УДК 373
О.В. Гуцев
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ сотрудников пенитенциарной системы
В данной статье анализируется социально-педагогическая работа в уголовно-исполнительной системе как вид основной профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы, имеющая конечную цель - ресоциализацию осужденных.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа, ресоциализация.
O. V Gutsev
ON THE QUESTION OF THE NATURE OF SOCIAL WORK IN THE PENAL SYSTEM IN RUSSIA
This paper analyzes the social and educational work in the penal system as a primary form of professional activity of the penitentiary system, which has the ultimate goal - re-socialization of convicts.
Keywords: professional work, social pedagogical work, re-socialization.
Российское и мировое сообщество приобретает все более противоречивые черты, касающиеся демократизации общественной жизни, развития толерантности и эмпатии у граждан. Смягчению этих противоречий, гармонизации общественных отношений, достижению взаимопонимания людей наряду с другими мерами призвана способствовать профессиональная социально-педагогическая деятельность.
В.П. Левкович справедливо отметил, что, участвуя в регулировании сложных взаимоотношений между человеком, группами и общностями людей, обществом и государством на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, социальная работа невозможна без педагогической деятельности. Она призвана способствовать гармонизации бытия, сознания, поведения людей в целом и конкретно каждого человека, определению и более полной реализации смысла жизни (самореализации), а также формированию ответственности общества не только за судьбу всех, но и за полноценность жизни каждого из его членов [4]. Затянувшиеся во времени широкомасштабные социальные реформы в России создают огромное количество проблем, разрешить и преодолеть которые самостоятельно многие люди не могут, в результате чего множатся ряды нуждающихся в помощи. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность российского общества в проведении специальной профессиональной научно обоснованной системы социальной работы с различными категориями населения, нуждающегося в защите, помощи, поддержке.
Широкое поле для социально-педагогической работы предоставляет уголовно-исполнительная система, касающаяся лиц, являющихся, с одной стороны, преступниками, с другой - в значи-
тельной степени жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками собственной воли, влияния каких-то других сил, неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и ошибок воспитания. В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Для криминогенной личности характерны такие черты, как отрыв от ценностно-нормативной системы общества и государства; наличие в прошлом аморального поведения и привыкание к отрицательным ценностным ориентирам; утрата социальнополезных связей с родственниками, семьей. Поэтому в настоящее время актуальна социальнопедагогическая работа с осужденными, т.к. наряду с проведением воспитательной работы, осужденным необходимо оказывать психологическую и социальную помощь.
Социально-педагогическая работа - это система обоснованных педагогических мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года сущность социальнопедагогической работы с осужденными раскрывается как многогранная и многоаспектная деятельность: усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профес-
сии или переквалификацию; развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения; оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества. Большое значение имеет поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному; совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных. Особое значение приобретает планирование, организация и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения. Недооцениваются, к сожалению, и такие формы как использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных. Только в последние годы в практику работы входят такие формы как взаимодействие с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными религиями гуманитарных проектов. В нашей практике мы особое значение придаем расширению форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечению к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов и т.д.
Известно, что наказания, связанные с полной изоляцией осужденного от общества, влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей, изменение личности бывшего осужденного. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационные проблемы возникают даже у тех лиц, кто совершил преступление слу-
чайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Как показывает практика, лица, освобожденные из мест лишения свободы, достаточно плохо адаптированы к жизни на свободе. Поэтому проблема адаптации осужденных к освобождению является сегодня приоритетным направлением в деятельности сотрудников уголовно исправительных учреждений. Социальная работа призвана искоренить и минимизировать эти последствия.
Н.Ф. Кузнецова отмечает, что в современной науке стало аксиомой утверждение о том, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних (объективных) условий и внутренних (субъективных) факторов, то есть среды и личности [3]. При этом человек вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая, оценивая их и действуя (когда он может это сделать) в соответствии с собственной шкалой ценностей, уровнем воспитания, другими личностными особенностями. Нередко он попадает в трудную жизненную ситуацию, жесткую зависимость от обстоятельств, довлеющих над ним и в значительной, а иногда и решающей степени предопределяющих линию поведения, в том числе криминального.
B.C. Мухина отмечает, что ведущая роль объективных социальных факторов, обстоятельств в порождении преступности и преступного поведения определяется тем, что: во-первых, они первоначально создают неблагоприятные условия для формирования и развития личности в семье, школе, трудовых коллективах, неформальном окружении; во-вторых, в своей совокупности они образуют внешние условия, которые могут провоцировать и даже детерминировать такое поведение [7]. В обоих случаях социальные факторы конкретизируются и индивидуализируются. Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды, потребности и ценности, личность на конкретном жизненном этапе, на каждую возникающую ситуацию реагирует в соответствии с уровнем развития сознания, воспитанности и накопленным опытом. Причем появление новых факторов, например, проведенная социально-
педагогическая работа во взаимодействии с внешними обстоятельствами способна внести такие значительные коррективы в совокупность личностных представлений и проблем, что на новую трудную жизненную ситуацию (в том числе криминальную) личность будет реагировать иначе, то есть некриминальным способом. Такое поведение может рассматриваться как за-
кономерный результат ее исправления и ресоциализации.
Согласно исследованиям А.А. Хвостова, максимальный учет этих факторов риска и даже фак-торов-детерминант дают возможность прогнозировать поведение личности, влиять на ее отношение к складывающейся ситуации, исправлять [10]. Таким образом, преступление есть следствие личностного и социального несовершенства, а субъективные причины преступного поведения при доминирующей роли причин второго уровня объективно существуют и обусловлены, главным образом, общественными противоречиями.
При определении степени личностной виновности и персонификации меры наказания правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался. Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенным от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать свою вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение.
В связи с этим мы согласны с утверждением Ю.М. Антоняна, что необходимо исправление не отдельных людей, а всего общества [1]. Тем не менее, многогранная, косвенная виновность многих людей, а также неподсудность объективных обстоятельств, влекут за собой прямую индивидуализированную ответственность, осуждение и наказание конкретного преступника. При равенстве криминогенной значимости социальных и личностных факторов, предопределяющих преступность и преступное поведение, существует неравная ответственность.
В целях смягчения указанного противоречия гуманистическая психология и педагогика предлагают путь минимизации социального напряжения и несправедливости, гармонизации отношений членов общества, достижения социального мира и оказания адресной помощи нуждающимся. В основе такого подхода - признание каждого человека высшей самоценностью и соответственно - борьба за каждого без исключения человека (а не против него), создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации, не исключая социально уязвимых групп населения, в том числе осужденных. Для этого последним необходимо помочь психологически, создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к субъективному исправлению и ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобожде-
ния, а также проявлению личностной активности в процессе самоисправления.
Нельзя не согласиться с В.В. Леоненко в том, что современный этап развития российской государственности, крупные общественные преобразования в стране свидетельствуют о том, что, наряду с формированием новых гражданских и государственных институтов в России осуществляется правовая реформа, неотъемлемым элементом которой является реформирование уголовноисполнительной системы [5]. Изучая пути преодоления правового нигилизма, В. Гойман указывает, что в своей деятельности сотрудник УИС сталкивается с необходимостью оценивать поступки людей, уже вставших на путь асоциальности, не только с позиций норм права и закона, но и с позиций морали и общечеловеческой нравственности [2]. Чтобы делать это, чтобы мочь и иметь моральное право влиять на людей, находящихся в условиях исправительного учреждения, необходимо обладать и определенными личностными качествами, и профессиональными знаниями и умениями, в том числе и психологопедагогическими .
В рамках юридической психологии изучением особенностей профессии сотрудника УИС занимались такие видные ученые, как В.Л. Васильев, А.В. Дубов, А.М. Столяренко, Ю.В. Чу-фаровский, Г.Г. Шиханцов, В.В. Юстицкий. По классификации Л.Б. Смирнова, деятельность в уголовно-исполнительной сфере относится к гуманитарным видам профессий типа «человек-человек» («человек-группа» и «человек-общество»), поскольку она связана с постоянным взаимодействием с людьми [8]. Основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, составляет воспитательная работа.
В нашей практике работы мы строим деятельность на принципах гуманистической педагогики. Социально-педагогическая деятельность включает в себя систему взаимосвязанных мер:
• включения осужденных в активную общественно полезную деятельность;
• формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях;
• сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним;
• опора в воспитательной работе на положительные качества личности;
• комплексный подход к организации воспитательной работы;
• индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.
Особую сложность представляет собой организация воспитательной работы с осужденными, а именно индивидуальная воспитательная работа, взаимодействие с отдельными группами и категориями осужденных, создание нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.
По мнению Ю.В. Чуфаровского, юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от большинства других профессий [11]. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Как для следователя, судьи, прокурора, адвоката каждое новое дело представляет собой новую задачу, так и для офицера УИС каждый новый человек, прибывший отбывать срок, - новый объект для воспитания.
Е.А. Лукашева обратила внимание, что деятельность в уголовно-исполнительной сфере многогранна: правоприменительная деятель-
ность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность, воспитательная деятельность, ресоциализирующая деятельность, -и она требует большого напряжения, терпения, юридических, психологических и педагогических знаний, высокой ответственности за судь-
бы людей [6]. К содержанию и понятию системы относится определенный порядок в расположении и связи действий, также система рассматривается как нечто целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Таким образом, социально-педагогическая работа - это система обоснованных воспитательных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В опыте нашей работы основу данной системы составляют: организационно-правовые вопросы; воспитательная работа, социальная работа (социальная помощь как основной компонент социальной работы), психолого-педагогическая работа (знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственнопсихологических качеств, мотивации поведения); психолого-педагогическая подготовка сотрудника УИС. Данная система подразумевает тесное взаимодействие административных, социальных, правоохранительных, общественных и прочих организаций. В состав системы входят администрация исправительного учреждения, осужденные, отбывающие уголовное наказание, сам процесс ресоциализации, условия, в которых функционирует система.
Литература
1. Антонян Ю.М., Бородин Р.В. Преступность и психические аномалии. - М.: Наука, 1999.
2. Гойман В. Правовой нигилизм. Пути преодоления // Сов. юстиция. - 1990. - № 9.
3. Кузнецова Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. - М.: Юрист, 1999.
4. Левкович В.П. Моральные нормы - регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. - 1976. - № 3.
5. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. -Киев, 1991.
6. Лукашева Е.А. Правосознание и законность. - М.: Просвещение, 1993.
7. Мухина B.C., Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. - 2002. - № 3, 4.
8. Смирнов Л.Б. Проблемы и перспективы уголовно-исполнительной системы России // Правоведение. - 2003. - № 3.
9. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. А.С. Михлина. - М.: Высшее образование, 2008.
10. Хвостов А.А., Кулагина С.И. Моральное сознание законопослушных граждан, осужденных и сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исправительной системы. - 2002. - № 7 (19).
11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Гуцев Олег Владимирович,заместитель начальника управления ФСИН России. E-mail: oleg061561@gmail.
УДК 371.315
Т.В. Доржиева ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В работе анализируется проблема обучения одаренных детей с использованием информационных технологий, представлены особенности обучающих электронных курсов, разрабатываемых для одаренных детей.
Ключевые слова: одаренность, Интернет, обучение, информация, компьютерные технологии.