Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЛИЦА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / ТУРИЗМ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СЕГМЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дианова Е.С., Шарифуллина А.И., Алексеев А.Н.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) среди тенденций развития туристской индустрии выделяет увеличение числа туристов старшего возраста. Этот сегмент является очень важным для развития всей отрасли, так как с каждым годом растет количество людей пенсионного возраста, которые обладают достаточным количеством характеристик, располагающих к путешествиям. Беспрецедентное изменение демографической структуры населения влечет за собой изменения на рынке туристских услуг. В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на туризм лиц старшего возраста, состояние современного рынка туризма третьего возраста, проблемы развития данного вида туризма в России, а также перспективы данного направления в туристской индустрии. С позиции компаративного анализа зарубежного опыта авторы рассматривают систему социальных путешествий в Испании и Германии. По результатам исследования текущей ситуации на отечественном рынке туристских услуг делается вывод об экономической привлекательности изучения, инвестирования и развития данного сегмента; дается ряд практических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Дианова Е.С., Шарифуллина А.И., Алексеев А.Н.

ДИАНОВА Екатерина Сергеевна - студентка факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: tc2209@yandex.ru

ШАРИФУЛЛИНА Алина Игоревна - студентка факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: alishari2000@mail.ru

АЛЕКСЕЕВ Александр Николаевич (научный руководитель) - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры системного анализа в экономике Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: alexeev_alexan@mail.ru

Аннотация. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) среди тенденций развития туристской индустрии выделяет увеличение числа туристов старшего возраста. Этот сегмент является очень важным для развития всей отрасли, так как с каждым годом растет количество людей пенсионного возраста, которые обладают достаточным количеством характеристик, располагающих к путешествиям. Беспрецедентное изменение демографической структуры населения влечет за собой изменения на рынке туристских услуг. В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на туризм лиц старшего возраста, состояние современного рынка туризма третьего возраста, проблемы развития данного вида туризма в России, а также перспективы данного направления в туристской индустрии. С позиции компаративного анализа зарубежного опыта авторы рассматривают систему социальных путешествий в Испании и Германии. По результатам исследования текущей ситуации на отечественном рынке туристских услуг делается вывод об экономической привлекательности изучения, инвестирования и развития данного сегмента; дается ряд практических рекомендаций.

Ключевые слова: туризм, лица третьего возраста, туризм третьего возраста, туристские потоки, пенсионная реформа, пенсионный возраст, социально-демографические сегменты, социальный туризм.

Для цитирования: Дианова Е.С., Шарифуллина А.И., Алексеев А.Н. Системный подход к развитию туризма лиц третьего возраста // Экономические системы. 2020. Том 13. № 2 (49). С. 97-104. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-2-97-104.

Глобальные демографические изменения, а также постоянно усиливающийся интерес к туристическим продуктам различного уровня со стороны лиц третьего возраста приводят к тому, что именно пожилые люди становятся одним из приоритетных сегментов целевой аудитории все большего числа туристических компаний.

Теоретическим и методическим аспектам развития туризма лиц третьего возраста посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные исследователи, в частности С.В. Илькевич, М.Ю. Шерешева, Е.Е. Полянская, E. Alen, N. Losada, M. Lohmann. И в тоже время ряд аспектов данной проблемы исследован явно недостаточно, что актуализирует тематику, выбранную для написания данной статьи.

Согласно статистическим данным, к 2050 г каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (16% населения), в то время как в 2019 г этот показатель составляет 1:11 (9% населения) [1]. В 2018 г впервые число людей в возрасте старше 65 лет превысило число детей в возрасте до пяти лет во всем мире.

Процесс старения населения становится одной из наиболее значимых тенденций в демографии двадцать первого века. Организация Объединенных Наций прогнозирует увеличение медианного возраста в России с 39,6 года в 2020 г до 44 лет к 2035 г. Сейчас российский показатель превышает общемировой, который составляет 30,9 года. В группе «пожилых» стран находятся все страны Европы (например, медианный возраст в Германии составляет 45,7, во Франции - 42,3, в Португалии - 46,2 года) [4].

Спрос со стороны туристов старшего возраста характеризуется достаточной устойчивостью, доля путешественников третьего возраста ежегодно увеличивается. Это один из самых быстрорастущих сегментов рынка в европейском и североамериканском туристском бизнесе. По оценке экспертов, на долю лиц третьего возраста, проживающих в Европе, приходится более 25% всех заграничных поездок [6. С. 60].

Однако на сегодняшний день нет четкой границы начала третьего возраста. Многие исследователи используют термин «старшие» для лиц в возрасте 55 лет и старше [7. С. 142]. Всемирная организация здравоохранения классифицирует возраст 60-74 как пожилой, а 75-90 - как старческий.

Группа населения старшего возраста обладает рядом характеристик, располагающих к путешествиям, а именно:

• наличием большого количества свободного времени;

• возможностью путешествовать круглогодично;

• наличием денежных средств в свободном распоряжении (преимущественно в зарубежных странах с более высоким уровнем жизни, а также пенсионных гарантий).

На наш взгляд, одним из важнейших экономических преимуществ данной группы потребителей является возможность сглаживать сезонные колебания спроса. Пенсионеры предпочитают путешествовать в периоды низкой туристической активности, когда цены на туристские услуги снижаются и количество путешественников уменьшается. Благодаря этому туристский бизнес становится все более стабильным и менее подверженным сезонным изменениям, что решает проблему загрузки гостиниц в невысокий сезон. Туристы, в свою очередь, получают значительные скидки и хороший сервис. К тому же указанная категория туристов характеризуется умеренным и тихим поведением, что ценится представителями гостиничного бизнеса.

Также туристы старшего возраста могут потратить больше времени на отдых. Более 50% лиц третьего возраста предпочитают двухнедельные туры, а около 20% - трехнедельные [6. С. 61].

Интересы туристов данной возрастной категории очень разнообразны. Исследования показывают, что они предпочитают курортный (пляжный), круизный, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный и религиозный виды туризма.

Важную роль в росте числа путешественников среди лиц третьего возраста играет социальная политика многих стран. В ряде государств пожилые люди могут воспользоваться помощью фондов социальной поддержки. Правительство Испании спонсирует туристическую программу Imserso, которая открыта для всех резидентов Испании старше 65 лет. Пенсионерам предоставляются более дешевые поездки от 5 до 15 дней по Испании (включая материк, острова и города-анклавы) в непиковый сезон (с октября по июнь). Цена тура колеблется от 200 до 400 евро за человека и включает в себя транспортные расходы, проживание в гостинице 3-4 звезды, трехразовое питание, страхование и развлекательную программу. Программа Imserso - часть системы социального обеспечения; ее цель - предоставить пожилым людям возможность попутешествовать по стране, повысить качество их жизни [9]. Также она способствует поддержанию занятости и экономической активности, смягчая сезонность в туристическом секторе страны.

Еще одним примером заботы о старшем поколении является программа поддержки туризма для лиц старшего возраста в Германии. «Федеральное министерство Германии по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи реализует специальный проект «Туризм для тех, кому за 50» в рамках стратегии «Старость как экономический фактор», направленный на повышение качества жизни пожилых граждан» [6. С. 58].

В силу накопленного опыта и большого количества впечатлений современные туристы старшего возраста могут быть искушенными потребителями. Это поколение имеет большой опыт путешествий, так как путешествует с молодости [3. С. 69]. И конечно, стандартизированные туристские продукты им не подойдут. В данном случае возрастает потребность в более уникальных, качественных, специальных предложениях, как следствие, более дорогих.

На данный момент особенности экономической психологии, мотивации, предпочтений изучены недостаточно полно. Во многих странах туризм лиц третьего возраста не рассматривается как отдельное направление с практической точки зрения и в научных исследованиях.

Необходимо отметить, что в связи с особенностями данной возрастной категории модели и мотивы путешествий у пожилых граждан отличаются от моделей и мотивов других групп потребителей. Наблюдаются различия в особенностях выбора жилья, покупок и требований к организации развлечений (табл. 1).

Таблица 1

Модели поведения пожилых туристов в туризме

Компонент туристского продукта Характеристики предпочтений целевой аудитории

Размещение Широкий выбор средств размещения. Тип жилья будет неразрывно связан с целью поездки, доходом и составом группы

Транспорт Основные виды транспорта - автомобиль, самолет и поезд. Также следует отметить, что автобус - очень распространенный способ передвижения в этом сегменте. На выбор транспорта влияют цель поездки и расстояние до места назначения

Организация путешествия Готовые турпакеты - один из главных вариантов, который предпочитают пожилые граждане, главным образом из-за удобства, безопасности, дешевизны и наличия попутчиков

Источники информации Опираются на свой опыт как потребителей. Получают информацию от семьи, друзей, знакомых, соседей; опираются на репутацию компании и мнения туристических агентов. Важную роль играют традиционные СМИ (радио, телевидение, газеты и журналы), меньше - интернет-каналы продвижения

Время подготовки к путешествию и его длительность Те, кто путешествует с экскурсионно-познавательными целями на большие расстояния, начинают планировать поездку заранее. Те, кто посещает семью и друзей, тратят меньше времени на ее подготовку. Также пожилые туристы предпочитают более длительные поездки

В России туризм лиц старшего возраста пока находится лишь в самом начале своего становления. Анализ показывает, что туристские организации в нашей стране не занимаются отдельно проблемами организации отдыха для старшего поколения. Из-за низкой платежеспособности российских туристов-пенсионеров большая часть поездок приходится на социальный туризм. Существует ряд программ, дающих возможность лицам старшего возраста отдохнуть на льготных условиях на территории России. Туристы старших возрастных категорий составляют в России не более 15% от туристского потока [6. С. 63].

В результате проведенного нами исследования отметим, что в настоящий момент развитию туризма лиц третьего возраста в России препятствует ряд факторов:

• отсутствие необходимой инфраструктуры;

• отсутствие специализированных туристских продуктов;

• недостаток кадров, прошедших специальную подготовку для работы с лицами старшего возраста;

• отсутствие разработанной методологии организации программ социальной поддержки туризма пожилых людей.

В России среди лиц старшего возраста пользуется популярностью лечебно-оздоровительный туризм. Большим преимуществом для санаторно-курортных и других туристских учреждений является то, что для таких туристов наиболее предпочтителен осенне-весенний период, т. е. низкий туристический сезон. За счет развития данного сегмента туризма можно сглаживать сезонные колебания спроса на рынке туристских услуг [8. С. 1342].

Для разработки туристского продукта, отвечающего запросам данного сегмента потребителей, необходимо изучить их потребности и предпочтения в сфере досуга. Проведенный опрос показал, что 25% процентов людей в возрасте старше 65 лет предпочитают проводить свободное время, посещая концерты, 18% - музеи и выставки, 12% - экскурсии, 11% отправляются на рыбалку или охоту, 3% готовы пойти в поход. 31% опрошенных предпочитает пешеходный туризм [5. С. 3].

Еще одно перспективное направление для категории лиц третьего возраста - это сельский туризм. По данным опроса ВЦИОМ, 47% россиян в возрасте 60 лет и старше в летний период с разной регулярностью выезжают на дачу [2]. Это говорит о возможном спросе на услуги в области сельского туризма. Данный вид туризма в мире также набирает популярность. Соответственно, при должном его развитии в России есть перспективы выхода данного предложения и на международный рынок, привлекая туристов пенсионного возраста из Азии и Европы.

Поскольку продолжительность жизни увеличивается, изменяется и общественное представление о «периоде молодости». С каждым годом количество пенсионеров будет расти. У данной группы потребителей будут потребности не только в области пассивного, но и активного отдыха. На данный момент на рынке не существует большого выбора предложений такого типа отдыха для пенсионеров, а ведь потребность в данном способе проведения досуга будет только расти.

Все более становятся популярными оздоровительные и спортивные программы для лиц пенсионного возраста. Существующая программа «Московское долголетие» предлагает жителям мегаполиса ряд мероприятий, направленных на улучшение здоровья, поддержание физической формы и бодрости духа. Уверены, что необходимо развивать аналогичные проекты и в других регионах, а также создавать возможности по пользованию проектными мероприятиями приезжающими туристами, так как в настоящее время проект нацелен лишь на лиц, постоянно проживающих в городе. Подобная программа может быть реализована не только на базе служб социального обеспечения города, но и в коллективных средствах размещения, предлагающих санаторно-курортное лечение, которые направлены на улучшение физического и духовного здоровья людей старшего возраста.

В отечественной культуре сложилась «банная традиция». Спа-услуги, бани, сауны пользуются популярностью. Необходимо расширять спектр услуг данной отрасли, чтобы привлекать все больше потребителей. Учитывая историчес-

кие традиции, данное направление может пользоваться большой популярностью за счет его пользы как для физического здоровья, так и для душевного состояния.

С позиции системного подхода организационный механизм развития туризма лиц старшего возраста должен включать в себя ряд дополнительных элементов, не рассмотренных нами ранее. В частности, речь идет о таком аспекте, как совершенствование кадрового обеспечения индустрии гостеприимства в условиях ужесточающихся требований к занятости населения, а также повышения в Российской Федерации пенсионного возраста.

Как отмечалось раннее, сегодня существует проблема дефицита кадров, обеспечивающих работоспособность, эффективность существования и развития данного вида туризма. В рамках нашего исследования мы полагаем, что за счет пенсионной реформы можно создать дополнительные условия для трудоустройства людей предпенсионного и пенсионного возрастов и развития кадров путем разработки программ переквалификации, адаптации работников третьего возраста. Таким образом, туристская отрасль обеспечивается рабочей силой и создаются дополнительные рабочие места. Кроме того, в обществе начнет формироваться понимание механизмов работы индустрии туризма, особенностей развития данной отрасли и преимущества ее совершенствования. Будет создан положительный имидж самого вида туризма. Такой подход может влиять и на экономику страны путем снижения риска роста безработицы и значительного пенсионного бремени на население.

Таким образом, туризм лиц третьего возраста в современной России является инновационным направлением развития экономики и имеет значительный потенциал для этого. Изучение данного направления представляет несомненный интерес и для туристических предприятий, поскольку пожилые люди - это обширная целевая аудитория, с помощью которой можно сглаживать сезонные колебания спроса на рынке туристских услуг, продвигать новые турпродукты. К тому же вероятность коммерческого успеха в данном направлении будет становиться все выше за счет массовости потенциального турпотока.

Источники

1. Глобальные вопросы повестки дня: старение // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/ageing (дата обращения: 04.12.2019).

2. Едем на дачу: отдыхать или трудиться? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9833 (дата обращения: 03.12.2019).

3. Илькевич С.В. Перспективы туризма старшего возраста в контексте пенсионной реформы в России // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 4. С. 66-71.

4. ООН оценила демографические перспективы хуже Росстата. URL: https://www.rbc.ru/ec onomics/24/06/2019/5d0b43749a794718129aa169 (дата обращения: 05.12.2019).

5. ЦвикИ.А. Социальные аспекты туризма лиц третьего возраста // Общественные и экономические науки: Студенческий научный форум: Материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции. М., 2018. 10-20 мая. Т. 4 (4). С. 1-4.

6. ШерешеваМ.Ю., ПолянскаяЕ.Е. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. С. 55-75.

7. Alen E., Dominguez T., Losada N. New Opportunities for the Tourism Market: Senior Tourism and Accessible Tourism // Visions for Global Tourism Industry. 2012. Chapter 7. P. 139-166.

8. Alen E., Losada N., Carlos P. Understanding tourist behavior of senior citizens: lifecycle theory, continuity theory and a generational approach // Ageing and Society. 2017. № 7. P. 1338-1361.

9. Imserso Tourism Programme. URL: https://www.imserso.es/imserso_06/envejecimiento_ activo/vacaciones/index.htm (дата обращения: 09.12.2019).

SYSTEM APPROACH TO THIRD-AGE TOURISM DEVELOPMENT

Dianova E.S., Sharifullina A.I., Alekseev A.N.

DIANOVA Ekaterina Sergeevna - student of faculty of international tourism, sport business and hospitality industry, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: tc2209@yandex.ru

SHARIFULLINA Alina Igorevna - student of faculty of international tourism, sport business and hospitality industry, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: alishari2000@mail.ru

ALEKSEEV Aleksandr Nikolaevich (scientific supervisor) - professor, doctor of economic sciences Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: alexeev_alexan@mail.ru

Abstract. The world tourism organization (UNWTO) highlights an increase in the number of older tourists among the trends in the tourism industry. This segment is very important for the development of the entire industry, since every year the number of people of retirement age who have a sufficient number of characteristics that are conducive to travel is growing. An unprecedented change in the demographic structure of the population will lead to changes in the tourist services market. This article discusses the main factors that affect tourism for older people, the state of the modern market for tourism of the third age, the problems of development of this type of tourism in Russia, as well as the prospects for this direction in the tourism industry. From the position of comparative analysis of foreign experience, the authors consider the system of social travel in Spain and Germany. Based on the results of the research, the article substantiates a number of practical recommendations based on a systematic analysis of the current situation in the industry under study. Based on the study of the current situation in the domestic market of tourist services, the conclusion is made about the economic attractiveness of studying, investing and developing this segment.

Keywords: tourism, persons of the third age, tourism of the third age, tourist flows, pension reform, retirement age, socio-demographic segments, social tourism.

For citation: Dianova E.S., Sharifullina A.I., Alekseev A.N. System approach to third-age tourism development. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 2 (49). P. 97-104. DOI 10.29030/2309-20762020-13-2-97-104.

References

1. Global issues on the agenda: ageing. United Nations. URL: https://www.un.org/ru/sections/ issues-depth/ageing (accessed: 04.12.2019).

2. We go to the country to relax or to work? All-Russian center for public opinion research. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9833 (accessed: 03.12.2019).

3. Ilkevich S.V. Perspectives of senior tourism in the context of pension reform in Russia. Strategic decisions and risk management. 2018. No. 4. P. 66-71.

4. The UN rated the demographic prospects worse than Rosstat. URL: https://www.rbc.ru/eco nomics/24/06/2019/5d0b43749a794718129aa169 (accessed: 05.12.2019).

5. Tsvik A.I. Social aspects of tourism of the third age. Social and economic Sciences: Student scientific forum: Materials of the IV International student scientific and practical conference. Moscow, 2018. May 10-20. Vol. 4 (4). P. 1-4.

6. Sheresheva M.Yu., Polyanskaya E.E. Tourism of the third age: preferences, requirements, restrictions. State administration. Electronic Bulletin. 2017. No. 61. P. 55-75.

7. Alen E., Dominguez T., Losada N. New Opportunities for the Tourism Market: Senior Tourism and Accessible Tourism. Visions for Global Tourism Industry. 2012. Chapter 7. P. 139-166.

8. Alen E., Losada N., Carlos P. Understanding tourist behavior of senior citizens: lifecycle theory, continuity theory and a generational approach. Ageing and Society. 2017. No 7. P. 1338-1361.

9. Imserso Tourism Programme. URL: https://www.imserso.es/imserso_06/envejecimiento_ activo/vacaciones/index.htm (accessed: 09.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.