Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ И ТУРИЗМА В ЕВРОПЕ'

К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ И ТУРИЗМА В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / турист / демография / демографическое старение / туристская дестинация / туризм для всех / tourism / tourist / demography / demographic ageing / tourism destination / tourism for all

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Я. Зиба

В данной статье анализируются предпочтения пожилого населения Европы в области туризма, а также различные виды туризма популярные среди данной возрастной группы. В исследовании рассматриваются факторы, влияющие на выбор подходящего путешествия данной категории населения. В статье представлена концепция «туризм для всех», направленная на создание инклюзивной и доступной туристской среды для всех возрастных и социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE RELATIONSHIP BETWEEN DEMOGRAPHIC AGEING AND TOURISM IN EUROPE

This article analyzes the preferences of the elderly population of Europe in the field of tourism, as well as various types of tourism popular among this age group. The study examines the factors influencing the choice of suitable travel for this category of the population. The article presents the concept of “tourism for all”, aimed at creating an inclusive and accessible tourism environment for all age and social groups.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ И ТУРИЗМА В ЕВРОПЕ»

К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ И ТУРИЗМА В

ЕВРОПЕ

Я. Зиба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-172-174

Аннотация. В данной статье анализируются предпочтения пожилого населения Европы в области туризма, а также различные виды туризма популярные среди данной возрастной группы. В исследовании рассматриваются факторы, влияющие на выбор подходящего путешествия данной категории населения. В статье представлена концепция «туризм для всех», направленная на создание инклюзивной и доступной туристской среды для всех возрастных и социальных групп.

Ключевые слова: туризм, турист, демография, демографическое старение, туристская дестинация, туризм для всех.

Демографические изменения, происходящие в Европе в последнее время, демонстрируют, что туризм, ориентированный на пожилое население, становится одним из самых быстрорастущих и важных сегментов в сфере туризма. Эти демографические сдвиги влияют на структуру спроса и предложения в этой области. Хотя туристская индустрия уже отреагировала на некоторые из этих тенденций, в будущем потребуется уделить этому сегменту еще больше внимания [1].

Согласно определению Всемирной туристской организации (ЮНВТО), «туризм - это социальное, культурное и экономическое явление, которое влечет за собой перемещение людей в страны или места за пределами их обычной среды для личных или деловых/профессиональных целей. Этих людей называют посетителями (которые могут быть туристами или экскурсантами, резидентами или нерезидентами), и туризм связан с их деятельностью, которая в свою очередь неразрывна с туристическими расходами» [2].

В последние годы на сферу туризма Европы значительно влияет старение населения, что проявляется в увеличении числа людей старше 65 лет. Эти люди стали важной целевой группой, на которую туристские предприятия всё больше обращают внимание, и эта тенденция будет продолжаться в будущем с увеличением их числа. По мнению чешских исследова-

телей Пасковой и Зеленки, туризм для пожилых людей становится одним из самых быстрорастущих сегментов в туристской отрасли [3].

Современные пенсионеры ведут другой образ жизни, чем раньше. Им нравится проводить время, путешествуя и знакомясь с новыми местами, как в рамках внутреннего туризма, так и зарубежного. Они предпочитают путешествовать вне высокого сезона и всегда бронируют проживание заранее. Практика показывает, что они в основном выбирают путешествия, организованные турфирмами с гидами, в основном из-за языкового барьера, а также не предпочитают заказывать эти услуги через Интернет. Ещё одной особенностью этой группы является предпочтение более высокого уровня проживания [4].

В геронтологической литературе под «пожилыми» принято понимать лиц, достигших возраста 65 лет и старше, что отражает жизненные изменения, связанные с выходом на пенсию [5]. Исследователи Чэн и У указывают, что мотивация к путешествиям у пожилых туристов опирается на два ключевых фактора - «push» и «pull». Этот концепт, широко изученный и признанный, выделяет внутренние «push» моменты, которые стимулируют интерес к путешествиям у людей, а также внешние «pull» факторы, фокусирующиеся на воздействии внешних сил на выбор направления путешествий, основанный на первона-

чальном желании к ним. Среди наиболее типичных стимулов для старшего поколения, желающих путешествовать, можно выделить отдых и релаксацию, побег из обыденности, социальное общение, активное движение, возможность обучения, вызов ностальгических воспоминаний и возможность встречаться с друзьями или семьей. Также можно отметить, что исследование и интерес к историческим памятникам также могут выступать в качестве мотивации [6].

По мнению учёного А. Киральовой, к наиболее часто используемым формам туризма среди пожилых людей относятся: рекреационный туризм на морских курортах; СПА и медицинский туризм; спортивный туризм, включающий преимущественно пеший туризм; культурный и познавательный туризм; круизы; религиозный туризм, а также шопинг-туризм [7]. Эти предпочтения в выборе форм туризма можно объяснить рядом факторов, влияющих на их выбор. Здоровье и благополучие являются одними из ключевых факторов: пожилые люди часто стремятся поддерживать и улучшать своё здоровье, что объясняет популярность рекреационного туризма на морских курортах, СПА и медицинского туризма. Курорты и СПА предоставляют возможности для отдыха, релаксации и оздоровительных процедур, которые положительно влияют на физическое и психологическое состояние туристов.

Физическая активность также играет значительную роль. Спортивный туризм, особенно пеший туризм, позволяет пожилым людям оставаться физически активными, что важно для поддержания подвижности, гибкости и общего здоровья, а также для предотвращения возрастных заболеваний. Кроме того, культурный и познавательный туризм удовлетворяет потребности в интеллектуальном и культурном обогащении. Посещение музеев, исторических мест и участие в культурных мероприятиях стимулируют умственную активность и способствуют социальным взаимодействиям.

Социальные связи и общение представляют собой ещё один важный аспект. Кру-

изы и религиозный туризм часто организуются в виде групповых туров, что предоставляет пожилым людям возможности для общения и установления новых социальных связей, помогая бороться с одиночеством и изоляцией, которые могут возникать в пожилом возрасте. Шопинг-туризм может быть привлекателен для тех, кто интересуется модой, антиквариатом или просто любит делать покупки в новых местах. Это также способ разнообразить досуг и получить удовольствие от посещения новых торговых центров и рынков.

Не в последнюю очередь, доступность и наличие удобств в номере играют значительную роль в выборе форм туризма среди пожилых туристов. Многие из перечисленных видов туризма предлагают высокий уровень комфорта. Например, круизы и организованные туры обеспечивают проживание, питание и экскурсионные программы, что снижает стресс и облегчает путешествия. В совокупности эти факторы объясняют популярность различных форм туризма среди пожилых людей.

Некоторые программы социального туризма, предназначенные для пожилых людей, могут способствовать преодолению препятствий и стимулировать участие этой социальной группы в путешествиях. С этим связана концепция «туризма для всех». Эта концепция создает среду, которая позволяет каждому человеку, включая тех, кто имеет особые потребности или ограничения, полностью участвовать и наслаждаться туристскими впечатлениями. Идея «туризма для всех» возникла в Великобритании, где в 1989 году был представлен доклад с таким названием [7]. Это концепция преобразования туризма таким образом, чтобы все возрастные и социальные группы могли участвовать в нем без дискриминации. Туризм для всех стремится улучшить условия для пожилых людей, оптимизируя и адаптируя туристическую среду к их потребностям. Это можно достичь с помощью сочетания социально ответственного, доступного и устойчивого туризма.

Заключение. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что демографическое старение существенно

влияет и трансформирует туризм в Европе, предпочтениям. Демографическое старе-и, учитывая его долгосрочные тенденции в ние будет продолжать формировать пред-мире, это развитие, вероятно, продолжится ложение туроператоров и предпочтитель-в том же направлении и в будущем. Инду- ных туристских дестинаций, при этом стрия туризма будет адаптироваться к рас- необходимо подчеркивать особые потреб-тущему числу пожилых туристов и их ности пожилого населения.

Библиографический список

1. Alén, E., Losada N., Domínguez, T. The Impact of Ageing on the Tourism Industry: An Approach to the Senior Tourist Profile // Social Indicators Research. - 2016. - Vol. 127, № 1. -Pp. 303-322.

2. Glossary of tourism terms // UNWTO. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/glossary-tourism-terms (дата обращения: 05.05.2024).

3. Pásková, M., Zelenka, J. Cestovní ruch: Vykladovy slovník. - Praha: Linde, 2012. - 768 s.

4. Kotíková, H. Nové trendy v nabídce cestovního ruchu. - Praha: Grada Publishing, 2013. -208 s.

5. Patterson, I. Tourism and leisure Behaviour in an Ageing World / I. Patterson. - Wallingford: CABI, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/322518757_Tourism_and_leisure_Behaviour_in_an_A geing_World (дата обращения: 15.05.2024).

6. Chen, Ching-Fu, Wu Chine-Chiu. How Motivations, Constraints, and Demographic Factors Predict Seniors 'Overseas Travel Propensity // Asia Pacific Management Review. - 2009. -№14. - P. 301-312. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228616745_How_Motivations_Constraints_and_Demo graphic_Factors_Predict_Seniors_'Overseas_Travel_Propensity (дата обращения: 14.05.2024).

7. Királ'ová, A. Cestovní ruch pro vsechny // Indrová J. Cestovní ruch pro vsechny / J. Indrová [и др.]. - Praha: Ministerstvo pro místní rozvoj CR, 2008. - 90 s.

TO THE QUESTION ABOUT THE RELATIONSHIP BETWEEN DEMOGRAPHIC

AGEING AND TOURISM IN EUROPE

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article analyzes the preferences of the elderly population of Europe in the field of tourism, as well as various types of tourism popular among this age group. The study examines the factors influencing the choice of suitable travel for this category of the population. The article presents the concept of "tourism for all", aimed at creating an inclusive and accessible tourism environment for all age and social groups.

Keywords: tourism, tourist, demography, demographic ageing, tourism destination, tourism for all.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.