ятия является ценовая политика предприятия. Цены, пожалуй, самый важный фактор, из факторов, определяющих прибыльность предприятия. Поэтому ценовая политика как цели, которых предприятие достигает с помощью цен на свою продукцию, и система мер, на это направленных, должны быть хорошо продуманы и обоснованы.
Реклама также может повысить действенность цены, влияя на сбыт продукта предприятием. Если предприятие продаст свой продукт по высокой цене, которая ктомуже выше цены конкурентного продукта, или оно собирается изменить цену в сторону повышения, то в этих случаях желательно снизить чувствительность покупателей к цене (ценовую эластичность) за-счет усиления их предпочтения к данному продукту. Напротив, если предприятие продаст свой продукт по низкой цене, которая ктомуже еще ниже цены конкурента, или оно собирается сни-
зить цену, то в этих случаях для предприятия желательно повысить ценовую эластичность.
Чем выше будет ценовая эластичность, тем благоприятнее для предприятия окажется текущая низкая цена или снижение цены. В этом случае предприятие пытается провести свою рекламу так, чтобы ценовая эластичность была ^ как можно выше.
Таким образом, предложенные мероприятия О выведут предприятие на новый уровень эффек- *
тивности и развития, а также позволят увели- к/1 чить прибыль. ^
Примечания: qq
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика предприятий: учеб. .оп,
/ И.В. Сергеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.
3. Батьковский А.М., Булава И.В., Мингалиев К.Н. и др. Стратегия ,
развития российских предприятий в современный период: теория I
и методология. - М.: МЭСИ, 2009. S .
<с
ON THE QUESTION OF TARIFF REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION Sedykh Christina Alexandrovna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The paper discusses the issues of tariff regulation in the Russian Federation at the present stage.
y
Keywords: Customs Tariff; the Customs Union; the WTO; the protection of interests.
17
К ВОПРОСУ О ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В работе рассмотрены вопросы тарифного регулирования в РФ на современном этапе.
Ключевые слова: таможенный тариф, Таможенный союз, ВТО, защита интересов.
^Г~
В последние годы в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.
В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортныхтаможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6 %, в то время как на
УДК 339.543
© Седых К.А., 2013
СЕДЫХ Кристина Александровна,
студентка,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Ip—. X
r
0
«=;
□
n
C
C
О
fcQ
18
момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
В последние 2 года вопросы тарифного регулирования в России регламентируется не только национальным законодательством, но и нормативными актами Таможенного союза. Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза. Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь - с 6 июля 2010 года. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие, как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 утвержден Единый таможенный тариф Таможенного Союза (далее - ЕТТ ТС). Данная редакция ЕТТ ТС, сформированного с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО), вступила в силу 23 августа 2012 года.
Вывозные таможенные пошлины утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № 756 "Об утверждении ставок вывозныхтаможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силунекоторыхактов Правительства Российской Федерации" (вступило в силу с 22 августа 2012 года).
При подготовке ЕТТ ТС с учетом тарифных обязательств ВТО ФТС России были подготовлены расчеты финансово-экономических последствий по вступлению Российской Федерации в ВТО. В связи с тем, что правила ВТО предусматривают установление комбинированных ставок ввозныхтаможенных пошлин, в 2012 году ФТС России провела большую работу по расчету комбинированных ставок нового тари-
фа, применяемых в случаях возникновения необходимости осуществления защиты внутрен-нихтоваропроизводителей.
Так, в отношении автотранспортных средств согласно обязательствам России в ВТО вносились изменения в ЕТТ ТС в отношении ставок ввозныхтаможенных пошлин со специфических на адвалорные, вследствие чего уровень защиты внутреннего рынка мог значительно снизиться от ввоза бывшей в употреблении автотехники. Проведенные ФТС России расчеты на основе показателей стоимости импорта дан-ныхтоваровпозволили установить кадвалорной таможенной пошлине специфическую составляющую, дающую возможность защиты российского рынка от ввоза бывшей в употреблении автотехники.
В 2012 году ФТС России в рамках членства в ВТО проводила работу по адаптации отраслей отечественной промышленности, рассмотрены предложения бизнеса по повышению ставок ввозныхтаможенных пошлин в отношении товаров, конкурентоспособные аналоги которых производятся на территории России, в случае, когда это не противоречит тарифным обязательствам в ВТО.
Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2012 году сумма доходов, учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности во исполнение Федеральногозакона от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"(без учета авансовых платежей и денежных залогов), составила 6581,0 млрд рублей или 100,4%от прогнозируемой суммы, что на 630,5 млн рублей или на 10,6% больше по сравнению с 2011 годом.
Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2012 году, составила 475,2 млрд рублей (в 2011 году - 436,2 млрд рублей).
Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции - 38,3% (182,2 млрд рублей) и товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой территории - 31,5% (149,9 млрд рублей).
Иные виды льгот по уплате таможенных пошлин, налогов были предоставлены в отношении следующих видов товаров:
-14,8% (70,1 млрд рублей)- ввозимых (вывозимых) в рамках отдельных международных договоров;
- 7,4% (35,0 млрд рублей) - ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства;
- 3,6% (17,1 млрд рублей) - технологического оборудования, аналогов которого не производится в Российской Федерации;
- 3% (14,3 млрд рублей) - вывозимых судовых запасов и ввозимой продукции морского промысла;
- 1,4% (6,6 млрд рублей) - других товаров, в том числе ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области и вывозимых из нее, возимых в качестве вклада иностранных инвесторов в уставные (складочные) капиталы предприятиями с иностранными инвестициями, ввозимых в качестве технической, гуманитарной помощи.
Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила по состоянию на 1 января 2013 года 52 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -
23.4 млрд рублей, по пеням - 28,6 млрд рублей. За 2012 год общая сумма задолженности уменьшилась на 9 млрд рублей (с 61 млрд рублей до 52 млрд рублей), в том числе по таможенным платежам - на 3,4 млрд рублей, по пеням - на 5,6 млрд рублей.
Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 15,5 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -
13.4 млрд рублей, по пеням -2,1 млрд рублей.
Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2012 году составила 11,5 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -10,8 млрд рублей, по пеням -0,7 млрд рублей.
В 2012 году таможенными органами была признана безнадежной к взысканию и списана задолженность на общую сумму 10,6 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам - 4 млрд. рублей, по пеням - 6,6 млрд. рублей. Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 2,5 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам -2,1 млрд рублей, по пеням -0,4 млрд рублей.
Представленные данные иллюстрируют тот факт, что таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот.
Правительство РФ ведет активную деятельность в данном направлении снижая импортные пошлины на значимые для российскихтоваро-производетелей товары.
Решения Правительства Российской Федерации по таможенному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса. Принятые в данной области меры, были направлены на обеспечение продоволь-
ственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс.
С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010-2012 годы были установлены тарифные квоты на мясную продукцию с сохранением "странового" принципа распределения квот между государствами-по-ставщиками, а также "исторического" принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год.
Реализация таможенной политики в ближайшие годы будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, отличающихся тем, что:
- посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости внешнеторговой и таможенной политики;
- ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;
- радикально изменится институциональноорганизационный и торгово-политический контекст осуществления таможенной политики - в полном объеме начнет функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), определятся основные параметры единого экономического пространства трех стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия стала членом ВТО.
После вступления России в ВТО, согласно подписанным документам, государство должно снизить размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение семи лет - до 15%. Таким образом, введение утилизационного сбора позволит компенсировать снижение ввозных пошлин от вступления России в ВТО.
Без поддержки не останется и сельское хозяйство. В рамках ВТО был согласован лимит господдержки АПК в размере до 9 миллиардов долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 миллиарда долларов. Особо правительство поддержит свиноводство и, конечно, обеспечит финансирование Госпрограммы развития АПК до 2020 года в необходимых объемах.
1-Л
О
гч
о
□
со
гч
■ QII
h
х*терН4г2а f'j
"ТА
щ
19