SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-29-34 NIION: 2007-0083-3/21-034 MOSURED: 77/27-005-2021-03-233
К вопросу о терроризме: актуальные аспекты
Юлия Александровна Иванова1, Татьяна Викторовна Радченко2, Ксения Владимировна Шевелева3, Марат Вильданович Саудаханов4
1-4 Российский технологический университет — МИРЭА, Москва, Россия
Аннотация. Среди актуальных международных проблем, стоящих перед мировым сообществом, в последние годы наиболее остро обозначился международный терроризм. Терроризм — глобальная угроза миру и человечеству. Комплексное сотрудничество государств, как никогда актуально в решении этой проблемы. Проявления терроризма во всех его разновидностях обладают серьезной опасностью для мирового сообщества, имея негативные последствия в виде ухудшения условий жизни, обострения межнациональной вражды, порождения страха и недоверия среди людей.
Ключевые слова: террористический акт, международный терроризм, угроза, государство, противодействие, преступные посягательства
Для цитирования: Иванова Ю. А., Радченко Т. В., Шевелева К. В., Саудаханов М. В. К вопросу о терроризме: актуальные аспекты. Криминологический журнал. 2021;(3):29-34. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-29-34.
Original article
On the issue of terrorism: current aspects
Yulia A. Ivanova1, Tatiana V. Radchenko2, Ksenia V. Sheveleva3, Marat V. Saudakhanov4
1-4 Russian Technological University — MIREA, Moscow, Russia
Abstract. Among the global international problems facing the world community, international terrorism has become the most acute in recent years. Terrorism is a global threat to peace and humanity. Comprehensive cooperation of states is more relevant than ever in solving this problem. Manifestations of terrorism in all its varieties pose a serious danger to the world community, having negative consequences in the form of deterioration of living conditions, aggravation of ethnic hostility, generation of fear and distrust among people. Keywords: terrorism, extremism, international terrorism, threat, state, counteraction, crimes
For citation: Ivanova Yu. A., Radchenko T. V., Sheveleva K. V., Saudakhanov M. V. On the issue of terrorism: current aspects. Criminological Journal. 2021;(3):29-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-29-34.
© Иванова Ю. А., Радченко Т. В., Шевелева К. В., Саудаханов М. В., 2021
В современное время, перед мировым сообществом возникают различные международные проблемы, которые связаны с загрязнением окружающей среды, изменением климата, различного рода эпидемиями и заболеваниями людей, распространением оружия массового поражения и другими. К числу таких глобальных и международных проблем, стоящих перед современными государствами, относится и международный терроризм. Проблема международного терроризма является особо важной и с каждым годом все обостряется.
Ежегодно террористические акты приносят не только огромный моральный вред гражданскому насе-
лению, но и материальный вред государствам. В связи со всем этим общественным негативом, государства объединяются для борьбы с данным видом преступности. В частности, создаются различные региональные организации, деятельность которых относится лишь к конкретной территории, помимо этого создаются международные организации, к ведению которых относятся террористические акты по всему миру. К сожалению, до сих пор не был выработан единый, универсальный и верный путь борьбы с организованными преступными группировками, а множество созданных нормативных правовых актов, не способны остановить или ограни-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
чить их деятельность, несмотря на то, что на данный момент существует более двадцати пяти региональных, глобальных соглашений.
Из года в год происходят множественные террористические акты, которые держат в страхе и ужасе мирное гражданское население всех мировых держав. Терроризм — масштабная проблема, которая не имеет разграничений по полу и национальности, принципам и убеждениям, данная проблематика является общей для всех народов мира, так как с подобной жестокостью можно бороться лишь с помощью совместных усилий. Это заставляет задуматься (глав государств, политиков, юристов, правоохранительные структуры и др.) о причине, по которой продолжают организовываться и происходить подобные бесчеловечные акты.
Понятие «терроризм» с латинского переводится, как «ужас» и «страх». В доктрине принято давать следующее определение данному термину — общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами [7].
В настоящее время в мире насчитывается более сотни различных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки данного явления, а также единого подхода к ответам на него не выработано. В связи с этим ее актуальность только нарастает вместе с возрастающей агрессией и опасностью со стороны различных террористических группировок, привлекая внимание не только множества ученых и исследователей, но и глав различных государств.
С каждым годом террористические акты становятся более жестокими по отношению к гражданскому населению, их организация становится продуманнее, а число проявлений стремительно растет. Помимо этого, в террористических актах используется множество боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также современное оружие, которое способно нанести вред большему числу мирных граждан, которые попадают в зону действия террористов и различных опасных группировок.
Основная сущность терроризма заключается в приверженности к радикальным сепаратистским лозунгам, направленным на подавление традиционных государственных устоев путем установления социальных, расовых, национальных, религиозных и иных классовых
различий [11]. Помимо этого также выделяют политическую мотивацию насильственных действий, направленность насилия на дестабилизацию положения в обществе и запугивание различных социальных групп, отсутствие обязательной связи терактов с последующими вооруженными конфликтами, наличие определенной идеологии экстремисткой направленности, оправдывающей террористические действия [10]. Все это мы видим, как отражение в современных террористических актах.
Что касается вопроса о классификации терроризма, то здесь можно выделить отдельные формы, а также основные направления его деятельности. Среди видов терроризма: политический, государственный, религиозный, националистический, корыстный, криминалистический [12].
Политический терроризм является методом политической борьбы с помощью устрашения мирного населения и политических противников, а именно различных государственных органов или конкретных государственных деятелей. Все это необходимо для воздействия на официальную власть.
Государственный терроризм, на первый взгляд, можно отнести к подвиду политического терроризма, но на самом деле он является отдельным видом. Цель государственного терроризма — устрашение граждан и мирных жителей, попытки их порабощения, а также истребление всех тех, кто является противником тиранического государства. Подобный вид терроризма можно разделить на внешний и внутренний. К внутреннему государственному терроризму относится любое жестокое подавление антигосударственного движения. В основном подобное проявление терроризма можно встретить в странах с тоталитарным либо же авторитарным режимом..
К внешнему государственному терроризму мы относим проявление жестокости или же насилия со стороны одного государства к другому. Цель внешне государственного терроризма заключается во влиянии на политическую систему, власть, изменение государственных границ или же иное.
Религиозный терроризм один из наиболее актуальных видов в современное время, который развивается по сей день. Связано это в первую очередь с тем, что целью является именно утверждение веры террористов и уничтожение иной веры. При этом очень сложна борьба с религиозным терроризмом, так как любое уголовное урегулирование данной проблемы является бес-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
полезным, ведь любая мера наказания, присущая религиозным террористам будет оценена ими, как долг и важная миссия ради веры.
Националистический терроризм является не менее распространенным, чем религиозный. Основная цель террористов — вытеснение других наций и в большинстве случаев захват чужих территорий для проживания и развития своей нации, создания своего независимого государства. Такие территории не признаются иными государствами и против них ведется борьба. Но бывают и такие случаи, когда статус самопровозглашенного государства остается неподтвержденным, но военные действия относительно террористов прекращаются в целях сохранения мира и порядка на территории прилежащих к ним государств.
Помимо перечисленных некоторые исследователи выделяют основанием классификации терроризма масштаб его распространения, выделяя соответственно внутренний и международный. Внутренний терроризм порождается за счет противоречий внутри конкретного государства и распространяется лишь на него, не затрагивая другие страны. Международный терроризм служит причиной для дестабилизации международной обстановки в нескольких странах, а также служит методом для удовлетворения требований террористов.
В частности, международный терроризм подразумевает акты насилия, происходящие в нескольких государствах в примерно одинаковый период времени.
Также существует еще одна, классификация терроризма по видам оружия и силы, примененной террористами. Выделяют ядерный, биологический, химический, электромагнитный и экономический. Ядерный терроризм — использование, либо угроза использования ядерного или радиоактивного оружия с целью разрушения территории, загрязнения атмосферы, водоемов или местности. Биологический терроризм — применение биологических средств (культурные растения, животные) для навязывания определенных условий правительству конкретной страны или определенного региона, как крупного, так и малого. Химический терроризм — применение химического или ядовитого оружия высокой токсичности, заранее похищенного или созданного (приобретенного), для уничтожения мирного населения. Электромагнитный терроризм — электромагнитное воздействие с целью разрушения на различную технику и приборы. Экономический терроризм — дестабилизация финансовой или экономической сферы конкретного государства или органа с помощью создания экономиче-
ских барьеров, понижении стоимости акций, введении эмбарго, а также может встречаться запрет на вывоз или ввоз определенных категорий товаров и другие методы разрушения экономики.
За последнее время, с конца прошлого века и вплоть до современности, можно наблюдать большой рост экстремистской и террористической деятельности. Появляются новые террористические группировки, в которые завлекают все больше и больше мирных граждан, вербуя под себя. Они оправдывают свои действия религией и этнической принадлежностью, а своими действиями стараются достигнуть поставленных целей, превосходства своей идеологии, морали и нравственности, которые никоим образом не имеют общих принципов с данными понятиями у граждан различных государств.
Терроризм на своей современной стадии развития, а также его последствия являются достаточно хорошо организованными и структурированными. Террористы в большинстве случаев, особенно когда речь идет о трагедиях мирового масштаба, способны продумывать каждый шаг с точностью до секунды, что приводит к неспособности армии противостоять террористам и вовремя предотвратить террористический акт, что влечет за собой многочисленные жертвы и большие разрушения. Современный терроризм можно охарактеризовать, как имеющий хорошее финансирование за счет своей деятельности, что помогает обеспечить их не только провиантом, но и различными устрашающими и опасными ядерными, химическими или биологическими оружиями. Помимо этого, они имеют места для подготовки и тренировки завербованных террористов или людей, добровольно вступивших в определенные группировки, а также имеющий хорошее техническое оснащение.
Для большинства современных государств борьба с терроризмом является наиболее приоритетной сферой внешнеполитической деятельности. Данная проблема не обошла стороной ни одну страну и фактически в каждом государстве есть зафиксированные случаи совершения террористических актов, повлекших за собой смерти множества мирных граждан. Теракты совершаются в любом государстве, будь то сверхдержава с достаточно сильно развитой политической, экономической, социальной системой, или же страна с низким уровнем развития, где условия жизни даже обычных граждан оставляют желать лучшего.
Нормативно-правовая основа борьбы с терроризмом включает в себя множество актов различного уровня, к которым относятся международные, регио-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
нальные, двусторонние, касающиеся отдельных видов терроризма, правовые унифицированные соглашения [3]. В то же время применение подобных международных актов, принятых множеством стран, является весьма непродуктивным. Связано это с тем, что террористам нет дела до каких-то правил и законов, хоть и принятых практически во всем мире. Целью террористов является не только создание и укрепление своего государства, возможно даже изменение идеологии, всего государственного устройства.
В современных странах существует некоторая специфика сотрудничества государств в борьбе с терроризмом. Во-первых, перед теорией и практикой в борьбе с данной деятельностью стоят разные задачи и разные возможности. Несмотря на то, что нормативная база находится в стадии разработки, возможность создания единых судебных органов или же универсальной юрисдикции может стать триггером эффективной борьбы с международным терроризмом.
На сегодняшний день, юридическую регламентацию в международных актах получают лишь те вопросы, которые не вызывают сомнений и возражений у большинства. Наряду с этим кардинально разное мнение стран-союзников приводит либо к непреодолимым разногласиям, либо к долгому и сложному пути решения проблемы. Не всегда одни страны согласны на условия других.
Выработке единого механизма противодействия мешает и комплексный характер терроризма, как явления международной жизни [3]. Это означает, что, несмотря на рассмотрение вопроса о противодействии по существу, на деле в международных нормативно-правовых актах регулируются более узкие вопросы, отодвигая на второй план сферы воздействия на террористов и ограничение предметной сферы.
Таким образом, большая часть борьбы с терроризмом сводится вновь к политическим противоречиям между главами государств, что также влияет на целевое направление борьбы с терроризмом и значительно ухудшает работу. Именно поэтому также стоит задуматься о единой методике борьбы, которая будет следовать всем целям и направлениям внешней политики суверенных государств.
Объединение стран является практически самым эффективным способом борьбы с террористической преступностью, но объединение государств в конкретной организации может дать наилучший результат. Подобное объединение не обошло стороной Российскую
Федерацию, а именно в Федеральном законе «О противодействии терроризму» мы видим, что международное сотрудничество обозначено, как сфера международной деятельности государства, включающую совместную деятельность в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом [9].
По всему миру в целях противодействия терроризму начали вступать в силу многие ограничения, а также стали вводится новые правила, которые могли бы предотвратить теракт или предупредить о его совершении. Таким образом, во всех крупных городах мира, власти которых имели на это возможности, стала вводиться единая система видеонаблюдения. Такой метод борьбы с терроризмом вызвал большие волнения, особенно в традиционно демократических странах, в частности, в Соединенных Штатах Америки. Гражданам не нравится тотальная слежка за ними в любой точке планеты, даже если они не подозреваются в сговоре с террористами. Это стало не менее важной проблемой, которая могла сильно помешать в борьбе с преступностью. Несмотря на введенные правила, данная борьба с терроризмом также показала свою большую несостоятельность и неэффективность, так как она была введена и действовала в период зарождавшегося противостояния, когда главы государств не верили слухам и информации передаваемой им от других правителей. Страны перешли на новый этап, чтобы снизить ограничение прав.
В современном мире, к сожалению, растет число лиц, вступивших в ряды террористов. В основном прирост составляет из таких стран, как Индонезия, Малайзия, Филиппины и Таиланд, также исключением не являются и другие страны.
В докладе Генерального секретаря ООН от 30 сентября 2016 г. отмечается, что впервые со времен войны в Афганистане экстремисты из государств Юго-Восточной Азии на системной основе выезжают за границу для присоединения к террористическим группировкам [6]. Деятельность исламистов в странах Юго-Восточной Азии не ограничивается лишь вербовкой, террористическими актами и пропагандой их идеологии. В век технологий и Интернета, террористы изучают всевозможные пути и попытки вовлечения в свою деятельность подростков и молодежи через интернет-ресурсы.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Террористы используют методы вербовки не только среди бедных и необразованных слоев населения, но стараются также воздействовать на квалифицированных научных специалистов, проживающих в Юго-Восточной Азии. Такие выводы были сделаны Институтом исламских исследований и мира, а результаты показали, что в крупных городах, столицах и университетах исламистских взглядов придерживаются более 50 % людей (радикальные взгляды), иногда такие показатели доходят и до 85 % студентов, а также 76 % преподавателей (мнение о перемене власти в стране), и более 60 % одобряют насилие в честь защиты своих взглядов и мнения исламистов.
За последние годы международными организациями была проделана колоссальная работа, которая в ближайшем будущем приведет к эффективным результатам. К сожалению, мы не сможем одолеть терроризм в ближайшее время, но за последние 20 лет было проделано многое для того, чтобы встать на путь истребления терроризма. Создано множество организаций, правил, нормативно-правовых актов и многое другое, что существенно дает положительный результат.
Борьба с терроризмом будет актуальна еще долгое время, так как решить данную проблему невозможно в короткие сроки. В данных условиях становится очевидно, что существующая угроза глобального терроризма и его новых проявлений обозначили необходимость дальнейшего объединения усилий всего международного сообщества в интересах организации эффективного противодействия этому опасному вызову и требуют результативного международного антитеррористического сотрудничества.
Библиографический список
1. Абашидзе А. Х., Гасанов К. К., Эриашвили Н. Д. и др. Международное право / 4-е изд., перераб. и доп. М., 2018.
2. Ахмедов Р. М., Иванова Ю. А. Роль и значение международного сотрудничества по вопросу охраны и защиты окружающей среды // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1.
3. Бийгишиева Д. Ш., Омарова М. М. К вопросу об укреплении межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия международному терроризму // Закон и право. 2019. № 3. С. 96-98.
4. Иванова Ю. А., Ахмедов Д. Р., Озеров К. И. Экстремизм и терроризм в окружающей среде: проблема юридической регламентации // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 62-65.
5. Иванова Ю. А. Функции современного российского государства: актуальные аспекты // Журнал Государственная служба и кадры. 2015. № 4. С. 33-35.
6. Кутовая Е. А. ООН: проблема борьбы с терроризмом и государства Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2017. № 34. С. 99-114.
7. Маршакова Н. Н., Миловидова А. С. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1(14). С. 232-239.
8. Синякин И. И. Перспективы международно-правового сотрудничества по борьбе с терроризмом // Московский журнал международного права. 2017. № 1(105). С. 79-81.
9. Толстых В. В., Берестов В. Б. Международное антитеррористическое сотрудничество как сдерживающий фактор противодействия терроризму // Проблемы современной науки и образования. 2020. С. 96-107.
10. Украинский С. В., Богданов А. Г. Понятие и сущность терроризма в историческом аспекте // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2016. № 2(23). С. 150-153.
11. Чаттаев А. Р. К вопросу о новых формах организованной преступности как реальной угрозе национальной безопасности России // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2016. № 4. С. 61-63.
12. Шихов А. Л. Классификация видов терроризма // Отечественная юриспруденция. 2019. С. 45-49.
13. Эриашвили Н. Д., Стригунова Д. П. Способы правового регулирования международных контрактных отношений. В кн.: Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России: Кол. моногр. В 4 т. / Отв. ред. С. Д. Могилевский [и др.]. М., 2020. С. 393-401.
Bibliographic list
1. Abashidze A. H., Hasanov K. K., Eriashvili N. D., etc. International Law / 4th ed., reprint. and additional M., 2018.
2. Akhmedov R. M., Ivanova Yu. A. The role and importance of international cooperation on the protection and protection of the environment // International Journal of Civil and Commercial Law. 2019. № 1.
3. Biigishieva D. Sh., Omarova M. M. On the issue of strengthening interstate cooperation in countering international terrorism // Law and Law. 2019. No. 3. Pp. 96-98.
4. Ivanova Yu. A., Akhmedov D. R., Ozerov K. I. Extremism and terrorism in the environment: the problem of
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
legal regulation // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 2. Pp. 62-65.
5. Ivanova Yu. A. Functions of the modern Russian state: actual aspects // Journal of Public service and personnel. 2015. No. 4. Pp. 33-35.
6. Kutovaya E. A. UN: the problem of combating terrorism and the States of Southeast Asia // Southeast Asia: Actual problems of development. 2017. No. 34. Pp. 99-114.
7. Marshakova N. N., Milovidova A. S. Problems of defining the concept of terrorism in doctrinal and international legal sources // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 1(14). Pp. 232-239.
8. Sinyakin I. I. Prospects of international legal cooperation in the fight against terrorism // Moscow Journal of International Law. 2017. No. 1(105). Pp. 79-81.
9. Tolstykh V. V., Berestov V. B. International anti-terrorist cooperation as a deterrent to countering terrorism // Problems of modern science and education. 2020. Pp. 96-107.
10. Ukrainian S. V., Bogdanov A. G. the Concept and essence of terrorism in historical perspective // Eurasian Union of Scientists (ESU). 2016. № 2(23). P. 150-153.
11. Kataev A. R. about new forms of organized crime as a real threat to the national security of Russia // «Black holes» in the Russian Legislation. 2016. No. 4. Pp. 61-63.
12. Shikhov A. L. Classification of types of terrorism // Domestic jurisprudence. 2019. Pp. 45-49.
13. Eriashvili N. D., Strigunova D. P. Methods of legal regulation of international contractual relations. In: Law and Business: Legal space for business development in Russia: Number of monographs. In 4 vols. / Ed. S. D. Mogilevsky [et al.]. M., 2020. Pp. 393-401.
Информация об авторах
Ю. А. Иванова — доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент.
Т. В. Радченко — доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук.
К. В. Шевелева — преподаватель кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — МИРЭА.
М. В. Саудаханов — доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук.
Information about the authors
Yu. A. Ivanova — Associate Professor of the Department of «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University — MIREA, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
T. V. Radchenko — Associate Professor of the Department of «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University — MIREA, Candidate of Legal Sciences.
K. V. Sheveleva — Lecturer of the Department of «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University — MIREA.
M. V. Saudakhanov — Associate Professor of the Department of State and Administrative Law of the Russian Technological University — MIREA, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 2.09.2021; принята к публикации 13.09.2021.
The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 2.09.2021; accepted for publication 13.09.2021.