Научная статья на тему 'К вопросу о трактовке и уточнении рабочих характеристик рудничных турбомашин'

К вопросу о трактовке и уточнении рабочих характеристик рудничных турбомашин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОПАСТНЫЕ ТУРБОМАШИНЫ / ПОДАЧИ ТУРБОМАШИН / РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА ТУРБОМАШИН / FLOW OF TURBOMACHINES / IDLE SPEED OF TURBOMACHINES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тимухин Сергей Андреевич

На основе анализа физических процессов в проточной части турбомашин, с точки зрения представления их рабочих характеристик, изложены соображения по уточнению этих характеристик. Предложено приводить рабочие характеристики турбомашин в функции общей подачи машин с разделением её на две составляющие: транзитную и циркуляционную. Уточнено определение параметров режимов холостого хода лопастных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тимухин Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the interpretation and clarification of performance characteristics of mine turbo-machines

Based on the analysis of physical processes in the flow of turbomachines, in terms of understanding of their performance characteristics, the author presented some explanations for these characteristics clarifying. It is suggested to give performance characteristics of turbo-machines in a function of the total supply of machine, with its separating on two components: the transit and circulation ones. Definition of parameters of idling of blade machines is clarified.

Текст научной работы на тему «К вопросу о трактовке и уточнении рабочих характеристик рудничных турбомашин»

ипзмд шагание н пом периоде его работы. мо-• yi быть исион,юааны при решении вопросов автоматизации процесса перемещения опорных башмаков.

Условны VI» осуществления дагоматн'за-Ш1м вссьма благоприятны, гак как механизм шагания и тгог момент не взаимодействует с фунтом, действующие на механи к нагрузки НИОЛНС о предел сипы,

Б11БЛНОГРАФ1 РШСКИЙ СПИСОК I Каивмтиам M li К" опенке конструкции

1Я1Г*11Н> O.IIIMVOHHKlIKllr^ (ГГЬ.ИСЫОрЛ Tpv 14

ИНШКмройлормаш 1983. Выи 9? С 71-75

2. Комнсса/юн А. П ( yv.um II. M Нарачсфи ческзя оптимизация рычажно-шдравлнческнх механизмов и Горный ннформлнигнно-аналгин-•.лхиП бюллетень. м. Иш-iwMm'. 2002 № 3 С 206-208.

3, Cvrwrt H M. Комиссаров Л 11 Ныбор параметром рмчажио-r илратическт х мехошомон горных машин (ориы? члшини и автоматика 2002. Хч 11 С. 23-25

4 О* ■¡он H К1 Повышение »ффсктипНоои шпгаюшесо ходом ню оборудования пкскаваТОра // Горный информационно-аналитический бюллетень. М. МГГУ. 2000 S? 4. с. Х5-86

УДК 622. 41; 648

К ВОПРОСУ О ТРАКТОВКЕ II УТОЧНЕНИИ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК РУДНИЧНЫХ ТУРБО M Л ШИН

С» А. Тнмухин

На основе а нал nia физических нрс-иссеон н приточной части гурбочашнп. с шчкл зрепня представ пение их рабочих характеристик, и пожены соображения но уточнению этих характеристик. Предложено приводить рабочие характеристики турбочашнн ь функции обще» подачи машин с разделением её на tue сосгпндхюшне: транзитную и циркуляционную. Уточнено определение параметр«»в режимов холостого

ХОЛИ ЮНВСТИЫХ МИШИН

Клт'шые ( шва: лопастные гурбомашниы; обшн*. транзитная и ннркуляшнишпн н»дачи турбома шин, режим холостого холл турбомашии

Based on the analyais of physical ргоезде* ш the flow of lurbomiirhme». m terms of undcrs-anding oftheir performance chotacterisikcs. ihc amhor ptcseiiicd sume explunarirms tnr ihcse cliaractcrtstic* darifytne II ь snyiieMcd tu yivc performance charuc'.eribHcs of Uirbo-riuichincs m » fonction OÎ ihe total supply uf machine, with il* separuting on two comportent*: tue (ran*ii and urculuiiou oncs. DéfiaiI»on ot parameicr» of idling ot hlade machino « clanficd

Ke\ nvnlx: Wadc mrbomachmes, «venill transit and circulation tîow oi mrtwmaetmies idle speed ot turbomachmcs

Значимость достоверного представления и фактовки рабочих характеристик рудничных губомашнн для обосновании их рацио-пильного выбора п режимов «ксилуазацни трудно переоценить. Однако в технической литературе, поспяшенной турбомшпкиам. характеристики зачастую приводятся " loci-a-к«чно произвольном очде (Кривые КШЪф«'Х<»-дат через начало координат. ннехоляшне участки кривых давления и КПД соединяются с _96__

осью абинсс н ф I и функции транзитной подачи машин без разделения обшей подачи на две составляющие, неизбежно возникающие в лопастном колссс при его вращении в пгкучет) среде,

Согласно вихревой :еорин взаимодействия твердою тень с потоком текучей среды в меж.топаточных каналах рабочею колесе создаются циркуляционные течения, особенно значительные п режимах лолосгио холи ма-

шин (режимах закрытой задвижки), когда шея энергия, подведенная к их валу, за исключением потерь на дисковое трение, потерь на трение н сальниках и подшипниках расходуется на создание циркуляционных потоков к рабочем колесе и на увеличение теплосодержания перемещаемой текучей среды Гак. например, для насоса ЦНСГ-ЗОО-бОО входная мощность (мощность на валу) в режиме холостого хода состалчист 350 кВт. при номинальной 700 кВт Напор насоса, обусловленный циркуляционными течениями, составляет н пом режиме 650 и. при номинальном - 600 м.

Поении, п илимннециркуляционных иогто-коп и рабочих колесах турбомашин на их рабочие характеристики до настоящего времени не обращалось должного внимания, что приводило на практике к соответствующим неточностям п трактовке зависимостей напора, мощности и КПД (и их производных), гаг как общепринято считал., что они представляют собой характеристические кривые машины в функции ее обшей подачи, не разделяемой на две составляющие: транзитную •С-'.,,), численно равную расходу н сети, и циркуляционную ((> ). обусловленную соответствующими внутренними течениями в рабочем колссс

Гак как на испытательных стендах при разработке и изготовлении турбомашин гцш определении их подачи замеряется только расход текучей среды н сети (н трубопроводах.

клицдах И п., примыкающих к машинам), го при получении и трактовке рабочих характеристик турбомашин учитывается в настоящее время только транзитная часть общей подачи при полном не учете се циркуляционной составляющей

Неправомерность такого подхода следует. и том числе, и из основополагающего для турбомашин уравнения для определения входной мощности, записанного для режима холостого хода

где//„, i/,. т\„ напор, подача и КПД турбоча-шниы а режиме холостого хеша «см рис. I); р плотность текучей среды,ускорение земного притяжения

Так кик, согласно существующей трактовке рабочих характеристик лопастных мил ян, в «том выражении Q, = 0 и п;, - 0. то С магматической точки зрения возникает неопределенность, когда н результате подстановки и ||юр-мулу í I) предельных значений аргументов она теряет смысл, т. с. переходит в выражение типа 0 0. по которому нельзя судить о гом. существуют или нет искомые пределы. не гонор» уже о нахождении их значений, если они существуют.

Не касаясь вопроса математического раскрытия этой неопределенности (формула Тейлора или правило Лоиитачя), рассмотрим

Рис I Уточнение представлении характеристических кривых турбомашин

физику процессов, протекающих к проточной част лопастных машин, с точки зрения уточнения их рабочих характерно]нк.

Несмотря на имеющиеся в технической литературе сведения о том. что об ни ж поток, проходящий через лопастное колесо турбома-шниы. состоит из транзитного и циркуляционного (2, 3) на практике при представлении рабочих характеристик турбомашин это не учитывается. В результате формулы для расчета режимных параметров турбомашин после подстановки в них минимальных предельных значений теряют смысл и их использование в полном диапазоне Подач становится невот-можпым

Подобный подход к трактоике рабочих характеристик турбомашин нам представляется неверным и трсбуюшим аля себя соответствующих уточнений

Согласно штхревой теории крыла самолета (I. 5|. теоретический напор N .итшетного колеса с числом .кишок,«? в фуикпип его циркуляции Г

H. =

(г:-г.)=

2 ng

Z Г =

ш

г..

(2)

|део> частот вращения колеса. I ; I циркуляции на входе и на ныхоле m колеса; I циркуляция межлопмточного канала колеса

Ирннян 0) ^eonist. аырашм отношение uV(2-n-g) через А. гае А" постоянный для конкретных условии ко »ффнпиепт

Следовательно, теоретический напор лопастного колеса

И «»Г, (31

где Г - HJK.

Задача определения иолачн лопастного колеса, обусловленной циркуляционными течениями. встречается с еще не разрешенными трудностями. Для более наглядного представления характера ;|виження потока в проточной части лопастной машины па рис 2 ч. п. гто данным работы (3|. приведены линии тока волы в относительном движении в режимах номинальной н нулевой транзитной подач лопастного колеса Анализ рис 2 показывает, что циркуляционные потоки в колесе в ттих режимах имеют соответственно свое мини-

Рис. 2. Липни тока » рабочем колесе насоса о относительном аииженнн:

Л rifHt помшиныши nciàaw. iyw НУ wri> ткЫчг

Мйльное и максимальное значения. С учетом монотонности характеристик топастных машин (здесь псрассматриваются номпажные режимы) логично предположить, что нзмсне-пие уровня циркуляционных течений в лопастном колесе от минимальных до максимальных значений также косят монотонный характер.

На рис. 3 показано течение воздушного потока в лопаточной венце осевого вентилятора при его пулевой транзитной подаче (по тайным работы [8]|. Как следует из рис у. течение потока в зтом режиме, так же как и у центробежных топастных машин, носит явно выраженный циркуляционный характер

Нцс 3. Кольцевой вихрь при ну зевой подле ocetoro вентилятор»

» фундаментальном труде |.<| по лопастным машинам А А. Ломакиным получено уравнение, связывающее ннркуляпню лопастного колеса Г с его подачей Q и частотой вращении w

Г,«л, д + Ь. оз. |4)

1ДС <1, II Л, ПОСЮЯННЫС КОЭффнЦИСН I и

При выводе этого уравнения кроме нормальной соетааляюшеЛ скорости (расходной) ни флшшах рассматриваемой области учитя-вилась также циркуляция скорости по контурам. расположенным внуфн области. Отсюда логично полагать, что подача в уравнении (4> является общей подачей колеса состля-

шей Н1 транзитной и пиркулянионпоО (¿> ) составляющих.

Н соответствии < гтнм

1\ = «I 15)

Для режима холостого хода лоиастною колеса при • П

Г„ = 4, {)„ • 7», ш, |6)

где I м, и £> и - циркуляция колеса и сто нчр-куляпимннаа подача в режиме холостого Хсаа.

И * уравнений (5) и (М может быть определено искомое значение параметра , При пом значение зн меряете я. .1 Г оа ре делаете я но теоретической напорноП характеристике колеса Нх1 /((? г» и но формуле «Л для соответствующего режима его работы.

Наиболее просто опрСДСлттть пппенне^ в режиме шкрьпои задвижки при {)п • 0. и котором

а-

7)

После определения жаченпп величины у могут быть определены осе параметры режима холостого хода лопастного колеса и осей машины в целом. При этом в формуле 11! не может возникнуть математической неопределенности. в использование всех формул для расчета режимных параметров машнн станет возможным но всем диапазоне подач.

11 соответствии с изложенным рабочие характеристики гурбомашнн следует гтр вводить в функции общей подачи (О с разделение*« ее на фан штную ((? () и циркуляционную ({) \ составляющие. На рис. I приведено примерное представление характеристик, откуда видно. ТГо принципиально; изменение пх ф!к-гоакн касается, главным образом, кривой КПД П'' /((М отсекаюшен на оси ординат значение IV. соответствующее режиму закрытой :а-движки, к подстой работе в котором следует

отнесгн польем и удержание, например, сю:, бэ толы на высоте // [4.6], Хотя в этом режиме нет движение текучей среды НО внешней сети, но всегда ecru внутренние циркуляционные течения с подачей Ü

* .а1

При гаком подходе значения КПД лопастного колеса и режиме его холостого хода

П„ =

Р g Нл (J, 1000 .v..

(К)

Hiocoi да не может быть равно нулю.

Что касается регулировочных графиков шахтных вентиляторов г зонного и местного проветривания i осевых и центробежных), то кривые давления н мощности ни mix следует представлять продленными вправо вплоть до изолиний КПД. равных 0,2 0.Э <в настоя шее время нижней границе»!, проводимых на графиках изолиний КПД. является значение 0.6) Как показано ними ранее [4]. рабочие «б-ласи аеншляториьгх установок не совпадают с аналогичными областями вентиляторов и смещены относительно последних вправо, и tony низких жлчений давлении, характерным тля которой являются высокие значении КПД установки м целом и. следовательно, самые Hiepi осбсрс!аюшис режимы ее эксплуатации Отсюда вытекает значимость представления на графиках участков характеристик вентиля* тори». соотьетсэиуюшия оэолиниям КПД и диапазоне шичений 0.6 0.2 и самих них НШ1НПИН При .»том следует иметь в виду, что нисходящие участки кривых давления и КПД вен шля торов < равно как и дру > их аилов турб<ь машин) не могут пересекаться (или доходить до оси абсцисс), так как даже в случае идеальной сети (6ei потерь) вептидязор должен развивать статическое давление, численно равное линамическому противодавлению в сети, необходимое для пере.мешения по ней воздуха

ШКЛИОГРДФИЧЕСКИЙ список

1 Жушкн'ккн H F. Вихревая теория ipeóiioro виню, i IV M 1ТТИ. 1941>. с 494-S2K

2 Кааалешжам В. И. Бобок Г I Пик И В Шахтные центробежные вентиляторы M Недра, 1976 52(» с,

У.ЛчзлакинА \ Центробежные и< «сейменасосы VI,; Машиностроение. 1066; ЗМ «.

4 Owmkh îHe/h'vmuutvKoù hJ></jгктичности шахтной иодоотлняноИ усгаиоаки с учетом фактора

времени С. А. I имухин. (. В Вел on и лр. и Изв УГТУ Вып. 20.2005. С 74.77

5. Сашм'ионич 1 С Гидроаэромеханика. М Машиностроение, I9S0. 2*0 с.

ft AiчухииС I $OpUHif*.4 X Критерии чиер-гетлческой »ффсктняности симплексов главны а ввнтнисторию и аолоотяпвии* установок и Изв. УМ У Вын. 12. 21X17 с 112-115

1 Тим-хин С А Обосиинанне рабочих областей полных венткляторпм* установок Изв. пулов Горный журнал. 19%. № 7 С I 115

К Экк Б Проектирование и эксплуатация центробежных и осевых иентшниории. V!: Госюр-гсхнздщт. 1959.566 с

УДК (»22.74.UUI.57

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ КОМПЛЕКСА ПОВЕРОЧНОГО ГРОХОЧЕНИЯ

Г. П. Ды-тдни

В статье рассматривается процесс поверочного грохочения с распределением материал» шибером между двумя грохотами с разными размерами отверстий просеивающих поверхностей I (ривсаен алюрнтм упрек iciniri комплексом поверочного грохочения. работающим в рецикле с дробштной чсикшо дробления.

Кнечеиые cttwu: грохочение. распрелслспис. шибер, угол по ворога алгоритм

rhe amcle discusses the process of testing screening with distribution of material by gat^s between two «стеспч having differ cm si/c holes of «eve surfaces, An algonihtn for management of the complex of testing «crceniog и given, working In the rccyde with .1 icrriary crusher

K*y wm/tf: screening, distribution, gate, angle, algorithm.

I рохочение непрерывный процесс раз деления сыпучи* материалов по крупности на просеивающих поверхностях с калиброван ними отиерстнями, иснолыуемый i давним образом и промышленном масштабе

Материал, поступающий па грохочение, является исходным, остающийся па сите иал-решетиым (верхним) продуктом, nf оваливаю-шпйся через отверстия си гл. полрешепшм < нижним) 1гродуктом

Ра »мер d наибольших кусков полрешет-иою продукта, ta* же как и разме» наименьших кусков налрешетного продукта, условно принимаю! равным размеру отверынй сита/, через которые просеивается материал, г с d I CooTHctctBCHHo. обозначают: подрешет-ный продукт - /(минусанли -i/<минусd): над-решетныи нролукт -/ (плюс /) или -Л(плюс</>.

Для грохочения используются грохоты агрегаты, имеющие одну или несколько рабо-

•nix (.просеивающих) поверхностей art. установленных в одним нин нескольких коробах, а основном совершающих возврг пю-посгуиа-1сльныс. кача1сльные или нстряхивяюшне дииженпв,

Оборудование для классификации материала но крупности лробильно-сортировоч-аых заводов по производству щебня, «.а», правило, состой i и» ПЛОСКИХ либрацноиных i рочоии:

В гехноло! ичсской схеме обогащения иди при подготовке полезных ископаемых к переработке выделяют следующие ниды грохочения: самостоятельное, полгоюнитсльное и вспомогательное

Вспомогательное грохочение применяют в сочетании с операциями дробления для выделения готового но крупности продукта перед дробилками и контроля крупности дробленого продукта Первый вил грохочения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.