DOI: 10.23888/humJ202412134-45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN PROFESSIONAL LANGUAGE TRAINING
OF MEDICAL STUDENTS
Кузнецов З. Ю. Kuznetsov Z. Yu.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation
Аннотация:
Abstract:
В статье рассматривается возможность использования искусственного интеллекта в профессиональной языковой подготовке студентов-медиков. Цель проведённого исследования заключалась в определении преимуществ и недостатков применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку студентов медицинского вуза. На основе контекстного методологического подхода применялись методы теоретического анализа и обобщения положений научной литературы по проблеме исследования, а также эмпирические методы, которые включали педагогическое наблюдение и анализ собственного опыта автора работы. Исследование подтвердило потенциальную ценность применения искусственного интеллекта в образовании студентов-медиков. Были определены такие важнейшие преимущества искусственного интеллекта, как возможность
The article examines the possibility of using artificial intelligence in the professional language education of medical students. The aim of the study was to determine the advantages and disadvantages of using artificial intelligence in teaching foreign languages to medical students. Based on the contextual methodological approach, methods of theoretical analysis and summarization of scientific literature on the study problem were used, as well as empirical methods including pedagogical observation and analysis of the author's own experience. The study confirmed the potential value of using artificial intelligence in the education of medical students. Key advantages of artificial intelligence were identified, such as the possibility to organize personalized learning, instant feedback, and access to a large amount of data. The noted disadvantages were the need to adapt artificial intelligence systems
Актуальность
В последние годы применение искусственного интеллекта (ИИ) стало неотъемлемой частью различных отраслей. В медицинской сфере ИИ уже демонстрирует свой потенциал в диагностике, лечении и управлении здравоохранением. Однако возможности искусственного интеллекта простираются далеко за пределы медицины, и одна из областей, которая может получить значительные преимущества от использования ИИ, — это обучение студентов медицинского вуза и их профессиональная языковая подготовка.
Информатизация и технологизация современного мира происходит быстро и стремительно. Пандемия коронавируса ускорила массовый переход к использованию цифровых технологий в образовании. В нашей стране во многих вузах применяется искусственный интеллект. Наиболее крупными научно-методологическими школами являются: научная школа МГУ имени М. В. Ломоносова под руководством доктора педагогических наук, профессора С. В. Титовой и научная школа Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина под руководством доктора педагогических наук, профессора П. В. Сысоева. Удивительно, но в настоящий момент «ИКТ (информационные коммуникационные технологии — ред.) уже воспринимаются в качестве не дополнительных, а альтернативных и, в некоторых случаях, — справедливо подчёркивает П. В. Сысоев, — практически безальтернативных средств» [1, с. 7].
организации персонализированного обучения, обеспечение мгновенной обратной связи и наличие доступа к большому объему данных. Среди недостатков отмечены: необходимость адаптации систем искусственного интеллекта к специфике медицинской сферы и развитие систем для формирования сложных умений и навыков, а также воспитания личностных качеств, таких как эмпатия и др. В работе подчеркивается высокая значимость интеграции технологий искусственного интеллекта в учебный процесс для улучшения качества медицинского образования и подготовки будущих специалистов. Выявлено, что в настоящее время существует необходимость в обеспечении сотрудничества между специалистами в области образования и разработчиками технологий искусственного интеллекта для более эффективного использования искусственного интеллекта в сфере образования.
to the specificity of the medical field and to develop systems for forming complex skills and abilities, such as empathy, etc. Student opinions were assessed through a survey in which 110 students of Ryazan State Medical University participated. The majority of respondents expressed a positive attitude towards the conducted experiment and expressed a desire to use artificial intelligence not only in language education but also in other medical disciplines to improve the level of knowledge and create an interactive and more attractive educational environment. The study emphasizes the high significance of integrating artificial intelligence technologies into the educational process to improve the quality of medical education and prepare future specialists. Currently, there is a need for collaboration between education specialists and artificial intelligence technology developers for more effective use of artificial intelligence in the field of education.
Ключевые слова:
искусственный интеллект; профессиональная языковая подготовка; онлайн-опрос; персонализированное обучение; студенты медицинского вуза
Keywords:
artificial intelligence; professional language education; online survey; personalized learning; medical university students
В Интернет-пространстве сейчас существует большое количество онлайн-платформ, которые многие преподаватели используют для создания цифровых учебных курсов. Одной из таких онлайн-платформ является конструктор Stepik, предназначенный для разработки интерактивных учебных занятий, которые вызывают большой интерес у студентов. При этом можно использовать уже готовые материалы, разработанные другими преподавателями, и адаптировать их под уровень своей учебной группы. Среди доступных дополнений определённый интерес вызывают игры на английском языке, аутентичные тексты с объяснениями и многое другое. Данные онлайн-платформы позволяют создать уникальный образовательный контент для студентов различных направлений подготовки, а также помогают современному преподавателю в процессе саморазвития и в последующем повышении квалификации. Как видим, многие «возможности цифровых оболочек, — верно утверждает Е. В. Воевода, — могут быть использованы с максимальной пользой при обучении иностранному языку в вузе с учетом принципа дидактической функциональности» [2, с. 84].
В последние годы активно проводятся исследования, целью которых является изучение эффективности и потенциала применения ИИ в образовательном процессе: разрабатываются вопросы цифровой дидактики [3]; изучаются особенности формирования цифровой образовательной среды и педагогический мониторинг в образовательной организации высшего образования [4]; на базе нейросетевых решений разрабатывается национальная интеллектуальная система тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК) [5]; рассматриваются возможности применения ИИ в системах поддержки принятия решений [6]; оценивается опыт формирования профессиональной идентичности студентов в цифровой образовательной среде [7]; определяются перспективы цифровой трансформации в высшем образовании [8]. Несомненно, информационно-коммуникационные образовательными технологии «открывают новые возможности для развития познавательных способностей студентов, памяти, мышления, воображения, активизации их творческой инициативы» [9, с. 99].
Использование искусственного интеллекта в профессиональной языковой подготовке позволяет студентам быстрее и эффективнее усваивать коммуникативные навыки, что становится все более важным в условиях глобализации и международной коммуникации. В цифровом образовании происходит активная профессионально ориентированная учебная коммуникация, направленная на формирование профессиональных качеств будущего специалиста [10]. Кроме того, многие современные учебные языковые проекты основываются на ИКТ в смешанном формате, верно подчёркивают А. В. Ельцов и др. [11]. По мнению А. П. Миньяр-Белоручевой и П. И. Сергиенко, использование аудиоматериалов, таких как подкасты, способствует развитию компетенций необходимых для дальнейшей работы в условиях XXI в. [12]. Особый интерес в университетском образовании вызывает использование ChatGPT [13].
Несомненно, языковая подготовка является неотъемлемой частью образования будущих медицинских специалистов, так как в условиях межкультурного взаимодействия эффективное общение с пациентами, коллегами и другими медицинскими работниками играет важную роль в обеспечении качества предоставляемой
медицинской помощи. Цифровые технологии обучения усиливают эффективность усвоения иностранного языка. Современные системы ИИ, основанные на анализе больших объемов данных и машинном обучении, предлагают персонализированные учебные программы, учитывая индивидуальные потребности студентов и их уровень владения языком. Это позволяет студентам развивать свои навыки в соответствии с их уровнем знаний и быстрее достигать желаемых результатов.
Вместе с тем, в процессе реализации искусственного интеллекта в образовании возникают технологические, информационные, методические и психологические проблемы. Так, на данный момент отсутствуют методологические основы и методические рекомендации по применению искусственного интеллекта в образовании, недостаточной IT-компетентностью обладают педагоги, а также и обучающиеся [14].
Несмотря на большое количество работ по вопросам использования ИИ в образовательном процессе вуза, применение искусственного интеллекта в профессиональной языковой подготовке студентов-медиков изучено недостаточно.
Цель
Рассмотреть возможности использования ИИ в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза.
Задачи
1. Раскрыть положительные и отрицательные стороны использования ИИ в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза.
2. Выявить отношение студентов к образовательным программам на основе ИИ.
Материалы и методы
Исследование возможностей использования ИИ в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза базируется на трудах научной школы А. А. Вербицкого, развивающих парадигму контекстного образования и рассматривающих обучающегося в контексте его профессиональной подготовки как единое целое [15].
Теоретические методы включали анализ и обобщение положений научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы были представлены педагогическим наблюдением, анализом собственного опыта автора работы в качестве преподавателя кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Был проведён опрос 110 студентов следующих направлений подготовки: «Лечебное дело» (1-2 курс), «Педиатрия» (1 курс), «Клиническая психология» (1 курс).
Результаты и их обсуждение
Существуют различные технологии использования искусственного интеллекта в языковой подготовке. Рассмотрим некоторые из них.
Использование чат-ботов. Чат-боты — это программы, которые самостоятельно взаимодействуют с пользователем. В языковой подготовке они применяются для проведения диалоговой практики или грамматики. Такие чат-боты, как ChatGPT-4, RUGPT-3, ChatSonic позволяют создавать уникальные тексты диалогов и уникальные упражнения для проверки знаний по грамматике.
Doctor: Good morning! How can I help you today?
Patient: Good morning, Doctor. I've been experiencing persistent headaches lately.
Doctor: I understand your concern. Let's start by discussing your symptoms in more detail. How long have you been having these headaches?
Patient: It's been about two weeks now. The headaches usually start in the morning and last throughout the day.
Doctor: Have you noticed any other accompanying symptoms, such as nausea?
Patient: Yes, I've been feeling nauseous at times.
Doctor: Okay, thank you for sharing that. Have you recently experienced any trauma or head injury ?
Patient: No, I haven't had any recent accidents or injuries.
Doctor: Alright. Based on your symptoms, it's important to consider a few possibilities. One potential cause could be migraines, which can cause headaches and nausea. Another possibility could be an inner ear problem, such as vertigo. I'd recommend conducting some tests. Would you be comfortable with that?
Patient: Yes, of course. I want to get to the bottom of this, so please go ahead with the tests.
Doctor: Great. I'll schedule you for a physical examination. We'll also arrange for some blood tests and an MRI scan of your head.
Patient: That sounds like a good plan.
Doctor: Perfect. Once we have the results, we can discuss them together and develop an appropriate treatment plan.
Patient: Thank you, Doctor. I appreciate your thoroughness and attention to my concerns.
Doctor: You're welcome. It's my pleasure to assist you. Take care, and we'll see you soon.
Данный диалог был создан чат-ботом ChatGPT-4. Этот диалог можно адаптировать в зависимости от тематических разработок занятий для обучения лексическим единицам и будущей практики общения между врачом и пациентом.
Для проверки грамматических знаний нами был задан запрос: Can you make an exercise to practice degrees of comparison.
Exercise 1: Fill in the blanks with the correct form of the adjective, using the appropriate degree of comparison (comparative or superlative).
1. This is the (big)_______building in the city.
2. John is (tall)_______than his brother.
3. This book is (interesting)_______than the one I read last week.
4. The weather today is (good)________than yesterday.
5. Of all the students in the class, Sarah is the (smart)_.
Для создания этого упражнения нами был использован чат-бот ChatSonic. Такие запросы позволяют персонализировать процесс обучения под желания студентов. Например, к запросу можно добавить функцию создания грамматических упражнений с использованием пройденной лексики.
Современные технологии, такие как виртуальная реальность (VR), имеют огромный потенциал. Использование VR-технологий может существенно обогатить процесс обучения и создать более реалистичную и интерактивную среду для студентов. Одно из главных преимуществ использования виртуальной реальности — это возможность погружения в языковую среду без необходимости физического присутствия в стране, где говорят на изучаемом языке. VR-технологии схожи своим наполнением с играми, поэтому такой процесс обучения будет привлекательным для студентов. Студенты могут взаимодействовать с реалистичными ситуациями, такими как заказ еды в ресторане или общение с носителями языка, всё это в виртуальной среде. Виртуальные симуляции воссоздают реалистичные ситуации, в которых студенты могут применить свои знания языка, а затем получить обратную связь и коррекцию ошибок. Еще одним преимуществом использования VR в образовании является возможность создания виртуальных экскурсий. Это может быть особенно полезно для студентов, которым сложно путешествовать.
Переводчики с встроенным искусственным интеллектом предоставляют автоматические переводы текстов, аудио- и видеоматериалов на различные языки. Они способны улучшить навыки письма и говорения, осуществляя автоматические исправления ошибок, оценки качества речи и голосовые отзывы. Одним из таких переводчиков является DeepL. Нейронные сети DeepL способны улавливать даже самые тонкие оттенки значений и воспроизводить их в переводах.
Нами был проведен онлайн-опрос студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Среди опрошенных были студенты направлений «Лечебное дело», «Педиатрия», «Клиническая психология». Всего участвовали 110 студентов, среди которых было 34 юноши и 76 девушек в возрасте от 18 до 22 лет.
Первым вопросом стал «Способен ли искусственный интеллект улучшить качество образования?». Отвечая на данный вопрос 90% (99 студентов) опрошенных ответили положительно и 10% (11 студентов) ответили отрицательно (рис. 1).
• Да
• Нет
Рис. 1. Мнение студентов-медиков о возможности улучшения качества образования с помощью ИИ технологий.
Второй вопрос «Хотели бы вы использовать технологии ИИ в процессе своего обучения?» подразумевал четыре варианта ответа. 32,6% (36 студентов) респондентов ответили, что точно использовали бы технологии ИИ в процессе обучения; 27,1% (30 студентов), вероятно, стали бы использовать подобные технологии; 27,1% (30 студентов), вероятно, не стали бы использовать программы с ИИ и 13,2% (14 студентов) точно бы не стали использовать цифровое обеспечение с ИИ в процессе их обучения (рис. 2).
• Да
• Скорее да Скорее нет
• Точно нет
Рис. 2. Желание студентов-медиков использовать ИИ технологий в образовательном процессе.
Следующий вопрос анкеты был связан с преобразованием образовательной среды: «Считаете ли Вы, что искусственный интеллект может способствовать созданию интерактивной и более привлекательной образовательной среды?». Данный вопрос подразумевал выбор утвердительного или отрицательного ответа. Большинство респондентов (92,7%) ответили утвердительно и лишь 7,3% ответили отрицательно (рис. 3).
• Да
• Нет
Рис. 3. Мнение студентов-медиков о создании интерактивной и более привлекательной образовательной среды с помощью ИИ.
В ходе опроса мы уточнили у респондентов, какие ИИ-технологии они сами используют в процессе обучения. Результаты показали, что среди наиболее часто упоминаемых ИИ-технологий студенты выделили следующие: ChatGPT, YandexGPT, Minstral, Sora и Gemini. Дополнительно, среди опрошенных студентов 91 человека (83%) были осведомлены о сущности и применении ИИ-технологий в образовательной сфере.
После проведения онлайн-опроса студенты выразили желание использовать технологии ИИ не только на занятиях по иностранному языку, но и в других дисциплинах для достижения более высокого уровня знаний и самопроверки по изучаемым темам медицинской направленности. Такой проявленный интерес свидетельствует о том, что студенты-медики уже сейчас готовы применять искусственный интеллект в своём обучении.
При изучении опыта использования ИИ в профессиональной языковой подготовке студентов-медиков мы смогли выявить как важные преимущества данной системы, так и некоторые недостатки ИИ.
Мы выделили следующие преимущества:
Индивидуализация образования. Программы с внедренным ИИ способны анализировать данные о работе студентов. Они способны оценить их уровень языка, индивидуальные особенности языка и провести опрос о их предпочтениях в стиле обучения и впоследствии они смогут предложить индивидуализированную программу образования. Это поможет студентам выбрать подходящую стратегию обучения в соответствии с их текущим уровнем знаний и соответствующую их целям обучения.
База аудио- и текстовых данных. ИИ обладает базой аудио- и текстовых данных всех уровней сложности и тематик. Подобная система предоставляет студентам доступ к автоматически генерирующимся текстам и аудиозаписям на медицинскую тематику. Методы обработки информации способны создавать интерактивные задания на основе прочитанного текста или прослушанной аудиозаписи. Все это способствует развитию необходимых в медицинских специальностях навыков.
Формирование устной речи. ИИ способен оценить записанные заранее диалоги/монологи на разговорную тематику. В самих системах ИИ заложены готовые сценарии для диалоговой речи. ИИ может создавать голосовое высказывание и отвечать на устные высказывания студента. Данная система способна оценить произношение и грамматическую составляющую высказывания. Данное преимущество мотивирует студентов к общению с ИИ и к последующему развитию практических навыков, необходимых для будущей профессии в медицинской сфере.
Расширение медицинского словарного запаса. ИИ хранит в себе доступ к специализированным медицинским словарям и терминологии. Он автоматически генерирует интерактивные упражнения и карточки со словами для изучения, по которым студенты усваивают медицинские термины и выражения. Благодаря данному аспекту мы сможем быстрее создать отношения сотрудничества между организациями здравоохранения разных стран, что в будущем позволит улучшить качество предоставляемых медицинских услуг всех стран мира.
В целом, ИИ может значительно обогатить учебный процесс, сделать его более эффективным и персонализированным, а также мотивировать студентов развивать не только языковые навыки, но и специфические знания в области медицины.
Изучив научную литературу по проблеме исследования, нами были сделаны следующие обобщения. Исследования и публикации в этой области обычно охватывают различные аспекты, начиная от методов и технологий использования ИИ в учебном процессе до преимуществ и недостатков, с которыми сталкиваются ученые и практики. Многие ученые обсуждают использование машинного обучения и нейронных сетей для создания адаптивных образовательных систем, которые могут персонализировать материалы и методы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями студентов. Тенденции в этой области включают разработку гибридных подходов, интегрирующих ИИ с традиционными методами обучения. Среди стран-лидеров ИИ-технологий можно выделить Китай и США. Китай является одним из лидеров в области технологических инноваций, и в последние годы в этой стране проявляют значительный интерес к применению искусственного интеллекта в образовании. Несколько крупных университетов, таких как Tsinghua University и Peking University, активно ведут исследования в этой области. США играет ведущую роль в исследованиях в области применения искусственного интеллекта в образовании. Многие университеты, такие как Massachusetts Institute of Technology, Stanford и Harvard, активно работают над разработкой и применением ИИ в образовательных целях.
Однако, кроме ряда потенциальных преимуществ и активного развития данной области, такое обучение сопровождается некоторыми недостатками. Главным недостатком является нехватка контекста. Важно разработать системы, которые учитывают специфические медицинские ситуации, особенности взаимодействия с пациентами и специфическую терминологию. Также существует проблема ограничения взаимодействия в реальном времени. Некоторые формы обучения, такие как разговорная практика, пока являются практически невозможными для реализации в ИИ. Еще одним недостатком является оценка эмоциональных качеств студентов. Некоторые системы, обладающие ИИ, ограничены в оценке эмпатии, сопереживания и сочувствия, которые являются профессионально важными качествами будущего врача. Оценка и развитие таких качеств может требовать взаимодействия с преподавателями или реальными пациентами.
Эти преимущества и недостатки указывают на большой потенциал искусственного интеллекта в сфере образования. Однако для успешной реализации использования ИИ в этой области необходимо учитывать специфику медицинской профессии и взаимодействие с пациентами.
Выводы
Таким образом, использование ИИ в профессиональной языковой подготовке студентов-медиков предоставляет потенциальные преимущества, которые значительно
обогащают учебный процесс и позволяют повысить эффективность профессионального образования. Персонализированное обучение, мгновенная обратная связь, доступ к большому объему материалов — это некоторые из основных преимуществ, которые предлагает ИИ. Однако, существуют и недостатки, связанные с использованием ИИ в этой области. Необходимо разрабатывать системы ИИ, которые учитывают специфику медицинской сферы, обеспечивают глубокий контекст и способствуют развитию сложных навыков, таких как эмпатия и межкультурное взаимодействие. Разработка и внедрение таких систем требует сотрудничества между специалистами в области языковой подготовки, медицинского образования и разработки ИИ. Важно отметить, что и теоретическое обучение, и практическое обучение в онлайн-формате возможно, но нельзя забывать о преимуществах очных занятий.
По результатам опроса студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова можно сделать следующие выводы: 90% студентов считают, что искусственный интеллект способен улучшить качество образования. Почти треть респондентов (32,6%) готовы использовать технологии искусственного интеллекта в процессе обучения, в то время как 27,1%, возможно, использовали бы; 27,1%, возможно, не использовали бы; 13,2% точно не использовали бы такие технологии. Большинство студентов (92,7%) считают, что искусственный интеллект может способствовать созданию интерактивной и привлекательной образовательной среды.
В целом, подобные технологии обладают большим потенциалом в плане совершенствования образовательного процесса и подготовки будущих медицинских специалистов. Однако необходимо учитывать ограничения, связанные с применением ИИ, и продолжать исследования в этой области, чтобы обеспечить эффективное использование ИИ в сфере образования.
Для высшего медицинского образования определенный интерес представляет рассмотрение возможностей создания персонализированных и интеллектуальных систем обучения, способных адаптироваться к потребностям и уровню каждого студента-медика. Необходимо дальнейшее продолжение исследований и преодоление технических и педагогических вызовов, связанных с применением ИИ в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16.
2. Воевода Е.В. Цифровой разрыв в свете уроков пандемии: технологический и дидактический аспекты профессиональной языковой подготовки. В сб.: Языковой дискурс в социальной практике: материалы Международной научно-практической конференции; Тверь, 15 апреля 2022 г. Тверь; 2022. С. 81-85.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 (156). С. 15-22. doi: 10.25629/HC.2021.12.36
4. Письменский Г.И., Сафонова С.В. Особенности формирования цифровой образовательной среды и педагогический мониторинг в образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 (156). С. 33-42. doi: 10.25629/HC.2021.12.39
5. Базанова Е.М., Горизонтова А.В., Грибова Н.Н., и др. Разработка и перспективы развития национальной интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК) на базе нейросетевых решений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 8-9. С. 147-166. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-147-166
6. Костин К.К., Вдовин А.В. Технологии искусственного интеллекта в системах поддержки принятия решений — вероятные подходы и пути развития // Научный резерв. 2022. № 4 (20). С. 81-88.
7. Костикова Л.П. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в цифровой образовательной среде вуза // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10, № 6. С. 62-66. doi: 10.12737/2587-9103-2021-10-6-62-66
8. Разиков В.Н., Елистратов В.В., Разиков Д.В. Перспективные направления применения искусственного интеллекта в процессе цифровой трансформации образования // Научный резерв. 2022. № 4 (20). С. 89-98.
9. Костикова Л.П., Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В., и др. Актуальные вопросы профессиональной языковой подготовки студентов неязыкового вуза. М.: Перспектива; 2021.
10. Семенова Л.М. Коммуникация преподавателя вуза: новые реалии и грани трансформации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11, № 4. С. 47-54. doi: 10.12737/2587-9103-2022-11-4-47-54
REFERENCES:
1. Sysoev PV. Artificial intelligence technologies in teaching a foreign language. Inostrannyye Yazyki v Shkole. 2023;(3):6-16. (In Russ).
2. Voyevoda EV. Tsifrovoy razryv v svete urokov pandemii: tekhnologicheskiy i didakticheskiy aspekty professional'noy yazykovoy podgotovki. In: Yazykovoy diskurs v sotsial'noy praktike: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; Tver’, 15 April 2022. Tver'; 2022. P. 81-5. (In Russ).
3. Weindorf-Sysoeva ME, Subocheva ML. Digital didactics: features of the organization of training in the educational organization. Human Capital. 2021;2(12):15-22. (In Russ). doi: 10.25629/HC.2021.12.36
4. Pismensky GI, Safonova SV. Features of formation of the digital educational environment and pedagogical monitoring in the educational organization of higher education. Human Capital. 20 2 1 ;2 ( 1 2 ) : 3 3-42 . (In Russ). doi: 10.25629/HC.2021.12.39
5. Bazanova EM, Gorizontova AV, Gribova NN, et al. Development and Prospects of National Intelligent System for Testing General Language Competencies Deployed Through Neural Network Solutions. Higher Education in Russia. 2023; 32(8-9):147-66. (In Russ). doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-147-166
6. Kostin KK, Vdovin AV. Artificial intelligence technologies in decision support systems — probable approaches and ways of development. Nauchnyy Rezerv. 2022;(4):81-8. (In Russ).
7. Kostikova LP. Developing professional identity of future specialists in the digital educational space of the university. Nauchnyye Issledovaniya i Razrabotki. Sovremennaya Kommunikativistika. 2021;10(6):62-6. (In Russ). doi: 10.12737/2587-9103-2021-10-6-62-66
8. Razikov VN, Elistratov VV, Razikov DV. Promising areas of application of artificial intelligence in the process of digital transformation of education. Nauchnyy Rezerv. 2022;(4):89-98. (In Russ).
9. Kostikova LP, El'tsova LF, El'tsov AV, et al. Aktual'nyye voprosy professional'noy yazykovoy podgotovki studentov neyazykovogo vuza. Moscow: Perspektiva; 2021. (In Russ).
10. Semenova LM. Communication of a university teacher: new realities and facets of transformation. Nauchnyye Issledovaniya i Razrabotki. Sovremennaya Kommunikativistika. 2022;11(4):47-54. (In Russ). doi: 10.12737/2587-9103-2022-11-4-47-54
44
11. Ельцов А.В., Ельцова Л.Ф., Махмудов М.Н. О реализации принципа наглядности в обучении в условиях цифровизации образования // Человеческий капитал. 2019. № S12-2 (132). С. 147-153.
12. Миньяр-Белоручева А.П., Сергиенко П.И. Цифровизация языкового образования в контексте современной коммуникативистики на материале видеоподкастов // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10, № 4. С. 43-48. doi: 10.12737/2587-9103-2021-10-4-43-48
13. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19-37. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
14. Донина И.А., Воднева С.Н., Михайлова М.Н. Искусственный интеллект в современном образовании: возможности и угрозы // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 1 (57). С. 17-29. doi: 10.37724/RSU.2021.57.1.002
15. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекст-ного образования. М.: Московский педагогический государственный университет; 2017.
16. Шульгина И.В. Дистанционные образовательные технологии в последипломном образовании как средство обучения медицинских сестер в условиях COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 243-254. Доступно по: https://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=536. Ссылка активна на 11.10.2023. doi: 10.23888/humT2022103243-254
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Кузнецов Захар Юрьевич — преподаватель кафедры иностранных языков с курсом русского языка. SPIN: 8996-2035, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0837-6910. e-mail: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 11.10.2023.
ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 05.02.2024.
ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2024.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Кузнецов З.Ю. Использование искусственного интеллекта в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 1 (44). С. 34-45. Доступно по: http://humiournal.rzgmu.ru/art&id=591. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ202412134-45
11. Eltsov AV, Eltsova LF, Makhmudov MN. On the implementation of the principle of visibility in training under the conditions of digitalization of education. Human Capital. 2019;(12-2):147-53. (In Russ).
12. Minyar-Belorucheva AP, Sergienko PI. Video podcasts creation as a means of learning ESP. Nauchnyye Issledovaniya i Razrabotki. Sovremennaya Kommunikativistika. 2021;10(4):43-8. (In Russ). doi: 10.12737/2587-9103-2021-10-4-43-48
13. Rezaev AV, Tregubova ND. ChatGPT and AI in the universities: an introduction to the near future. Higher Education in Russia. 2023;32(6):19-37. (In Russ). doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
14. Donina IA, Vodneva SN, Mikhaylova MN. Artificial intelligence in modern education: opportunities and threats. Psihologo-pedagogicheskiy Poisk. 20 21; (1): 1 7-2 9. (In Russ). doi: 10.37724/RSU.2021.57.1.002
15. Verbitskiy AA. Teoriya i tekhnologii kontekst-nogo obrazovaniya. Moscow: Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet; 2017. (In Russ).
16. Shul'gina IV. Distance educational technologies in postgraduate education as a means of teaching nurses in the conditions of COVID-19. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2022;10(3):243-54. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=536. Accessed: 2023 October 11. (In Russ). doi: 10.23888/humT2022103243-254
INFORMATION ABOUT AUTHOR:
Zakhar Yu. Kusnetsov — Lecturer of the Department of Foreign Languages with a Russian language Course. SPIN: 8996-2035, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0837-6910, e-mail: [email protected]
PAPER RECEIVED: 11.10.2023 .
PAPER REVISED: 05.02.2024.
PAPER ACCEPTED: 01.03.2024.
FOR CITATION:
Kuznetsov ZYu. Use of artificial intelligence in professional language training of medical students. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(1):34-45. Available at: http://humiournal.rzgmu.ru/art&id=591. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202412134-45