БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 3, с. 95-97
Мастер-класс
УДК 023.5 : 37 ББК 78.3р
К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Т. О. Серебрянникова, 2011
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Кафедра автоматизированных библиотечно-информационных технологий 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 7
Рассматриваются вопросы обеспечения учебными дисциплинами профессиональных компетенций бакалавра библиотечно-информационной деятельности, в частности, производственно-технологических и информационно-аналитических компетенций, являющихся базовыми для подготовки будущих библиотечных работников.
Ключевые слова: компетенции общекультурные, компетенции профессиональные, аналитико-синтети-ческая переработка информации, справочно-поисковый аппарат библиотеки, лингвистические средства библиотечных и информационных технологий.
The article deals with the questions of sufficient back-up of professional competence of bachelors in library science that is formed during educational process, particularly professional, technological and analytical skills that are necessary for the future librarians.
Key words: general cultural competence, professional competence, analytical and synthetic information processing, reference and search library tools, linguistic means of library and information technology.
В2011 г. вузы культуры России переходят на подготовку бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность». Меняется парадигма высшего библио-течно-информационного образования. Утвержденный в 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривает иной учебный план, в котором реализован компе-тентностный подход в обучении.
Переход от подготовки специалиста к подготовке бакалавра (а затем и магистра) требует от системы библиотечного образования модернизации учебного процесса и приведения его в соответствие с реальными потребностями библиотечной практики. В профессиональном сообществе все последние годы активно обсуждались предстоящие изменения в российских вузах, рассматривался зарубежный опыт бакалавриата. Высказывались различные идеи о структуре и содержании подготовки бакалавра, составе компетенций, которыми он должен овладеть в процессе обучения.
Так, в докторском исследовании одного из авторитетных специалистов в данной области О. Л. Ка-легиной выделяются следующие основные группы профессиональных компетенций бакалавра библи-отечно-информационной деятельности, которые необходимо сформировать в процессе обучения:
• компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей;
• сохранения, использования и управления библиотечным собранием;
• маркетинга и продвижения библиотечно-ин-формационных услуг;
• технологической инновационности;
• научно-исследовательской и образовательной деятельности [1].
На наш взгляд, они достаточно адекватно отражают основные технологические процессы деятельности библиотек, и автору удалось выделить самые существенные компетенции, которые сегодня требуются от библиотечного профессионала.
Итогом многих дискуссий, обсуждений, исследований рассматриваемого вопроса стал официальный нормативно-правовой документ, то есть ФГОС ВПО. В разделе стандарта «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», как известно, представлены две группы компетенций: общекультурные и профессиональные [2].
Общекультурные компетенции формируют владение культурой мышления, способность к обобщению и анализу, умение логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь, анализировать социально значимые проб-
МАСТЕР-КЛАСС
лемы и процессы, готовность работать с информацией в электронной среде и др.
Профессиональные компетенции включают шесть групп, каждая из которых отражает определенные направления деятельности библиотечного работника:
• производственно-технологическая,
• организационно-управленческая,
• проектная,
• научно-исследовательская и методическая,
• информационно-аналитическая,
• психолого-педагогическая.
Как видим, положения, выдвинутые О. Л. Ка-легиной, нашли свое отражение в перечне указанных компетенций.
В данной статье речь пойдет о формировании двух взаимосвязанных групп компетенций - производственно-технологической и информационно-аналитической, которые обеспечиваются рядом учебных дисциплин профессионального цикла:
• Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ),
• Справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА),
• Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий (ЛС БИТ),
• Библиотечно-информационное обслуживание (БИО),
• Библиографическая деятельность библиотеки (БДБ) и др.
Однако внутри этой группы дисциплины имеют разное назначение, и, в данном случае, мы остановимся на тех, которые связаны с технологиями обработки документов и отражения информации в поисковых системах, то есть АСПИ, СПА и ЛС БИТ. Важность изучения этих дисциплин обусловлена тем, что умение квалифицированно переработать информацию, отразить библиотечный фонд в справочно-поисковом аппарате, создавать и использовать информационно-поисковые языки как лингвистическую основу библиотечных технологий определяет все дальнейшие процессы биб-лиотечно-библиографического и информационного обслуживания.
АСПИ и СПА неразрывно связаны между собой общностью проблематики, терминологии и методов обучения технологическим процессам обработки документов.
Цель и задачи курса АСПИ - дать студентам знания, умения и навыки обработки информации путем подготовки библиографического описания, аннотации, реферата, обзора, классификационного индекса.
В результате изучения курса АСПИ студент должен:
• знать сущность, назначение и виды анали-тико-синтетической переработки информации;
• уметь осуществлять аналитико-синтетичес-кую переработку информации, создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей, применять методы и процедуры информационного анализа текстов;
• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
Цель и задачи курса СПА библиотеки -подготовка библиотечно-информационных специалистов, владеющих технологиями формирования и использования СПА в традиционном и автоматизированном режиме.
Курс СПА требует от студента:
• знать состав, структуру и технологию формирования СПА библиотеки;
• уметь осуществлять информационный поиск, библиографирование и формирование СПА библиотеки для раскрытия содержания фонда и его использования;
• владеть компьютерными технологиями и технологическими процессами формирования и использования справочно-поискового аппарата.
Освоение названных курсов составляет так называемую каталогизационную подготовку студента, которая при любой системе обучения выступает неотъемлемой составной частью профессии библиотечного работника.
Нельзя не отметить, что органичным продолжением рассмотренных технологических курсов являются ЛС БИТ, которые, по сути, теоретически обосновывают положения, используемые для практической организации документальных фондов и проведения информационно-библиографического поиска.
Цель и задачи курса ЛС БИТ - дать целостное, системное представление о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения лингвистических средств библиотечно-информа-ционных технологий. Курс рассматривает весь комплекс лингвистических средств, позволяющих осуществлять семантический анализ информации, как в рамках традиционной технологии, так и в условиях работы автоматизированных систем.
Изучение курса ЛС БИТ предполагает, что студент должен:
• знать закономерности функционирования информации в обществе; принципы действия информационных сетей и систем; сущность, назначение и виды информационных технологий; состав, структуру и свойства современных документальных потоков; состав и структуру библиотечного фонда; сущность и направления библиографической деятельности библиотек; структуру и назначение справочно-поискового аппарата: сущность, назначение и виды аналитико-синтетиче-
Т. О. Серебрянникова, 2011, № 3, с. 95-97
ской переработки информации; состав отраслевых информационных ресурсов;
• уметь применять на практике различные виды информационных технологий и компьютерных средств; создавать и актуализировать спра-вочно-поисковый аппарат библиотеки; индексировать документы и запросы; осуществлять основные виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания документов, систематизацию и предме-тизацию документов; аннотирование, реферирование, подготовку обзоров;
• владеть методами анализа современных документальных потоков, отраслевых информационных ресурсов, библиотечного фонда; технологией аналитико-синтетической переработки информации; методами выявления и изучения информационных потребностей субъектов информационного рынка.
Если преподавание данных технологических курсов при подготовке специалистов библиотечно-информационной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения осуществляется дифференцированно: АСПИ слушают студенты всех квалификаций («библиотекарь-библиограф, преподаватель», «референт-аналитик информационных ресурсов», «менеджер информационных ресурсов», «технолог автоматизированных информационных ресурсов»), СПА и ЛС БИТ - только студенты квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель», то будущие бакалавры без исключения будут осваивать единый профессиональный цикл дисциплин и в результате овладевать определенным универсальным набором технологических компетенций (не только в сфере обработки документов), позволяющим работать в различных структурных подразделениях библиотеки.
Вместе с тем, не следует думать, что бакалавриат не предполагает углубленной специализации студента по какому-либо направлению библиотечно-
информационной деятельности. Для этого в учебном плане предложены так называемые профили, которые утверждены Учебно-методическим советом по образованию в области библиотечно-ин-формационной деятельности:
• профиль 1 «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации»;
• профиль 2 «Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством»;
• профиль 3 «Менеджмент библиотечно-ин-формационной деятельности»;
• профиль 4 «Информационно-аналитическая деятельность»;
• профиль 5 «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»;
• профиль 6 «Менеджмент информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности»;
• профиль 7 «Книжные коммуникации в биб-лиотечно-информационной сфере».
Как видим, с рассматриваемыми знаниями, умениями и навыками бакалавра связаны профиль 4 и профиль 5. Дополнительная подготовка внутри профиля позволяет студенту углубить общепрофессиональные знания, удовлетворить интерес к тому или иному направлению библиотечно-ин-формационной деятельности и, тем самым, в определенной степени, выбрать будущее место работы -отделы автоматизации библиотечных технологий, мультимедиацентры, информационно-аналитические агентства и др.
Список литературы
1. Калегина О. А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций : теоретико-методологический аспект : дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2007. - 356 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»). - М., 2010. - URL : http://www. mguki.ru/
Материал поступил в редакцию 17.03.2011 г.
Сведения об авторе: Серебрянникова Татьяна Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент, тел.: (812) 312-84-72, e-mail: [email protected]