Николаи Михаилович КОЖУХАНОВ - кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений научно-исследовательского института Российской таможенной академии; доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии
Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]
УДК 342.9
Для цитирования: Н.М. Кожуханов. К вопросу о теоретико-правовых основах административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Журнал «Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 60-65. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-60-65
К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
АННОТАЦИЯ
В данной публикации проанализированы различные взгляды на сущность административно-юрисдикци-онной деятельности. Автором раскрыты и обобщены историко-правовые аспекты административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. В статье показан международный опыт реализации административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов (администраций).
Ключевые слова: административное право, административно-юрисдикционная деятельность, опыт реализации, таможенное законодательство, таможенные органы.
Nikolai Mikhailovich Kozhukhanov - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department for Researching Problems in Theory and Practice of Customs Control, Commodity Nomenclature, Expertise and Trade Restrictions of the Research Institute of the Russian Customs Academy; Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law Russian Customs Academy
Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES
ANNOTATION
This publication analyzes different views on the essence of administrative and jurisdictional activities. The author reveals and summarizes the historical and legal aspects of the administrative and jurisdictional activities of the customs authorities. The article shows the international experience in the implementation of administrative and jurisdictional activities of customs authorities (administrations).
Keywords: administrative law, administrative and jurisdictional activities, implementation experience, customs legislation, Customs.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях продолжающейся в Российской Федерации административной реформы, когда ревизии подлежат, казалось бы, устоявшиеся институты административного права, трансформации, под воздействием внешних и внутренних факторов, экономического пространства, в котором функционирует наше государство, цифровизации механизма управления страной, активно внедряемого в таможенную деятельность, новую актуальность
приобретает вопрос теоретико-правовых основ административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы).
Изучение вопроса о сущности административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов находится в плоскости не только собственно юриспруденции, но на стыке нескольких наук. Использую эмпирический инструментарий филологии, которая является симбиозом ряда гуманитарных дисциплин, делая упор на лингвисти-
ческом анализе, переходя в плоскость терминологии, формируется, воплощенная в определении, номинация исследуемого нами юридического института. Исторический анализ позволяет понять в ретроспективе, каким образом развивался и в каких источниках права находил свое отражение механизм административно-правового регулирования, как системное единство административно-правовых средств, воздействующих на управленческие отношения с сфере таможенного дела, рассматриваемой нами юридической категории. Межотраслевой юридический анализ, с использованием сравнительно-правового метода, дает представление об международном опыте в понимании института административно-юрис-дикционной деятельности таможенных органов (таможенных администраций).
Актуальность исследования правового института «административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов» продиктована не только потребностью дальнейшего развития теории административного права, в условиях объективной эволюции управленческих общественных отношений (правоотношений), но и запросом правореализационной практики, которая нуждается в систематизации теоретических положений, как с целью формирования прикладного термина, используемого в правоприменении, который бы единообразно понимался всеми участниками процесса управления в сфере таможенного дела, так и для понимания вариативности смыслового значения рассматриваемой нами юридической категории, которое непосредственным образом будет влиять на правоприменительную модель.
СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юридическая категория «административно-ю-рисдикционная деятельность» не кодифицирована, однако широко используется в юридической теории и практики. Вместе с тем, многие элементы, являющиеся ее составными частями предметно отражены в российском законодательстве.
Существенный вклад в изучение сущности ад-министративно-юрисдикционной деятельности внесли ряд ученых административистов, среди них: Головко В.В. [1], Гречкина О.В. [2], Дрозд А.О. [3], Зубач А.В. [4], Ивачев О.В. [5], Каплунов А.И. [6], И.В. Панова [7], Сафоненков П.Н. [4], Шергин А.П. [8], Шибанова Н.В. [8], Ческидова С.А. [10] и многие другие.
Оценивая методологический подход представленных выше исследователей, следует сказать, что, как правило, их позиции объединяет следующее:
1) Сущность (содержание) административно-ю-рисдикционной деятельности раскрывается учеными посредством проведения терминологического анализа, включающего изучение трактовок, содержащихся в различных словарях.
2) Говоря о термине «административно-ю-рисдикционная деятельность» практически все
авторы связывают его, в той или иной степени, с термином «юрисдикция» («административная юрисдикция»). Приходя к выводу, что первый из них производный от второго.
Характеризуя термин «юрисдикция» («административная юрисдикция») отметим, что зачастую содержательно он наполняется исследователями по разному. Во многом это наполнение зависит от рассматриваемой предметной области и специфики ее закрепления в рамках нормативных правовых актах. Условно, оценив все авторские позиции в отношении термина «юрисдикция» («административная юрисдикция») по критерию «подвижность», их можно разделить на две группы (на два подхода): статическая и динамическая.
Апологеты статического подхода в оценке содержания термина «административная юрисдикция» сходятся во мнении, что она представляет собой совокупность имеющихся у субъекта (органа государственной власти, местного самоуправления и пр.) законных полномочий (компетенций), закрепляющих за ним возможность рассмотрения определенного круга вопросов, дел. В этом контексте актуально говорить о том, что уполномочен делать тот или иной орган, вправе ли рассматривать ту или категорию дел. В рамках статичного похода можно выделить следующую подведомственность: родовую, видовую, территориальную и должностной уровень.
Апологеты динамического подхода в оценке содержания термина «административная юрисдикция» придерживаются позиции, что ее необходимо рассматривать в динамике, говоря о деятельности, о том, как реализуются имеющиеся у органа полномочия по применению мер административного принуждения, привлечения к административной ответственности и др. Представители данной группы наряду с термином «юрисдикция» («административная юрисдикция») прибегают к термину «административно-юрисдикционная деятельность».
Придерживаясь динамического подхода, дадим определение административной юрисдикции. Процитируем М.А. Лапину — «административная юрисдикция представляет собой урегулированную законом правоприменительную, правоохранительную, административно-процессуальную деятельность уполномоченных органов публичной власти (их должностных лиц), осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке» [11].
Систематизируем черты, присущие админи-стративно-юрисдикционной деятельности, она:
1) связана с правоприменительной, правоохранительной или административно-процессуальной деятельностью;
2) регламентируется нормами административного права и иных смежных отраслей;
3) имеет формальное закрепление в определенном порядке (положении, регламенте и пр.);
4) основана на споре (конфликте);
5) имеет четкий круг субъектов;
6) связана с реализацией публично-правовой функции органов государственной власти, в том числе и привлечением к ответственности.
Количество производств, которые охватываются категорией «административно-юрисдикционная деятельность», варьируются от трех и более, в зависимости от авторских подходов. Однако наиболее часто выделяют, как, к примеру, это делает О.В. Гречкина, три производства: по делам об административных правонарушениях; по жалобам; дисциплинарное. Д.Н.Бахрах добавляет к перечисленным исполнительное производство. Есть и более расширенные периодизации.
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ФТС России согласно Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль), функции органа валютного контроля, ..., функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений» [12].
Согласно статьи 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023) «таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, которую составляют:1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты» [13].
Сказанное позволяет сформулировать авторское определения административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов — это осуществляемая должностными лицами таможенных органов на основе норм административного, административно-процессуального и таможенного права во внесудебном порядке правоприменительная деятельность, связанная с реализацией их полномочий по разрешению (разбирательству, расследованию) административно-правовых споров (конфликтов) и правонарушений, с целью обеспечения законности в сфере таможенного дела.
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Проводя ретроспективный анализ развития ад-министративно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, нами выделены 6 периодов ее развития: 1-й период. IX — XIV вв. — в Русском государстве и русских уделах; 2-й период. XV — XVII вв. — в Московском централизованном государстве; 3-й период. XVIII — нач. XX вв. — в Российской империи; 4-й период. Октябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. — в Советском государстве; 5-й период. Декабрь 1991 г. — 2010 г. —в суверенной Российской Федерации; 6-й период — Евразийская интеграция.
1-й период. IX — XIV вв. — в Русском государстве и русских уделах характеризуется следующим: 1) как таковые таможенные органы отсутствовали, однако функция взимания таможенных платежей присутствовала и возлагалась на князя и его окружение; 2) таможенные платежи были частью налогов и сборов, получаемых с территорий; 3) ведение разбирательств по вопросам невыплат (прообраз административно-процессуального производства) находились в компетенции князя и его двора.
2-й период. XV — XVII вв. — в Московском централизованном государстве. В рамках данного периода был принят первый систематизированный нормативно-правовой акт, регулирующий таможенное дело в России. Им явился Судебник 1550 г, предусматривающий отдельные таможенные сборы. Вопросы ответственности и решения споров в торговых делах оставались прерогативой центральной власти и не решались на местах.
3-й период. XVIII — нач. XX вв. — в Российской империи. Этому периоду присуща активная кодификация. В рамках рассматриваемого временного промежутка произошли ряд изменений парадигмы рассмотрения дел о нарушении таможенных правил:1) появились купеческие суды, которые могли разбирать таможенные споры; 2) были юридически оформлены связанные с контрабандой составы правонарушений и систематизированы наказания за правонарушения в таможенной сфере и против должностных лиц, служащих в таможенном ведомстве; 3) компетенция таможенников распространилась на прибрежные воды российского государства; 4) таможенники рассредоточены по границам государства.
4-й период. Октябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. — в Советском государстве. Данному периоду свойственно: 1) усиление мер административного принуждения в целом и в таможенной сфере в частности; 2) возникновение права обжалования действий таможенников; 3) жесткая регламентация в отношении импортируемого и экспортируемого товаров. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 80-х годов представлял — единый систематизированный законодательный акт, объединяющий нормы административного права, устанавливающие основания и виды административных взысканий, в главе 14 предусматри-
валась ответственность за нарушение таможенных правил.
5-й период. Декабрь 1991 г. — 2010 г. — в суверенной Российской Федерации. Важнейшим шагом в развитии административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов стало принятие в 1993 г.Таможенного кодекса Российской Федерации, в его гл. 38 было определено содержание нарушений таможенных правил, за которые предусматривалась юридическая ответственность, и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». В 2003 году был принят новый Таможенный кодекс Российской Федерации, в нем были разграничены сфера таможенного регулирования и юридической ответственности за таможенные правонарушения. Последняя стала регулироваться Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАПРФ).
6-й период — Евразийская интеграция. Данный период во много связан с торгово-экономическим сближением государств по постсоветском пространстве. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов на современном этапе развития во многом связана с бланкетным взаимодействием КоАП РФ и таможенного законодательства, а также выделением нормативных правовых актов, регулирующих отдельные производства.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЗГЛЯД НА
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Говоря в рамках международного опыта понимании сущности административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, следует сказать, что ее необходимо рассматривать через призму термина «административная юстиция», который является более устоявшимся в практике ряда зарубежных стран и несет смысловое значение сопоставимое исследуемой нами юридической категорией.
Необходимо отметить, что понятие административной юрисдикции в зарубежных странах трактуется неоднозначно. Как часть юрисдикции выделяется административная юстиция. Связано это с тем, что, основу административно-юрисдикционной деятельности составляют производства по разрешению спора о праве. Рассматриваться и решаться такие споры могут либо в системе органов исполнительной власти (например, в рамках производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого таможенными органами, ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов), либо в органах судебной власти.
На сегодняшний день существует несколько классификаций моделей административной юстиции. А.А. Соловьев и Р.О. Опалев указывают, что наиболее часто зарубежные ученые выделяют три модели: английскую, французскую и немецкую [14].
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Общие тенденции в трансформации административно-юрисдикционной деятельности и функционировании таможенных органов объективно формируются цифровым вектором развития таможенной службы, который продиктован не только нормами права — Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, но и общим цивилизационным — технологическим направлением развития современного человеческого общества. При этом следует отметить, что тенденции в трансформации функционирования таможенной службы несколько шире, чем тенденции в трансформации административно юрисдикцион-ной деятельности таможенных органов. Поэтому, зачастую, первые из них не в полной мере связаны со вторыми. Говоря об административно-юрис-дикционной деятельности таможенных органов, следует анализировать ее с процессуальных позиций, что позволяет более предметно, с привязкой к нормативным правовым актам, исследовать общие тенденции ее трансформации.
Субъективные тенденции трансформации функционирования таможенных органов во многом определены в целевых ориентирах развития таможенной службы России, приведенных в Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов — это осуществляемая должностными лицами таможенных органов на основе норм административного, административно-процессуального и таможенного права во внесудебном порядке правоприменительная деятельность, связанная с реализацией их полномочий по разрешению (разбирательству, расследованию) административно-правовых споров (конфликтов) и правонарушений, с целью обеспечения законности в сфере таможенного дела. Вопрос теоретико-правовых основ административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов носит не только теоретический характер, но и имеет воплощение в практической деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность: вопросы понятия и содержания/Правоприменение. 2018. Т. 2. № 1. - С. 104-113.
2. Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: автореферат дис.... доктора юридических наук: 12.00.14/Гречкина Ольга
Владимировна; [Место защиты: Москва. Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации]. — Москва, 2011. — 38 с.
3. Дрозд А. О. Административно-юрисдикцион-ная деятельность, осуществляемая участковыми уполномоченными полиции: по материалам ГУ МВД России по Алтайскому краю: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14/Дрозд Алексей Олегович; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ]. — Санкт-Петербург, 2012. — 26с.
4. Сафоненков П.Н. Административная юрисдик-ционная деятельность таможенных органов: учебник и практикум для вузов/П.Н. Сафоненков, А.В. Зубач, О.А. Сафоненкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 293 с.
5. Ивачев О.В. Административно-правовое регулирование юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в налоговой сфере: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14/Ивачев Олег Владимирович;[Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. — Москва, 2011. — 23 с.
6. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: Системно-правовой анализ: дис.... доктора юридических наук: 12.00.14/ Каплунов Андрей Иванович; [Место защиты: Москава. Московский университете МВД России]. — Москва, 2005. — 498 с.
7. Панова И.В. Административно-юрисдикцион-ный процесс: монография. — Москва, 2017. —256 с.
8. ШергинА.П. Административная юрисдикция: монография. — Москва, 1979. —144 с.
9. Шибанова Н.В. Основные элементы административной юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ/Молодой ученый. - 2014. № 21 (80). - С. 552-555. - URL: https://moluch.ru/archive/80/14491/ (дата обращения: 13.04.2023).
10. Ческидова С.А. Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования: дис.... кандидата юридических наук: 12.00.14/ Ческидова Светлана Анатольевна; [Место защиты: Нижний Новгород. Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского]. — Нижний Новгород, 2017. — 169 с.
11. Лапина М.А. Административная юрисдикция в системе административного процесса: монография. — М.: Финансовый университет, 2013 — 140 с.
12. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636(ред. от 19.06.2021) «Обутвержде-нии Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ 03.05.2021, № 18, ст. 3146.
13. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023)// СЗ РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082.
14. Соловьев А.А., Опалев Р.О. Административная
юстиция в зарубежных государствах: особенности функционирования отдельных институтов административного судопроизводства: монография. — М.: МГЮА, 2017. — 261 с.
SPISOK LITERATURY:
1. Golovko V.V. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatelnost: voprosy ponyatiya i soderzhaniya/ Pravoprimeneniye. 2018. T. 2. № 1. — S. 104-113.
2. Grechkina O.V. Administrativnaya yurisdiktsiya tamozhennykh organov Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnoye issledovaniye: avtoreferat dis.... doktora yuridicheskikh nauk: 12.00.14/ Grechkina Olga Vladimirovna; [Mesto zashchity: Moskva. Rossiyskaya pravovaya akademiya Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii]. — Moskva. 2011. — 38 s.
3. Drozd A. O. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatelnost. osushchestvlyayemaya uchastkovymi upolnomochennymi politsii: po materialam GU MVD Rossii po Altayskomu krayu: avtoreferat dis.... kandidata yuridicheskikh nauk: 12.00.14/DrozdAleksey Olegovich; [Mesto zashchity: S.-Peterb. un-t MVD RF]. — Sankt-Peterburg. 2012. — 26 s.
4. SafonenkovP.N. Administrativnayayurisdiktsionnaya deyatelnost tamozhennykh organov: uchebnik i praktikum dlya vuzov / P.N. Safonenkov. A.V. Zubach. O.A. Safonenkova. — 3-e izd.. pererab. i dop. — Moskva: Izdatelstvo Yurayt. 2023. — 293 s.
5. Ivachev O.V. Administrativno-pravovoye regulirovaniye yurisdiktsionnoy deyatelnosti federalnykh organov ispolnitelnoy vlasti v nalogovoy sfere: avtoreferat dis.... kandidata yuridicheskikh nauk: 12.00.14/ Ivachev Oleg Vladimirovich; [Mesto zashchity: Mosk. gumanitar. un-t]. — Moskva. 2011. — 23 s.
6. Kaplunov A.I. Administrativnoye prinuzhdeniye. primenyayemoye organami vnutrennikh del: Sistemno-pravovoy analiz: dis.... doktora yuridicheskikh nauk: 12.00.14/ Kaplunov Andrey Ivanovich; [Mesto zashchity: Moskava. Moskovskiy universitete MVD Rossii]. — Moskva. 2005. — 498 s.
7. Panova I.V. Administrativno-yurisdiktsionnyy protsess: monografiya. — Moskva. 2017. —256 s.
8. SherginA.P. Administrativnaya yurisdiktsiya: monografiya. — Moskva. 1979. —144 s.
9. ShibanovaN.V. Osnovnyyeelementyadministrativnoy yurisdiktsionnoy deyatelnosti tamozhennykh organov RF / Molodoy uchenyy. — 2014. № 21 (80). — S. 552-555. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14491/ (data obrashcheniya: 13.04.2023).
10. Cheskidova S.A. Administrativno-deliktnoye proizvodstvo v sfere tamozhennogo regulirovaniya: dis.... kandidata yuridicheskikh nauk: 12.00.14/ Cheskidova Svetlana Anatolyevna; [Mesto zashchity: Nizhniy Novgorod. Natsionalnyy issledovatelskiy nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo]. — Nizhniy Novgorod. 2017. — 169 s.
11. Lapina M.A. Administrativnaya yurisdiktsiya v sisteme administrativnogo protsessa: monografiya. — M.: Finansovyy universitet. 2013 — 140 s.
12. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 23.04.2021 № 636(red. ot 19.06.2021) «Ob utverzhdenii Polozheniya o
РеёегаЫву tamozhennoy упезепи izmeneniy V
Polozheniye о Ministerstve finansov Яозтузкоу Federatsii ipriznanii utrativshimi зйы шкм^гуШ ак^у i otdelnykh polozheniy ш^^гуШ aktov Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii» // 81RF 03.05.2021. № 18. ¡п. 3146.
13. Federalnyy zakon ot 03.08.2018 № 289-FZ (red. ot 19.12.2022) «О tamozhennom regulirovanii V 1{онн1ункоу 1ес1ега1хИ / о упе.чепП ¡1тепету V ок1е1пууе
zakonodatelnyye akty Rossiyskoy Federatsii» (з izm. I dop.. узир. у silu s 06.03.2023) //SZШ 06.08.2018. № 32 (chast I). st. 5082.
14. Solovyev А.А.. Opalev R.O. Administrativnaya yustitsiya V zaruЬezhnykh gosudarstvakh: osoЬennosti funktsionirovaniya otdelnykh тяНШау administrativnogo sudoproizуodstva: monografiya. — М.: MGYuA. 2017. — 2618.