Научная статья на тему 'СЕГМЕНТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ'

СЕГМЕНТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
туризм / гостиничная индустрия / туризм третьего возраста / пожилые / пенсионеры. / tourism / hotel industry / senior tourism / elderly / pensionary.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асмарян Арменуи Аликовна

В статье исследуются изменения, происходящие на рубеже XX века в туристской и гостиничной индустрии. Отрасль туризма демонстрирует значительный рост потребителей в сегменте пожилых людей как. Принятие во внимание потребностей пожилых потребителей позволит повысить эффективность туристического предложения для данной группы туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIOR TOURISM AS AN OPPORTUNITY FOR TOURISM AND HOTEL DEVELOPMENT

The article examines the changes taking place at the turn of the XX century in the tourism and hotel industry. The tourism industry shows a significant increase in consumers in the segment of the elderly. Taking into account the needs of older consumers will increase the effectiveness of the tourist offer for this group of tourists.

Текст научной работы на тему «СЕГМЕНТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ»

УДК 338.48

Асмарян Арменуи Аликовна Asmaryan Armenui Alikovna

Магистрант Master's degree student Пятигорский государственный университет Pyatigorsk State University

СЕГМЕНТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ

SENIOR TOURISM AS AN OPPORTUNITY FOR TOURISM AND HOTEL DEVELOPMENT

Аннотация: В статье исследуются изменения, происходящие на рубеже XX века в туристской и гостиничной индустрии. Отрасль туризма демонстрирует значительный рост потребителей в сегменте пожилых людей как. Принятие во внимание потребностей пожилых потребителей позволит повысить эффективность туристического предложения для данной группы туристов.

Abstract: The article examines the changes taking place at the turn of the XX century in the tourism and hotel industry. The tourism industry shows a significant increase in consumers in the segment of the elderly. Taking into account the needs of older consumers will increase the effectiveness of the tourist offer for this group of tourists.

Ключевые слова: туризм, гостиничная индустрия, туризм третьего возраста, пожилые, пенсионеры.

Key words: tourism, hotel industry, senior tourism, elderly, pensionary.

Сфера туристского потребления получила в середине 80-х годов прошлого века глубокие сдвиги, одним из которых стало расширение туристского спроса пожилых людей [3, с.105]. Возможно, некоторым видится туризм среди лиц предпенсионного и пенсионного возраста парадоксальным. Но тщательный анализ потребностей каждой возрастной группы населения показал, что существует два основных подхода к восприятию туристической поездки:

1) работоспособной, занятой частью населения как приятное времяпрепровождение, восстанавливающее и снимающее стресс от повседневных хлопот,

2) пожилой группой населения как форма активного образа жизни, заполняющей свободное время.

Для пенсионеров подобная активная жизнь может носить как рекреационный, паломнический, экскурсионно-познавательный и событийный характер. Так, учитывая потребительские свойства комплексного обслуживания для старшего сегмента туристского рынка, в научной сфере был введен термин -«туризм третьего возраста».

Постепенно доля туристов третьего возраста увеличивается, привлекая к себе внимание государства и туристских организаций, которые вполне заинтересованы в изучении потребностей и предпочтений клиентов старшего возраста для реализации маркетинговой стратегии конкретной дестинаций.

Пожилой потребитель менее подвержен рекламному влиянию, предпочитая доверять своему жизненному опыт и обращая внимание на реальные характеристики товаров и услуг, в отличие от молодой аудитории чувствительной к имиджу и популярности товара либо оказываемых услуг.

Так, чтобы туристская сфера активно получала распространение среди «третьего возраста», необходимо конкретное определение потребностей и проблем при выборе вида отдыха у взрослого поколения. Это поможет найти основные точки воздействия на потребителя и поможет для создания работающих маркетинговых стратегий для продвижения туристского предложения. Понимание потребностей потребителей старше 50+ дает возможность повысить ценность туристского продукта или услуги.

Потребности пожилых потребителей представляют собой сложную и разнообразную систему. Будет не правильным считать, что выигрышный вариант составления туристского предложения должен быть в формате «самый дешевый вариант поездки». Стоимость поездки играет значительную роль для

пожилого сегмента так же, как и для любого иного. Из-за высокой дифференциации потребителей в старшей возрастной группе по доходам и состоянию здоровья, а также занятости (работающие либо безработные, вышедшие на пенсию), эти потребности проявляются индивидуально, что подразумевает использование инструментов персонифицированного маркетинга.

Физическое старение сопровождается ухудшением здоровья, что приводит к трансформации существующих и формированию новых потребностей в вопросах здоровья и профилактики заболеваний. Возникают случаи, требующие адаптация к повседневной жизни после тяжелой болезни или инвалидности. Следует также отметить, что развитие медицинских технологий, направленных на сохранение здоровья вкупе с тенденциями в здоровом образе жизни, приводят к тому, что активная часть пожилых людей не испытывают значительных проблем со здоровьем. Тем не менее с первыми признаками ухудшения здоровья, люди начинают уделять больше внимания себе, что уже является предпосылкой к изменению требований, например, к пище; формируются и имеют место быть требования, связанные с профилактикой и диагностикой заболеваний, например, программы диспансеризации во время путешествия, разработанные специально для пожилых людей или экспресс-осмотр в течение 2 часов или полный осмотр в течение 2 дней [2, с.88].

В целом можно отметить, что традиционные потребности туристов сейчас стали трансформироваться в направлении комфорта, удобства и безопасности услуг и отдыха в целом.

Формирование новых потребностей обеспечиваются также за счет социальных и психологических проблемам, характерных для старшего возраста. Наиболее показательным и актуальным в этом плане является выход на пенсию или фактическое прекращение трудовой деятельности. В этом случае, независимо от возраста, человек сталкивается со значительными изменениями,

влияющими на его поведение как потребителя [1, с.73]. Рассмотрим их более подробно.

Во-первых, снижение доходов. Для поддержания привычного уровня потребления доходов пенсионера, как правило, уже не хватает. Наличие сбережений и готовность пенсионера тратить их на свои повседневные нужды играют решающую роль. Вопрос перераспределение средств на всю жизнь - это отдельный предмет изучения. В частности, анализу этого явления посвящена работа Нобелевского лауреата по экономике Ф. Э. Модильяни, который вместе со своими коллегами разработал модель жизненного цикла потребления. Гипотеза жизненного цикла гласит, что потребитель стремиться планировать потребление через сбережения таким образом, чтобы достичь одинакового уровня потребления в периоды высоких доходов (в трудоспособном возрасте) и экономии расходов в периоды низких доходов (после выхода на пенсию). Однако практика показывает, что пожилые люди часто оставляют свои сбережения нетронутыми и передают их как наследство молодому поколению. Наряду с мотивом передачи наследства, экономия сбережений вызвана неясностью ожиданий относительно оставшегося периода жизни (ее продолжительности, экономической стабильности в стране, возможных природных катаклизмов и так далее).

Таким образом, часто при условии наличия сбережения, пожилой сегмент потребителей реализует свою сберегательную стратегию через растущий спрос на качественные характеристики приобретаемых товаров и услуг, что можно охарактеризовать как рациональное поведение.

Во-вторых, потеря социальной роли и статуса в результате потери привычного круга друзей и коллег, а соответственно и появление большего свободного времени.

Выход на пенсию сопровождается изменением привычного течения жизни. Пенсионеру необходимо адаптироваться к изменениям путем заполнения времени новыми занятиями и увлечениями, для того чтобы компенсировать

недостаток общения и найти новую социальную роль. В этом процессе адаптации важную роль играет потребление. Свободное время и новые увлечения создают потребность в путешествиях, хобби и новых увлечениях.

Осознание необходимости новых социальных ролей, желание их приобрести и сохранить активный образ жизни в социуме после трудовой деятельности вызывает покупательское поведение, когда товары и услуги, способные его поддержать, рассматриваются как имеющие большую ценность. Этим как раз объясняется, почему пенсионные накопления часто реализуются через относительно дорогие товары и услуги, к которым относятся товары медицинского назначения, компенсирующие ухудшение состояния здоровья, а также товары и услуги, которые компенсируют изменение социального статуса пенсионера (например, дорогостоящие занятия, кружки, экскурсионные или паломнические путешествие, отдых на курорте, путёвки в санаторий и др.).

Это позволяет сделать вывод, что потребности пожилых потребителей не могут быть описаны традиционно-принятым (а зачастую стереотипным) представлением о старшем поколении как потребителях, ищущих «самый дешевый продукт».

Старение населения - это новый демографический вызов в обществе, на который туризм должен будет ответить новыми видами и формами туризма, новыми технологиями обслуживания. Так основными тенденциями, на которые представителям российской туристкой и гостиничной индустрии следует обратить серьезное внимание, заключаются в следующем:

- формирование сегмента «третьего возраста» каждым туристским и гостиничным предприятием для детального изучения их потребностей и мотивов;

- дифференциация потребителей в старшей возрастной группе по доходам и состоянию здоровья, а также занятости, для использования инструментов персонифицированного маркетинга;

- создание высокотехнологичных отелей и курортных комплексов с широким спектром гериатрической помощи, способствующих активному старению;

- внедрение и широкое распространение технологий телемедицины, которые будут поддерживать стремление пожилых людей путешествовать с чувством безопасности за своё здоровье.

Изучение данной группы населения даёт возможность предложить ценные туристские продукты или услуги, которые будут востребованы потенциальным покупателем. Учёт основных потребностей позволит осуществлять персонализированный и целенаправленный маркетинг в рамках сегмента «туризм третьего возраста».

Библиографический список:

1. Арефьева Т.К. Социальные проблемы пожилых людей в современном мире/ Под ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 2000. 210 с.

2. Ветитнев А.М. Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2016. №4. С. 86-95.

3. Высоцкая О.А. Туризм «третьего возраста» как фактор регионального экономического развития: зарубежный опыт и тенденции российского рынка // Северный регион: наука, образование, культура. 2015. №1. С. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.