Научная статья на тему 'ТУРИЗМ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА'

ТУРИЗМ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЖИЛЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ / ТУРИСТСКИЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Высоцкая Ольга Анатольевна

Старение населения стало трендом последних десятилетий и одним из важнейших факторов воздействия на туриндустрию и заставило представителей туристского бизнеса серьезнее оценивать сегмент пожилых людей как потенциальных и реальных потребителей туристских продуктов. Между тем в России сегмент пожилых людей остается преимущественно за рамками научных исследований и практических разработок специалистов туристской отрасли. В статье представлен опыт ЕС в сфере разработки туристских программ для старшего поколения, проанализированы факторы, способствующие и препятствующие развитию туризма пожилых, предложены пути развития туризма «третьего возраста» в России в контексте регионального экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА»

УДК 338.48-053.9

Высоцкая О.А.

Vysotskaya O.A.

ТУРИЗМ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА

THE "THIRD AGE" TOURISM AS A REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT FACTOR: FOREIGN EXPERIENCE AND THE RUSSIAN MARKET TRENDS

Старение населения стало трендом последних десятилетий и одним из важнейших факторов воздействия на туриндустрию и заставило представителей туристского бизнеса серьезнее оценивать сегмент пожилых людей как потенциальных и реальных потребителей туристских продуктов. Между тем в России сегмент пожилых людей остается преимущественно за рамками научных исследований и практических разработок специалистов туристской отрасли. В статье представлен опыт ЕС в сфере разработки туристских программ для старшего поколения, проанализированы факторы, способствующие и препятствующие развитию туризма пожилых, предложены пути развития туризма «третьего возраста» в России в контексте регионального экономического развития.

Population aging has become a trend over the past decades and one of the most influencing factors on the tourism industry development, forcing the business representatives to pay more attention to the senior citizens as to potential and real tourist products consumers. Yet, in Russia this segment remains underestimated either by scientist or by business practitioners. In this article, the EU experience in the area of the "third age" tourist programs development will be presented, drivers, obstacles and ways of senior tourism development in Russia will be analyzed in the context of regional economic development.

Ключевые слова: туризм «третьего возраста», социальный туризм, старение населения, пожилые потребители, туристские продукты для «третьего возраста»

Key words: the "third age" tourism, social tourism, population aging, senior consumers, tourist products for the "third age" consumers.

В мире доходы от туризма демонстрируют стабильный рост в среднем на 4-5% в год, при этом компании ищут и развивают новые перспективные рыночные ниши, к числу которых относится категория пожилых путешественников. Проблематикой представителей «третьего возраста» как потребителей туристского продукта стали активно заниматься западные социологи и маркетологи в контексте устойчивой тенденции старения населения и увеличения средней продолжительности жизни. Принятие сначала Венского (в 1982 году), а затем Мадридского (в 2002 году) планов действий по проблемам старения свидетельствует об актуальности данной проблемы для всего мирового сообщества и необходимости разработки мероприятий для ее решения. Согласно европейской статистике за период с 1950 по 2000 годы люди стали жить на 20 лет дольше, улучшилось их материальное благосостояние, так что к моменту выхода на пенсию они способны продолжать вести активную жизнь для самих себя, в том числе отправляться в путешествия и получать новые впечатления от отдыха. К 2025 году ожидается увеличение средней продолжительности жизни еще на 10 лет.

Эти тенденции открывают благоприятные перспективы для развития туристской отрасли, которая в странах Запада активно осваивает сегмент пожилых потребителей. В ЕС

в 2012 году около 38% населения составили лица старше 55 лет [6]. При этом их доля по отношению ко всем путешествующим гражданам ЕС в том же году была равной 31,7%. Статистика свидетельствует о том, что почти треть пожилых людей в Европе предпочитают путешествия внутри ЕС, что является существенным стимулом для разработки специальных программ для туристов «третьего возраста» именно в рамках ЕС [7]. Это позволяет аккумулировать турпотоки во внутреннем туризме Еврозоны, что вносит существенный вклад в устойчивое социально-экономическое развитие этого региона.

Под эгидой Еврокомиссии в сентябре 2014 года запущены четыре пилотных проекта для пожилых путешественников. Первый проект - «ESCAPE» - планируется осуществлять под руководством торгово-промышленной палаты Кипра. Предполагается координация усилий таких стран, как Болгария, Кипр, Италия, Франция и Португалия, в области проведения исследований пожилых потребителей с целью разработки пяти туристских пакетов в транснациональном масштабе с учетом специфики нужд и запросов клиентов «третьего возраста». Вторая инициатива - «Seniors Go Rural» - будет осуществляться под эгидой ассоциации сельского туризма Латвии путем разработки и внедрения системы аккредитации продуктов сельского туризма для пожилых людей, а также унифицированной для всей Европы электронной системы продвижения и продажи аккредитованных туристских продуктов с использованием бонусов, скидок, клубных карт и т. п. В рамках еще одной инициативы под названием «Sentour Connect» планируется внедрить и продвинуть продажи специализированных туров для пожилых людей на базе интернет-платформы eCalypso, а также сформировать условия для создания государственно-частного партнерства в странах ЕС с целью разработки новых турпродуктов для «третьего возраста». Четвертый проект связан с развитием сети железнодорожных маршрутов для пожилых в 30 странах ЕС посредством системы InterRail Pass и предполагает не только предоставление специального сервиса на железной дороге, но также и дополнительные услуги по предоставлению информации, проживания и т. п.

Все инициативы направлены на то, чтобы разработать маршруты, максимально адаптированные для пожилых, стимулировать туристическую активность лиц «третьего возраста» внутри ЕС, проявить к ним должное внимательное отношение, повысить качество их жизни. Кроме того, для минимизации издержек туры предполагается проводить в «низкий» сезон, что позволит, с одной стороны, создать наиболее комфортные с точки зрения температурного режима условия путешествия, а с другой - снизить негативное влияние сезонности в турбизнесе. Таким образом, руководство Евросоюза стимулирует и развитие внутреннего туристского рынка, что позитивно сказывается на экономике европейских государств.

Опыт стран ЕС является очень полезным и для нашей страны, поскольку:

- во-первых, в настоящее время в России с особой остротой встал вопрос о стимулировании и развитии внутреннего туризма (это связано и с последними событиями по введению санкций, и с нестабильностью на валютном рынке, а также на рынке выездного туризма вследствие банкротства ряда туристских компаний летом 2014 года);

- во-вторых, развитие внутреннего туризма позволит поднять экономику отдельных регионов, особенно так называемых «дотационных», и тем самым поднять уровень жизни населения вообще и пожилых людей в частности, что в свою очередь повысит их платежеспособность и сделает этот сегмент привлекательным для туристской сферы;

- в-третьих, необходимо разрабатывать механизмы не только социального, дотируемого туризма для пожилых, но и коммерческого туризма для людей «третьего возраста», чтобы обеспечивать постоянный процесс регионального воспроизводства, увеличивать бюджетные платежи и формировать устойчивую среду развития бизнеса в России, усиливая тем самым ее позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности стран и регионов.

Согласно прогнозу экспертов, внутренний туризм в России укрепляет свои позиции, за 2014 год увеличился внутренний турпоток на 25-30% [5]. Между тем остается масса проблем, в том числе большая стоимость отечественного турпродукта в сравнении с зарубежным, проблемы с качеством, ассортиментом, в том числе и для пожилых. На сегодняшний день ни бизнес в основной своей массе, ни государственные структуры не проявляют особого интереса к сегменту пожилых путешественников. Обусловлено это рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

1) представления о низкой платежеспособности данного сегмента потребителей турпродукта, соотнесение пожилых потребителей с социальной категорией граждан, которые подлежат обслуживанию в органах социальной защиты населения, тем самым происходит подмена понятий «туризм третьего возраста» и «социальный туризм», дотируемый государством;

2) отсутствие официальной статистики о туризме пожилых, кроме того, до настоящего времени не проводилось масштабного, в пределах всей страны, исследования потребительских предпочтений туристов пожилого возраста, их готовности путешествовать и мотивации выбора ими туров;

3) слабое развитие инфраструктуры (дорожной, транспортной и т. п.), не позволяющее сделать условия путешествия для пожилых людей в силу особенностей их здоровья более комфортными, а туристские объекты - более доступными.

Остановимся подробнее на анализе двух первых факторов. Что касается первого пункта, то в нашей стране был проведен ряд исследований (в 2005 и 2010 гг.), которые позволили выявить довольно интересные тенденции: самым высоким душевым доходом обладают семьи с работающими пенсионерами - на треть больше, чем в семьях, где нет пенсионеров, а самым низким - домохозяйства, главой семьи которых является неработающий пенсионер, а также имеются иждивенцы (см. табл.).

Таблица

Располагаемые ресурсы (доходы) по видам домохозяйств в 2010 году

Показатель Домохозяйства пенсионеров (глава -неработающий пенсионер по старости) Домохозяйства одиноких пенсионеров (по старости) Домохозяйства работающих пенсионеров (глава -работающий пенсионер по старости) Домохозяйства, в составе которых имеются любые пенсионеры Домохозяйства, в составе которых нет пенсионеров

Располагаемые ресурсы в среднем на члена домохозяйства, руб. в мес. 11580,6 16348,8 20438,5 13629,6 15430,7

Доля пенсии в среднем на члена домохозяйства, % 63,2 49 36 30,7 0

На основе анализа различных источников нами была составлена следующая классификация людей пенсионного возраста в зависимости от источников их дохода:

1) пенсионеры, работающие на высокооплачиваемых должностях;

2) пенсионеры, работающие на низкооплачиваемых должностях;

3) неработающие пенсионеры, живущие только на одну пенсию, размер которой превышает размер прожиточного минимума не более чем в 2 раза;

4) неработающие пенсионеры, живущие на одну пенсию, размер которой больше размера прожиточного минимума более чем в 2 раза;

5) неработающие пенсионеры, имеющие иной источник дохода (например, сдача жилья в аренду), а также те, кому материально помогают дети.

Безусловно, наибольший интерес для развития коммерческого туризма третьего возраста вызывают все группы, кроме третьей и отчасти второй. К последним более применима разработка технологий социального туризма.

Удельный вес работающих пожилых людей старше 55 лет в общем числе занятых в экономике увеличился с 9,4% в 2000 году до 22,4% в 2013 году. По данным Росстата, на октябрь 2013 года доли самых перспективных с точки зрения формирования туристского спроса категорий работающих пожилых людей в возрасте старше 55 лет составили: среди руководителей 24,2%, среди специалистов высшего уровня квалификации 20,9%, среди специалистов среднего уровня квалификации 18,3%, среди служащих 17,8%, среди квалифицированных работников различных сфер деятельности 33,9% [4]. Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что пожилые люди, особенно пенсионеры, относятся к малообеспеченной категории населения. Это и есть определенная предпосылка для старта масштабного изучения данного рынка с целью формирования адекватного туристского продукта.

Отсутствие систематического сбора статистической информации о пожилых путешественниках является серьезным информационным барьером для представителей туротрасли. В данный момент Росстатом ведется раздел «Старшее поколение», где с 2011 года собирается информация о посещении лицами старших возрастов каких-либо мероприятий. Так, согласно полученным данным, в 2011 году доля лиц старше трудоспособного возраста составила 7,8% среди всех опрошенных, совершивших турпоездки или экскурсионные поездки за последние 12 месяцев, 35,7% среди всех, занимавшихся активными видами спорта и отдыха, в том числе 14,8% среди всех, кто занимался спортивным туризмом. Эти особенности необходимо также учитывать при разработке программ туров.

В качестве одного из немногочисленных исследований предпочтений потребителей пожилого возраста в сфере туризма можно назвать опрос, который был проведен по заказу Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты -Мансийского автономного округа - Югры [2]. Основными задачами мониторинга стали изучение предпочтений граждан пожилого возраста в видах туризма для формирования социальных туров; изучение и оценка ресурсного потенциала округа для развития социального туризма; определение перспективных направлений и целевых показателей для развития социального туризма.

Так, были выявлены причины отказа от путешествий по округу и предпочитаемые виды туризма. Согласно полученным ответам, лица пожилого возраста отказываются от покупки туров по следующим причинам: 24% - вследствие незнания о предлагаемых турах, 20% опрошенных - высокая стоимость путешествий, 13% - не устраивает климат, 12% - неинтересно и 7% ответов - «всё видели». 24% указывают иные причины, при этом очень многие указывают - «по состоянию здоровья» или «инвалид». Согласно анкетированию о предпочтениях в выборе туров и экскурсий, 20% предпочитают оздоровительные туры (бассейн, фитнес, иппотерапия и т. д.); на втором месте культурно -познавательные туры (музеи и т. д.) - 15%, речные круизы на теплоходе - 11% и охота, рыбалка, сбор грибов - 4% и 10%, сельский туризм - 19% [2].

Другое исследование, проведенное в Тамбовской области, позволяет сопоставить показатели по причинам отказа от поездок и по предпочитаемым видам путешествий [1]. Так, граждане пожилого возраста в данном регионе чаще всего (64%) не покупают путешествия по причине высокой стоимости, для 34% туризм неприемлем из-за состояния здоровья, 16% считают, что туризм - это не для пожилых, а 6% испытывают чувство страха и неуверенности при покупке туров.

Что касается предпочтений пожилых потребителей, то более привлекательным для пожилых людей является лечебный отдых (42%), экскурсионный отдых (28%), пляжный отдых (14%), а также религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности (16%).

В результате сопоставления данных можно проследить общие тренды: цена и состояние здоровья являются наиболее критическими факторами при отказе от покупки тура, а наиболее предпочтительными видами отдыха признаны лечебный и познавательный туризм. Следовательно, власти регионов вместе с представителями туристской отрасли должны приложить максимум усилий на выявление туристских ресурсов внутри своих территорий с целью адаптации их под потребности пожилых и увеличения внутренних турпотоков, естественно, с учетом резервов экономического роста конкретного региона страны и региональных диспропорций развития.

На основе проделанного анализа можно обозначить различные пути или алгоритмы развития туризма людей «третьего возраста» как «драйвера» региональной экономики:

1. Развитие с опорой на принципы социального туризма. Для этого в России необходима разработка законодательной базы социального туризма, заключение договоров с потенциальными поставщиками услуг социального туризма, формирование механизмов государственно-частного партнерства и финансирования. Этот путь позволяет задействовать ресурсы, менее востребованные на туристском рынке, тем самым поддерживать их функционирование, он более применим к дотационным и отстающим в социально-экономическом развитии регионам.

2. Внедрение принципов коммерческой деятельности как основы становления туризма «третьего возраста» в развитых европейских странах. Это также требует совместных решений бизнеса и государства в части предоставления налоговых льгот и субсидий тем предприятиям, которые будут участвовать в программе туризма «третьего возраста», в сфере создания единых информационных баз данных, подобных eCalypso, а также в сфере разработки маркетинговой политики турпродуктов для пожилых путешественников. Данный путь освоят, скорее, передовые регионы, тем не менее политика льгот и субсидий также применима и к регионам, отстающим от передовых.

3. Объединение двух подходов, пропорциональное и гармоничное развитие каждого из них с учетом специфики целевых групп потребителей, их дохода, предпочтений и состояния здоровья.

В любом случае для развития сферы туризма пожилых людей (с учетом вклада в социально-экономическое благополучие регионов и их населения) необходимо следующее:

- консолидированный подход к разработке и реализации туристских программ для пожилых людей, объединяющий усилия государства и бизнеса;

- тщательный анализ ресурсного потенциала территории с целью выявления внутренних резервов для развития туризма пожилых;

- формирование социальной ответственности туристского бизнеса при разработке туристских продуктов для сегмента пожилых потребителей;

- формирование в обществе в целом и у пожилых людей в частности системы ценностных ориентаций, направленной на осознание ими необходимости туристской активности в «третьем возрасте», на снижение их страхов и сомнений в отношении путешествий;

- стимулирование инвестиций в инфраструктуру региона, способствующую созданию более комфортной атмосферы для пожилых туристов, повышающую качество среды и качество жизни людей «третьего возраста».

Литература

1. Григорьева Е. И., Трифонов Е. С. Особенности развития туристических программ для пожилых людей // Вестник ТГУ. 2011. №12 (104). С. 627-632.

2. Предпочтения в видах туризма граждан пожилого возраста. URL: http://www.tourism.admhmao.ru/wps/portal/tur/home (дата обращения: 01.11.2014).

3. Ржаницына Л. С. Как сегодня живут пенсионеры: исследование непопулярной темы // Вестник Института экономики РАН. 2012. №1. С. 44-61.

4. Росстат: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/generation (дата обращения: 01.11.2014).

5. Сафонов О. За 2014 год рост внутрироссийского турпотока составил почти 30%. URL:http://www.tourprom.ru/news/26911/ (дата обращения: 06.11.2014).

6. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/sectors/tourism/tourism-seniors/index_en.htm (дата обращения: 30.10.2014).

7. Eurostat: официальный сайт. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_ explained/ (дата обращения: 01.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.