Научная статья на тему 'Теоретические аспекты тотального менеджмента качества на малых и средних предприятиях'

Теоретические аспекты тотального менеджмента качества на малых и средних предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
QUALITY MANAGEMENT / TQM / SME / TOTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Н.Н.

На этапе глобализации и интернационализации предприятия и организации по всему миру запустили комплексные программы управления качеством в стремлении получить или сохранить конкурентоспособность. Данная статья посвящена роли всеобщего менеджмента качества, как инструмента управления на малых и средних предприятий. Тотальная система менеджмента (TQM) помогает предприятиям всех типов и размеров работать более эффективно, повышать производительность и выходить на новые рынки. Для малых и средних предприятий TQM оказывает существенное влияние на годовой оборот, в ряде случаев определяет экономический успех или неудачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the stage of globalization and internationalization, enterprises and organizations around the world have launched comprehensive quality management programs in an effort to gain or maintain competitiveness. This article is devoted to the role of General quality management as a management tool for small and medium-sized enterprises. Total management system (TQM) helps enterprises of all types and sizes to work more efficiently, increase productivity and enter new markets. For small and medium-sized enterprises, TQM has a significant impact on annual turnover, in some cases determines economic success or failure.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты тотального менеджмента качества на малых и средних предприятиях»

УДК 336.01

Экономические науки

Кузнецова Н. Н., магистратрант, экономического факультета, направления подготовки управление качеством МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОТАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: На этапе глобализации и интернационализации предприятия и организации по всему миру запустили комплексные программы управления качеством в стремлении получить или сохранить конкурентоспособность. Данная статья посвящена роли всеобщего менеджмента качества, как инструмента управления на малых и средних предприятий. Тотальная система менеджмента (TQM) помогает предприятиям всех типов и размеров работать более эффективно, повышать производительность и выходить на новые рынки. Для малых и средних предприятий TQM оказывает существенное влияние на годовой оборот, в ряде случаев определяет экономический успех или неудачу.

Ключевые слова: менеджмент качества, TQM, МСП, тотальный менеджмент.

Annotation: At the stage of globalization and internationalization, enterprises and organizations around the world have launched comprehensive quality management programs in an effort to gain or maintain competitiveness. This article is devoted to the role of General quality management as a management tool for small and medium-sized enterprises. Total management system (TQM) helps enterprises of all types and sizes to work more efficiently, increase productivity and enter new markets. For small and medium-sized enterprises, TQM has a significant impact on annual turnover, in some cases determines economic success or failure.

Key words: quality management, TQM, SME, total management.

На современном уровне развития понятие «качество» рассматривается как комплексная составляющая, которая включает в себя качество конечного продукта, качество управления, качество поставки или работ, качество жизнедеятельности людей (сотрудников) и общества в целом. Управление качеством - это скоординированная и взаимосвязанная управленческая деятельность, построенная таким образом, чтобы обеспечить безопасную и бесперебойную работу организации. Управление качеством включает четыре основных компонента: контроль качества; обеспечение качества; планирование качества; повышение качества. Понимание и рациональное использование этих компонентов способствует достижению высоких результатов деятельности малых и средних предприятий [1].

В последние годы все МСП достигают определенных результатов и все чаще выходят со своей продукцией на экономический рынок. В отличие от своих основных конкурентов - производителей, малый бизнес имеет такие конкурентные преимущества, как: мобильность, гибкость, эффективность управления и принятия решений, способность быстро двигаться вперед, способность к перестройке, быстрая восприимчивость ко всему новому и инновациям.

Концепция всеобщего управления качеством (TQM), имеет высокую теоретическую базу, вобравшую в себя элементы многих наук. Основная задача менеджмента качеством - спланировать, создать и обеспечить высокое качество результатов (продукции, управления, процессов, инфраструктуры, окружающей среды и т. д.). Решение этой проблемы обеспечивается созданием систем менеджмента качества, которые внедряются и работают в разных компаниях [2].

Самые известные и популярные инструменты менеджмента качества:

1. ISO 9000 - система менеджмента качества на основе международных стандартов ISO 9000. Она одна из самых популярных и формальных систем, предполагающих строгое регулирование деятельности,

четкое взаимодействие сотрудников и постоянное совершенствование как отдельных подсистем, так и организации в целом.

2. TQM (Total quality management) - это система и философия менеджмента одновременно. Наиболее популярно и широко используется TQM в Японии, где она была разработана. В основе концепции TQM лежат Деминг, Джуран, Кросби и др. Основной принцип, на котором основана система управления - принцип улучшения. Строго формальных требований (например, в ISO 9000), по которым должна быть построена система, не существует.

3. Премиум качество - можно считать еще одной системой качества. Данный инструмент включается в себя выдачу «наград» за качество. Разные страны имеют свою «награду качества», например, премию Деминга, премию Болдриджа, EFQM (Европейский фонд управления качеством). Призы присуждаются только лучшим организациям, отвечающим критериям премии. Набор критериев достаточно широк, и для того, чтобы соответствовать этим критериям, организация должна применять различные методы управления качеством.

4. 6 Сигм - метод повышения качества процессов организации. Основное внимание уделяется выявлению и устранению причин различных несоответствий и дефектов. Метод 6 представляет собой набор инструментов и стратегий качества sigma. Он был первоначально разработан и применен в Motorola, и приобрел популярность с конца 80-х годов 20 века. По методике 6 Сигма работают Taguchi.

5. Бережливое производство (Lean manufacturing, бережливое производство) - это совокупность производственных практик, применение которых помогает снизить затраты и повысить качество конечного продукта. В основе концепции бережливого производства лежит принцип, по которому расходование каких бы то ни было ресурсов организации, должно быть направлено только на создание ценности для конечного пользователя. Соответственно, любое потребление ресурсов, которое не увеличивает стоимости, должно быть сокращено. Для этого используется набор различных

методов, методик и инструментов управления качеством. Концепция бережливого производства и распределения прославился после публикации информации о производственной системе Toyota в начале 90-х годов 20-го века. В основе этой концепции лежит работа Сигэо Синго.

6. Кайдзен - философия и комплекс практик, направленных на постоянное совершенствование процессов организации. Это японский термин, означающий стремление к лучшему. Кайдзен сформировался как системный подход к повышению производительности с начала 50-х годов и является одним из основных подходов в системе TQM. Суть такого подхода состоит в том, чтобы выполнять улучшения, но осуществлять их последовательно (ежедневно). В результате со временем большое количество незначительных улучшений приведет к существенному улучшению. В связи с этим кайдзен выражает известный диалектический закон превращения количества в качество.

7. Лучшие практики - это совокупность методов и приемов, которые позволяют получить качественный результат. Под качеством результата подразумевается лучшее в отрасли. Распространение передового опыта с начала 90-х годов 20 века. Как правило, они формируются в виде сборников или стандартов. В нем содержатся требования к применению в этих стандартах различных методов управления качеством [3, с. 282 - 286].

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения. Мотивация доходит до того, что люди настолько увлечены работой, что отказываются от отпуска, остаются на работе, продолжают работать дома. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой жизни. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными - использовать деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. д. Образование превращается в часть мотивации.

На взаимоотношения между поставщиками и потребителями оказывает сильное влияние сертификация системы качества на соответствие требованиям ISO 9001. Основная цель установки систем качества, основанных на стандарте

ISO 9001, - обеспечение требуемого заказчиком качества продукции, а также подтверждение способности соответствовать стандартам качества [5].

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешний признак соответствия системы менеджмента качества предприятия стандартам ISO 9000, сертифицирован в системе.

В результате во многих случаях наличие сертификата системы качества предприятия стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификата для управления качеством встречается в страховом бизнесе: поскольку ее наличие свидетельствует о надежности предприятия, предприятию часто предоставляются льготные условия страхования.

Для успешной работы компаний на рынке необходимо, чтобы у них была система качества согласно стандартам ISO 9000. Поэтому в России уже существуют десятки компаний, внедривших стандарт ISO 9000 и имеющих сертификаты на его систему качества.

Основным отличием от TQM и ISO 9000 является то, что TQM является вершиной современных методов управления качеством, ориентированных на повышение качества продукции на существующем уровне, а внедрение стандартов ISO 9000 больше ориентировано на снижение вероятности рисков [6].

Качество - универсальное понятие, определяющее эффективность всех аспектов деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг, человеческие ресурсы и др. Для управления качеством как объектом существуют основные компоненты управления: планирование, анализ, контроль, специальные подразделения, для координации работы по управлению качеством может быть предусмотрена организационная структура компании. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

Опыт развивающихся стран можно рассматривать как один из этапов эволюционного развития философии TQM в российском бизнесе, при условии четкого понимания того, что движущей силой качественного движения являлись интересы государства, в отличие от Запада, где определяющим фактором является заказчик и его интересы. Кроме того, опыт развивающихся стран сформировал школу, готовящую специалистов в области качества, что является как огромным преимуществом, так и подводными камнями при реализации проблем внедрения TQM в странах с переходной экономикой [5].

Многие подходы к совершенствованию организации системы управления и повышению ее конкурентоспособности базируются на принципах TQM. Некоторые современные подходы уже используются в малом и среднем бизнесе. Это ИСО 9000 в области качества, бенчмаркинг, самооценка. Насколько эффективны эти методы и инструменты? Ответ может быть не единственным. Подходы совершенствования возникают эволюционно и имеют методологическую и практическую базу. Менеджеры иностранных компаний воспринимают клиентоориентированность, постоянное совершенствование, процессный подход, вовлеченность и целеустремленность сотрудников, социальную ответственность как неотъемлемые принципы ведения бизнеса. В российском бизнесе эти принципы внедряются искусственно, поэтому проблема адаптации западных подходов выходит на первый план. Лидеры, с одной стороны, понимают, что нужно менять философию, с другой стороны, существует множество барьеров: незнание того, как и что менять, сопротивление работников, непонимание коллег и деловых партнеров [6].

Анализируя любой из инструментов совершенствования, мы приходим к такому же выводу, что отсутствие базовой культуры TQM препятствует эффективному внедрению и применению этих инструментов в малом и среднем бизнесе.

МСП уже достаточно хорошо овладели навыками маркетинговых исследований и привлекают новых заказчиков. Однако, удовлетворение потребностей клиентов является не только умение навязать свой товар,

удовлетворение потребителей - это искусство дать потребителю то, что он ожидал и даже больше. Для руководителей МСП в РФ важно прочувствовать логическую цепочку с точки зрения потребителя: покупка - удовлетворение -выкуп. Для иностранных компаний задача не столько найти новых клиентов, сколько удержать уже имеющихся, т. е. увеличить долю постоянных клиентов

[4].

Современные экономисты утверждают, что роль МСП в быстро меняющейся экономике роль которого растет с каждым днем, поскольку малые предприятия более мобильны и гибки. Они быстрее реагируют как на внешние, так и на внутренние изменения.

Качество зависит от многих факторов технического, экономического, социального и психологического типов. Предприятия, проводящие целенаправленную и целенаправленную политику по повышению качества своей продукции и услуг, используют различные инструменты, методы и средства для достижения своих целей.

Библиографический список:

1 ЕБРР, доклад о переходном периоде и Обследование деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS). Доступно по адресу: http://www.ebrd.com/downloads/research/transition/TR05.pdf .

2 Место социальных факторов в концепции TQM. Режим доступа: http://quality. eup.ru/MATERIALY2/ msftqm.

3 Мохаммад И. Теоретические аспекты тотального управления качеством на малых и средних предприятиях / I Mohammad / - 2017. - № 5. - с. 282 - 286.

4 Проблемы и пути их решения для малого бизнеса. Режим доступа: http://quality.eup.ru/ MATERIALY11 / smk-small.htm.

5 OSCE, Strategy Document for the Economic and Environmental Dimension. Available at: http://www.osce.org/eea/20705.

6 Valmohammadi C. The impact of TQM implementation on the organizational performance of Iranian manufacturing SMEs. The TQM Journal, 2011, no. 23 (5), pp. 496-509.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.