ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.046 001:10.26907/2658-3321.2021.4.2.271-286
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «СПОСОБНОСТЬ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА»
И.Г. Корнева favouriteworkk@mail. ги Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Проблема подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов выходит сегодня на передний план в российском обществе. В связи с этим требуются новые подходы к организации вузовского образования, диктующие необходимость формирования таких качеств личности, ее нравственных установок и социальных ценностей, которые востребованы в настоящее время новыми общественными отношениями. Актуальность проблемы развития способности к жизненному самоопределению студентов вуза заключается также и в значимости решения проблемы собственно самоопределения и самоактуализации молодежи в современных условиях, когда на повестке дня стоит вопрос о необходимости качественного личностного и профессионального формирования всех субъектов образовательного процесса. Это особенно значимо для такой социальной группы, как студенческая молодежь.
Целью статьи является раскрытие и уточнение понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза». Теоретико-методологической основой исследования являются аксиологический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический подходы в образовании (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Л.Г. Якиманская, О.С. Газман и др.), а также исследования в области профессионального и жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.Е. Голомшток и др.). Теоретическая значимость статьи заключается в расширении терминологического поля проблемы профессионального и личностного самоопределения молодежи за счет уточнения понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза». Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и выводов исследования при организации процесса развития профессионального и личностного самоопределения студентов вуза. Результаты исследования могут быть использованы при разработке содержания элективных курсов по педагогике субъектности для студентов вузов, а также слушателей курсов повышения квалификации для преподавателей вуза.
Ключевые слова: самоопределение, способности, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение, студенты вуза.
Для цитирования: Корнева И.Г. К вопросу о сущностно-содержательной характеристике понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза». Казанский лингвистический журнал. 2021; 4 (2): 271-286.
ESSENTIAL AND DESCRIPTIVE CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT
"ABILITY FOR LIFE SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY
STUDENTS" I. G. Korneva
favouriteworkk@mail. ru Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
Abstract. The article is concerned with one of the fundamental issues in modern Russian education sector respecting training competent and competitive professionals. For this reason it is necessary to develop advanced higher education organization approaches that would contribute to increase in such personal qualities, moral and social values that act as essential in contemporary culture. The relevance of the problem of developing the ability for life self-determination of university students also establishes the importance of solving the matter of self-determination and self-actualization of youth in modern conditions. This is due to the fact that the need for high-quality personal and professional formation of all subjects of educational process is high on the agenda. This is enormously important for such a social group as student youth.
The purpose of the article is to reveal and clarify the concept of the ability for life self-determination of university students. The theoretical and methodological basis of the study includes axiological, systematic, activity-oriented, personality-oriented and cultural approaches in education (A.G. Asmolov, E.V. Bondarevskaya, N.B. Krylova, V.V. Serikov, L.G. Yakimanskaya, O.S. Gazman, etc.), as well as research in the area of professional and life self-determination (K.A. Abulkhanova-Slavskaya, N.S. Pryazhnikov, E.A. Klimov, A.E. Golomshtok, etc.). The theoretical significance of the article is in expanding the terminology of the problem of professional and personal self-determination of young people by clarifying the concept of university students ability for life self-determination. The practical significance attaches to the possibility of using the results and conclusions of the research in organizing the process of developing university students professional and personal self-determination. The research findings can be used in designing of the syllabus of elective courses on the Pedagogy of Subjectivity for university students, as well as advanced training courses for university teachers.
Keywords: self-determination, abilities, personal self-determination, professional self-determination, life self-determination, university students.
For citation: Korneva I.G. Essential and descriptive characteristic of the concept "ability for life self-determination of university students". Kazan Linguistic Journal. 2021; 4 (2): 271-286.
Рассматривая проблему развития способности к жизненному самоопределению студентов, мы обратились к различным исследованиям, связанным с изучением данного понятия, его структурного содержания, механизмов формирования данной способности и т.д. В этой связи был проведен анализ основных составляющих понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза»: «способности», «самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональное самоопределение», «жизненное самоопределение» и «жизненное самоопределение студентов вуза».
Начнем анализ с понятия «способности», поскольку они определяют такие психологические особенности индивида, которые чаще всего содействуют успешности не только в приобретении знаний, умений и навыков, но и детерминируют предпосылки к формированию тех или иных жизненных перспектив. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, проблемой способностей в свое время занимались многие исследователи: Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.И. Уманский и др. Так, общую характеристику способностям дал С.Л. Рубинштейн, считая их свойствами и качествами индивида, которые способствуют ему в успешном выполнении каких-либо видов общественно-полезной деятельности [14]. Это же утверждают В.Д. Шадриков и Е.И. Рогов, рассматривая способности человека как индивида и как личности [15]. Под этим углом зрения способности рассматриваются как умение индивида решать задачи, каждая из которых в ходе того или иного вида деятельности представляет собой данную в определенных условиях цель деятельности, достигаемую индивидом согласно соответствующим процедурам [12]. Отсюда вытекает, что умение решать разного рода задачи можно считать отличительными свойствами, от которых в целом зависит успешность достижения намеченных целей. Более того, поиск новых способов решения задачи можно рассматривать как четкое осознание индивидом новых процедур их решения, что, по определению, зависит от качества приобретенных ранее знаний и умений. Таким образом, под способностями можно понимать индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного осуществления конкретного вида деятельности, что и проявляется в определенной динамике овладения знаниями и умениями [8]. Как считает исследователь Б.Г. Ананьев, в способностях раскрываются такие компоненты психических качеств, как: мотивационный компонент (формирование ценностного отношения к своей деятельности, возможность реализации своих идей и помыслов и т.д.); операционный компонент (умение планировать, способность к самоорганизации при
самообразовании, способность к мобилизации своих возможностей и т.д.); функциональный компонент (коммуникативные способности, организаторские способности, гностические способности, конструктивные способности и т.д.) [3]. При этом исследователь В.Д. Шадриков особо выделяет операционный характер развития способностей, когда, например, при самообразовании индивиду приходится приспосабливать качества своей личности к требованиям деятельности [15]. И, как считает исследователь А.Г. Ковалев, качества индивида в его способностях, взаимовлияя друг на друга, органично синтезируются в структуру целостной способности, например, способности к жизненному самоопределению [9].
Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что способности, отражая функции психических процессов, предполагают также и содержательный компонент, необходимый, например, для развития процесса жизненного самоопределения студентов вуза. И это уже говорит о качественной характеристике способностей, позволяющих идти к намеченной цели, когда одни способности компенсируются другими, проявляясь в соответствующей динамике при формировании тех или иных умений, что, собственно, и позволяет индивиду успешно овладевать деятельностью и далее совершенствоваться в ней. Способности не существуют сами по себе, они, например, формируются в процессе обучения и воспитания, как умения и навыки. Главное - вовремя наметить динамику их развития, поскольку они в дальнейшем детерминируют такой процесс, как самоопределение, сущность которого рассмотрим далее.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по вопросу понятия «самоопределение» было выявлено, что это естественный процесс, который происходит у каждого индивида, отражая важную ступень на пути развития его субъектности [2]. Особенно это связано с положением учащейся молодежи, когда данной социально-демографической группе приходится переживать период становления социальной зрелости и часто стоять перед проблемой неясности и противоречивости своих профессиональных
и жизненных перспектив. Отсюда следует, что самоопределение как динамический процесс предполагает результат выбора индивидом собственной позиции в рамках своего самоосуществления в конкретной жизненной ситуации, когда приходится проявлять свою личностную или профессиональную зрелость. А с учетом нестабильности и противоречивости социальных реалий, главной задачей молодого человека становится его самоопределение во многих видах жизнедеятельности. Вот почему так важна качественная подготовка компетентного специалиста на основе его способности к самоопределению относительно своих жизненных притязаний.
Проблема самоопределения рассматривалась в контексте проблемы свободы личности Н.И. Лапиным, Э. Фроммом, М. Хайдеггером, А. Шопенгауэром, а вопроса мотивации в условиях принятия каких-либо решений Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.В. Мудриком, С.Л. Рубинштейном, В.Ф. Сафиным, Г.П. Никоновым, В. Франклом, Э. Эриксоном. В этой связи исследователь А.Г. Асмолов выделяет следующие аспекты относительно самоопределения личности: философский аспект (затрагивает деятельностную основу самоопределения); психологический аспект (самоопределение рассматривается с точки зрения психического развития личности в направлении поиска возможностей формирования самого себя); социологический аспект (учет социокультурных условий самоопределения личности) [4]. В этом плане наибольшее внимание самоопределению уделяет психология и педагогика, где рассматривается самодетерминация и личностный выбор индивида. Так, многие исследователи, например, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д,И. Фельдштейн подчеркивают, что на самом человеке лежит ответственность за формирование своих жизненных смыслов, поэтому его становление как цельной личности приобретает форму определения себя в окружающей действительности, т.е. самоопределения в ней. Речь в данном случае идет о таких структурных элементах самоопределения, как его социальные, профессиональные
и личностные составляющие. И каждый из этих элементов сопряжен с логикой самоопределения личности, где учитывается баланс индивидуальных и социальных процессов, которые, собственно, детерминируют в дальнейшем и профессиональное самоопределение.
Итак, самоопределение - это утверждение личностью собственной позиции в создавшихся обстоятельствах, что проявляется в таких самопроцессах, как самосознание, саморегуляция, самоактуализация и т.д. Следовательно, как считает исследователь Л.И. Божович, самоопределение следует рассматривать в ее двуплановости: самоопределение проистекает из осознанного выбора профессии и из процесса спонтанного поиска смысла своего существования, и с возрастом индивида все это затем тесно переплетается между собой [5]. Важным полагаем отметить здесь личностное самоопределение, на основе которого, как считает исследователь М.Р. Гинзбург, формируется мотивация к выбору профессии, а впоследствии вырабатываются и некоторые требования к ней, которая осуществляет тем самым и профессиональное самоопределение [7]. Именно эти виды самоопределения - личностное и профессиональное - рассмотрим далее в контексте заявленной проблематики.
Как показал анализ психологических исследований о сущностности самоопределения, оно характеризуется как личностно и социально обусловленный процесс, что предопределило следующие позиции: процесс личностного самоопределения рассматривается как личностная социализация такими исследователями, как В.Ф. Сафин, Г.П. Никонов, Е.А. Шанц, П.Н. Шихирев; процесс личностного самоопределения характеризуется динамикой индивидуальности М.Р. Гинзбургом, В.С. Мерлиным, А.Б. Орловым; личностное самоопределение рассматривается как баланс взаимодействия социального и личностного становления индивида такими учеными, как Б.Г. Ананьев, Л.М. Митина, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. При этом, как считает И.С. Кон, личностный и социальный аспекты личностного самоопределения взаимовлияют друг на друга, результатом чего
является четкая ориентация индивида на определение своего места в социуме [10]. А это, по мнению исследователей С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской, представляет собой баланс внутренней и внешней детерминации при ведущей роли внутреннего, когда индивид в процессе личностного самоопределения моделирует пространство своей активности с учетом как социальных, так и личностных ориентиров и их противоречивого или целостного совмещения [1]. При этом целостность личностных и социальных аспектов личностного самоопределения происходит при условии соответствия индивидуальных целей и общественных задач, что приводит к успешной самореализации индивида в его личностном самоопределении [16].
Исследователь В. Франкл рассматривает стремление индивида к поиску смысла своей жизни как врожденную мотивацию, что представляет собой важнейший механизм развития личности [17]. И с учетом мотива, ориентированного на нахождение смысла жизни, индивид пытается выстраивать линию своей жизни в виде целостности этого процесса, что часто способствует ему в успешной реализации своих способностей, а также на основе мобилизации собственных личностных качеств следовать по намеченной цели для претворения выработанной им концепции жизни. Отсюда вытекает, что возможность качественного выбора концепции жизни можно назвать центральной проблемой личностного самоопределения, ведь именно с него начинается самоопределение и оценка индивидом своих возможностей при претворении в жизнь замыслов и идей. Однако сам процесс личностного самоопределения осуществляется во времени и в социальном пространстве, поэтому даже грамотный выбор цели, средств и способов его достижения будет зависеть также от ценностных ориентаций индивида, т.е. здесь мы говорим уже о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения, к которой, в частности, содержится установка на позицию «Я-концепция».
Саму Я-концепцию как таковую можно считать развивающейся системой представлений молодого человека о самом себе, когда он осознает свои интеллектуальные и иные качества, а также осуществляет самооценку собственных восприятий, влияющих на него внешних факторов, в связи с чем Я-концепция проявляется в следующих функциональных аспектах: как интерпретация опыта, как средство обеспечения внутренней согласованности, как совокупность ожиданий. С учетом этого выделяются две формы Я-концепции: реальная и идеальная, которые иногда не совпадают и могут сильно различаться. Данный момент может иметь и свои положительные последствия (например, несовпадение реального и идеального «Я» часто становится источником интенсивного развития личности).
Таким образом, исходя из вышеизложенных тезисов, под личностным самоопределением мы понимаем внутреннее ощущение индивида относительно своей Я-концепции на основе ярко выраженной индивидуальности, отражающей наличие высокого качества самости, которое существенно повышает значение его личностных характеристик как субъекта своей деятельности. В этом контексте достижение личностного самоопределения в некоторой степени повышает и уровень в системе различных социальных отношений, в рамках которых осуществляется и профессиональное самоопределение, основные аспекты которого мы затронем далее.
Проблема профессионального самоопределения исследуется сегодня в контексте целостного подхода к подготовке студента в сфере избранной им профессии. Исходя из этого подхода анализируются различные стороны проявления профессионального самоопределения в области личностной самореализации; в сфере приложения личностных возможностей; в отношении студента к системе профессиональных факторов в практической деятельности; в формировании будущей профессиональной карьеры; в осознании смысла выполняемой работы в социальном и эстетическом контексте и т.д. [8]. Таким образом, особое внимание здесь уделяется критерию осознания молодым человеком при профессиональном его становлении важности проектирования
своей профессиональной жизни, а значит, ответственного принятия решения о выборе специальности. И это все относится к жизненно важным проблемам, когда студенту в ходе его развития приходится решать и задачи профессионального самоопределения в рамках осмысления своей социально-профессиональной роли. И постепенное усвоение данной роли способствует укреплению у молодых людей уверенности в сделанном ими выборе в профессиональной деятельности, а отсюда - формированию у них положительного отношения к профессии, что создает предпосылки к выработке профессиональной мотивации.
Со способностью к профессиональному самоопределению связана такая ее составляющая, о которой упоминалось ранее, как формирование «Я-концепции», включающая в себя различные когнитивные компоненты, а также ценностные смыслы, придающие эмоциональный импульс постоянной работе студента по формированию у себя соответствующего образа профессиональной деятельности, в рамках которой немаловажное значение имеет вопрос о его профессиональной пригодности, то есть наличия у него индивидуальных качеств, исходя из требований профессии. В данном случае речь идет о психологическом настрое студента на предстоящую профессиональную деятельность, когда, как считает исследователь Е.А. Климов, для индивида важно формирование себя как полноценного участника событий, связанных с конкретной профессией. И в этом плане он, в частности, подчеркивает, что профессиональное самоопределение не сводится лишь к правильному выбору профессии и качественной подготовке по избранной специальности, профессиональное самоопределение продолжается, по сути, на протяжении всей профессиональной жизни индивида [8].
Таким образом, профессиональное самоопределение можно понимать как постоянную постановку индивидом перед собой цели, связанной с определенной профессией; стремлением добиваться ее на протяжении всей жизни; наличием потребности в формировании смысловой системы представлений о профессии; наличием ценностных ориентаций относительно
общественно выработанной системы норм и требований; наличием четкой ориентированности на будущее, связанной с овладением профессиональных умений и навыков; наличием в конечном счете стремления к своему профессиональному идеалу, а значит, к сохранению смысла жизни. Последнее связано с жизненным самоопределением, что мы и рассмотрим в заключительной части исследования.
Проблема жизненного самоопределения личности всегда вызывала интерес исследователей разных научных направлений, в которых эта проблема рассматривается в концепциях системного понимания человека такими авторами, как М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский и конкретизируется в представлениях о человеке как открытой системе учеными А.Г. Асмоловым, Б.С. Братусь, М.Р. Гинзбургом, А.В. Клочко, И.С. Кон, Д.А. Леонтьевым, О.М. Краснорядцевой и др. Исходя из этого, способность к жизненному самоопределению рассматривается А.Л. Журавлевым, А.Б. Купрейченко в следующих параметрах: как реализация социальных потребностей и интересов с целью достижения высокого качества и образа жизни; К.А. Абульхановой-Славской и М.Р. Гинзбургом - как способность к сознательному осмыслению бытия с целью нахождения своей жизненной устойчивости; Л.И. Божовичем, К.В. Карпинским, Н.М. Лебедевой, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым -как определение и в дальнейшем установление своих базовых отношений к миру и другим людям; А.В. Брушлинским, Д.А. Леонтьевым, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржевой - как формирование субъектного отношения с окружением с целью определения собственной идентификации как осмысление пережитых событий при общении с целью достижения благоприятного статуса в социуме; и Мусаелян Е.Н. - как стремление к жизненному самоопределению в рамках продуктивного общения и успешной деятельности
Что касается в этой связи студенческой молодежи, то для нашего исследования жизненного самоопределения студентов значение имеют разработки воспитательного пространства вуза, его методологических
оснований и концепций авторов Г.И. Рогалева, Ю.П. Сокольникова, И.К. Шалаева, А.А. Веряева; научные подходы к созданию оптимальных условий для развития личности Ю.А. Гагина, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Л.И. Новиковой; событийный фактор в становлении специалиста как личности Г.Н. Александрова, В.А. Беликова, В.Г. Горчаковой, Г.Б. Корсак, Н.Л. Селивановой; особенности взаимодействия социокультурных институтов в развитии способности индивида к самоопределению М.С. Якушиным; теоретические основы функционирования воспитательного пространства вуза, исследованные Н.А. Барановой, М.Г. Резниченко и т.д. Эти изыскания продолжили различные разработки, связанные с аспектом жизненного самоопределения молодежи, в частности, выбора молодыми людьми вектора своего жизнеосуществления, взаимосвязи профессионального самоопределения с жизненной перспективой Е.И. Головахи, Д.А. Леонтьева, Е.В. Шелобановой, Т.В Максимовой; связи жизненного пути молодого индивида с включением его в общественную жизнь М.А. Дьяковой, В.А. Поляковым, М.Х. Титма, С.Т. Ягуфаровой; влияния социальных факторов на степень открытости системы «человек и его окружение» на процесс жизненного самоопределения исследователи Г.Е. Залесским, Е.М. Калашниковым, Ф.Т. Михайловым, Н.Н. Никитенко; соотношения объективных и субъективных факторов в жизненном самоопределении Т.Н. Березиной, Е.М. Борисовой, Э.В. Галажинским, Е.И. Головаха и т.д. В этой связи важнейшими для нас являются исследования о различных видах и формах жизненного самоопределения, что представлено учеными исходя из изучения определенных сфер жизни, которыми овладевает индивид. Эти сферы детерминируют, в частности, следующие формы и виды:
- профессиональная форма жизненного самоопределения: связана с процессом поиска и приобретения профессии индивидом, результатом чего является его профессиональная деятельность, в ходе которой он пытается утверждать себя как субъект не только созидания материальных благ, но и продуктивных взаимоотношений в социуме;
- социальная форма жизненного самоопределения: связана с занятием индивида определенного места в выбранной им социальной группе, а отсюда и соответствующего образа жизни;
- ролевая форма жизненного самоопределения: связана с занятием индивида определенного важного положения в значимой для него конкретной социальной группе, где он руководствуется принятыми в ней образцами поведения с целью повышения в ней своего статуса;
- семейная форма жизненного самоопределения: связана с осознанным процессом конструирования индивидом перспективы образа семьи на основе системы ценностных ориентаций, развития способности к рефлексии и саморегуляции.
Целостность форм жизненного самоопределения достигается, по мнению исследователя Н.С. Пряжникова, в результате перехода индивида от личностного самоопределения в профессиональное самоопределение и обратно, в процессе чего повышается уровень возможностей самого жизненного самоопределения вплоть до его максимальной реализации [13]. Так, жизненное самоопределение, по сути, затрагивая многие сферы жизнедеятельности индивида, представляет собой многокомпонентную категорию, где взаимосвязано и взаимообусловлено сочетаются такие понятия как «жизненная позиция», «жизненный выбор», «индивидуальное видение образа жизни», «жизненная перспектива», «жизненная стратегия» и т.д. А это означает, по мнению исследователя Н.М. Лебедевой, что в контексте жизненного самоопределения индивид постоянно находится в поиске жизненных и культурных смыслов своих притязаний [11]. С этим, в частности, связан культурологический подход к образованию, который многие исследователи при изучении условий развития личности особое внимание уделяют такому механизму становления личностной зрелости, как рефлексивно-ценностное осмысление ключевых моментов общения на фоне пережитого события [6].
Таким образом, исходя из исследования понятий «способность», «личностное самоопределение», «профессиональное самоопределение» и «жизненное самоопределение», мы пришли к трактовке понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза» - это сознательная активность студента вуза по выбору им линий самореализации в рамках личностного и профессионального самоопределения на основе рефлексивно-ценностного осмысления своих жизненных перспектив относительно реализации своих возможностей и способностей в качестве субъекта собственной жизни.
Следует также отметить, что характерным контекстом жизненного самоопределения (в отличие от личностного и профессионального) является подспудное следование общепринятым нормам, принятым в конкретном социуме, что предполагает определенную от них зависимость индивида, которому приходится принимать во внимание объективные факторы политического и экономического, социального и культурологического свойства, часто детерминирующие вектор жизнедеятельности различных социальных групп, включая профессиональные и в определенной степени возрастные группы. В этой связи перед молодым человеком стоят такие сложные задачи, как поиск и определение собственного вектора самоопределения на жизненном пути, конкретизация жизненных планов в тактическом и стратегическом контексте, решение неотложных проблем личностного развития и т.д. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом существующей социальной практики, мы пришли к выводу, что жизненное самоопределение и собственно способность к осуществлению данного процесса можно рассматривать как определенный уровень становления и развития социальной зрелости молодого человека, что так или иначе всегда будет обусловлено его субъектной позицией в этой сфере.
Список литературы
1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 339 с.
2. Азлецкая E.H. Личностные и средовые детерминанты формирования субъ-ектности личности: автореф. на соискание уч. степени канд. психол. наук. Краснодар, 2001. 23 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 379 с.
4. Асмолов А.Г. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность - предпосылки и основание жизни личности в обществе. Психология личности. Самара, 1990. Т. 2. С. 119-136.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии. Воронеж: МОДЭК, 1995. 352 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Коржева Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 263 с.
7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
9. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
10. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
11. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. 408 с.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 574 с.
13. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 352 с.
14. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 12-23.
15. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.
16. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Свердл. ГПИ, 1986. 141 с.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. (1991). Strategiya zhizni. M.: Mysl'. 339 s. (in Russian)
2. Azletskaya E.N. (2001). Lichnostnye i sredovye determinanty formirovaniya sub''ektnosti lichnosti: avtoref. na soiskanie uch. stepeni kand. psikhol. nauk. Krasnodar, 23 s. (In Russian)
3. Anan'ev B.G. (1977). O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. M.: Nauka, 379. (In Russian)
4. Asmolov A.G. (1990). Obraz zhizny, individnye svoistva cheloveka, sovmestnaya deyatel'nost' - predposylki i osnovanie zhizni lichnosti v obshestve. Psihologiya lichnosti. Samara. T 2, 119-36. (In Russian)
5. Bozhovich L.I. (1995). Problemy formirovaniya lichnosti. M.: Izd-vo In-ta prakt psihologii. Voronezh: MODEK, 352 s. (In Russian)
6. Burlachuk L.F., Korzhev E.Yu. (1998). Psikhologiya zhiznennykh situatsii. M.: Ros. ped. Agenstvo. 263. (In Russian)
7. Ginzburg M.R. (1994). Psikhologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya. Voprosypsikhologii. 3, 43-52. (In Russian)
8. Klimov E.A. (1996). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov n/D.: Feniks, 512. (In Russian)
9. Kovalev A.G. (1969). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov n/D.: Feniks, 391. (In Russian)
10. Kon I.S. (1979) Psikhologiya yunosheskogo vozrasta: problemy formirovaniya lichnosti: ucheb. posobie. M.: Prosveshchenie, 175 s.
11. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. (2009) Kul'tura kak faktor obshchestvennogo progressa. M.: Yustitsinform, 408 s. (In Russian)
12. Leont'ev A.N. (1965). Problemy razvitiya psikhiki. M.: Mysl', 574 s. (In Russian)
13. Pryazhnikov N.S. (1996). Psikhologicheskii smysl truda. M.: In-t prakt. psikhologii, 352 s. (In Russian)
14. Rubinshtein S.L. (1960). Problemy sposobnostei i voprosy psikhologicheskoi teorii. Voprosy psikhologii. 3, 12-23 s. (In Russian)
15. Shadrikov V.D. (2007). Mental'noe razvitie cheloveka. M.: Aspekt Press, 284 s. (In Russian)
16. Safin V.F. (1986). Psikhologiya samoopredeleniya lichnosti: ucheb. posobie k spetskursu. Sverdlovsk: Sverdl. GPI, 141 s. (In Russian)
17. Frankl V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla: per s angl. i nem. / V. Frankl; obshch. red. L.Ya. Gozmana, D.A. Leont'eva. M.: Progress, 368 s. (In Russian)
Авторы публикации Authors of the publication
Корнева Инна Германовна — Korneva Inna Germanovna —
старший преподаватель Senior Lecturer
Казанский федеральный университет Kazan Federal University
г. Казань, Россия. Kazan, Russia.
E-mail: favouriteworkk@mail. ru E-mail: favouritew orkk@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8579-1491 ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8579-1491
Поступила в редакцию: 25.04.2021 Принята к публикации: 25.05.2021