ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ
В.Ю. Лапина, старший преподаватель
Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-149-152
Аннотация. В статье анализируются возможности применения технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков с целью повышения мотивации студентов неязыковых вузов и автоматизации образовательного процесса в сфере высшего образования. Приведены примеры заданий, сгенерированных искусственным интеллектом, подчеркнуты их достоинства и недостатки, приведены примеры заданий для смешанных групп. Отмечается, что на текущий момент технологии искусственного интеллекта не могут полностью заменить преподавателя вуза. Активное участие в формировании учебного материала, сопоставление текстов и упражнений, сгенерированных искусственным интеллектом и написанных людьми, значительно повысило вовлеченность студентов в учебный процесс.
Ключевые слова: преподавание иностранных языков, искусственный интеллект, чат-бот, мотивация, высшее образование.
В процессе подготовки квалифицированных кадров, соответствующих требованиям экономики, владеющих основными языками международного общения, готовых к профессиональной и деловой иноязычной коммуникации [1], преподаватели системы высшего образования действуют в рамках критериев и компетенций, обозначенных в образовательных программах. В Уральском государственном экономическом университете универсальными компетенциями, которые объединяют дисциплины «Иностранный язык (все профили подготовки)», «Иностранный язык в сфере сервиса и туризма», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», являются универсальные компетенции (УК), а именно УК-4 и УК-5. Данные компетенции включают знание основ устной и письменной коммуникации необходимых для выражения мыслей на иностранном языке, в том числе, в «ситуациях профессионального общения», а также для «ведения деловой переписки с соблюдением этических и межкультурных норм» [2]. Однако в работе со студентами неязыкового вуза, необходимо признать, что преподавателям иностранных языков приходится прилагать больше усилий для мотивации студентов. Преподаватели вузов применяют технологии ис-
кусственного интеллекта (ИИ) для моделирования учебных ситуаций и подготовки специалистов с «профессиональными и цифровыми навыками» [3], для проведения дебатов [4], для отработки «разговорных ролей в реалистичных ситуациях» [5]. Петрунин называет искусственный интеллект «золотым ключиком» [6], а в аналитической записке ЮНЕСКО отмечено, что «потенциал ИИ для учителей связан с его способностью повысить эффективность преподавания» [7]. Между тем студенты все чаще «экономят свое время» и «упрощают себе жизнь» [8] с помощью технологий. Бумажные шпаргалки уходят в прошлое, на смену им приходит ИИ. Часть студентов, рассуждая о повсеместном внедрении технологий в различные аспекты повседневной жизни, не видят смысла в изучении иностранных языков и предлагают полностью положиться на потенциал ИИ, приводя в качестве доводов «рациональное использование имеющегося у студентов свободного времени», «оптимизацию», а также известное шутливое описание выполнения письменного задания «копипаст (copy and paste)». Здесь стоит упомянуть, что часть исследователей уже перефразировали данное утверждение и теперь говорят, что с современными тех-
нологиями «нужно будет лишь уметь формулировать задания и комбинировать (prompt and collate)» [9].
Цель данной статьи проанализировать доступные преподавателям и студентам ресурсы и возможности их использования в процессе преподавания иностранных языков.
В обсуждении возможностей и преимуществ использования ИИ в изучении иностранных языков принимали участие 42 студента разных направлений подготовки. Языковой уровень групп смешанный от А2 до В2 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками. В соответствии с тематическим планом и УК, прописанными в рабочих программах дисциплин, с помощью ИИ были созданы тексты и задания для работы по темам «Личностное развитие и перспективы карьерного роста», «Решение проблем. Клиентоориентированность. Деловая переписка».
Использованные ресурсы включали:
1) ресурс для преподавателя 'twee.com'. В рамках работы над формированием навыков чтения данный ресурс был использован для генерации текстов в официально-деловом, информационном, публицистическом жанрах с использованием заданных ключевых слов. С помощью ресурса были сгенерированы открытые вопросы, вопросы с множественным выбором, задания на выбор верных/неверных утверждений, альтернативные варианты названий текстов, а также диалоги. Для большинства заданий предлагалась возможность выбора уровня (А1-А2, В1-В2, С1-С2);
2) ресурс 'writeandimprove.com', раздел 'W&I Business'. Ресурс, разработанный издательством Cambridge University Press, был использован студентами как инструмент индивидуальной практики письменной речи для получения быстрой обратной связи. Преподавателем данный ресурс использовался в качестве мотивационного, для формирования навыков самостоятельной работы или для анализа прогресса студентов;
3) ресурс 'smodin.io'. Основными инструментами в рамках данного исследова-
ния стали опция проверки на плагиат и проверки на использование ИИ для выполнения заданий;
4) электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) университета была использована для текущих проверочных работ. ЭИОС предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам вуза, и ее применение является обязательным компонентом, согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Оценивание происходило как автоматически, так и преподавателем;
5) чат-боты по выбору студентов.
Тексты и задания генерировались согласно рабочим программам дисциплин. Анализ интересности текстов, сложности и привлекательности заданий, уровень мотивации студентов определялись путем проведения голосований и устных опросов.
При работе с текстами студентам было предложено прочитать тексты и определить авторство (человек или ИИ), оценить привлекательность текстов, их информативность, степень сложности понимания содержания и восприятия лексических единиц по теме. Интересно, что превалирующее число студентов (83%) смогли правильно определить авторство. Аргументируя свои ответы, студенты указывали на «более живой язык», «интересные подробности», «лишние, не относящиеся к теме, но способствующие запоминанию информации детали» в текстах, созданных людьми. Оценивая привлекательность текстов, большинство студентов (90,4%) проголосовали за тексты, созданные людьми, хотя и обратили внимание на более легкое понимание содержания текстов, сгенерированных ИИ (71,4%). Почти половина студентов (48%) прокомментировали использование ИИ лексических единиц, описывающих эмоции (excited, nervous, impressed, thrilled, confident), что стало для них неожиданностью, ведь мы привыкли полагать, что такие качества, как ирония, сарказм и юмор, раздражение, волнение и радость характеризуют человека [10].
Анализируя упражнения к текстам, студенты почти единогласно проголосовали
за упражнения, созданные людьми. Обосновывая свои предпочтения, студенты, в том числе указали на «абсурдные варианты ответов» и «слишком очевидные ответы» в упражнениях на множественный выбор, сгенерированных ИИ, и наоборот, похвалили людей за «каверзные вопросы». Следует отметить, что хотя часть упражнений, сгенерированных ИИ, нуждалась в доработке, другая часть более простых упражнений (сгенерированных для студентов с более низким языковым уровнем), включающая упражнения на заполнение пропусков, словообразование, порядок слов, произвела очень приятное впечатление. Несколько студентов решили создавать подобные для себя самостоятельно с намерением использовать их в качестве тренировочных.
На этапе работы над совершенствованием навыка письменной речи студенты пытались опровергнуть слова Стивена Кинга о том, что без чтения, нет письма (или инструментов для него) "If you don't have time to read, you don't have the time (or the tools) to write. Simple as that." Студенты утверждали, что ИИ предоставляет все необходимые инструменты. Решение, выполнять письменные работы своими силами или использовать ИИ, студенты принимали самостоятельно. В обоих случаях, до сдачи на проверку студенты должны были оценить качество своих работ с помощью ресурса 'writeandimprove.com' и/или выбранного ими чат-бота, и при необходимости, внести корректировки. Необходимо признать, что качество выполненных работ сильно зависело от использованных инструментов и мотивированности студентов, но под сомнение фразу Кинга многим поставить удалось, хотя и пришлось приложить определенные усилия и потратить дополнительное время,
как на формулировку задания для ИИ, так и на финальную обработку текста. Важно подчеркнуть, что почти все студенты (95%) согласились с необходимостью доработки, в частности, добавления данных, иначе ответы ИИ, согласно мнению студентов, казались «слишком расплывчатыми», звучали «как отписка». Однако одновременно с этим студенты отметили большой потенциал ИИ в создании черновика, так как результаты, сгенерированные ИИ, были им полезны в лексическом и грамматическом плане. Применение ИИ однозначно повысило вовлеченность студентов, а для большинства студентов стало стимулом для более качественного выполнения заданий, поэтому преподавателям вузов, безусловно, необходимо следить за развитием технологий и внедрять ИИ в процесс преподавания. Тем не менее, по-прежнему, остается актуальным вопрос о списывании, и, следовательно, необходимо «договориться о том, как легитимно использовать ИИ» [11]. Анализ использования раздела «Тесты и экзамены» ЭИОС свидетельствует о необходимости трансформации заданий, так как немотивированные, но технологически продвинутые студенты смогли получить высокие баллы, используя возможности ИИ, в частности оптическое распознавание текста с изображения, быстродействие в обработке информации и формулировании ответов. Подводя итоги, стоит вспомнить, что у большинства технологий есть как положительные, так и спорные аспекты для их применения, так, согласно мнению студентов, тексты, созданные ИИ, оказались менее интересны. Следовательно, одна из первоочередных задач преподавателей научить студентов сознательно и обдуманно использовать новые технологии, адаптируя их для развития и созидания.
Библиографический список
1. Прохорова А.А., Безукладников К.Э. Мультилингвальное обучение студентов технического вуза: рациональные аргументы // Язык и культура. - 2020. - №5. - C. 215-231.
2. Рабочая программа дисциплины // Менеджер рабочих программ. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usue.ru.
3. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // МНКО. - 2023. - №2 (99). - C. 5-7.
4. Шуйская Ю.В., Дроздова Е.А., Мыльцева М.В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения // МНКО. - 2023. -№2 (99). - C. 216-218.
5. Atlas, Stephen. ChatGPT for Higher Education and Professional Development: A Guide to Conversational AI. University of Rhode Island, 2023. - 135 p.
6. Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: путь к будущему? // Философские науки. - 2018. - № 4. - С. 96-113.
7. Даггэн Стивен. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО // ред. С.Ю. Князева. пер. с англ.: А.В. Паршакова. - М: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. - 45 с.
8. Жукова А.В., Вавилкина Н.Г. Мотивационная составляющая мультилингвального обучения студентов технического вуза (в условиях совершенствования систем машинного перевода) // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2023. - №15. - C. 12-18.
9. Luciano Floridi and Massimo Chiriatti. GPT-3: Its Nature, Scope, Limits, and Consequences. Minds and Machines. - 2020. - Vol. 30. - P. 1-14.
10. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. - 2020. - №1. - C. 65-71.
11. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. № 4. - С. 9-22.
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TEACHING LANGUAGES
V.Yu. Lapina, Senior Lecturer Ural State University of Economics (Russia, Ekaterinburg)
Abstract. The article analyses the possibilities of using artificial intelligence technologies in teaching foreign languages in order to increase the motivation of students at non-linguistic universities and automate the educational process in the field of higher education. Examples of tasks generated by artificial intelligence are given, their advantages and disadvantages are highlighted, and examples of tasks for mixed groups are given. It is noted that at the moment artificial intelligence technologies cannot completely replace a university teacher. Active participation in the formation of educational material, comparison of texts and exercises generated by artificial intelligence and written by people, significantly increased student involvement in the learning process.
Keywords: teaching foreign languages, artificial intelligence, chatbot, motivation, higher education.