Научная статья на тему 'К вопросу о сущности социально-педагогической деятельности сотрудников пенитенциарной системы'

К вопросу о сущности социально-педагогической деятельности сотрудников пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
649
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL WORK / SOCIAL PEDAGOGICAL WORK / RE-SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуцев Олег Владимирович

В данной статье анализируется социально-педагогическая работа в уголовно-исполнительной системе как вид основной профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы, имеющая конечную цель ресоциализацию осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гуцев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE NATURE OF SOCIAL WORK IN THE PENAL SYSTEM IN RUSSIA

This paper analyzes the social and educational work in the penal system as a primary form of professional activity of the penitentiary system, which has the ultimate goal re-socialization of convicts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности социально-педагогической деятельности сотрудников пенитенциарной системы»

УДК 373

О.В. Гуцев

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ сотрудников пенитенциарной системы

В данной статье анализируется социально-педагогическая работа в уголовно-исполнительной системе как вид основной профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы, имеющая конечную цель - ресоциализацию осужденных.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа, ресоциализация.

O. V Gutsev

ON THE QUESTION OF THE NATURE OF SOCIAL WORK IN THE PENAL SYSTEM IN RUSSIA

This paper analyzes the social and educational work in the penal system as a primary form of professional activity of the penitentiary system, which has the ultimate goal - re-socialization of convicts.

Keywords: professional work, social pedagogical work, re-socialization.

Российское и мировое сообщество приобретает все более противоречивые черты, касающиеся демократизации общественной жизни, развития толерантности и эмпатии у граждан. Смягчению этих противоречий, гармонизации общественных отношений, достижению взаимопонимания людей наряду с другими мерами призвана способствовать профессиональная социально-педагогическая деятельность.

В.П. Левкович справедливо отметил, что, участвуя в регулировании сложных взаимоотношений между человеком, группами и общностями людей, обществом и государством на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, социальная работа невозможна без педагогической деятельности. Она призвана способствовать гармонизации бытия, сознания, поведения людей в целом и конкретно каждого человека, определению и более полной реализации смысла жизни (самореализации), а также формированию ответственности общества не только за судьбу всех, но и за полноценность жизни каждого из его членов [4]. Затянувшиеся во времени широкомасштабные социальные реформы в России создают огромное количество проблем, разрешить и преодолеть которые самостоятельно многие люди не могут, в результате чего множатся ряды нуждающихся в помощи. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность российского общества в проведении специальной профессиональной научно обоснованной системы социальной работы с различными категориями населения, нуждающегося в защите, помощи, поддержке.

Широкое поле для социально-педагогической работы предоставляет уголовно-исполнительная система, касающаяся лиц, являющихся, с одной стороны, преступниками, с другой - в значи-

тельной степени жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками собственной воли, влияния каких-то других сил, неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и ошибок воспитания. В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Для криминогенной личности характерны такие черты, как отрыв от ценностно-нормативной системы общества и государства; наличие в прошлом аморального поведения и привыкание к отрицательным ценностным ориентирам; утрата социальнополезных связей с родственниками, семьей. Поэтому в настоящее время актуальна социальнопедагогическая работа с осужденными, т.к. наряду с проведением воспитательной работы, осужденным необходимо оказывать психологическую и социальную помощь.

Социально-педагогическая работа - это система обоснованных педагогических мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года сущность социальнопедагогической работы с осужденными раскрывается как многогранная и многоаспектная деятельность: усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профес-

сии или переквалификацию; развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения; оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества. Большое значение имеет поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному; совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных. Особое значение приобретает планирование, организация и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения. Недооцениваются, к сожалению, и такие формы как использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных. Только в последние годы в практику работы входят такие формы как взаимодействие с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными религиями гуманитарных проектов. В нашей практике мы особое значение придаем расширению форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечению к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов и т.д.

Известно, что наказания, связанные с полной изоляцией осужденного от общества, влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей, изменение личности бывшего осужденного. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационные проблемы возникают даже у тех лиц, кто совершил преступление слу-

чайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Как показывает практика, лица, освобожденные из мест лишения свободы, достаточно плохо адаптированы к жизни на свободе. Поэтому проблема адаптации осужденных к освобождению является сегодня приоритетным направлением в деятельности сотрудников уголовно исправительных учреждений. Социальная работа призвана искоренить и минимизировать эти последствия.

Н.Ф. Кузнецова отмечает, что в современной науке стало аксиомой утверждение о том, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних (объективных) условий и внутренних (субъективных) факторов, то есть среды и личности [3]. При этом человек вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая, оценивая их и действуя (когда он может это сделать) в соответствии с собственной шкалой ценностей, уровнем воспитания, другими личностными особенностями. Нередко он попадает в трудную жизненную ситуацию, жесткую зависимость от обстоятельств, довлеющих над ним и в значительной, а иногда и решающей степени предопределяющих линию поведения, в том числе криминального.

B.C. Мухина отмечает, что ведущая роль объективных социальных факторов, обстоятельств в порождении преступности и преступного поведения определяется тем, что: во-первых, они первоначально создают неблагоприятные условия для формирования и развития личности в семье, школе, трудовых коллективах, неформальном окружении; во-вторых, в своей совокупности они образуют внешние условия, которые могут провоцировать и даже детерминировать такое поведение [7]. В обоих случаях социальные факторы конкретизируются и индивидуализируются. Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды, потребности и ценности, личность на конкретном жизненном этапе, на каждую возникающую ситуацию реагирует в соответствии с уровнем развития сознания, воспитанности и накопленным опытом. Причем появление новых факторов, например, проведенная социально-

педагогическая работа во взаимодействии с внешними обстоятельствами способна внести такие значительные коррективы в совокупность личностных представлений и проблем, что на новую трудную жизненную ситуацию (в том числе криминальную) личность будет реагировать иначе, то есть некриминальным способом. Такое поведение может рассматриваться как за-

кономерный результат ее исправления и ресоциализации.

Согласно исследованиям А.А. Хвостова, максимальный учет этих факторов риска и даже фак-торов-детерминант дают возможность прогнозировать поведение личности, влиять на ее отношение к складывающейся ситуации, исправлять [10]. Таким образом, преступление есть следствие личностного и социального несовершенства, а субъективные причины преступного поведения при доминирующей роли причин второго уровня объективно существуют и обусловлены, главным образом, общественными противоречиями.

При определении степени личностной виновности и персонификации меры наказания правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался. Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенным от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать свою вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение.

В связи с этим мы согласны с утверждением Ю.М. Антоняна, что необходимо исправление не отдельных людей, а всего общества [1]. Тем не менее, многогранная, косвенная виновность многих людей, а также неподсудность объективных обстоятельств, влекут за собой прямую индивидуализированную ответственность, осуждение и наказание конкретного преступника. При равенстве криминогенной значимости социальных и личностных факторов, предопределяющих преступность и преступное поведение, существует неравная ответственность.

В целях смягчения указанного противоречия гуманистическая психология и педагогика предлагают путь минимизации социального напряжения и несправедливости, гармонизации отношений членов общества, достижения социального мира и оказания адресной помощи нуждающимся. В основе такого подхода - признание каждого человека высшей самоценностью и соответственно - борьба за каждого без исключения человека (а не против него), создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации, не исключая социально уязвимых групп населения, в том числе осужденных. Для этого последним необходимо помочь психологически, создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к субъективному исправлению и ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобожде-

ния, а также проявлению личностной активности в процессе самоисправления.

Нельзя не согласиться с В.В. Леоненко в том, что современный этап развития российской государственности, крупные общественные преобразования в стране свидетельствуют о том, что, наряду с формированием новых гражданских и государственных институтов в России осуществляется правовая реформа, неотъемлемым элементом которой является реформирование уголовноисполнительной системы [5]. Изучая пути преодоления правового нигилизма, В. Гойман указывает, что в своей деятельности сотрудник УИС сталкивается с необходимостью оценивать поступки людей, уже вставших на путь асоциальности, не только с позиций норм права и закона, но и с позиций морали и общечеловеческой нравственности [2]. Чтобы делать это, чтобы мочь и иметь моральное право влиять на людей, находящихся в условиях исправительного учреждения, необходимо обладать и определенными личностными качествами, и профессиональными знаниями и умениями, в том числе и психологопедагогическими .

В рамках юридической психологии изучением особенностей профессии сотрудника УИС занимались такие видные ученые, как В.Л. Васильев, А.В. Дубов, А.М. Столяренко, Ю.В. Чу-фаровский, Г.Г. Шиханцов, В.В. Юстицкий. По классификации Л.Б. Смирнова, деятельность в уголовно-исполнительной сфере относится к гуманитарным видам профессий типа «человек-человек» («человек-группа» и «человек-общество»), поскольку она связана с постоянным взаимодействием с людьми [8]. Основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, составляет воспитательная работа.

В нашей практике работы мы строим деятельность на принципах гуманистической педагогики. Социально-педагогическая деятельность включает в себя систему взаимосвязанных мер:

• включения осужденных в активную общественно полезную деятельность;

• формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях;

• сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним;

• опора в воспитательной работе на положительные качества личности;

• комплексный подход к организации воспитательной работы;

• индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.

Особую сложность представляет собой организация воспитательной работы с осужденными, а именно индивидуальная воспитательная работа, взаимодействие с отдельными группами и категориями осужденных, создание нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.

По мнению Ю.В. Чуфаровского, юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от большинства других профессий [11]. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Как для следователя, судьи, прокурора, адвоката каждое новое дело представляет собой новую задачу, так и для офицера УИС каждый новый человек, прибывший отбывать срок, - новый объект для воспитания.

Е.А. Лукашева обратила внимание, что деятельность в уголовно-исполнительной сфере многогранна: правоприменительная деятель-

ность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность, воспитательная деятельность, ресоциализирующая деятельность, -и она требует большого напряжения, терпения, юридических, психологических и педагогических знаний, высокой ответственности за судь-

бы людей [6]. К содержанию и понятию системы относится определенный порядок в расположении и связи действий, также система рассматривается как нечто целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Таким образом, социально-педагогическая работа - это система обоснованных воспитательных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В опыте нашей работы основу данной системы составляют: организационно-правовые вопросы; воспитательная работа, социальная работа (социальная помощь как основной компонент социальной работы), психолого-педагогическая работа (знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственнопсихологических качеств, мотивации поведения); психолого-педагогическая подготовка сотрудника УИС. Данная система подразумевает тесное взаимодействие административных, социальных, правоохранительных, общественных и прочих организаций. В состав системы входят администрация исправительного учреждения, осужденные, отбывающие уголовное наказание, сам процесс ресоциализации, условия, в которых функционирует система.

Литература

1. Антонян Ю.М., Бородин Р.В. Преступность и психические аномалии. - М.: Наука, 1999.

2. Гойман В. Правовой нигилизм. Пути преодоления // Сов. юстиция. - 1990. - № 9.

3. Кузнецова Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. - М.: Юрист, 1999.

4. Левкович В.П. Моральные нормы - регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. - 1976. - № 3.

5. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. -Киев, 1991.

6. Лукашева Е.А. Правосознание и законность. - М.: Просвещение, 1993.

7. Мухина B.C., Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. - 2002. - № 3, 4.

8. Смирнов Л.Б. Проблемы и перспективы уголовно-исполнительной системы России // Правоведение. - 2003. - № 3.

9. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. А.С. Михлина. - М.: Высшее образование, 2008.

10. Хвостов А.А., Кулагина С.И. Моральное сознание законопослушных граждан, осужденных и сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исправительной системы. - 2002. - № 7 (19).

11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Гуцев Олег Владимирович,заместитель начальника управления ФСИН России. E-mail: oleg061561@gmail.

УДК 371.315

Т.В. Доржиева ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В работе анализируется проблема обучения одаренных детей с использованием информационных технологий, представлены особенности обучающих электронных курсов, разрабатываемых для одаренных детей.

Ключевые слова: одаренность, Интернет, обучение, информация, компьютерные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.