Научная статья на тему 'Финансово-правовые методы регулирования внешнеторговых операций в нефтегазовой отрасли'

Финансово-правовые методы регулирования внешнеторговых операций в нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шангина Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме регулирования нефтегазовой отрасли. В работе проведен комплексный анализ законодательной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность в нефтегазовой сфере. Показаны текущее положение и тенденции развития нефтегазовой отрасли. Определены основные финансово-правовые методы регулирования, даны рекомендации по повышению эффективности налогообложения и использования таможенно-тарифного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовые методы регулирования внешнеторговых операций в нефтегазовой отрасли»

УДК. 346.7

Шангина Татьяна Николаевна, магистр юриспруденции, Главный специалист, Управление газа и нефтехимии, Департамент трейдинга газа и продуктов переработки газа, ОАО «НК «Роснефть», Россия, г. Москва

Финансово-правовые методы регулирования внешнеторговых операций в нефтегазовой отрасли.

Внешнеэкономическая деятельность в российской юридической практике и

законодательстве определяется в основном как внешнеторговая деятельность. Правовое регулирование осуществляется Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, в статье 2 которого дано определение внешнеторговой деятельности как деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Согласно статье 12 упомянутого Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеэкономической деятельности.

Регулирование внешнеэкономической деятельности можно определить как комплекс мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, реализуемых правоустанавливающими учреждениями государства для равноправия сторон во внешнеэкономической деятельности, развития экспорта и импорта, а также привлечения иностранных инвестиций.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности создает условия функционирования рынка, задает направления развития экспортных экономических отношений, и главной своей целью преследует обеспечение защиты деятельности субъектов общества, как в целом, так и отдельных его членов.

Причиной использования механизмов правового регулирования внешнеэкономической деятельности является недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Цель правового регулирования — обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников[1].

Механизм финансово-правового регулирования развития нефтегазовой отрасли базируется на общефедеральных интересах, иногда даже с

игнорированием интересов крупных нефтедобывающих месторождений. Такой интерес в большей степени строится на краткосрочных привлечениях средств в федеральный бюджет и сохранения рычагов управления и контроля нефтегазовой отрасли страны. Особенностью современного механизма финансово-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в нефтегазовой отрасли является спонтанное объединение методов регулирования западных стран, которые импортируют нефть, с методами, направленные на защиту интересов отечественного бизнеса. По этой причине в России сформирована «жесткая» система налогообложения, при которой доля прямых и косвенных налогов в цене готовой продукции нефтяной отрасли может достигать до 80%. Например, в США эта доля составляет около 30%.

Таким образом, сравнивая другие страны и Российскую Федерацию, можно сделать вывод, что в России преобладает стремление к увеличению размера изъятия в пользу государства маржи между внутренней и внешнеторговой ценой сырой нефти и нефтепродуктов.

Законными регуляторами внешнеэкономической деятельности считаются договоры, заключаемые непосредственно между лицами, которые участвуют во внешнеэкономических отношениях. Это особый механизм регулирования, который основывается на нормах национального права, императивного характера и диспозитивных международно-правовых нормах, когда стороны имеют право отступать от них. За последние несколько десятков лет значение внешнеэкономических отношений в развитии мировой экономической системы достаточно возросло. Становятся видны некоторые проблемы, мешающиеся рациональной, свободной и прозрачной внешнеэкономической деятельности России.

В последние годы в научном сообществе достаточно серьезно и активно обсуждаются степени открытости современной российской экономики. Такие вопросы появляются в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО. Большинство высказываний по этому поводу стран-членов ВТО носят не столько экономический, сколько политический характер. К особой группе следует отнести трудности использования средств таможенно-тарифного управления внешнеэкономической деятельностью. Путаницей остаётся проблема разграничения полномочий законодательных, исполнительных органов власти государства в области изменения таможенных ставок и пошлин, а также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-

политическую составляющую, а не только на генерирование дохода в бюджет государства. Действующее законодательство с самого начала содержит большое количество правовых норм опосредованного действия, а также норм, применение которых требует серьёзных пояснений.

Главной задачей внешнеэкономической стратегии любого государства выступает создание благоприятных условий для эффективного бизнеса в сфере внешней торговли. Поэтому, Российской Федерации необходимо на основе равенства вести многосторонние переговоры, направленные на выработку его решений, чтобы искоренить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Одним из основных методов финансово-правового регулирования внешнеэкономической деятельности является налогообложение. Налогообложение во внешнеторговых операциях играет огромную роль, выполняя контролирующую и финансовую функции. Для выявления особенностей налогообложения товаров при внешнеэкономической деятельности рассмотрим правовую базу налогообложения.

Согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма выручки компании от продажи товаров за три последних месяца не превышает два миллиона рублей (без учета налога), то компания освобождается от уплаты налога. Но необходимо учитывать, что данное условие не применяется при импорте товаров на территорию нашей страны.

Статья 147 Налогового кодекса Российской Федерации определяет в качестве места продажи товара территорию Российской Федерации, когда товар не отгружается и не транспортируется или когда товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

При продаже товаров местом продажи, которых является территория Российской Федерации, где налогоплательщики являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговую базу можно определить как сумму дохода от продажи товаров с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога согласно статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особое значение имеет Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской

Федерации», согласно которому в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

На основании пп. 8 п. 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, которые получила иностранная компания в связи с международными перевозками следует отнести к доходам иностранной компании от источников в Российской Федерации. Такой доход подлежит обложению в размере 10% от суммы дохода. Такой налог должен быть исчислен и удержан российской компанией или иностранной компанией, через постоянное представительство.

Статьи 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень товаров и условия освобождения от налогообложения. Перечень достаточно обширный, нецелесообразно его указывать в данной работе. При необходимости с ним можно ознакомиться в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Общие положения налогообложения НДС при импорте и при вывозе указаны в Таблицах (см. приложения 1,2).

Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при продаже товаров при экспорте, при свободной таможенной зоне при условии представления документации, подтверждающей экспорт, в налоговые органы. Это относится к услугам по обеспечению и сопровождению перевозок и транспортировке экспортируемых и импортируемых товаров, оказываемые российскими компаниями, а также при таможенном транзите.

Кроме этого, это относится к припасам, экспортируемых при перемещении припасов. К припасами можно отнести топливо и горюче-смазочные материалы.

В связи с письмом Минфина России от 15.03.2011 г. № 03-07-08/67 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее, что «применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость предусмотрено пп. 2.8 п. 1 ст. 164 Кодекса по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке

(транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта, а также пп. 9 п. 1 ст. 164 Кодекса по работам (услугам) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемым российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. Что касается, налогообложения услуг по перевозке товаров между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, не поименованных в пп. 2.8 и 9 п. 1 ст. 164 Кодекса, то применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг вышеуказанной ст. 164 Кодекса не предусмотрено». Но обязательно следует учитывать, что данное письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Согласно Статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов представляются следующие документы: контракт, выписка банка, грузовая таможенная

декларация, полная грузовая таможенная декларация, копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 % ограничены сроком 180 дней. До истечения 180 дней необходимо компании предоставить указанные документы. Если указанные документы не предоставлены, то указанные операции подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 % или 18 %. Но даже, если впоследствии компания предоставит документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога будут возвращены.

Особое место во внешнеэкономической деятельности занимает таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Остановимся на таможенных платежах, которые составляют значительную часть бюджета. По данным ФТС в 2011 году общая сумма таможенных сборов составила 31,37 млрд. руб.

Основные таможенные платежи, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза РФ:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы1.

Согласно статье 80 ТК ТС РФ Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются если:

- товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

- в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

- общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 200 евро;

- до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

- товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Расчет суммы таможенных платежей производится, исходя из ставок таможенных платежей и курсов иностранных валют к доллару США, действующих на день принятия грузовой таможенной декларации. Уплата таможенных платежей производится только в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях, исходя из курса иностранных валют на день фактической уплаты таможенных платежей.

Согласно статье 27 Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются

1 См. Приложение 3.

товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно статье 160 НК РФ:

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов.

2. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

В период кризисных явлений в экономике, и как следствие острой нужды государства в пополнении бюджета, ФНС ужесточила требования к проверкам и повысила границу результативности проверок до миллиона рублей (приказ ФНС №409), а также предложила идти простым путем - находить среди контрагентов налогоплательщика компании, которые подпадают под признаки недобросовестных и лишать налогоплательщика налоговых льгот, полученных в результате взаимодействия с такими организациями (Приказ ФНС России №ММ-3-2/467).

Практика свидетельствует, что практически все проверки налогоплательщиков применяющих ОСН затрагивают данный вопрос с негативными для налогоплательщика последствиями. При этом налоговый орган исключает из состава затрат НП и вычетов по НДС суммы по контрагентам, которые, например, просто не отвечают на запрос в рамках встречных проверок, либо не заплатили налоги и т.п. Подчас, очень тяжело отстоять свою правоту в спорах с налоговым органом.

В соответствии с п. п. 2, 3 и 5 ст. 346 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением_этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. При этом они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Сравнительный анализ объемов импорта из стран дальнего зарубежья и размеров зачисленных в бюджеты Сторон ввозных таможенных пошлин показал, что рост ввозных таможенных пошлин и рост объемов импорта из стран дальнего зарубежья в Российской Федерации в сентябре 2010 г. - январе 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. - 2010 г. практически прямо пропорционален /ввозные таможенные пошлины выросли в 1,3 раза, объемы импорта в 1,36 раза.

В Республике Казахстан за сентябрь 2010 - январь 2011 гг. наблюдался рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 - 2010 гг. зачисленных в бюджет ввозных таможенных пошлин в 3,1 раза при снижении объемов импорта из стран дальнего зарубежья на 1,2%.

Таким образом, страны Таможенного союза перераспределили между собой за сентябрь 2010 - февраль 2011 гг. импортных пошлин на 12,023 млрд. долл.

На сегодняшний момент практический опыт показывает, что таможенные и налоговые органы объединяют свои усилия за контролем внешнеэкономической деятельности.

Начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов принял участие в расширенном заседании Коллегии УФНС России г. Москве, посвященном рассмотрению итогов работы Управления и подведомственных инспекций в 2012 году и основных задачах на 2013 год.

В 2012 году в рамках взаимодействия с УФНС России по г. Москве подразделениями Службы таможенного контроля после выпуска товаров Управления исполнено 73 запроса из подразделений УФНС России по г. Москве, проведено 5 скоординированных контрольных мероприятий, доначислено и взыскано около 5 миллионов рублей, отказано в возмещении НДС на сумму более 44 миллионов рублей.

Также, по инициативе СФТД Управления были проведены совместные межведомственные совещания представителей СФТД Управления и руководства Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, на которых рассматривались вопросы и проблемы таможенных органов в работе по принудительному взысканию задолженности, а также признанию задолженности безнадежной к взысканию.

Взаимодействие Управления с УФНС России по г. Москве дало положительные результаты. Налоговыми инспекциями г. Москвы более 560

организаций, не прошедшие перерегистрацию в налоговых органах в 2002 году и имеющие задолженность перед таможенными органами, были признаны недействующими юридическими лицами и исключены из ЕГРЮЛ.

В свою очередь по запросам налоговых органов таможенные органы в установленные сроки предоставляют информацию о задолженностях организаций. Так, в 2012 году из налоговых инспекций г. Москвы в СФТД Управления поступило около 1,5 тысячи запросов, по которым в установленные сроки направлены ответы по более 20 тысячам организациям.

Учитывая, что урегулирование задолженности, образовавшейся перед федеральным бюджетом, находится на особом контроле ФНС России и ФТС России работа по взаимодействию таможенных и налоговых органов по данному направлению будет продолжена в 2014 году.

Действующую систему налогообложения можно характеризовать следующим образом: высокий уровень налогообложения, негибкий характер налоговой системы. Эти факторы приводят в упадок производство в отрасли. От данной ситуации могут страдать не только нефтяные компании, но и само государство. Очевидно, что такая ситуация приводит к снижению поступлений в бюджеты различных уровней, увеличивается коэффициент безработицы в нефтяной отрасли. Напротив модернизация налоговой системы в области законодательства и механизма расчета может привести к увеличению добычи нефти и газа, затем пополнения бюджетов различных уровней, а также решению социально-экономических проблем в России.

Мы предлагаем выбрать в качестве важнейшего направления совершенствования системы налогообложения в нефтяной отрасли формирование концепций, способных снизить темпы снижения добычи нефти, мотивировать работы по бездействующим скважинам и малобюджетным проектам. В этом направлении для Российской Федерации особенно полезным будет использование международного законодательства и практически опыт стимулирования добычи нефти в зарубежных странах, в том числе на региональном уровне.

Мы считаем, что в основе налоговой политики должно лежать рациональное освоение ресурсов нефти и газа. Например, в США важнейшим средством поощрения добычи нефти и газа являлась налоговая скидка на истощение недр.

На наш взгляд, для нефтяной отрасли важной спецификой законопроекта налогового кодекса являются:

- налогообложение прибыли, а не валового дохода;

- замена большей части налогов и сборов уплатой единого налога на доход, распределяемого в равных долях между региональным и федеральным уровнями;

- освобождение нефтегазодобывающих компаний от уплаты акцизов, платежей, отчислений с добычи нефти на бездействующих скважинах;

- предоставление льгот по ресурсным платежам для истощенных и новых месторождениях.

Особенностью такого налогового регулирования осуществляется за счет платежей и налогов, поступающих и в региональные бюджеты, и в федеральный бюджет.

Литература:

1. Внешнеэкономическая деятельность. Курс лекций/ О.В. Бобкова —

Экзамен, 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —

URL: http://www.iprbookshop.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.html (дата обращения 12.02.2013).

2. Федеральный закон от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <http://docs.pravo.ru> (дата обращения 10.02.2013).

3. Таможенный кодекс Таможенного союза; Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: по сост. На 2013 г.: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2013. - 624 с. - (ГАРАНТ: достоверно и актуально).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ <http://docs.pravo.ru> (дата обращения 05.03.2013).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ http://docs.pravo.ru (дата обращения 05.03.2013).

6. Постановление Правительства РФ №863 от 28.12. 2004 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2011 №595 <http://docs.pravo.ru > (дата обращения 03.03.2013).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 261 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть

сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств -участников соглашений о Таможенном союзе». [Электронный ресурс] URL: http://www.tsouz.ru/db/ettr/ettwto/Pages/ett27.aspx (дата обращения: 02.05.2013).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» http://docs.pravo.ru (дата обращения 02.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.