Научная статья на тему 'К вопросу о тарифном регулировании в Российской Федерации'

К вопросу о тарифном регулировании в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВТО / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ / CUSTOMS TARIFF / THE CUSTOMS UNION / THE WTO / THE PROTECTION OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седых Кристина Александровна

В работе рассмотрены вопросы тарифного регулирования в РФ на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF TARIFF REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper discusses the issues of tariff regulation in the Russian Federation at the present stage

Текст научной работы на тему «К вопросу о тарифном регулировании в Российской Федерации»

ятия является ценовая политика предприятия. Цены, пожалуй, самый важный фактор, из факторов, определяющих прибыльность предприятия. Поэтому ценовая политика как цели, которых предприятие достигает с помощью цен на свою продукцию, и система мер, на это направленных, должны быть хорошо продуманы и обоснованы.

Реклама также может повысить действенность цены, влияя на сбыт продукта предприятием. Если предприятие продаст свой продукт по высокой цене, которая ктомуже выше цены конкурентного продукта, или оно собирается изменить цену в сторону повышения, то в этих случаях желательно снизить чувствительность покупателей к цене (ценовую эластичность) за-счет усиления их предпочтения к данному продукту. Напротив, если предприятие продаст свой продукт по низкой цене, которая ктомуже еще ниже цены конкурента, или оно собирается сни-

зить цену, то в этих случаях для предприятия желательно повысить ценовую эластичность.

Чем выше будет ценовая эластичность, тем благоприятнее для предприятия окажется текущая низкая цена или снижение цены. В этом случае предприятие пытается провести свою рекламу так, чтобы ценовая эластичность была ^ как можно выше.

Таким образом, предложенные мероприятия О выведут предприятие на новый уровень эффек- *

тивности и развития, а также позволят увели- к/1 чить прибыль. ^

Примечания: qq

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика предприятий: учеб. .оп,

/ И.В. Сергеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

3. Батьковский А.М., Булава И.В., Мингалиев К.Н. и др. Стратегия ,

развития российских предприятий в современный период: теория I

и методология. - М.: МЭСИ, 2009. S .

ON THE QUESTION OF TARIFF REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION Sedykh Christina Alexandrovna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: sedyh91@mail.ru

The paper discusses the issues of tariff regulation in the Russian Federation at the present stage.

y

Keywords: Customs Tariff; the Customs Union; the WTO; the protection of interests.

17

К ВОПРОСУ О ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе рассмотрены вопросы тарифного регулирования в РФ на современном этапе.

Ключевые слова: таможенный тариф, Таможенный союз, ВТО, защита интересов.

^Г~

В последние годы в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортныхтаможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6 %, в то время как на

УДК 339.543

© Седых К.А., 2013

СЕДЫХ Кристина Александровна,

студентка,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

sedyh91@mail.ru

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

18

момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

В последние 2 года вопросы тарифного регулирования в России регламентируется не только национальным законодательством, но и нормативными актами Таможенного союза. Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза. Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь - с 6 июля 2010 года. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие, как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 утвержден Единый таможенный тариф Таможенного Союза (далее - ЕТТ ТС). Данная редакция ЕТТ ТС, сформированного с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО), вступила в силу 23 августа 2012 года.

Вывозные таможенные пошлины утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № 756 "Об утверждении ставок вывозныхтаможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силунекоторыхактов Правительства Российской Федерации" (вступило в силу с 22 августа 2012 года).

При подготовке ЕТТ ТС с учетом тарифных обязательств ВТО ФТС России были подготовлены расчеты финансово-экономических последствий по вступлению Российской Федерации в ВТО. В связи с тем, что правила ВТО предусматривают установление комбинированных ставок ввозныхтаможенных пошлин, в 2012 году ФТС России провела большую работу по расчету комбинированных ставок нового тари-

фа, применяемых в случаях возникновения необходимости осуществления защиты внутрен-нихтоваропроизводителей.

Так, в отношении автотранспортных средств согласно обязательствам России в ВТО вносились изменения в ЕТТ ТС в отношении ставок ввозныхтаможенных пошлин со специфических на адвалорные, вследствие чего уровень защиты внутреннего рынка мог значительно снизиться от ввоза бывшей в употреблении автотехники. Проведенные ФТС России расчеты на основе показателей стоимости импорта дан-ныхтоваровпозволили установить кадвалорной таможенной пошлине специфическую составляющую, дающую возможность защиты российского рынка от ввоза бывшей в употреблении автотехники.

В 2012 году ФТС России в рамках членства в ВТО проводила работу по адаптации отраслей отечественной промышленности, рассмотрены предложения бизнеса по повышению ставок ввозныхтаможенных пошлин в отношении товаров, конкурентоспособные аналоги которых производятся на территории России, в случае, когда это не противоречит тарифным обязательствам в ВТО.

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2012 году сумма доходов, учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности во исполнение Федеральногозакона от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"(без учета авансовых платежей и денежных залогов), составила 6581,0 млрд рублей или 100,4%от прогнозируемой суммы, что на 630,5 млн рублей или на 10,6% больше по сравнению с 2011 годом.

Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2012 году, составила 475,2 млрд рублей (в 2011 году - 436,2 млрд рублей).

Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции - 38,3% (182,2 млрд рублей) и товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой территории - 31,5% (149,9 млрд рублей).

Иные виды льгот по уплате таможенных пошлин, налогов были предоставлены в отношении следующих видов товаров:

-14,8% (70,1 млрд рублей)- ввозимых (вывозимых) в рамках отдельных международных договоров;

- 7,4% (35,0 млрд рублей) - ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства;

- 3,6% (17,1 млрд рублей) - технологического оборудования, аналогов которого не производится в Российской Федерации;

- 3% (14,3 млрд рублей) - вывозимых судовых запасов и ввозимой продукции морского промысла;

- 1,4% (6,6 млрд рублей) - других товаров, в том числе ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области и вывозимых из нее, возимых в качестве вклада иностранных инвесторов в уставные (складочные) капиталы предприятиями с иностранными инвестициями, ввозимых в качестве технической, гуманитарной помощи.

Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила по состоянию на 1 января 2013 года 52 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -

23.4 млрд рублей, по пеням - 28,6 млрд рублей. За 2012 год общая сумма задолженности уменьшилась на 9 млрд рублей (с 61 млрд рублей до 52 млрд рублей), в том числе по таможенным платежам - на 3,4 млрд рублей, по пеням - на 5,6 млрд рублей.

Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 15,5 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -

13.4 млрд рублей, по пеням -2,1 млрд рублей.

Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2012 году составила 11,5 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -10,8 млрд рублей, по пеням -0,7 млрд рублей.

В 2012 году таможенными органами была признана безнадежной к взысканию и списана задолженность на общую сумму 10,6 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам - 4 млрд. рублей, по пеням - 6,6 млрд. рублей. Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 2,5 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -2,1 млрд рублей, по пеням -0,4 млрд рублей.

Представленные данные иллюстрируют тот факт, что таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот.

Правительство РФ ведет активную деятельность в данном направлении снижая импортные пошлины на значимые для российскихтоваро-производетелей товары.

Решения Правительства Российской Федерации по таможенному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса. Принятые в данной области меры, были направлены на обеспечение продоволь-

ственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс.

С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010-2012 годы были установлены тарифные квоты на мясную продукцию с сохранением "странового" принципа распределения квот между государствами-по-ставщиками, а также "исторического" принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год.

Реализация таможенной политики в ближайшие годы будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, отличающихся тем, что:

- посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости внешнеторговой и таможенной политики;

- ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

- радикально изменится институциональноорганизационный и торгово-политический контекст осуществления таможенной политики - в полном объеме начнет функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), определятся основные параметры единого экономического пространства трех стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия стала членом ВТО.

После вступления России в ВТО, согласно подписанным документам, государство должно снизить размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение семи лет - до 15%. Таким образом, введение утилизационного сбора позволит компенсировать снижение ввозных пошлин от вступления России в ВТО.

Без поддержки не останется и сельское хозяйство. В рамках ВТО был согласован лимит господдержки АПК в размере до 9 миллиардов долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 миллиарда долларов. Особо правительство поддержит свиноводство и, конечно, обеспечит финансирование Госпрограммы развития АПК до 2020 года в необходимых объемах.

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

"ТА

щ

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.