УДК 340.12
Г.С.Беляева
К вопросу о сущности правового режима
Сущность правового режима рассматривается путем анализа его признаков и понятия. К признакам правового режима автор относит его обязательное нормативно-правовое закрепление, специфическую цель, особый порядок регулирования, системный, комплексный характер, особую структуру.
Ключевые слова: правовой режим, сущность, признаки, понятие.
G.S.Beliaeva
To the question about the substance of the legal regime
The substance of the legal regime is examined through an analysis of its features and concepts. Signs of a legal regime, the author considers it mandatory regulatory consolidation, specific purpose, a special regulation, system, complex character, a special structure.
Keywords: legal regime, the substance, characteristics, concept.
настоящее время понятие «правовой режим» активно используется как в нормативно-правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, являясь одной из важнейших и широко распространенных категорий в общей теории права и государства и в отраслевых науках. Тем не менее, несмотря на то, что категория правового режима правомерно востребована различными областями научного знания и постоянно встречается в текстах нормативноправовых актов, это понятие прочно вошло в юридическую терминологию и общественно-политический лексикон для обозначения различных правовых состояний, можно констатировать, что оно остается одним из наиболее сложных и недостаточно изученным в правоведении.
Как результат, встречается немало научных трудов, в которых данное понятие используется применительно к объектам правового регулирования (особенно в отраслях права), видам деятельности, субъектам права и т.д. относительно свободно и часто неоправданно, без учета предназначения и истинной сущности правового режима в системе правового регулирования.
В нормативной сфере, хотя режимное регулирование фактически полностью перешло с узковедомственного уровня на законодательный, данная юридическая конструкция нередко бездействует как в силу нечеткости текста закона, отсутствия необходимых элементов, обеспечивающих ее бесперебойную работу, так и в результате погрешностей юридической техники, что, в свою очередь, негативно
отражается и на качестве правоприменительного процесса [1].
В итоге, несмотря на многообразие значений категории «правовой режим» в юридической литературе она пока не получила полного освещения и, в основном, используется в различных отраслях права применительно к характеристике объектов правового регулирования. Так, можно встретить такие определения правового режима применительно к объектам правового регулирования: «правовой режим информации - это характеристика такого объекта правоотношений как информация, вытекающая из ее нематериальной природы» [2].
Проблема усугубляется еще и тем, что даже в рамках узкоотраслевых исследований понятие правового режима часто используется как «обиходное», уже известное и не нуждающееся в уточнении. В исследованиях подобного рода правовой режим нередко упоминается только в названии работы. Как результат, растет количество научных трудов, в которых данное понятие употребляется применительно к объектам правового регулирования (особенно в отраслях права), видам деятельности, субъектам права и т.д. подчас относительно свободно и часто неоправданно, без учета предназначения и истинной сущности рассматриваемой категории в системе правового регулирования.
Все эти негативные тенденции - следствие недостаточного научного освоения всех возникающих вопросов относительно понятия правового режима в общей теории права и государства, отсутствия его целостной непротиворечивой теории (концепции).
Таким образом, в целях преодоления узкоотраслевого понимания правовых режимов (по сути, сведения их к определению объектов права) и неоправданного использования их в контексте нормативно-правовых актов и научных исследований необходима постановка проблемы изучения правовых режимов как фундаментального общетеоретического направления.
С нашей точки зрения, в целях унификации представлений о сущности правового режима и ее осмысления целесообразно обратиться к выявлению признаков правового режима, поскольку, как известно, сущность любого явления всегда проявляется посредством изучения его признаков.
Соответственно, приступим к установлению таковых и их характеристике.
1. Правовой режим, как и любое средство правового регулирования, подлежит обязательному нормативно-правовому закреплению.
Закрепление правовых режимов в нормативно-правовых актах различного уровня посредством письменной формы позволяет:
- четко обозначить, комплекс правовых средств, используемых для регулирования (охраны) общественных отношений. Это необходимо как для правоприменителя, так и иным субъектам, реализующим право;
- предоставить субъектам, вовлеченным в орбиту правового режима или собирающимся вступить в «режимные» отношения информацию о правилах поведения в рамках данного режима и тем самым настроить (мотивировать) их на правомерное поведение. Соответственно, стимулом может выступать либо желание реализовать свои права и законные интересы в общерегулятивных правоотношениях, либо избежать возможности привлечения к юридической ответственности в правоотношениях охранительных [3].
Нормативно-правовое закрепление правовых режимов осуществляется в нормативно-правовых актах различной юридической силы.
Основными нормативно-правовыми актами, закрепляющими правовые режимы, являются законы. В них, как правило, правовые режимы регламентируются самым подробным образом, закрепляются правовые средства (механизмы), входящие в состав правовых режимов, принципы и гарантии их реализации (обеспечения), включая отсылочные и бланкетные нормы, как правило, содержащие юридическую ответственность за нарушение режимных требований.
При этом закреплению правового режима может быть посвящен как весь нормативноправовой акт (например, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ
«О чрезвычайном положении» [4]), так и его часть: раздел, глава, несколько статей или даже одна статья (например, режим законного имущества супругов в Семейном Кодексе РФ, специальные налоговые режимы в Налоговом Кодексе РФ и другие).
Установленные законом правовые режимы отличаются стабильностью и комплексным характером регулируемых общественных отношений.
Определенную роль в формировании правовой основы правовых режимов играют подзаконные нормативно-правовые акты, которые могут: а) устанавливать определенные виды правовых режимов. Например, Указ Президента РФ от 06.05.2010 № 554 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [5]; б) предусматривать перечень актов нормативного правоприменения во исполнение норм, содержащихся в соответствующих федеральных законах. Так, на основании ФКЗ «О чрезвычайном положении» Президент Российской Федерации при введении режима чрезвычайного или военного положения на определенной территории обязан издать Указ, в котором определяет основные меры по его обеспечению (ст. 4 Закона); в) содержать правоприменительные полномочия и другие юридически значимые действия. Например, создание федерального или специального временного органа управления на территории действия особых правовых режимов; там же, руководствуясь законом и указом, устанавливать конкретные территориальные и временные параметры комендантского часа.
2. Специфическая цель правого режима -специфическое регулирование общественных отношений, создание особого порядка правового регулирования.
Цель представляет собой будущий результат, то, к чему стремится субъект; цель это представление о модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта [6].
Важность исследования целей правовых режимов определяется несколькими причинами. Это позволяет, во-первых, глубже изучить сущность и назначение рассматриваемого явления в системе правового регулирования; во-вторых, осознать ценность режимного регулирования общественных отношений для субъектов права; в-третьих, решить проблемы, возникающие на пути эффективного режимного регулирования, поскольку важным критерием эффективности выступает степень достижения нормативно установленных целей.
ю
Цель правового режима можно определить как предполагаемую или закрепленную государством идеальную модель какого-либо социального явления (состояния, процесса), достигаемую при помощи реализации правовых средств, входящих в его (правового режима) состав.
Цели, стоящие перед правовым режимом, весьма разнообразны. Однако единой (комплексной) целью правовых режимов, исходя из их сущности, можно признать оптимальное регулирование общественных отношений, преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения субъектами (правовыми средствами и способами) своих интересов, создание благоприятного режима для правомерных действий и неблагоприятного режима для противоправных.
Как точно замечает Э.Ф. Шамсумова, «функции правовых режимов, как конкретные, оптимальные направления воздействия права, определяются целями: упорядочить особым способом, организовать определенные общественные отношения, увеличить коэффициент полезности самого права, усовершенствовать механизмы правового регулирования, и, с другой стороны, предметно-практические, они конкретизированы и связаны с определенной отраслью и определенным объектом» [7].
Цели правового режима, как правило, формально определены в нормативно-правовом акте, который является юридическим основанием введения, функционирования и прекращения действия данного правового режима. Например, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [8], режим контртеррористической операции вводится в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства на период ее проведения. В данном случае правовые режимы, основанные на ограничениях, обеспечивают эффективное функционирование общерегулятивных правовых режимов.
Таким образом, цель правового режима охватывает содержательную сторону правового режима - основания, причины установления, от которой, в свою очередь, зависит юридическое наполнение режимного пространства -срок действия, территория распространения, объекты правового воздействия, соотношение стимулов и ограничений, юридическая ответственность за нарушение режимных требований и т.д.
3. Особый порядок регулирования, состоящий в особом сочетании правовых средств: дозволений и запретов, позитивных обязыва-ний и рекомендаций [9], стимулов и ограничений [10] и т.д.
Именно специфическая комбинация преимуществ (основанных на дозволительном типе правового регулирования) и ограничений (основанных на разрешительном типе правового регулирования) при доминировании либо первых, либо вторых и создает особый режим регулирования.
Как верно замечает М.М. Султыгов, «не случайно в рамках правового режима проявляются различные способы правового регулирования, но в каждом режиме это во многом определяет его специфический настрой
- один из способов зачастую выступает как приоритет или доминанта над другим, вследствие чего этот приоритетный способ играет определяющую роль в правовом регулировании и создает при этом особое специфическое направление или удобную для себя атмосферу, «климат» [11].
В зависимости от того, какие правовые средства доминируют в правовых режимах, они бывают либо симулирующими, либо ограничивающими.
4. Из изложенного выше вытекает следующий признак правового режима: создание благоприятных (неблагоприятных) условий для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые режимы с доминирующим дозволительным началом (рекомендации, поощрения, льготы и т.д.) создают благоприятные условия для удовлетворения интересов субъектов права. Так, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [12] создает льготный правовой режим для вышеназванных субъектов, который заключается в установлении специальных налоговых режимов, упрощенных правилах ведения налогового учета, упрощенных формах налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; льготного порядка расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; мер по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (подчеркнуто нами - Г.Б.) и т.д.
Правовые режимы, где как тип правового регулирования доминируют ограничения (в том числе и запреты, обязывания, приостановления и т.д.), создают, соответственно, неблагоприятные условия для субъектов. Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение,
полномочии органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления; б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства (подчеркнуто нами
- Г.Б.) и т.д.
5. Системный и комплексный характер правовых режимов, как его признак, проявляется в том, что правовой режим, будучи инструментом в системе правового регулирования, сам является системным образованием, состоящим из подсистем, характеризующихся целостностью, целесообразностью, логичностью, сочетаемостью и т.д.
Правовой режим - это упорядоченная совокупность (система) правовых средств. В рамках этой системы правовые средства сочетаются строго определенным образом, тесно взаимосвязаны и действуют комплексно, создают определенную атмосферу правового регулирования - степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовой режим по своей юридической природе снабжен всеми средствами, необходимыми и достаточными для его функционирования (правила поведения, положи-
тельные и отрицательные санкции, включая юридическую ответственность за нарушение режимных требований и т.д.). При этом действие правовых режимов охватывает целый комплекс систем, взятых во временных и пространственных границах (правовые статусы субъектов права, объекты права, юридические факты и т.д.) [13].
6. Особая структура правового режима. В структуру правового режима могут быть включены правовые средства различного состава и уровня (простые и комплексные): элементы механизма правового регулирования (правовые нормы, отношения, акты реализации права, юридические факты и т.д.), существенные характеристики субъектов и объектов права, пространственно-временные характеристики регулируемых отношений, система гарантий реализации правового режима, правовые принципы, цели правового регулирования.
Суммируя вышесказанное, правовой режим можно определить как особый порядок правового регулирования общественных отношений, основанный на определенном сочетании правовых средств (в том числе способов правового регулирования), гарантий и принципов, создающий благоприятные (неблагоприятные) условия для удовлетворения интересов субъектов права и направленный на достижение оптимального социальнозначимого результата.
ЛИТЕРАТУРА
Беляев В.П. О процессуальной форме юридической деятельности // Юрист. 2005. № 8. С. 47-51.
Терещенко Л.К. Правовой режим информации: автореф. дис. ... докт. юрид наук. М., 2011. С. 14.
Беляев В.П., Беляева Г.С., Рубченко С.О. Процессуально-правовой режим юридической деятельности. Курск., 2011. С. 74-93.
О чрезвычайном положении: Федер. конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.
О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Указ Президента Рос. Федерации от 06.05.2010 № 554 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 19. Ст. 2301.
Карташов В.Н. Система систем: очерки общей теории и методологии. М., 1995. С. 69.
Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 103.
О противодействии терроризму: Федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.
Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19.
11. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: дис.. докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 45-46.
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
13. Брыксина Г.С. Проблемы теории правового режим органа государственной власти: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2004.
9.
10.
REFERENCES
1. Beliaev V.P. About procedural form of legal activity. Iurist - Lawyer, 2005, no.8, pp. 47-51 (in Russian).
2. Tereshchenko L.K. Pravovoi rezhim informatsii: avtoref. dis. ... dokt. iurid nauk [Legal regime of information: abstract Diss. ... Doct. Jorid Sciences]. Moscow, 2011. p. 14.
3. Beliaev V.P., Beliaeva G.S., Rubchenko S.O. Protsessual’no-pravovoi rezhim iuridicheskoi deiatel’nosti [Procedural-legal regime of legal action]. Kursk., 2011. pp. 74-93.
4. State of emergency: Feder. constitutional law from 30.05.2001 No. 3-FKZ // Collected legislation of the Russian Federation. 2001. No. 23. Article 2277.
5. About the improvement of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations: the Decree of the President Grew up. Federation dated 06.05.2010 No. 554 // Collected legislation of the Russian Federation. 2010. No. 19. Article 2301.
6. Kartashov V.N. Sistema sistem: ocherki obshchei teorii i metodologii [System of systems: essays on general theory and methodology]. Moscow, 1995. p. 69.
7. Shamsumova E.F. Pravovye rezhimy (teoreticheskii aspekt): dis. ... kand. iurid. nauk [Legal regimes (theoretical aspect): Dis. ... PhD in Jorid. Sciences]. Ekaterinburg, 2001. p. 103.
8. About the improvement of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations: the Decree of the President Grew up. Federation dated 06.05.2010 No. 554 // Collected legislation of the Russian Federation. 2010. No. 19. Article 2301.
9. Alekseev S.S. Obshchie dozvoleniia i obshchie zaprety v sovetskom prave [General permission and the General prohibitions in Soviet law]. Moscow, 1989. p. 185.
10. Mal'ko A.V., Rodionov O.S. Legal regimes in Russian law. Zhurnal rossiiskogo prava - Journal of Russian law, 2001, no.9, p. 19 (in Russian).
11. Sultygov M.M. Konstitutsionno-pravovoi rezhim ogranicheniia gosudarstvennoi vlasti: dis.... dokt. iurid. nauk [Constitutional and legal regime for the limitation of state power: Diss. ... Doct. Jorid Sciences]. Saint-Petersburg, 2005, pp. 45-46.
12. On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation: the Federation. the law of 24.07.2007 № 209-FZ // Collected legislation of the Russian Federation. 2007. No. 31. Article 4006.
13. Bryksina G.S. Problemy teorii pravovogo rezhim organa gosudarstvennoi vlasti: dis. ... kand. iurid. nauk [Problems of the theory of the legal regime of the public authority: Dis. ... PhD in Jorid. Sciences]. Tambov, 2004.
Информация об авторе:
Беляева Галина Серафимовна
(Россия, Белгород)
Доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права. Юго-Западный государственный университет. E-mail: belvp46@mail.ru
Information about the author:
Beliaeva Galina Serafimovna
(Russia, Belgorod)
Associate professor, PhD in law, associate professor of Department of theory of state and law. Southwest State University.
E-mail: belvp46@mail.ru