УДК 332 (470.53) (09)
Г абриель Наталья Леонидовна
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СОЮЗНОЙ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Gabriel N.L.
Perm State Humanitarian Pedagogical University
CULTURAL AND ENLIGHTENMENT ACTIONS OF CONSUMER COOPERATIVE UNIONS IN PERM GOVERNORATE AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
Аннотация: На примере развития потребкооперации в Пермской губернии начала XX века охарактеризованы мероприятия потребительских обществ и их союзных объединений, направленные на решение культурно-просветительных проблем. Одним из важных итогов культурно-просветительной деятельности потребительской кооперации Пермской губернии явилось появление нового, современного, типа кооператоров, способного решать проблемы нравственного и культурного характера.
Ключевые слова: потребкооперация, культурно-просветительная
деятельность, союзы потребительских обществ, кооперативные издания, подвижники кооперации.
The paper characterizes actions undertaken by consumer societies and their associate unions to deal with cultural and enlightenment problems, as exemplified by the development of consumer cooperation in Perm Governorate at the beginning of the 20th century. These cultural and enlightenment actions taken by Perm Governorate consumer cooperation resulted in uprising of an advanced modern type of cooperatives, capable of solving moral and cultural problems.
© Габриель Н.Л., 2013
Key words: consumer cooperation, cultural and enlightenment actions, consumer societies unions, cooperation periodicals, devotees of cooperation.
Широкое распространение на Урале в начале ХХ века получила потребительская кооперация. Одним из немаловажных направлений ее деятельности стало проведение культурно-просветительских мероприятий среди населения Пермской губернии с целью удовлетворения духовных потребностей своих членов. Круг вопросов, решаемых Союзом потребительских обществ Северо-Восточного района (СПО СВР) и Уральским союзом потребительских обществ (Уральский СПО), был разноплановым, начиная с организации библиотек, книжных складов, кооперативной учебы и заканчивая распространением различных форм кооперативной деятельности, пропагандой и агитацией.
В образовании и просвещении населения большое значение имели выпуск и распространение профессиональных союзных журналов, тем более что «кооперация всегда считала просвещение необходимым условием плодотворной своей работы» [3. 1917. № 3-4. С. 61]. Кооперативная пресса играла роль главного идейно-информирующего фактора.
На территории Пермской губернии выходили журналы, которые освещали проблемы кредитной, потребительской, сельскохозяйственной кооперации. Эти журналы имели официальный статус ежемесячных общественно-экономических и литературных изданий. Общая задача кооперативных журналов заключалась в том, чтобы «служить проводником идей кооперации в широкие массы населения, освещать кооперативное движение вообще, а главным образом, регистрировать и освещать важнейшие явления из жизни уральской кооперации и быть органом объединения уральской кооперативной мысли» [4. 1913. № 3. С. 6]. Как в губернии, так и за ее пределами большой популярностью пользовались журналы «Уральский кооператор», «Уральское хозяйство», «Известия потребителей». К примеру, пермский журнал «Уральский кооператор» был известен кооператорам Кавказа, Крыма, Амурской области и Ташкентского края [4. 1912. № 8. С. 8]. В редакции уральских кооперативных журналов работали талантливые публицисты: Ив. Колотовкин, С. Бондарев, Я. Скромный, В. Вахмистров, С. Травинов и др.
Тематическая направленность журнала «Уральский кооператор» была разнообразной, она содержала статьи экономического, общественного, литературного характера. Собственные журналы имели некоторые крупные кооперативы: Пермское потребительское общество («Известия Пермского городского общества потребителей»), общество потребителей служащих Пермской железной дороги («Железнодорожник-потребитель»). Кроме
собственных изданий для помещения информации кооператоры использовали газеты «Пермские губернские ведомости», «Уральская жизнь», «Зауральский край» и «Исеть».
Широкое отражение в этих изданиях истории и современной жизни кооперативных организаций Урала позволяло получать информацию о масштабных задачах кооперативного движения в целом. Редакции издаваемых журналов уделяли большое внимание социальным проблемам, таким как бедность, невежество, и причинам, ее порождавшим. Печать привлекала к сотрудничеству местных кооператоров, всех желающих содействовать просвещению и образованию народа, «поднимая духовно отчаявшихся, уставших, усомнившихся» [4. 1915. № 4-5. С. 14].
Кооперативные издания не замыкались только на региональных проблемах, а стремились дать читателю представление о всероссийской и заграничной кооперативной жизни. Ссылаясь на западный кооперативный опыт, эти журналы не раз отмечали высокий уровень развития кооперативного движения за рубежом. В местной печати публиковались статьи на предмет сравнения «у нас и у них», в которых проводились параллели в развитии российской и заграничной кооперации.
Как правило, профессиональную печать в просветительных целях использовали кооперативы, состоявшие членами крупных союзов. На выписку газет и журналов потребительские общества Пермской губернии отчисляли в среднем от 13 до 50 руб. Несмотря на малограмотность рядовых кооператоров, которая заметно ограничивала возможности их работы с профессиональной литературой, каждый кооператив при вступлении в союзную организацию стремился выписать как минимум один экземпляр союзного издания.
Одним из крупных подписчиков было общество потребителей служащих Пермской железной дороги. В 1913 году оно выписало журнал «Известия Пермского городского общества потребителей» в количестве трех тысяч экземпляров, «Уральский кооператор» - 50 экземпляров [4. 1913. № 1. С. 7]. На 1914 год это общество выписало периодических изданий на сумму 32 939 руб. 49 коп. [4. 1915. № 17. С. 23]. Кроме того, посредством общества выписывались учебники для детей членов кооператива [6. Ф. 111. Оп. 2. Д. 2606. Л. 10].
Среди других периодических изданий потребительские общества выписывали «Зауральский край», «Исеть», «Пермскую земскую неделю» и др. Из центральных наибольший спрос вызывали «Кооперативная жизнь», «Вестник мелкого кредита», «Объединение», «Союз потребителей» [4. 1915. № 14. С. 19]. Наиболее популярным в местной среде кооператоров был
«Уральский кооператор». Подписка на этот журнал в 1912 году составила 514 экземпляров. В числе подписавшихся состояло: потребительских обществ -174, кредитных товариществ - 103, разных общественных учреждений - 61, частных лиц - 100. Доля некооперативных подписчиков составила 36,7 процента [4. 1915. № 7. С. 15].
Важное место в просветительских мероприятиях потребительской кооперации занимали антиалкогольные мероприятия. Общее состояние дел в сфере потребления спиртного в России и на Урале вызывало обоснованную тревогу. По данным за 1911 год, из 448 потребительских обществ, входивших во Всероссийское кооперативное объединение «Московский союз потребительских обществ», 70 (15,6 процента) торговали водкой. Не торговали спиртными напитками только рабочие независимых обществ. Из 129 союзных городских всесословных потребительских обществ водкой торговали 40, или каждое третье общество [4. 1915. № 4-5. С. 6]. Если взять потребительские общества одного из уездов Пермской губернии, которых в нем на 1914 год насчитывалось до 40, то почти все они имели ренсковые погреба [6. Ф. Р-790. Оп. 6. Д. 52. Л. 16 об.]. Характерным являлось то, что со стороны многих кооператоров наблюдалось давление на общественное мнение далеко не в сторону трезвости. Между тем, коллективное мнение русской кооперативной общественности об отношении к пьянству было недвусмысленно высказано в 1914 году на киевском кооперативном съезде. На нем была принята резолюция, в которой одним из положений утверждалось, чтобы «в лавках обществ потребителей совершенно не продавались крепкие спиртные напитки» [4. 1915. № 4-5. С. 6].
Пьянство продолжало оставаться частью народной жизни. Сами уральцы признавали в середине второго десятилетия века, что российский народ ведет не одну, а три великие войны: с немцем, пьянством и невежеством. Бороться с этим историческим пороком было крайне сложно. Нарушения общественного порядка, злоупотребления спиртными напитками являлись нормой жизни для большинства членов кооперативных организаций. На практике многие кооперативы, разные по характеру своей деятельности, предпочитали доходы от продажи спиртного интересам народа. К примеру, бакалейная лавка сельскохозяйственного общества деревни Першиной чаще использовалась не столько «для полезных целей», сколько «для пьянства, плясок и разного рода разврата» [6. Ф. 65. Оп. 3. Д. 217. Л. 10, 11].
Однако росло число кооперативов, которые пытались повлиять на общественное мнение в сторону трезвого образа жизни. Для борьбы с пьянством некоторые кооперативно-общественные организации приобретали в собственность усадьбы, постройки, которые становились клубными центрами
прогресса и культурного развития населения. Такая собственность была приобретена в селе Мостовском совместными усилиями кредитного и потребительского обществ [3. 1915. № 8-9. С. 211]. Другие потребительские общества с целью привлечь население к разумным развлечениям открывали библиотеки-читальни, давали спектакли.
Очагами культурно-просветительной деятельности кооперативов являлись Народные дома. Их появление решало задачу нехватки просветительских учреждений в крае. Кооперативы первыми поставили вопрос постройки Народных домов на прочную основу и приступили к его реализации. По мнению кооператоров, эти дома должны были стать центрами разумного и приятного проведения досуга. Они предполагались для многофункционального использования: в них размещались лавки обществ, пожарные дружины, библиотеки, читальни, чайные, концертные залы и т.д. Потребительскими кооперативами делались определенные отчисления на постройку Народных домов, ставшими центрами разумного и приятного проведения досуга. Желание организовать Народные дома к 1917 году выразили Клевакинское, Никитинское, Мехонское и другие потребительские общества [1. 1914. № 4. С. 20]. С предложением увековечить принятие манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости постройкой Народного дома выступило Пермское городское общество потребителей [2. 1913. № 1. С. 7].
Культурно-просветительная комиссия Мотовилихинского общества потребителей «Самопомощь» также пришла к мысли о необходимости объединить все культурно-просветительные ячейки завода Мотовилихи и организовать Народный дом, а затем и Народный университет. В связи с этим было открыто три детские площадки, организована драматическая секция. Секции удалось за пять месяцев поставить целый ряд спектаклей. В Пермском городском театре была поставлена пьеса «Король жизни», сбор от которой поступил на образование фонда Народного университета. Еще несколько спектаклей были поставлены специально для детей. В результате благодаря целенаправленным усилиям кооператоров Народный дом в Мотовилихе начал успешно функционировать [3. 1917. № 12. С. 15-16].
Кооперативная сознательность членов потребительских обществ, объединений прогрессировала. Союзы и потребительские кооперативы расширяли сотрудничество с различными культурно-общественными организациями. Так, в 1916 году при Пермском научно-промышленном музее, отметившем 25-летие своего существования, Союзом потребительских обществ СВР была организована кооперативная секция для научной разработки вопросов кооперации. Заведующим кооперативным отделом музея был избран
инструктор союза В.В. Крюков [3. 1916. № 19. С. 374]. В обязанности отдела входили изучение и популяризация достижений кооперативного движения в крае. Планировалось собирать все отчеты обществ, доклады и протоколы съездов, фотографии, кооперативные журналы и другие издания. Предполагалось собрать и организовать в отделе образцы собственного производства кооперативов, представить выставку фальсификатов. На отдел возлагалась обязанность составления картограмм и диаграмм, характеризующих развитие и рост союзных потребительских обществ [5. 1916. № 19. С. 22]. Потребительские кооперативы оказывали финансовую помощь музею. Регулярно ассигновало средства на поддержание деятельности музея Мотовилихинское общество потребителей «Самопомощь», за что совет музея неоднократно выражал ему глубокую благодарность [6. Ф. 680. Оп. 1. Д. 327. С. 40].
Местная кооперация совместными усилиями принимала участие в создании собственного кооперативного института и музея. В этих целях в Екатеринбургский союз ссудо-сберегательных товариществ поступили средства от 1-го Полевского общества потребителей - 25 руб., Екатеринбургского товарищества - 13 руб., Николаевского, Грязновского, Ертарского кредитных товариществ - 5, 20 и 9 руб. соответственно. Всего от принявших участие в этом мероприятии поступило 384 руб. [5. 1914. № 15. С. 20]. А Бобровским кредитным товариществом предполагалось в недалеком будущем организовать собственный уездный кооперативный музей в целях ознакомления крестьянского населения с ведением рационального сельского хозяйства [5. 1915. № 13. С. 18].
Для многих потребительских обществ целью культурно-просветительной и научной деятельности становилось устройство кооперативного кинематографа. Реализацией этой задачи занималось общество потребителей служащих Пермской железной дороги. Решение ассигновать из прибыли 1914-1915 годов средства на приобретение кинематографического аппарата «Кохъ» было принято общим собранием Кыновского общества потребителей [1. 1915. № 2. С. 14].
Частью культурно-просветительской деятельности потребительской кооперации стало проведение кооперативных праздников. Целью таких праздников являлось распространение различных форм пропаганды и агитации за кооперацию с помощью организации собраний, лекций, митингов, сборов, концертов, распространения литературы и т.д. Это была и одна из форм организации досуга. Первыми такие праздники стали организовывать городские кооперативы. Так, Екатеринбургское общество потребителей в целях массовой пропаганды кооперативных идей провело «кооперативный праздник» в ноябре 1912 года. На нем присутствовало 800 человек. Были заслушаны речи и рефераты местных деятелей, посвященные пройденному обществом пути, его перспективам
и развитию потребительской кооперации в целом [5. 1912. № 12. С. 1]. Удачный опыт сделал возможным объявить день 26 ноября кооперативным праздником, который проходил ежегодно.
Первый почин устройства Екатеринбургским обществом потребителей служащих и рабочих «кооперативного праздника» был подробно отражен в журнале «Уральский кооператор». Цель публикации заключалась в том, чтобы другие общества воспользовались опытом Екатеринбургского общества. В этой публикации, в частности, содержался образец для составления публичных докладов о деятельности кооперативов [4. 1913. № 1. С. 2-3]. Успех первого Екатеринбургского общества потребителей был закреплен и в последующие годы. В 1916 году на празднике с целью ознакомления населения с кооперацией был прочитан ряд лекций в разных концах города. Для присутствующих поставили спектакль, роли в котором, кроме главных, исполнялись членами общества. «Близкая по сюжету крестьянской жизни пьеса и верный бытовой тон, взятый исполнителями-крестьянами, способствовали успеху спектакля», -отмечал «Железнодорожник-потребитель». В организации праздника принял участие Уральский союз потребительских обществ, взяв на себя большую часть расходов. Программа праздника была выработана специальной комиссией, образованной из представителей всех общественных и кооперативных организаций города [1. 1916. № 5. С. 15].
Кооперативные праздники были разными по содержанию и составу участников. Например, в 1910 году состоялся корпоративный вечер в ознаменование двухлетнего существования Шадринского потребительского общества. Он носил исключительно семейный характер: посторонние
посетители допущены не были, также не было разрешено выдавать платные билеты. В здании городского театра были размещены «туманные картины» с изображением «главного идеолога потребительской кооперации» Роберта Оуэна. Программа проведения праздника была разнообразной, со стихами, водевилем, оркестром [5. 1910. № 6-7. С. 96]. В 1914 году одним из членов ревизионной комиссии общества потребителей служащих Пермской железной дороги, Пряничниковым, был организован кооперативный пикник, в котором приняли участие девяносто местных потребителей-кооператоров, «включая и женщин». В прессе писали, что участники пикника от станции Чусовской двинулись с музыкой и пением на полубарке вверх по реке Чусовой. Никаких спиртных напитков на пикнике не было. Пили чай, веселились, как умели, играли в разные игры, танцевали. Была веселая и непринужденная обстановка. Вместе с тем было отмечено одно «досадное обстоятельство - это отсутствие местной интеллигенции» [1. 1914. № 5-6. С. 5].
Идея устройства кооперативных праздников нашла распространение среди сельских и заводских потребительских кооперативов. В 1913 году в честь десятилетнего юбилея со дня образования праздник был проведен Нижне-Сергинским обществом потребителей. Он также носил семейный характер. На юбилее был прочитан «очерк деятельности общества за годы его существования» [4. 1913. № 11-12. С. 9]. Кооперативные праздники
устраивались Грязновским обществом потребителей Камышловского уезда, Липовским обществом потребителей Оханского уезда [3. 1917. № 8. С. 15]. На праздниках играли пьесы, пели песни, читали стихи.
В целях сделать постоянным проведение таких праздников некоторые из кооператоров выступили с инициативой определить специальный «День кооперации». Так, один из известных учредителей кредитного кооператива Н.В. Левитский написал статью, посвященную вопросу об установлении кооперативной Россией своего праздника 17 сентября, в день Веры, Надежды, Любови и Софии. Он также предложил кооператорам установить особые кооперативные флажки голубого, зеленого, розового и белого цветов как эмблемы кооперации. Эта идея была одобрена редакцией журнала «Уральское хозяйство», которая, в свою очередь, высказала пожелание, что также «было бы целесообразно и своевременно создать кооперативный гимн, написав к нему музыку». «Сотканный из идей кооперации, гимн явится воплощением эмблемы “наилучшего цветка на полях родного края”, а также разумным и целесообразным препровождением времени на праздниках кооперации», - так поэтично завершила редакция свое пожелание [5. 1914. № 3. С. 22]. Гимн не гимн, но «Кооперативный марш» в 1914 году был сочинен. Автором музыкального произведения стал П.Я. Блиновский [1. 1914. № 5-6. С. 5].
Одним из заслуживающих внимания аспектов культурно-просветительской деятельности уральской кооперации явилось издание и весьма широкое распространение среди населения сборников и журнальных подборок фельетонов, частушек, стихов, басен, цитат, посвященных кооперации и ее пользе. Среди примечательных образцов этого литературного жанра явилась книжка пермского поэта-кооператора, одного из ведущих корреспондентов журнала «Известия потребителей» Н.В. Блинова. Она называлась «Стихи и песни кооперации» и издавалась СПО СВР. Эта книга имела хождение и за пределами края. К примеру, от общества потребителей лесного пригорода Петрограда в 1916 году был сделан заказ на 200 экземпляров [3. 1916. № 5. С. 10].
Неоценим вклад в развертывание культурно-просветительской деятельности потребительских кооперативов отдельных ее подвижников. Одним из таковых являлся вдохновитель и организатор общества потребителей села Краснопольское
Верхотурского уезда пастырь Петр Смородинцев. В журнале «Уральское хозяйство» много писалось о проводимых им делах. Создав несколько кооперативных организаций и проводя кооперативную пропаганду, он вовлек в орбиту кооперативов большую часть населения Краснопольской волости, включая и представителей старообрядчества, которых здесь насчитывалось немалое количество. На кооперативные средства был построен Народный дом, в котором начались чтения, духовные концерты, музыкально-вокальные вечера, была открыта библиотека-читальня. Из крестьянской молодежи был организован кружок любителей драматического искусства и поставлено несколько пьес, среди которых значилась «Женитьба» Гоголя. Как правило, сборы от спектаклей предоставлялись на помощь жертвам войны, на нужды беженцам и т.п. Стремясь наглядно показать значение науки, П. Смородинцев устроил в одной из комнат Народного дома «естественноисторический музей», куда жители «стали приносить все интересное, имеющее какое-либо научное или историческое значение». Для женщин и мужчин он организовал сельскохозяйственные курсы, а также курсы домоводства, огородничества и птицеводства. П. Смородинцев активно проповедовал среди местного населения необходимость трезвого образа жизни. «Имя этого доброго пастыря, этого идеалиста-кооператора, - отмечалось в журнальной публикации, - должно быть вписано в лучшие страницы истории уральской кооперации» [5. 1915. № 21. С. 33-36].
Таким образом, культурно-просветительные мероприятия, проводимые союзными объединениями, способствовали расширению кооперативного движения в крае, упрочению материального положения кооперативов и повышению уровня сознательности кооператоров. Все это в целом оказывало стимулирующее воздействие на активизацию общероссийского кооперативного процесса в целом.
Библиографический список
1. Железнодорожник-потребитель: кооперативный журнал общества потребителей служащих Пермской железной дороги.
2. Известия Пермского городского общества потребителей (Известия ПГОП): кооперативный журнал Камского края.
3. Известия потребителей: кооперативный журнал Пермского союза потребительских обществ.
4. Уральский кооператор: кооперативный журнал Уральского союза потребительских обществ. 1913.
5. Уральское хозяйство: кооперативный журнал Екатеринбургского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ.
6. Государственный архив Пермского края.