TPMsvHa молодого vviHoro
УДК 343.2/.7
Богомолов Станислав Юрьевич Bogomolov Stanislav Yurievich
адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) post-graduate student of the chair of criminal and penal law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Становление и развитие сотрудничества мирового сообщества
в борьбе с терроризмом
The establishment and development of the international community cooperation in combating terrorism
В данной статье проведено исследование зарождения правового взаимодействия в области противодействия терроризму на уровне мирового сообщества. Проанализирован комплекс международных нормативных правовых актов, ставших основой борьбы с терроризмом. Выдвинута гипотеза о возможности повышения качества международного сотрудничества в рассматриваемой области.
Ключевые слова: терроризм, право, преступление, противодействие, конвенция, безопасность, государство, сообщество.
The research of the legal cooperation origin in combating terrorism at the global level is done. The complex of international legal acts, become the main combat terrorism is analyzed. It is hypothesized that improving of international cooperation in this field is possible.
Keywords: terrorism, law, crime, combating, convention, security, government, community.
В настоящее время все мировое сообщество озабочено проблемой усиливающейся террористической активности. Особая опасность осуществляемых террористических актов в первую очередь заключается в большом количестве жертв ни в чем не повинных людей. Так, по данным, представленным Мэрилендским университетом США [1], который ведет наблюдение за террористической деятельностью с 1970 года, 2012 год стал рекордным как по количеству жертв, так и по количеству самих терактов [2].
Российская Федерация не стала исключением. Хотя с 2003 года по 2013 год [3] включительно и наблюдается спад совершения террористических актов, однако мы полностью разделяем мнение А.В. Петрянина о том, что это никаким образом не снижает экстремистской активности радикально настроенных организаций [4, с. 312]. Именно поэтому роль всего мирового сообщества в области противодействия террористической активности является главенствующей.
Одним из важнейших средств борьбы с терроризмом должно стать использование специальных мер, изложенных на международном уровне в конкретных международных правовых документах. Правовая база в области борьбы с террориз-
мом весьма обширна, и она базируется на принятых в 20-30-х годах XX века нормативных актах, которые и заложили фундаментальные основы такой борьбы.
Первые мировые соглашения, касающиеся противодействия терроризму, явились результатом организации и проведения всемирных конгрессов систематизации уголовного права в 20-х и 30-х годах XX века. Государства-участники с учетом полученных соглашений в будущем стали унифицировать локальное законодательство по противодействию преступности, в том числе и терроризму.
Во второй половине 20-х годов XX века на основе решения Первого международного конгресса по уголовному праву, прошедшего в Брюсселе (1926 г.) под эгидой Международной ассоциации уголовного права, состоялись конференции на тему терроризма. Стремление мирового сообщества было направлено на формирование и утверждение правовых актов, регламентирующих направления борьбы с этим явлением:
— разработку главных принципов противодействия терроризму и определение отдельных понятий для формирования официальных документов, регламентирующих сотрудничество стран в рамках международных мероприятий;
ТРИБУНЙ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
— исследование особенностей противодействия терроризму на воздушных судах;
— противодействие международному терроризму на самом высоком международном уровне;
— противодействие международному терроризму с использованием механизма конвенций;
— мировое взаимодействие в борьбе с конкретными актами терроризма и нормализации отношений, которые возникли в итоге их совершения [5, с. 51—52].
Самая первая такая конференция состоялась в 1927 году в Варшаве, по результатам ее работы был подписан международный правовой акт, в котором разработчики попытались раскрыть термин международной преступности и сделать правовую оценку этого явления. В акте уточнялась важность уголовного преследования и наказания виновных в совершении самых общественно опасных преступлений [6, с. 36]. В соответствии со статьей 6 незамедлительному наказанию должно быть подвержено любое лицо, совершившее умышленное деяние, непосредственно создающее угрозу обществу. Эта позиция была основана на общепризнанных принципах международного права [7, с. 8].
К 1941 году отмечено множество покушений на жизнь политиков и должностных лиц, что стало демонстрацией противостояния демократических сил и фашизма. Поэтому Лига Наций стала более пристально рассматривать проблемы терроризма. Причиной этому послужило убийство короля Югославии Александра и министра иностранных дел Франции Л. Барту в 1934 году, которые говорили о необходимости создания европейского антифашистского фронта. В Лиге Наций появился новый комитет, который занимался формированием международной правовой базы по сотрудничеству стран в антитеррористической борьбе.
В этот же момент на Пятой международной конференции был закреплен термин «терроризм». Под ним понималось использование средств, которые могут терроризировать население для устранения существующего социального общества. К таким действиям относились преднамеренное изготовление, хранение,использование или перевозка веществ и предметов, необходимых для совершения преступления [8, с. 5].
Проведение вышеназванных конференций способствовало развитию мирового нормотворчества по борьбе с терроризмом.
В 1937 году в Женеве на созванной по инициативе Лиги Наций международной конференции были одобрены Конвенция о предупреждении преступлений политического характера, определяемых как акты политического терроризма, и об установлении наказаний за них и Конвенция о создании Международного уголовного суда [5, с. 97—103].
В этом же году был разработан и представлен на обсуждение Проект Конвенции по борьбе с терроризмом. Особое внимание в ней было уделено вопросам подсудности лиц, совершивших деяния, содержащие в себе признаки международного тер-
роризма. В развитие этого направления была обоснована необходимость реализации универсального принципа действия национальных уголовных законодательств в пространстве. В частности, в случае невыдачи граждан, совершивших террористический акт на территории другого государства, для придания их правосудию, их действия в обязательном порядке должны быть квалифицированы по национальному законодательству как террористический акт, совершенный на территории государства, чьим гражданином являлись виновные. Это же правило должно распространяться и на лиц, приобретших гражданство уже после совершения такого преступления [9, с. 120].
Конвенция одной из первых официально объявила террор и террористические организации, а также поддержку террористических групп и сообществ, угрожающих миру и безопасности народов, преступными.
В статьях 1 и 2 Конвенция 1937 года формулировала понятие международного террористического акта как преступного действия, подрывающего безопасность государства и ставящего своей целью устрашение определенных лиц, группы или публики.
Кроме этого, Конвенция в качестве обязательного условия для ее участников устанавливала обязанность по криминализации деяний, направленных против жизни, телесной неприкосновенности, здоровья и свободы лиц, пользующихся международной защитой. Также в рамках отдельной правовой защиты в области уголовного законодательства было рекомендовано установить ответственность и за умышленные уничтожение или повреждение публичного имущества, принадлежавшего иностранному государству. Учитывая, что подготовительные действия к совершению международного террористического акта, а также покушения на него обладают повышенным уровнем общественной опасности, так как в целом создают угрозу для жизни людей, в качестве императивной меры предложено пресекать эти деяния на стадиях изготовления, приобретения, хранения или передачи оружия, снаряжения, взрывных устройств или веществ.
В статье 13 Конвенции государствам было предписано ограничить оборот оружия и боеприпасов, которые могут быть использованы террористами, за исключением гладкоствольного охотничьего. Также статья 14 запрещала изготовление поддельных документов, в том числе и паспортов, их оборот в виде хранения или ввоза на территорию страны — участницы Конвенции. Преступным предлагалось считать и их использование.
В статье 19 подчеркивался принцип неотвратимости наказания преступника. В соглашении определялась необходимость создания специализированного государственного органа, на территории каждого государства, подписавшего Конвенцию, основной задачей которого должна была стать деятельность по предупреждению терроризма, в том числе и на межгосударственном уровне. Статья 20
ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
устанавливала порядок разрешения межгосударственных споров и разногласий в вопросах противодействия международному терроризму, которые могут возникать в процессе толкования и применения данного соглашения. Статьи 21—29 регламентировали процедуру вступления Конвенции в действие и порядок ее применения как на национальном, так и на международном уровнях [10].
Хотя Конвенция и была подписана 24 государствами-участницами, однако была ратифицирована лишь Индией и по этой причине не вступила в силу.
Завершая анализ вышеназванной Конвенции, хотелось бы подчеркнуть, что в этом первом договоре о борьбе с международным терроризмом хотя и было немало вопросов, не решенных или решенных, но не в полной мере, однако это стало началом развития международного нормотворчества в области противодействия террору. Хотя положения Конвенции содержали слишком широкое понятие террористического акта, включающее в себя не только общественно опасные деяния, являющиеся преступными, но и административные проступки, что, безусловно, создавало бы серьезные проблемы в их правовой оценке, но это никаким образом не умаляет ее значимости.
При анализе оснований невступления Конвенции в силу главной причиной называют невмешательство в дела Германии таких европейских стран, как Франция и Великобритания. Они видели использование фашизмом международного терроризма исключительно как инструмента противодействия СССР.
США вместе с странами Запада усматривали в данных нормах в большей степени основания для начала военных действий между СССР и Германией. Именно поэтому эти юридические и политические противоречия привели к отказу от подписания Конвенции 1937 года участвующими странами.
Однако Конвенция 1937 года сыграла и продолжает играть известную положительную роль в договорно-правовом сотрудничестве государств в борьбе с международным терроризмом, так как явилась одним из первых международно-правовых документов в области борьбы с международным терроризмом. В ней решены некоторые вопросы юридической техники (понятия преступления, экстрадиции, механизм борьбы с актами террора). Конвенция о международном терроризме 1937 года стала отправной точкой в обсуждении международного терроризма и признании его преступлением против мира и безопасности человечества и дала толчок к активизации международного сотрудничества в рассматриваемой области.
В настоящее время существует более шестнадцати международных правовых актов по противодействию терроризму. Вот лишь ряд из них.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) [11, с. 218—225]. Данная конвенция раскрывает вопросы обеспечения авиационной без-
опасности и призывает ее участников производить арест нарушителей командиром воздушного судна.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) [12, с. 292—296]. Так называемая Гаагская конвенция предписывает странам-участницам применять при захвате воздушных судов жесткие карательные меры. Стороны должны заключать преступников под стражу с целью их придания национальному правосудию или выдаче иному государству. Эта же Конвенция установила правила международного сотрудничества по уголовным разбирательствам, регулируемым ей.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) [13, с. 90—95]. Монреальская конвенция, касающаяся акций саботажа (взрывов бомб на воздушном судне при совершении полетов). Конвенция рекомендует усиливать ответственность за деяния, посягающие на безопасность гражданской авиации.
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, находящихся под международной защитой (членов правительства и дипломатических работников) (1973 г.) [14, с. 90—94]. Странам-участникам предписывается установить уголовную ответственность, а также закрепить наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности деяний, сопряженных с преднамеренным убийством, похищением человека или с другими преступлениями против лиц, находящихся под международной защитой.
Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.) [15, с. 105—115] или так называемая Конвенция о ядерных материалах. Она определяет уголовную ответственность при неправомерном владении, использовании, передаче или краже ядерного вещества, а также угрозе его применения.
Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.) [16] устанавливает режим универсальной юрисдикции в отношении совершения ряда деяний, непосредственно сопряженных с терроризмом. Перечень таких преступлений в Конвенции четко определен. К ним отнесены деяния, содержащие в себе признаки незаконного и преднамеренного использования взрывных или иных смертоносных устройств. Дополнительным условием отнесения их к таковым является место (место общественного пользования) и цель совершения акта терроризма (причинение смерти или серьезных увечий, а также приведение в негодность соответствующих общественных мест).
Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) [16] предписывает странам привлекать лиц, финансирующих террористическую деятельность, как к уголовной, так и гражданской или административной ответственности. В качестве дополнительного механизма противодействия рекомендовано выявлять, блокировать и арестовывать средства, предназначенные для совершения террористических актов. В этих условиях банковская тайна при наличии достаточных
TPMsvHa молодого ученого
доказательств причастности к финансированию терроризма не может являться препятствием для взаимодействия и пресечения этих преступлений.
Из современных актов борьбы с международным терроризмом следует отметить и принятую 28 сентября 2001 года Советом Безопасности ОНН Резолюцию № 1373 о борьбе с международным терроризмом [19]. Она содержит большой набор мер национального, регионального и международного уровня, которые обязательны для выполнения всеми странами.
Все вышеизложенное дает нам основание констатировать, что террористическая активность требует сверхактивного участия всего мирового сообщества в выработке эффективных правовых инструментов противодействия этому явлению. Полагаем, что наиболее эффективным механизмом международного взаимодействия должна стать выработка унифицированных понятий, раскрывающих содержание терроризма и в целом террористической деятельности, обязательно импле-ментированных в национальные законодательства стран — участниц международных конвенций, в целях единого понимания исследуемого явления. Считаем, что только реализация предлагаемого нами подхода создаст благоприятные условия для борьбы с терроризмом.
Примечания
1. Официальный сайт госдепартамента США. URL: http://www.state.gov/j/ct (дата обращения: 20.08.2014).
2. За 2012 год в мире было совершено 8 500 террористических актов, при совершении которых погибло более 15,5 тысяч человек.
3. Для справки: наибольшее количество террористических актов в России было совершено в 2003 году — 561, наименьшая террористическая активность наблюдается в 2008 году — 10 террористических актов.
4. Петрянин A.B. Государственная политика в сфере противодействия экстремизму: монография. Н. Новгород, 2014.
5. Полянский H.H. Международное правосудие и преступники войны. М.; Л., 1945.
6. Трайнин A.H. Защита мира и уголовный закон. М., 1969.
7. Международно-правовая база борьбы с терроризмом // Закон и право. 2010. № 4.
8. Кулжабаева Ж.О. Правовые формы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // Право и государство. 2009. № 3.
9. ТрайнинA.H. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956.
10. 19 League of Nations Official Journal 23 (1938).
11. Сборник международных договоров СССР. М., 1990. Вып. XLIV.
12. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII.
13. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX.
14. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII.
15. Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII.
16. Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.
17. URL: civilg8.ru/6393.php
Notes
1. URL: http://www.state.gov/j/ct Official website of U.S. Department of state (date of access: 20.08.2014).
2. For the year 2012 in the world was committed 8500 terrorist acts in the Commission of which killed more than 15,5 thousand people.
3. For reference: the largest number of terrorist acts in Russia was made in 2003 in the number 561, the smallest terrorist activity observed in 2008 — 10 of terrorist acts.
4. Petryanin A.V. State policy in the sphere of combating extremism: a monograph. Nizhny Novgorod, 2014.
5. Polanski N.N. International justice and war criminals. Moscow; Leningrad, 1945.
6. TraininA.N. The peace and criminal law. Moscow, 1969
7. International legal framework against terrorism, law and right. 2010. № 4.
8. Kulzhabaeva Z.O. Legal forms of cooperation among states in combating international terrorism // Law and the state. 2009. № 3.
9. Trainin A.N. The peace and crimes against humanity. Moscow, 1956.
10. 19 League of Nations Official Journal 23 (1938).
11. The Collection of international treaties of the USSR. Moscow, 1990. Issue XLIV.
12. The Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign countries. Moscow, 1974. Issue XXVII.
13. The Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign countries. Moscow, 1975. Issue XXIX.
14. The Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign countries. Moscow, 1979. Issue XXXIII.
15. The Collection of international treaties of the USSR. Moscow, 1989. Issue XLIII.
16. The Bulletin of international treaties. 2003. № 5.
17. URL: civilg8.ru/6393.php