УДК 94(470.53).083+332(470.53)(09)
Габриель Наталья Леонидовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: krauze@pspu.ru
ПЕРМСКАЯ ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ В СОЮЗНОМ КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ В НАЧАЛЕ XX В.
Natalia L. Gabriel
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor the Department of Philosophy and social sciences
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' Perm, Russia, 614990, 24, Sibirskaja Str., e-mail: krauze@pspu.ru
PERM CONSUMER COOPERATIVES IN THE USSR COOPERATIVE MOVEMENT IN THE EARLY 20ST CENTURY
Аннотация: на примере развития потребкооперации в Пермской губернии начала XX века охарактеризованы мероприятия потребительских обществ и их союзных объединений, направленные на решение важных экономических, социальных и морально-этических вопросов. Одним из главных результатов кооперативного движения явилось становление и развитие его как эффективной экономической и социальной силы в общественно-хозяйственной жизни страны.
Ключевые слова: потребкооперация, собственное производство, рекламная индустрия, кооперативное страхование, кооперативная работа, союзы потребительских обществ.
Abstract: economic, social and ethic solutions of communitiesof consumer cooperatives are characterized in the context of consumer cooperatives development in the early 20st century. One of principle results of the cooperative movement in Perm Governorate was a rise of costumer cooperatives as well as the economic and social force in the economic lifestepping up.
Keywords: globalproblems menacing with social degradation are analyzed in terms of the Konrad Lorenz's theory of civilized man's eight deadly sins.
В начале XX в. союзное движение в потребкооперации Пермской губернии стало развиваться особенно интенсивно. Именно в это время, с появлением союзов, кооперация начала приобретать самостоятельное значение и все активнее проявлять себя в различных формах социально-экономической деятельности.
В условиях активизации объединительного движения в потребительской кооперации складывание взаимоотношений Союза потребительских обществ Северо-Восточного района (СПО СВР) и обществ, в него вошедших, происходило на правах взаимовыгодного сотрудничества и партнерства. Так, на предложения союза, адресованные крупным потребительским обществам, в частности, о созыве совещания для решения вопросов о совместной заготовке товаров и дальнейшем союзном строительстве, общества реагировали достаточно быстро и положительно. Согласие принять участие в очередном совещании было получено от кооперативных обществ: Надеждинского, Кыновского, Николае-Павдинского, Красноуфимского, Пашийского, Чердынского, Лысьвен-ского завода, Березниковского, Кизеловского, Пермской ж/д, Соликамского, Чермозского [4, 1915, № 6, с. 151]. Некоторые общества особенно деятельно участвовали в обсуждении и решении многих назревших вопросов. Так, Чусов-ское общество потребителей поставило вопрос о развитии собственного производства, которое предполагало размол зерна, мыловарение, хлебопечение, открытие колбасного производства. 2-е Верхне-Уфалейское общество активно интересовалось вопросами, связанными с совместными закупками партий муки, овса, сахара, орехов, «персидских товаров» и др. [1, д. 2, л. 15-16].
К новым делам потребительской кооперации можно отнести появление кооперативных, или, как их тогда называли, общественных, заводов. Надо заметить, что идея объединения союзной деятельности в направлении развития собственного производства не раз обсуждалась на кооперативных съездах. Так, на Всероссийском съезде кооператоров, состоявшемся 26-31 августа 1915 г. в Вологде, была принята среди прочих резолюция по вопросу о скорейшем создании собственного кооперативного производства. В ней было признано своевременным поручить МСПО (Московскому союзу потребительских обществ) и центральному кооперативному комитету обратиться к кооперативам с предложением начать взносы в виде вкладов и отчислений с прибылей на создание фонда для устройства первого крупного кооперативного завода для изготовления продуктов, пользующихся наибольшим спросом населения. На съезде присутствовал представитель Союза потребительских обществ Северо -Восточного района, член его правления Н.В. Блинов [1, 1915, № 17-18, с. 401-402].
Одной из первых в решении важной социальной задачи выступила Пермская потребкооперация. Нижне--Тагильское общество потребителей организовало свой мыловаренный завод. Как отмечал журнал «Уральский кооператор», «это, если не ошибаемся, первый пример на Урале выхода потребительской кооперации на путь собственного производства» [6, 1913, № 1, с. 8]. Первой кооперативной крупчатой мельницей на Урале явилась мельница Кизеловского общества потребителей [2, 1915, № 2, с. 17]. Обсуждением идеи создания кооперативного пароходства занимался СПО СВР. В 1916 г. после ряда совещаний обществ потребителей, входящих в Союз, было принято решение о реализации этой идеи. В будущем предполагалось участие кооперации и в организации железнодорожного строительства [6, 1917, № 17-19, с. 9].
СПО СВР предпринимал шаги в сторону правильной организации продовольственного дела, следил за спросом со стороны потребителя. С помощью специальной анкеты Союз выяснял условия и количество необходимых для обществ продуктов, учитывая при этом возможное повышение цен и время выгодной закупки товаров. Аналогичная анкета с целью выяснения потребностей рынка была проведена среди союзных обществ на предмет приобретения сахара. На эту анкету из 250 обществ Пермской губернии ответили свыше 150. При этом большое количество обществ высказалось за доставление им сахара через Союз и его отделения [4, 1916, № 6, с. 107].
Торговая деятельность Уральского союза также была достаточно успешной. На собрании его уполномоченных, состоявшемся 14 апреля 1916 г., было отмечено, что деятельность союза и его обороты далеко опередили ранее составленные планы. Оборот Уральского союза не намного отставал от оборота СПО СВР. Так, в 1916 г. общий торговый оборот СПО СВР составлял 5 млн руб., а Уральского союза - 4 млн руб. [1, д. 46, л.14]. Несмотря на товарный кризис, разразившийся в годы войны, союзы развивали свою деятельность по снабжению обществ потребителей товарами и оказывали серьезное влияние на экономическую жизнь края. Так, руководство СПО СВР, оценивая его деятельность, действительно имело право утверждать, что «Союз занимает самое первое место как крупный товарный центр на территории Предуралья». Уже к середине 1916 г. кооперативы, которые объединились в СПО СВР, обслуживали свыше 700 тыс. кооперативно-организованного населения [1, д. 3, л. 4].
В союзное движение втягивались не только потребительские общества, но и кооперативы других видов. Отражением этой тенденции явилось, например, решение собрания Екатеринбургского союза кредитных товариществ о допущении приема в него кооперативов всех видов. Основной формой взаимодействия выступало предоставление кредитов. Так, одно из крупнейших кре-
дитных товариществ Екатеринбургского района - Юшковское открыло кредит Уральскому союзу в размере 50 тыс. руб., а Юшковскому обществу потребителей - 10 тыс. руб. [4, 1917, № 3-4, с. 69]. Этот почин был высоко оценен в кооперативной прессе. Было отмечено, что нельзя не приветствовать примера Юшковского товарищества, которое явилось первым из кредитных кооперативов, пошедшим навстречу потребительской кооперации в чрезвычайно важном для нее вопросе - привлечении средств. В других случаях кредитные товарищества вступали в потребительские общества и приобретали паи. В направлении такого объединения местных кооперативов была проявлена инициатива со стороны кооперативов Нижне-Тагильского завода.
Помимо торговой деятельности потребкооперация активно участвовала в становлении важного института социального контроля. Особое внимание со стороны кооперативов было обращено на организацию и развитие рекламного дела. Вопросы этики, вкуса и уважения к потребителю являлись центральными в рекламной индустрии потребительской кооперации. В этом контексте интересными представляются рассуждения самих кооператоров о месте и роли рекламы в организации потребительского рынка. По их мнению, созданный однажды предприимчивой буржуазией афоризм «Реклама - двигатель торговли» вел к тому, что реклама становилась одним из самых ярких, наглых и беззастенчивых явлений современной действительности. Поэтому единственной организацией, способной устранить эту навязчивость, является кооперативное потребительское общество.
С появлением кооперации, рассуждают кооператоры, потребитель становится организованным и выходит на рынок, вооруженный опытом и знаниями, накопленными обществами. Не увлекаясь воспеваемыми в прозе и в стихах сомнительными достоинствами рекламируемых товаров, организованный потребитель отнесется к рекламе лишь с той долей внимания, которая необходима, чтобы быть знакомым с состоянием рынка. Потребительской организации не свойственно навязывание ненужных потребителю или совершенно негодных для потребления товаров. Члены потребительской кооперации не станут выдавать простую воду за «все исцеляющий эликсир», а клок простого сена - за «магически действующий набор трав». Организация предлагает потребителю то, что ему действительно необходимо - товар лучшего качества по сходной цене. Роль потребительской кооперации в этой сфере, по мнению редакции журнала «Уральский кооператор», состоит в том, что она «живет не одним только сегодняшним днем», а рассчитана на долгие годы. Поэтому ни «сорвать» ей не с кого, ни «остричь» некого», потому как «самого себя стричь нельзя» [6, 1913, № 7, с. 6].
Достойную и честную для членов кооперативных организаций рекламу совместными усилиями разрабатывали Пермский союз потребительских обществ и Екатеринбургское товарищество кооперативов, в частности, в отношении вырабатываемого при маслодельной артели в селе Черный Яр Кунгурского уезда голландского сыра [3, 1913, № 3, с. 17].
Широко востребованными потребительскими обществами оказались изготовленные ПСПО рекламные плакаты и кульки, на которых были начертаны изречения о пользе кооперации. Вот некоторые из них: «Кооперация есть вообще школа общественной самопомощи и самодеятельности»; «Гордость и слава кооперации в том, что ее создают люди, объединенные идеей самопомощи, что камень за камнем ее воздвигают малоимущие»; «Цель кооперации - установить в хозяйственной жизни народа вместо взаимной борьбы людей за существование товарищеское взаимодействие»; «Кооперация является лучшей школой для деятельного участия в решении вопросов, затрагивающих интересы города, области и государства»; «Кооперации приходится всегда бороться с самым сильным врагом - невежеством, а затем уже с торговцами» и т. д. [3, 1913, № 6, с. 16].
В центре внимания кооперации находились вопросы качества реализуемой продукции. Кооперативная пресса периодически печатала данные статистики и сведения об общем положении дел в этой сфере. Они были угрожающими. В течение 1915 г. поддельными были 41,2 % всех продовольственных продуктов. По данным на 1916 г., фальсифицированным (как выражались в то время) было уже 55,5 % продовольствия [2, 1916, № 5-6, с. 16]. Кооператоры осознавали, что главной причиной роста реализации некачественной продукции являлась погоня за прибылью. Фальсифицировалось положительно все: молоко, масло, чай, мука и даже лекарства. К примеру, на рынке в Перми почти невозможно было купить настоящего масла, молока, сметаны [3, 1913, № 5, с. 4]. Спасенье виделось только в кооперации, польза от которой в формировании культуры потребления была несомненной. Кооперация предоставляла возможность приобретать за доступные деньги качественные товары народного потребления. Борьба с некачественной рекламой, с фальсификацией продуктов являлась важной стороной деятельности потребительского движения.
В развитии неторговой деятельности потребительских кооперативов важным направлением являлось кооперативное страхование. Кооперативы испытывали потребность в разных видах страхования: от огня, падежа скота, градобития посевов, товаров и имущества, страхование жизни от несчастных случаев и т. д. Активными пропагандистами и участниками союзного страхования являлись СПО СВР и Уральский СПО, при которых были открыты специальные от-
делы по страхованию товаров и имуществ потребителей. В 1917 г. Уральский союз вновь поставил вопрос о кооперативном страховании на очередь дня и провел анкетное обследование входящих в союз потребительских обществ. Анкетный опрос показал, что тема актуальна [6, 1917, № 25-28, с. 24].
До войны в направлении кооперативного страхования активизировалась деятельность ряда крупных кооперативов с разными формами накопления. Так, Пермское железнодорожное общество потребителей-служащих свои убытки от пожара в одном из принадлежавших ему магазинов ликвидировало благодаря страховому обществу «Россия». Кооператив получил за сгоревшие товары 8 000 руб. и за здание 4 079 руб. 88 коп. [3, 1914, № 10, с. 27]. Страхование своих товаров Пермское городское общество потребителей осуществляло исключительно через посредничество Московского СПО. Как совершенно новое явление в кооперативе, отмечалось в журнале «Уральское хозяйство», следует отметить постановление собрания членов Камышловского потребительского общества. Это общество для образования страхового фонда отчислило из чистой прибыли 800 рублей, а затем ежегодно вносило в него плату в размере до 300 руб. за страхование товаров [7, с. 14].
Страховая деятельность в потребительской кооперации еще более продвинулась в годы Первой мировой войны. Этому, в частности, способствовало и то, что Пермское губернское земское собрание постановило уничтожить все бывшие ограничения и предоставить право потребительским союзам и товариществам страховать свои товары в полной их стоимости и без ограничения суммы рисков. В течение 1917 г. страховым отделом СПО СВР было зафиксировано 160 страховых договоров, заключенных 77 коопера-тивами, т. е. каждым десятым входящим в Союз. Больше всего страхователей было представлено из Пермской губернии [1, д. 48, л. 37].
Уральский СПО в годы войны также принимал прямое участие в оказании помощи кооперативам в деле страхования. Так, Страховой отдел Союза по заявкам обществ потребителей заключал договоры о страховании их недвижимости и имущества с акционерными страховыми обществами или местными земскими органами. Преимущества такой помощи были очевидны. При страховании через Союз общества платили за эту операцию меньше, нежели когда производили страхования самостоятельно [6, 1917, № 44, с. 3].
Успехи развития пермской потребкооперации популяризировались на всероссийских выставках. Одна из самых престижных и известных проходила в Киеве с 15 мая по 1 октября 1913 г. Еще в начале становления Уральского союза потребительских обществ «Бюро совместных оптовых операций кооперативов Урала» опубликовало свое обращение к потребительским обществам
с приглашением принять участие в кооперативном отделе Всероссийской фабрично-заводской, торгово-промышленной, сельскохозяйственной и научно-художественной выставки в Киеве. В обращении говорилось о стремлении «привлечь как можно больше кооперативов на нее в целях плодотворного использования местных материалов для изучения характерных черт развития потребительских кооперативов в крае» [6, 1913, № 1, с. 4]. Кооперативный отдел являлся одним из самых представительных на Киевской выставке и она сразу же была признана удачной. На ней экспонировались почти все виды кооперации. Знаменательным событием выставки явилось то, что ее Советом за многолетнюю плодотворную деятельность была присуждена большая золотая медаль обществу потребителей служащих Пермской железной дороги [5, с.4].
Таким образом, успешное функционирование крупных уральских объединений открыло новые перспективы в совершенствовании кооперативной работы. Уверенные шаги в сторону организации собственного производства, решения важных социальных вопросов, концентрации внимания на морально -этических принципах кооперативного движения возводили потребительскую кооперацию в ранг важной общественно-хозяйственной силы.
Список источников и литературы
1. Государственный архив Пермского края. Фонд 262. Правление Союза потребительных обществ Северо-Восточного района. Опись 1.
2. Железнодорожник-потребитель: кооперативный журнал общества потребителей-служащих Пермской железной дороги.
3. Известия Пермского городского общества потребителей (Известия ПГОП): кооперативный журнал Камского края.
4. Известия потребителей: кооперативный журнал Пермского союза потребительских обществ.
5. Кооперация на Всероссийской выставке 1913 г. в Киеве. - Киев: Бюро кооперативной секции выставки, 1914. - 596 с.
6. Уральский кооператор: Кооперативный журнал Уральского союза потребительских обществ.
7. Уральское хозяйство: Кооперативный журнал Екатеринбургского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. - 1912. - № 11.