Научная статья на тему 'К вопросу о теории и практике Пермской потребкооперации в культурно-просветительной сфере начала XX века'

К вопросу о теории и практике Пермской потребкооперации в культурно-просветительной сфере начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЮЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ / КООПЕРАТИВНЫЕ КУРСЫ / CONSUMER COOPERATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / UNIONS OF CONSUMER SOCIETIES / COOPERATIVE COURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габриель Наталья Леонидовна

Рассматриваются одно из ключевых направлений в деятельности союзной потребкооперации реализация ее культурнопросветительной миссии, количественные и качественные изменения в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THEORY AND PRACTICEPERM CONSUMPTIONIN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERE OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

One of the key directions in the activities of the Union consumer cooperation is considered-the implementation of its cultural and educational mission, quantitative and qualitative changes in this area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теории и практике Пермской потребкооперации в культурно-просветительной сфере начала XX века»

УДК 94(47)

Габриель Наталья Леонидовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕРМСКОЙ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

Natalia L. Gabriel

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of

Philosophy and Social Sciences

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirsraja Str., e-mail [email protected]

TO THE QUESTION ABOUT THEORY AND PRACTICEPERM CONSUMPTIONIN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERE OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Аннотация. Рассматриваются одно из ключевых направлений в деятельности союзной потребкооперации - реализация ее культурно-просветительной миссии, количественные и качественные изменения в этой сфере.

Ключевые слова: потребкооперация, культурно-просветительная деятельность, союзы потребительских обществ, кооперативные курсы.

Abstract. One of the key directions in the activities of the Union consumer cooperation is considered-the implementation of its cultural and educational mission, quantitative and qualitative changes in this area.

Key words: consumer cooperation, cultural and educational activities, unions of consumer societies, cooperative courses.

© Габриель Н.Л., 2018

Решение проблем культурно-просветительного характера являлось составной частью кооперативной работы потребительской кооперации в России начала XX века. По своей результативности эта сторона деятельности российской кооперации значительно уступала европейской. Статистика показывала, что в 1911 г. в Германии потребительские общества, входящие в Центральный союз, на просветительные цели отчислили 2,4 процента от полученной ими прибыли, в то время как Московский союз потребительских обществ в этом же году направил на культурно-просветительные цели только 0,27 процента всей суммы прибыли [6, с. 6, 8].

Социально-политическая атмосфера в Российской империи не способствовала развитию культурно-просветительной деятельности кооперативного движения. В течение долгого времени культурно-просветительная работа кооперативов в регионах России носила эпизодический характер. Как правило, она ограничивалась перечислением части средств от небольшой прибыли потребительских обществ на местные благотворительные и культурные нужды.

Решение культурно-просветительных задач в их полном объеме могло обеспечить только союзное объединение. География обслуживания территорий союзными кооперативами была достаточно широкой. Союзы могли оказать своим членам-обществам необходимую кадровую, финансовую, инструкторскую, юридическую помощь. Они имели свои печатные издания. Союзное руководство вырабатывало основную концепцию развития кооперативного сообщества в осуществлении его культурно-просветительной миссии.

В кооперативной общественности существовали разные взгляды на задачи и роль культурно-просветительной деятельности. Проявляя единодушие в понимании важности этой работы среди населения, кооператоры расходились в расстановке акцентов ее основного содержания. Одни стояли на позиции того, что главной задачей кооперации является накопление капиталов, создание собственного производства, а уже на втором плане - культурно-просветительная деятельность. «"Мудрое самоограничение" позволит сосредоточить кооперативные силы на главном - создании экономического благополучия страны», - отмечалось на одном из заседаний Московского Союза потребительных обществ [4, с. 10]. Другие рассматривали задачи кооперации более широко, указывая на необходимость планомерной и регулярной работы в области культурно-просветительного созидания, включая развитие образования, пропаганду кооперативных идей и т. д. При этом они утверждали,

94

что их деятельность в этой сфере должна находиться в тесной связи с решением народных проблем. Эта позиция была поддержана большей частью кооператоров, в частности и уральских.

В процессе развертывания культурно-образовательной и просветительной деятельности руководство СПО СВР проводило целый ряд организационных мероприятий. Они были связаны, в частности, с созданием книжных складов, открытием библиотек. В 1916 г., спрос на литературу в сравнении с 1915 г. и общим оборотом склада возрос на 16 % [3, с. 375]. Аналогичный круг вопросов решал и Уральский союз потребительских обществ (УралСПО). Перечень изданий, предлагаемых на складе союзов, был весьма разнообразным: имелся большой выбор литературы для кооперативной пропаганды, книг по вопросам науки, литературы и искусства. С развитием союзного книгоиздательства книжные склады создавались в Екатеринбурге, Ирбите, Алапаевске и других городах. Союзы потребительских обществ заботились и о маркетинговой стороне дела, занимались изучением читательского спроса. В своих кооперативных изданиях они регулярно печатали рекламу, информировали о имеющейся на книжных складах литературе.

При союзах потребительских обществ были организованы собственные библиотеки, и руководство союзов активно занималось их пополнением. Отдельные потребительские общества тоже обзаводились библиотеками. Так, одной из достойных по ассортименту книг и числу читателей, по мнению кооперативного журнала «Известия Пермского городского общества потребителей», считалась библиотека одного из успешных в городе обществ потребителей служащих Пермской железной дороги [2, с. 25].

Своеобразным индикатором общественной активности потребительской кооперации выступали производимые ею отчисления на культурно-просветительные цели. По содержанию отчисления были разные. Потребительские общества вкладывали свои средства в развитие культурно-просветительных учреждений, библиотек, выписку журналов, именные фонды, проведение культурного досуга и т. п.

В связи с 50-летием отмены крепостного права в обществе потребителей Надеждинского завода было принято решение об учреждении фонда на открытие смешанной прогимназии. Это же общество, имея за 1914 г. чистой прибыли в размере 43 430 руб., решило из нее отчислить на кооперативную школу им. А.Л. Шанявского 100 руб., общество «Образование» - 100 руб. Аналогичным по характеру деятельности было и Ново-Горюшкинское общество потребителей Пермского уезда. Оно в 1917 г. ассигновало в библиотеку

95

Народного Дома в Перми 25 руб., собственную библиотеку - 25 руб., народный университет - 25 руб., начальноме училище имени Кольцова - 25 руб., на выписку журналов - 16 руб., на усиление средств пожарной дружины отчислило 50 руб. и на приобретение собственного здания - 200 руб. И это при том, что прибыль общества за первый операционный год выражалась в скромной сумме 700 руб. [1. Оп. 1. Д. 10. Л. 12].

Уральская союзная кооперация внесла важный вклад в учреждение Пермского университета, который был открыт в 1916 г. не только благодаря пожертвованиям Н.В. Мешкова, но и на средства кооперативных и общественных организаций. Так, потребительское общество «Объединение» в Перми постановило ассигновать на университет 200 руб. Инициатива нашла отклик даже в самых маленьких кооперативах отдаленных деревень и сел. Основная масса этих обществ потребителей жертвовала суммы в пределах от 10 до 50 руб. К примеру, крестьяне-кооператоры «карликового» Моховского общества потребителей Кунгурского уезда на общем собрании постановили ассигновать на университет 10 руб. «И эта скромная, поистине народная лепта на высшее учебное заведение - делился своими наблюдениями корреспондент журнала «Уральское хозяйство», - является особенно ценной. Неоценимость этому пожертвованию придавал его народный характер... Среди участников собрания не было ни одного интеллигента, а около половины членов были совсем неграмотны; к тому же среди них имелось много женщин. Тем и ценно было это небольшое ассигнование, что оно последовало от молодого кооператива, достаточно слабого в своих финансовых средствах» [5, с. 12].

Между тем, интеллигенция принимала активное участие в деятельности кооперативных обществ, в частности, в культурно-просветительном плане. Можно привести в пример деятельность публициста В. Шевелева, священника П. Смородинцева. Так, в образовании Мучаевского общества потребителей Верхотурского уезда участвовало семь учителей. Членами Шатинского обществе потребителей Камышловского уезда были преподаватели местного училища. Разумеется, они использовали возможности организаций для развития дела народного просвещения. П. Смородинцев создав несколько кооперативных организаций в Верхотурском уезде, плодотворно занимался распространением среди сельчан научных и литературных знаний. С его участием были организованы в селе Краснопольском кружок любителей драматического искусства, литературно-музыкальные вечера, библиотека и исторический музей. [7, с. 179].

В зависимости от конкретной исторической обстановки менялись характер и интенсивность социально-преобразующей работы кооперации. В качестве

одной из центральных задач союзное руководство рассматривало расширение

96

агитации и распространение кооперативных идей среди сельского и городского населения, закрепление в сознании народа социальной значимости кооперации. Началась планомерная работа по оказанию образовательной, просветительной и социальной помощи членам кооперативов, что стало основной частью неторговой деятельности союзов. В Союзе потребительских обществ Северо-Восточного района руководство ею сосредотачивалось в особом, независимом отделе секретариата - инструкторском. Сотрудники отдела разрабатывали вопросы для анкетного обследования союзных обществ, рекомендации по изучению результативности кооперативной работы, осуществляли всевозможные виды консультаций, помогали учредителям в открытии новых кооперативов, вели пропаганду кооперативных идей. Так, в 1917 г. в Пермской губернии была проведена 941 консультация [1. Оп. 1. Д. 48. Л. 29].

Но ситуация в этой сфере деятельности была непростой. Судя по материалам инструкторского обследования, картина распространения кооперативных идей среди членов будь то сельских, городских или заводских обществ выглядела неудовлетворительно. Со ссылкой на Чердынское общество потребителей журнал «Уральский кооператор», например, отмечал, что «члены общества ни разу не делали попыток захватить в поток кооперативного движения широкие массы города. Наиболее бедные жители - рабочие, мастеровые и т. д. почти не участвуют в обществе, не знают его целей и не интересуются им» [5, с. 12]. В Кунгурском уезде, к примеру, из 27 обследованных кооперативов только в четырех имелись необходимые агитационные материалы, библиотечка. В остальных обществах эта форма работы просто отсутствовала [1. Оп. 1. Д. 81. Л. 10, 12, 23об., 42].

Причины отсутствия планомерной пропагандистской работы виделись в недостатке инструкторов, их слабой подготовке, от которой в основном и зависело качество ее содержания. К тому же, многие общества потребителей в своем развитии были не на должной высоте. Большинство людей шло в кооперативы чисто из утилитарных соображений. Для основной части населения восприятие идейных ценностей кооперации не являлось существенным и важным. Тем самым, низкая сознательность членов кооперативных организаций обусловливали их инертное отношение к делам общества, непонимание основных задач кооперативного движения.

Все это сказывалось на всех направлениях деятельности кооперативов и на культурно-просветительном - в первую очередь, ведь внимание ему уделялось, как бы мы сказали сегодня, «по остаточному принципу». Тем не менее актив уральской кооперации продолжал свою упорную работу по всестороннему подъему всех показателей жизни населения города и села.

97

Список литературы

1. Государственный архив Пермского края. Фонд 262. Союз потребительских обществ Северо-Восточного района (Пермская, Вятская, Вологодская и Уфимская губернии).

2. Известия Пермского городского общества потребителей (Известия ПГОП): Кооперативный журнал Камского края. 1914. № 10.

3. Известия потребителей: Кооперативный журнал Пермского союза потребительских обществ. 1916. № 19.

4. Союз потребителей: Кооперативный журнал Московского Союза потребительных обществ. 1913. № 19.

5. Уральский кооператор: Кооперативный журнал Уральского союза потребительских обществ. 1916. № 11.

6. Уральское хозяйство: Кооперативный журнал Екатеринбургского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. 1914. № 7-8.

7. Габриель Н.Л. Сельская интеллигенция в развитии потребительской кооперации Пермской губернии начала ХХ в. // Интеллигенция: Генезис, формирование, становление, развитие и деятельность: материалы ХХ Междунар. науч.-теор. конф. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2009. С. 178-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.