основным методом исследования стало изучение литературных источников, описывающих активные и интерактивные формы обучения, раскрывающие возможности иммерсивного обучения, применения технологий искусственного интеллекта. В ходе проведенного анализа показано, что применение нетрадиционных форм обучения дает требуемый эффект перемены и новизны, вызывает интерес у обучающихся и является мощным стимулом для получения знаний, умений и навыков. Отмечено, что все изменения в трансформируемом образовательном процессе необходимо проводить с учетом мотивационного аспекта в обучении, так как самым важным фактором, влияющим на эффективность учебного

Yeltsova L. F., Yeltsov A. V.

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation

Abstract:

The transformation of medical education at the present stage has determined the problem of this study, the issues of high-quality training of medical personnel necessary for the society have not been fully resolved, pedagogical technologies and methodological approaches that contribute to the growth of educational results have not been fully disclosed. The aim of this study to analyze the existing high-potential forms of training that could be used in the transformation of the educational space of a medical university and contribute to better training of future specialists in the medical industry. The study of literature and other various sources of information was chosen as the main research method that allowed to describe the active and interactive forms of training under discussion as well as to reveal the possibilities of immersive learning and the use of artificial intelligence technologies. Our analysis shows that the use of non-traditional forms of learning gives the required effect of change and novelty, evokes an emotion of interest in students and is a powerful incentive to gain knowledge, skills and abilities. It was noted that all changes in the transformable educational process must take into account the motivational aspect in learning, since the most important factor affecting the effectiveness of the educational process, increasing the effectiveness of educational activities

процесса, на повышение результативности образовательной деятельности на всех этапах приобретения профессионального медицинского знания, является мотивация студентов к обучению. Более успешны в будущем те выпускники медицинских вузов, которые не только обладают специальными знаниями и набором профессиональных навыков, но имеют также побудительные мотивы получения образования, связанные с формированием профессиональных компетенций, знают универсальные технологии саморазвития, умеют мотивировать себя на получение, обработку и применение новых знаний, способны критически оценивать полученную информацию, адаптироваться к требованиям конкретной деятельности, имеют устойчивое позитивное отношение к профессии.

at all stages of acquiring professional medical knowledge is the motivation of students to learn. Those medical graduates gain more success in the future carrier, who not only have special knowledge and a set of professional skills, but they also have incentives for education related to the formation of professional competencies, know universal technologies of self-development, understand how to motivate themselves to receive, process and apply new knowledge, are able to critically evaluate the information received, adapt to the requirements of a particular activity, have a stable positive attitude towards the profession.

Ключевые слова: образование; медицина; трансформация; мотивация; обучение; интерактивные формы.

Keywords: education; medicine; transformation; motivation; training; interactive forms.

Актуальность

В кризисные моменты развития государства вопросы подготовки кадров и развития «человеческого капитала» становятся более актуальными. Происходящие в настоящее время изменения в системе российского образования определяются глубокими переменами в общественно-политической жизни и в экономике России. В центре внимания находятся вопросы трансформации образования, ведётся поиск наиболее эффективных подходов к обучению и новых образовательных технологий, изучаются возможности цифровых инструментов и пр.

Трансформация образования, прежде всего, направлена на решение проблемы дефицита кадров, на подготовку необходимого количества профессионалов способных в новых условиях решать стратегические задачи успешного развития государства.

Для достижения поставленной в нашей работе цели необходимо было решить ряд задач:

Во-первых, выяснить, насколько система медицинского образования соответствует реальному рынку труда, какие специалисты будут востребованы в ближайшие годы, каким багажомзнаний, умений и навыков они должны обладать.

Во-вторых, необходимо определить, что в образовании надо подвергнуть трансформации, а что- подтвердило свою жизнеспособность и эффективность и требует сохранения.

В-третьих, определить, какие формы образования и технологии будут наиболее эффективны и будут способствовать росту образовательных результатов.

Во время выступления с отчетом о работе правительства в 2023 году премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин сообщил, что медицина вошла в тройку самых востребованных специальностей в России. Вузы являются опорой для научного, инновационного и технологического развития государства. Выпускники университетов,участвуя в научно-исследовательских и инновационных проектах, способствуют социально-экономическому развитию своих регионов и государства в целом. Вузы не только готовят кадры для экономики и других сфер деятельности человека, но и занимаются подготовкой научно-педагогических кадров, без которых невозможно развитие системы образования, устранение профессиональных дефицитов, совершенствование профессиональных компетенций, удовлетворение личностно значимых потребностей. Поэтому становится актуальным выявление наиболее перспективных подходов и технологий в высшем медицинском образовании.

Обеспечить эффективную подготовку медицинских кадров становится все сложнее, так как медицина будущего — это высокотехнологическая медицина. Уже сейчас в здравоохранении используются технологии, ориентированные наискусственный интеллект, персонализированное медицинское обслуживание с учётом генетической информации, виртуальные больницы, телемедицина, операции с использованием камер виртуальной реальности, биосовместимые материалы, кибернетические конечности, микрочипы в качестве моделей клеток и органов, 3D-печать, мобильные медицинские устройства, фиксирующие и передающие жизненно важные показатели пациента и многое другое. В этих условиях наиболее востребованы те выпускники медицинских вузов, которые не только обладают специальными знаниями, набором профессиональных навыков и имеют хорошую теоретическую подготовку, но и умеют мотивировать себя на получение, обработку и применение новых знаний, способны критически оценивать полученную информацию, адаптироваться к требованиям конкретной деятельности.

Подготовка таких специалистов, знающих универсальные технологии саморазвития и самообразования, является наиболее сложной задачей, которую невозможно решить включением в стандарты высшего образования нового перечня компетенций. Необходимо проводить работу по составлению специальных методических указаний преподавателям по организации учебного процесса с учетом требований времени. Создание рекомендаций к отбору и применению методов обучения, дидактических средств и ресурсов и стратегий общенияв процессе профессиональной подготовки студентов должно проводиться с учётом особенностей обучающихся, обладающих различным уровнем базовых знаний, разным уровнем развития интеллекта и способностей к обучению, имеющих различные индивидуально-психологические характеристики.

Самым важным фактором, влияющим на эффективность учебного процесса, на повышение результативности образовательной деятельности на всех этапах приобретения профессионального знания является мотивация студентов к обучению. Успешность в какой-либо деятельности, в том числе учебной, определяется развитостью

109

мотивации, ее достаточной силой и устойчивостью [1]. Недостаточно мотивированный студент, у которого отсутствует интерес к учебному процессу, неспособен в полной мере развить свой интеллектуальный и исследовательский потенциал, сформировать систему профессионально важных качеств необходимых для профессионального становления личности. Формирование личности, согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, происходит в движении системы деятельности субъекта, в процессе которой происходит образование иерархических связей мотивов и их трансформация [2]. Таким образом, деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, побуждается целым комплексом мотивов, который называют мотивация. «Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, т. е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме — в форме эмоциональной окраски действий» [2, С. 40]. По мнению В. И. Шаховского, мотив деятельности — всегда эмоциональный, стремление к успеху. Связь эмоциональной сферы с мотивацией очевидна. Люди с более высоким ^ не так успешны, в то время как люди со средним ^ более приспосабливаемы и успешны. Он объясняет это наличием у них развитого эмоционального интеллекта, «специфической способностью человека управлять эмоциональными импульсами, считывать с вербалики и авербалики чужие эмоции и переживания, регулировать более деликатно свои эмоциональные взаимоотношения, способность мотивировать свои эмоции, со-чувствовать, способностью включённо картировать человеческое сердце, со-страдать» [3, С. 36].

Анализируя проблемы современного высшего медицинского образования, мы пришли к выводу, что многие трудности, возникающие в процессе обучения студентов-медиков, связаны с недостаточным развитием эмоционального интеллекта студентов и отсутствием у них развитых навыков эмоционального межличностного взаимодействия. Новые цифровые технологии обеспечивают быстрый и легкий доступ к любой информации, к всевозможным видам развлечений, дают возможность неограниченного пространственными рамками виртуального общения. Постоянное погружение в пространство виртуальной реальности, замена реального общения на сетевое взаимодействие, в котором отсутствуют невербальные сигналы и телесные контакты, приводит к изменению эмоциональной сферы молодых людей. Они все менее способны к независимому мышлению, критическому анализу, к продуктивному межличностному общению в реальном мире. Виртуальное общение снижает уровень эмпатии, поскольку усложняет понимание чужих эмоций, тормозит развитие саморегуляции, мешает развитию способности устанавливать контакты, решать конфликты. Некоторые исследователи полагают, что «... лица с высокой эмпатией не ориентированы ни на какой вид виртуальной активности. Вероятно, именно для таких лиц необходимо непосредственное взаимодействие с людьми, к какой бы области эта коммуникация не относилась. Только таким образом они могут проявлять свои эмпатийные способности, что в сети осуществить невозможно» [4]. Для специалиста в области медицины наличие эмпатии является необходимым профессионально

110

значимым качеством. Эмпатия является важным фактором успешного профессионального взаимодействия с пациентами, от которого зависит эффективность коммуникации, а, значит, точность диагностики и результат лечения. Поэтому одной из задач медицинского образования является создание системного подхода к развитию эмпатии студентов-медиков.

Основную роль в формировании, как внутренней мотивации, так и социальной мотивации играют эмоции — любая эмоция выполняет мотивационные функции. Наиболее важную роль в стимуляции познавательной активности, по мнению психологов, играет эмоция интереса [5]. Интерес является мотивацией, обеспечивающей способность человека приобретать знания, формировать навыки и умения, которые пополняют резервные фонды интеллекта. Если человек испытывает интерес к чему-либо, он испытывает воодушевление, у него появляется желание изучить объект интереса. Человек не может заниматься изучением того, что не вызывает в нем интереса. Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей информации. Она заставляет в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка. «Взаимосвязи между эмоцией интереса и функциями мышления и памяти настолько многообразны и тесны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны эмоции интереса угрожает развитию интеллекта почти так же, как физическое разрушение мозговой ткани. Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Пожалуй, нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без участия устойчивого интереса» [6, С. 343].

Эмоциональные переживания, неизбежно сопровождающие процесс обучения, способствуют активизации познавательной деятельности. К. Изард считает, что научение через переживание так же, если не более, важно, как усвоение фактов и теорий. Решению многих проблем формирования учебной мотивации может способствовать управляемое воздействие на эмоциональную сферу обучаемого. Интерес может быть направлен на что угодно, но наибольшую пользу приносят интеллектуальные виды созидательной деятельности. Психологи указывают на несколько факторов активирующих эмоцию интереса. Прежде всего, это перемены, новизна объекта, воображение, а также, слова и представления, связанные в нашем мышлении с новизной и переменами [5]. Таким образом,все изменения в образовательном процессе необходимо проводить с учетом мотивационного аспекта в обучении. Студенты, имеющиепобудительные мотивы получения образования, связанные с формированием профессиональных компетенций, несомненно, будут успешны в профессиональной деятельности.

Анализ многолетнего опыта работы, теоретическое осмысление и практическая разработка вопросовпрофессиональной подготовки студентов медицинского вуза позволили сделать некоторые выводы, касающиеся выбора современных форм обучения, способствующих оптимизации образовательного процесса. Эффективными, на наш взгляд, являются только те подходы к обучению, которые не только повышают

111

интерес к учебе (то есть направлены на развитие учебно-познавательных мотивов), но и способствуют развитию социальных, коммуникативных и эстетических мотивов. Чтобы заинтересовать современного студента процессом обучения, привлечь его внимание к изучаемой дисциплине, надо применять не только традиционные, но и новые активные и интерактивные методы. Нетрадиционные формы обучения помогают достичь эффекта новизны,чем вызывают эмоцию интереса, которая является стимулом для получения знаний, умений и навыков. Чтобы обеспечить эмоциональную вовлеченность студентов в учебный процесс в медицинских вузах, необходимо обратить внимание на геймификацию обучения. Многие интерактивные методики позволяют создать условия, при которых все студенты группы могут участвовать в обсуждении изучаемого материала в обстановке эмоционального подъёма и свободно демонстрировать свои способности. Привлечение студентов к различным видам соревновательной деятельности, к работе в командах, к совместному решению нестандартных задач в условиях ограничения времени способствуют развитию эмоционального интеллекта, формированию профессиональных коммуникативных навыков, развивают критическое мышление.

В условиях усложнения процесса обучения, постоянного повышения требований к результатам образования и к качеству преподавания, особое значение приобретает умение преподавателей взаимодействовать с искусственным интеллектом. Применение технологий искусственного интеллекта может помочь существенно снизить нагрузку на преподавателя и повысить объективность оценивания уровня знаний и умений обучающихся. В настоящее время данные технологии применяются для создания обучающего контента и для индивидуализации обучения. Цифровые инструменты дают возможность составлять индивидуальные задания для каждого студента с учётом их способностей и уровня подготовки.

Знакомство с передовыми научными методиками, использующимися в медицинской науке, для обработки результатов, полученных в сфере здравоохранения, способствует развитию у обучающихся интереса к выбранной профессии. Привлечение студентов к выполнению и защите научных проектов с учётом их интересов и способностей стимулирует развитие их учебной мотивации. Организация дискуссий, мини-конференций и т. п. способствует формированию навыков научно-исследовательской деятельности, развитию коммуникативных компетенций и навыков самостоятельной работы.

Специалисты отмечают, что для формирования практических навыков наиболее эффективны технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, которые позволяют создавать разнообразные симуляторы. Эти технологии в медицинском образовании можно успешно применять для создания виртуальной ситуационной модели клинического случая или использовать смоделированные в виртуальной среде модели для изучения физики, биологии, химии и математики. Визуализация поможет получить представление о сложных патологических процессах при изучении клинических дисциплин, понять как протекают реальные физические и химические

112

процессы. Особую роль играет создание иммерсивного учебного опыта, когда студент получает возможность в виртуальной среде взаимодействовать с объектами и ситуациями, с которыми в реальном мире он взаимодействовать не может. К преимуществам иммерсивного обучения относят то, что используемые в нем «реальные сценарии или симуляции способствуют формированию практических знаний и умений относительно изучаемого предмета в безопасной/безаварийной среде, что важно и для обучающихся, и для преподавателей. При этом, — благодаря встроенному механизму обратной связи, обучающийся может повторять выполнение заданий, пока не достигнет требуемого результата... Иммерсивное обучение базируется на возможностях технологий смешанной, дополненной и виртуальной реальности, которые являются системными принадлежностями четвертой промышленной революции. При этом нельзя недооценивать вклад в иммерсивное обучение таких традиционных средств обучения или модальностей, как видео, аудио, анимация, интерактивные задания, ролевые игры, геймификация» [7].

В тоже время необходимо всегда помнить, что никогда и ни при каких условиях никакая электронная информационная обучающая среда (ЭИОС) не заменит педагога. Его роль не только объяснять, слушать, разговаривать, понимать и направлять студента, но и смотреть в глаза, сочувствовать, побуждать своим примером к изучению конкретной дисциплины. Педагог должен учить думать: разрабатывать и использовать специальные проблемные методы обучения, предлагать разные последовательности подачи материала и по содержанию, и по времени, представлять различные модели изучаемого объекта для рассмотрения его с различных сторон. Хорошо, когда он использует в обучении технологии преодоления междисциплинарных границ -конвергентный подход, согласно которому обучаемые видят мир системным и единым.

Эксперты в области медицинского образования и представители практического здравоохранения все чаще говорят, что самое главное в трансформации высшего медицинского образования - это сделать его более практико-ориентированным, что современное высшее образование слишком теоретизировано, что выпускники медицинских вузов не всегда могут творчески применить теоретические знания к конкретной ситуации. Многие полагают, что на законодательном уровне, необходимо разрешить специалистам из медицинских клиник преподавать в университетах, так как они обладают очень ценными знаниями из области современной практической медицины, хотя не занимаются научной деятельностью. Это будет способствовать тому, что система высшего медицинского образования будет менее инертной, студенты будут получать знания, основанные на решении реальных ситуационных задач, на анализе актуальных клинических случаев. Обсуждение с преподавателем необычных примеров из его врачебной практики является стимулом для изучения дисциплин, подчеркивающим актуальность специальных знаний для будущего врача. Таким образом, формирование у студентов-медиков практических умений и навыков, а также клинического мышления должно проходить в тесном взаимодействии со специалистами-практиками, что стимулирует мотивацию к обучению и обеспечивает

113

высокий уровень профессиональной подготовки. Специалисты отмечают, что использование метода коллегиального решениязадач с участием всех студентов группы позволяет использовать учебную деятельность в качестве средства общения, при котором студенты получают навыки ведения дискуссии и учатся оппонировать. Совместно решая ситуационные задачи, учащиеся оценивают логику преподавателя, запоминают и переносят ее на схожие клинические ситуации [8].

STEM-технологии (Science, Technology, Engineering, Mathematics) будут способствовать формированию интегративного мышления, объединяющего естественные науки, технологии и инженерные подходы в единую систему медицинского образования.

Выводы

Трансформация медицинского образования — это процесс необходимый и непрерывный. Новые реалии требуют специалистов с новым набором профессиональных компетенций, поэтому в подготовке медицинских кадров всегда необходимо опираться на те формы обучения, которые направлены на развитие учебно-познавательных, социальных и коммуникативных мотивов. Разнообразные цифровые образовательные технологии, взаимодействие со специалистами-практиками, проектная, командная и исследовательская работа будут способствовать достижению новых результатов в обучении, качеству образовательных результатов, развитию и преумножению «человеческого капитала». Роль педагога остается определяющей, именно от него зависит выбор траектории образовательного процесса, соответствующих форм обучения, которые будут обеспечивать мотивацию студентов к обучению для критического оценивания получаемой информации и адаптации к требованиям сегодняшней действительности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2 (2). С. 4-11.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат; 1975.

3. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис; 2008.

4. Козлова Н.С., Комарова Е.Н. Эмоциональный интеллект и вовлеченность личности в интернет-среду // МНИЖ. 2015. № 7-4 (38). С. 120-122.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер; 1999.

REFERENCES:

1. Gnezdilova LB, Gnezdilov MA. Uchebnaya motivaciya kak osnova effektivnogo obrazova-tel'nogo processa v vuze. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2017;2(2):4-11. (In Russ).

2. Leont'ev AN. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow: Politizdat; 1975. (In Russ).

3. Shahovskij VI. Lingvisticheskaya teoriya emocij. Moscow: Gnozis; 2008. (In Russ).

4. Kozlova NS, Komarova EN. Emocional'nyj intellect i vovlechennost' lichnosti v internet-sredu. MNIZH. 2015;(7):120-2. (In Russ).

5. Izard KE. Psihologiya emocij. Saint-Petersburg: Piter; 1999. (In Russ).

114

6. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. 1962. Vol. 1. The positive affects. N.-Y.: Springer; 1962.

7. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Иммер-сивное обучение - технология будущего или временное увлечение? // КПЖ. 2023. № 1 (156). C. 120-129.

8. Мацкевич Е.Э., Широкогорова Т.Г. Эмпатия как необходимый клинический навык врача // АНИ: педагогика и психология. 2022. №2 (39). C. 54-59.

9. Купрюшин А.С., Купрюшина Н.В., Вишнякова Ж.С. Формирование клинического мышления при преподавании морфологических учебных дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5-1. С. 58-61.

10. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. 2016. № 5 (96). C. 61-64.

11. Костикова Л.П., Ельцов А.В., Ельцова Л.Ф., и др., ред. Актуальные вопросы профессиональной языковой подготовки студентов неязыкового вуза. М.: Перспектива; 2021.

12. Ельцов А.В., Ельцова Л.Ф. О реализации некоторых дидактических принципов обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 3 (34). С. 249-257. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ru/ art&id=492. Ссылка активна на 24.01.2024. doi: 10.23888/humJ20213249-257

13. Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. О реализации принципа интеграции в организации обучения в медицинском вузе (на примере преподавания дисциплины «Латинский язык») // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7. № 1 (24). C. 38-50. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=361. Ссылка активна на 24.01.2024. doi: 10.23888/ humJ2019138-50

6. Tomkins SS. Affect, imagery, consciousness. Vol. 1. The positive affects. New York: Springer; 1962.

7. Murav'eva AA, Olejnikova ON. Immersivnoe obuchenie — tekhnologiya budushchego ili vremen-noe uvlechenie? KPZH. 2023;(1):120-9. (In Russ).

8. Mackevich EE, Shirokogorova TG. Empatiya kak neobhodimyj klinicheskij navyk vracha. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2022;2(39):54-9. (In Russ).

9. Kupryushin AS, Kupryushina NV, Vishnyako-va ZhS. Formirovanie klinicheskogo myshleniya pri prepodavanii morfologicheskih uchebnyh disciplin. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015;(5-1):58-61. (In Russ).

10. Mel'nikov VE. Motivaciya k obucheniyu studentov v vuze kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Vestnik NovGU. 2016;5(96):61-4. (In Russ).

11. Kostikova LP, El'cov AV, El'cova LF, et al.

Aktual'nye voprosy professional'noj yazykovoj podgotovki studentov neyazykovogo vuza. Moscow: Perspektiva; 2021.

12. El'cov AV, El'cova LF. O realizacii nekotoryh didakticheskih principov obucheniya v elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj srede vuza. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2021;9(3):249-57. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=492. Accessed: 2024 January 24. (In Russ). doi: 10.23888/humJ 20213249-257

13. El'cova LF, El'cov AV. O realizacii principa integracii v organizacii obucheniya v medicinskom vuze (na primere prepodavaniya discipliny «Latinskij yazyk»). Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2019;7(1):38-50. Available at: http://humjournaLrzgmu.ru/art&id=361. Accessed: 2024 January 24. (In Russ). doi: 10.23888/humJ2019138-50

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ельцова Любовь Федоровна — канд. филолог. наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков с курсом русского языка. SPIN: 8816-8777, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6533-9580, e-mail: [email protected]

Ельцов Анатолий Викторович — д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры математики, физики и медицинской информатики. SPIN: 9633-9850, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9092-3818, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Liubov F. Yeltsova — Cand. Sci. (Phil.), Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages with a Course of Russian Language. SPIN: 8816-8777, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6533-9580, e-mail: [email protected]

Anatoliy V. Yeltsov — Dr. Sci. (Ped.), Professor, Professor of the Department of Mathematics, Physics, and Medical Information Technology. SPIN: 9633-9850, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9092-3818, e-mail: [email protected]

115

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 24.01.2024. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 07.04.2024. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.06.2024.

PAPER RECEIVED: 24.01.2024. PAPER REVISED: 07.04.2024. PAPER ACCEPTED: 01.06.2024.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. К вопросу о трансформации медицинского образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 2 (45). С. 107-116. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ш/art&id=599. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888^ит12024122107-116

FOR CITATION:

Yeltsova LF, Yeltsov AV. On the transformation of medical education. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 20 24; 12 (2): 10 7-11 6. Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=599. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2024122107-116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.