Научная статья на тему 'К вопросу о тотальном управлении качеством'

К вопросу о тотальном управлении качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / TOTAL QUALITY MANAGEMENT / DIGITALIZATION / ENTERPRISE / QUALIFICATION / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кублин Игорь Михайлович

В статье приводится обоснование применения концепции тотального управления качеством для повышения конкурентоспособности предприятия, рассмотрены различия между традиционной концепцией менеджмента и TQM. Анализируются проблемы обеспечения стабильной работы предприятия и создания условий выпуска качественной продукции и устойчивого преимущества на рынке. В статье актуализирована и исследована проблема тотального управления качеством, представленная в совокупности количественных и качественных характеристик. Проведен анализ факторов, влияющих на эффективность процесса управления качеством, а также приведены критерии качества в индустриально развитых странах, что позволило сформулировать ключевые задачи и концептуальные предложения по развитию системы качества на промышленных предприятиях. Комплексное решение рассмотренных в статье проблем будет способствовать успешному функционированию предприятий и создаст благоприятные условия для реализации модели устойчивого экономического развития на современном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TOTAL QUALITY MANAGEMENT

The article describes the ways to apply the concept of total quality management for improving the competitiveness of enterprises and considers the differences between the traditional concept of management and TQM. Major problems of ensuring stable operation of the enterprise and creating conditions for producing of quality products and sustainable market advantage are analyzed. The article studies the problem of total quality management with regard to its quantitative and qualitative characteristics. The author analyzes the factors influencing efficiency of the process of quality management, as well as presents quality management criteria used in in industrially developed countries, and identifies key tasks and concepts for the development of quality management systems at the industrial enterprises. A comprehensive solution of the problems discussed in the article will contribute to organizing successful management of enterprises and create favorable conditions for the implementation of the model of sustainable economic development in the modern market.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тотальном управлении качеством»

54 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

Igor Mikhailovich Kublin,

Doctor of Economics,

professor of the department of marketing,

economics of enterprises and organizations,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 658.5

Игорь Михайлович Кублин,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт(филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

¿¡i'j ikublin@mail.ru

К ВОПРОСУ О ТОТАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

В статье приводится обоснование применения концепции тотального управления качеством для повышения конкурентоспособности предприятия, рассмотрены различия между традиционной концепцией менеджмента и TQM. Анализируются проблемы обеспечения стабильной работы предприятия и создания условий выпуска качественной продукции и устойчивого преимущества на рынке. В статье актуализирована и исследована проблема тотального управления качеством, представленная в совокупности количественных и качественных характеристик. Проведен анализ факторов, влияющих на эффективность процесса управления качеством, а также приведены критерии качества в индустриально развитых странах, что позволило сформулировать ключевые задачи и концептуальные предложения по развитию системы качества на промышленных предприятиях. Комплексное решение рассмотренных в статье проблем будет способствовать успешному функционированию предприятий и создаст благоприятные условия для реализации модели устойчивого экономического развития на современном рынке.

Ключевые слова: тотальное управление качеством, цифровизация, предприятие, квалификация, персонал.

SOME ASPECTS OF TOTAL QUALITY MANAGEMENT

The article describes the ways to apply the concept of total quality management for improving the competitiveness of enterprises and considers the differences between the traditional concept of management and TQM. Major problems of ensuring stable operation of the enterprise and creating conditions for producing of quality products and sustainable market advantage are analyzed. The article studies the problem of total quality management with regard to its quantitative and qualitative characteristics. The author analyzes the factors influencing efficiency of the process of quality management, as well as presents quality management criteria used in in industrially developed countries, and identifies key tasks and concepts for the development of quality management systems at the industrial enterprises. A comprehensive solution of the problems discussed in the article will contribute to organizing successful management of enterprises and create favorable conditions for the implementation of the model of sustainable economic development in the modern market.

Keywords: total quality management, digitalization, enterprise, qualification, personnel.

Сегодня отечественная промышленность находится в преддверии серьезных перемен, связанных с цифровизацией процессов в экономике. Цифровизация и новые рыночные ситуации предъявляют новые требования к деятельности промышленных предприятий [2]. С данной точки зрения качество выпускаемой продукции является решающим фактором повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. Из большого числа концепций выделяется концепция тотального управления качеством (TQM).

Тотальное управление качеством определяет собой подход, который предполагает снижение затрат и увеличение производительности труда при изготовлении продукции. К тому же TQM является наиболее мощным орудием в конкурентной борьбе. Качество выпущенной продукции, ее поставки и обслуживания определяет конкурентоспособность, четкость и своевременность выполнения всех технологических и производственных процессов в подразделениях предприятия, а также создание и поддержание репутационного капитала у потребителя.

Основателем концепции тотального контроля качества является А. Фейгенбаум. Позднее в своих трудах Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби и Г. Тагути внесли значительный вклад в развитие

и применение концепции тотального управления качеством. По мнению Дж. Окланда, качество является наиболее важным конкурентным преимуществом, а TQM представляет комплексный подход к повышению конкурентоспособности, эффективности и гибкости промышленного предприятия.

Сущность данной концепции заключается в том, что предприятие должно работать не только над качеством выпускаемой продукции, но и над качеством работы всех структурных подразделений предприятия, в том числе и связанных с управлением персоналом [1].

Отметим, что BS EN ISO 8402: «TQM является технологией управления предприятием, ориентированным на качество, основанной на участии всех ее членов в достижении долгосрочного успеха путем удовлетворения потребностей потребителей и на благо всех работников предприятия и общества» [10].

Учитывая сказанное, сформулируем ключевые принципы TQM:

- качество связано с персоналом предприятия и требует участия, стимулирования и общности сотрудников во всех областях деятельности и на всех уровнях управления;

- качество связано с ориентацией на потенциального потребителя;

ISSN 1994-5094 ♦-

55 -♦

- качество не конечная цель, а процесс, который постоянно совершенствуется и направлен не только на продукты, но и на услуги;

- руководство предприятия несет ответственность за разработку политики и программ, направленных на управление качеством.

Подчеркнем, что принципы TQM формируют новое управленческое мышление и поведение и имеют некоторые существенные различия с системами, построенными на ISO 9000, а именно упор на человеческий фактор и клиентов [5].

В данном контексте ключевыми элементами концепции должны быть:

- техническая система (методы, процессы и технологии);

- социальная система (организационные механизмы, набор установок, которыми регламентируется поведение персонала).

Поэтому для достижения целей TQM необходимо по-новому переосмыслить управленческие функции. В табл. 1 показаны изменения, необходимые для реализации концепции TQM на предприятии.

Отметим, что основная ответственность за внедрение TQM должна лежать на высшем руководстве предприятия. К тому же организационная структура должна обеспечивать творческое участие всех сотрудников, использовать процедуры отбора, продвижения, развития и оценки эффективности обучения. Именно человеческий капитал является одним из наиболее важных ресурсов в рамках тотального управления качеством [6].

В настоящее время в области внедрения концепции TQM используется много различных моделей, методов и инструментов. Их объединяет то, что TQM основывается не только на технических средствах обеспечения качества продукции, но и на отношениях между предприятиями и их клиентами [9]. Так, например, в практике менеджмента качества широко используются семь инструментов управления качеством К. Исикавы, которые известны как «классические». Это графики, диаграммы, частотные карты, гистограммы, Парето-анализ, причинно-следственные диаграммы, дисперсные диаграммы и контрольные карты.

Признание ведущих специалистов в области качества имеет существенное значение в развитии современного бизнеса и формировании философии и принципов улучшения качества на предприятии [8]. Таким образом, признание является не только оценками, но и процедурами, которые помогают предприятиям в выявлении своих достижений и недостатков, определении шансов на успех и задач на перспективу.

В процессе применения цифровых технологий в тотальном управлении качеством появляется про-слеживаемость происхождения продукции в процессе производства, так как все этапы производственного процесса, начиная от поставки материалов и комплектующих и далее, идентифицируются по отношению к применяемым инструментам, эталонным образцам, работникам, выполняющим технологические операции, и регистрируются. Таким образом, фиксируется история изготовления качественной продукции, которая подтверждает, что на предприятии продукция была изготовлена в соответствии с нормативно-технической документацией, технологией и прошла установленный контроль качества.

Наибольший интерес представляют критерии, используемые для оценки качества. Данные критерии позволяют дать количественную оценку деятельности предприятия и достигнутым производственным результатам [3].

Следует отметить, что в области качества особое значение придается наградам, полученным на различных форумах. Наиболее широко известны и признаны во всем мире: премия Э. Деминга, национальная премия за качество М. Болдриджа, европейская премия за качество, национальная японская премия за качество и др. Премия Деминга за качество была основана в 1951 г. японским союзом ученых и инженеров и является наивысшей наградой за реализацию подхода TQM. В качестве критериев премии выделяют: лидерство, функционирование систем контроля, а также степень использования научных методов исследования и организационных преимуществ, вносящих вклад в достижение целей организации и в особенности целей TQM.

Таблица 1

Различия между традиционной концепцией менеджмента и TQM

Традиционный менеджмент Концепция TQM

Руководство предприятия планирует и контролирует Участие сотрудников в области повышения качества

Руководство предприятия определяет, как действовать Руководство поощряет творчество и способствует внедрению новых идей

Мнение руководства является решающим в выборе направления деятельности Руководство рассматривает предложения сотрудников по улучшению качества

Управление через делегирование полномочий Управление по целям

Сотрудники имеют четко поставленые задачи Сотрудники более свободны в рамках поставленных целей

Проблемы и конфликты являются табу Проблемы обсуждаются открыто

Руководство фирмы подвергает сотрудников наказанию при выявлении нарушений Руководство компании требует сознательного отношения при выполнении работ и проводит обучение персонала

56 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

Американская национальная программа и премия за самое лучшее качество Малкольма Болдрид-жа (MBNQA) направлена на укрепление конкурентоспособности американской промышленности. Критерии оценки, используемые в MBNQA, позволяют установить приоритеты, которыми компании и предприятия могут пользоваться в целях улучшения своего бизнеса. Предлагаются такие критерии, как лидерство, стратегическое планирование и ориентация на клиента на рынке, которые формируют управленческую триаду, а критерии ориентации на управление человеческими ресурсами и бизнес-процессы формируют окончательные результаты производственно-хозяйственной деятельности [7].

Европейская премия за качество включает в себя модель совершенства EFQM (Excellence Model), которая была введена в 1991 г. и обновлена в 2003 г. в качестве структуры для самооценки организаций и основы для присуждения Европейской премии за качество. Превосходство оценивается по ключевым показателям производительности в интересах клиентов, сотрудников и общества и достигается за счет управленческой политики и стратегии по работе с персоналом, партнерами, ресурсами и процессами. Связи между элементами подчеркивают динамический характер модели. Основой модели является логическая схема RADAR (Результаты, Подход, Развертывание, Оценка и Обзор).

Японская премия за качество (JQA) была создана в 1995 г. как ответ на американскую премию Малькольма Болдриджа (MBNQA) и Европейскую премию по качеству (EFQM). Эта награда основана на принципах, в соответствии с которыми необходимо перейти от менеджмента качества к качеству

менеджмента. В отличие от остальных премий, эта награда вручается только представителям промышленного сектора.

Премия за качество (Ludwig - Erhard - Preis) является наградой за достижения в области конкуренции. Она восполняет пробелы национальных наград и Европейской премии по качеству и, таким образом, находит свое место среди других международных наград за качество. Резюме критериев перечисленных наград за качество показано в табл. 2.

На наш взгляд, основной задачей премии в области качества должно быть вовлечение работников предприятия в управление качеством, содействие внедрению в производственную деятельность стандартов серии ISO, современных методов тотального управления качеством с использованием цифровых и информационных технологий, обобщение и распространение передового опыта. К тому же в области качества должны использоваться критерии для определения сильных и слабых сторон изготовления конкурентоспособной продукции и определения тех задач, которые необходимы для снижения потерь при производстве [4].

В этой связи премия в области качества должна обеспечивать:

- заинтересованность персонала в непрерывном улучшении показателей своей работы и наращивании стремлений в области качества;

- возможность самостоятельно оценивать качество, эффективность и результативность своего труда.

Анализ рассматриваемых подходов и моделей показывает, что для достижения совершенства в управлении качеством в условиях современной экономики в основном используются научные знания и инновации в обучении.

Таблица 2

Критерии качества в США, Японии, Европе и Германии

MBNQA (США) JQA (Япония) EFQM (Европа) Ludwig - Erhard - Preis (Германия)

Лидерство Управленческое видение Лидерство и согласованность в управленческих целях Лидерство

Стратегическое планирование Стратегическое планирование Развитие взаимоотношений с партнерами Стратегическое планирование роли в конкурентной борьбе

Ориентация на клиента Понимание клиента Ориентация на клиента Ориентация на клиента

Измерение, анализ, управление знаниями Обмен и использование информации Постоянное обучение, инновации и усовершенствование Потенциал для улучшения, инноваций и усовершенствования

Ориентация на человеческие ресурсы Развитие человеческих ресурсов Повышение квалификации персонала и его приверженности целям предприятия Корпоративная культура, повышение квалификации персонала

Управление процессами Управление процессами Управление процессами по фактам Анализ сильных и слабых сторон, управление процессами

Результаты Оценка деятельности предприятия Отчетность о результатах Обеспечение конкурентоспособности в будущем

Удовлетворенность клиентов Социальная ответственность Улучшение имиджа компании

ISSN 1994-5094 ♦-

57 -♦

Обследование показало, что концепция тотального управления качеством может быть связана и с другими методами, например с концепцией «шесть сигм». Так, методика созданная компанией Motorola и развитая компанией General Electric, основана на снижении количества ошибок до одной на миллион, иначе говоря, почти до абсолютно возможного минимума. Использование статистических методов для прогнозирования развития процесса позволяет свести к минимуму субъективный фактор при принятии решений, что позволяет своевременно с целью профилактики вмешаться в производственный или технологические процессы, чтобы изменить бизнес-цикл в нужном направлении.

Особенно эффективным инструментом, который может дополнить введение концепции тотального управления качеством, является сбалансированная система показателей (карта сбалансированных показателей - BSC). Методология BSC пользуется большой популярностью и подразумевает использование эконометрических методов, таких как статистическое моделирование и регрессионный анализ.

На основе изучения литературы, посвященной применению концепции TQM, были отмечены некоторые сложности в реализации данного подхода. Одним из недостатков является то, что введение TQM требует изменений в корпоративной культуре. В контексте динамичного рынка и ожидания прибыли в краткосрочной перспективе трудно быстро производить такие масштабные изменения, как изменение философии ведения бизнеса в компании. Например, в Германии на 300 малых и средних предприятиях, реализующих концепцию тотального управления качеством, было показано, что существует большое количество нерешенных задач, связанных с этой методикой.

С одной стороны, предприятия стремятся ввести концепцию тотального управления качеством в достаточно короткий временной период и рассчитывают на успех. В результате они проводят краткий анализ и слабо изучают предпочтения своих потребителей. С другой стороны, руководство предприятий пытается использовать тотальное управление качеством без изменения корпоративной философии. Затем руководство обнаруживает, что введение TQM не дало ожидаемых результатов, и считает, что применение этой концепции не приводит к успеху, вместо того чтобы провести анализ причин неудачного введения концепции. Проведенные исследования показывают, что внимание акцентируется значительно больше на неудачах, чем на успехах.

В то же время концепция TQM имеет и много достоинств: предприятия увеличивают свой оборот и прибыль, повышается производительность труда, появляются новые рабочие места. Об этом свидетельствуют долгосрочные исследования В. Синга-

ла из Технологического университета Джорджии (США) и К. Хендрикса из Университета Западного Онтарио (США), которые изучали опыт работы компаний, внедривших TQM. В результате цена акций на фондовых биржах этих компаний в среднем увеличилась на 44%, корпоративная прибыль - на 48%, а оборот - на 37%.

Следует отметить, что самооценка качества выпускаемой продукции на предприятии позволяет оценить возможности, недоработки и определить конкретные организационно-технические мероприятия по устранению организационных, конструк-торско-технологических недостатков, связанных с подготовкой и производством конкурентоспособной продукции.

Повышение квалификации персонала и создание сплоченной команды в реализации концепции TQM является сложной и многогранной задачей. Адекватный ответ на эти вызовы является задачей, решение которой, безусловно, даст значительные положительные результаты при достижении конкурентных преимуществ на рынке.

1. Андреева Т.А., ГугелевА.В., ПоповаЛ.Ф. Инструменты ИСО/ТУ: опыт, возможности, перспективы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 7-12.

2. Бурмистрова И.К., Кублин И.М. Актуализация проблемы моделирования управления инновационным развитием на современном этапе функционирования экономики // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 1 (05). С. 10-15.

3. Жулина Е.Г. Формирование и развитие качества трудовой жизни: теория, методология исследования, социально-экономическое управление: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2011.

4. Казанкина О.А., ЗайцевА.В. Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования предпринимательской деятельности // Факторы успеха. 2018. № 2 (11). С. 64-69.

5. КублинИ.М., ЕремеевМ.А., Плеханов С.В. Качественное изменение труда в условиях цифровизации производства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 65-69.

6. Матковская Я.С., Кублин И.М. Состояние, перспективы и качество современной экономики: новые возможности и ограничения развития // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6 (216). С. 9-14.

7. Мангушева Е.В. Глобальные тренды инновационного развития экономики // Социальные науки. 2015. № 6 (9). С. 43-50.

8. Яшин Н.С., Попова Л. Ф., Бочарова С.В. Анализ проблем функционирования СМК предприятий ОПК и пути их решения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 125-130.

9. Tvedt A.M. Total Quality Management - Auf dem Weg zu einem untemehmensweiten Qualitats management. Verlag Shaker Aachen, 1995.

10. URL: www.iso.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.