Научная статья на тему 'Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования'

Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3918
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / SPECIAL LEGAL REGIME / НЕСТАНДАРТНАЯ СИТУАЦИЯ / NON-STANDARD SITUATION / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / SPECIAL PURPOSE / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / THE SPECIFIC LEGAL TOOLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Лиманская Анна Петровна

В настоящей статье авторами предпринята попытка рассмотрения отдельных аспектов специального правового режима как особой разновидности правового режима. Анализируется сущность специального правового режима, определяется его роль в механизме правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Лиманская Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Legal Regime as the Specific Mean of Legal Regulation

The author attempts to address particular aspects of the special regime as a special kind of legal regime. Analyzes the nature of the special legal regime and is determined by its role in the mechanism of regulation.

Текст научной работы на тему «Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования»

да завода «Металлист», основанного ещё в 1889 г. Данный завод в 2010 г. был включён в инвестиционный холдинг «Энергетический союз», который выделил средства на замену старого оборудования современным и высокотехнологичным, на улучшение условий жизни высококвалифицированных специалистов. Эти меры позволили увеличить объём производства на 40%. Другим важным инвестором выступило предприятие ООО «Волгамет», специализирующееся на строительстве мусоросортировочных комплексов, выступающих альтернативой заводов по сжиганию мусора и обеспечивающего утилизацию бытовых отходов на территории в радиусе 130-150 км от Вольска.

Итак, моногорода - это своеобразный способ приспособления промышленной и научной базы страны к её различным ресурсным, географическим, климатическим, демографическим условиям. На определённой стадии развития политической и хозяйственной системы страны на территории определённых регионов формировались различные типы моногородов исходя из приоритетных целей и задач государственного строительства. Решение проблем моногородов напрямую связано с вовлечением их в процесс модернизации регионального хозяйства, охватывающий все отрасли и сферы. Это позволит диверсифицировать моногорода, уменьшить зависимость от градообразующего предприятия, превратить их в центры формирования благополучной жизни провинциальных жителей по всем регионам страны.

1 См.: Россия в цифрах. Моногорода России // Вести.Ки. URL:http://www.vesti.ru/videos?vid=222495&cid=360/ (дата обращения: 15.04.2013).

2 См.: Крощенко М. Моногорода в России поделят на депрессивные и прогрессивные // Вопросы социального обеспечения. 2009. № 20. С. 24.

3 См.: ЛюбовныйВ.Я. Роль моногородов в инновационной стратегии России. URL:http://monogorod.org/ ЦЪгагу/19.04.2011 (дата обращения: 17.05.2013).

4 См.: Моногорода России // Союз российских городов. URL:http://www.monogorod.org_£дата обращения: 18.04.2013).

5 См.: Нещадин А., Прилепин А. Моногорода России // Чео\ловек и труд. 2011. № 2. С. 34.

6 Подробнее об этом см.: Логинова Л.В., Дикунов С.А. Занятость населения моногорода: проблемы трансформации и развития / под ред. Л.В. Логиновой. Саратов, 2013. С. 28-36.

7 См.: Перспективы моногородов в современной России: Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL:http://www.minregion.ru/node/Perspektivy_monogorodov_v_ sovremtnnoi РрввИ (дата обращения: 15.04.2013).

А.В. Малько, А.П. Лиманская

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ОСОБОЕ СРЕДСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В настоящей статье авторами предпринята попытка рассмотрения отдельных аспектов специального правового режима как особой разновидности правового режима. Анализируется сущность специального правового режима, определяется его роль в механизме правового регулирования.

Ключевые слова: специальный правовой режим, нестандартная ситуация, специальные цели, специфические юридические средства.

© Малько Александр Васильевич, 2013

Доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации; e-mail: igp@sgap.ru

© Лиманская Анна Петровна, 2013

Старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии 120 правосудия; e-mail: limanskayaa@mail.ru

A.V. Malko, A.P. Limanskaya

SPECIAL LEGAL REGIME AS THE SPECIFIC MEAN OF LEGAL REGULATION

The author attempts to address particular aspects of the special regime as a special kind of legal regime. Analyzes the nature of the special legal regime and is determined by its role in the mechanism of regulation.

Keywords: special legal regime, non-standard situation, a special purpose, the specific legal tools.

В условиях реформирования российской правовой системы и происходящих изменений в политической, социально-экономической и других сферах общественной жизни повышается значимость специального регулирования отношений. Общество нуждается в определенном механизме, способном стабилизировать общественную жизнь и вместе с тем быстро отреагировать на отклонения от стандартной ситуации в целях предотвращения сбоя в правовом регулировании. В качестве такого механизма и выступает специальный правовой режим.

Необходимо отметить, что данный феномен в той или иной степени подвергался анализу, однако исследования велись и ведутся в основном в рамках отраслевых наук. На уровне общей теории права практически не предпринимается попыток в подобном направлении. Возникает закономерный вопрос: почему? На наш взгляд, причины подобной ситуации видятся в том, что, во-первых, в правовой науке так и не сложилось единства мнений в отношении юридической природы правового режима, а, во-вторых, проблема специального правового режима сравнительно недавно оказалась в поле зрения юридической науки и как особая ш

с

разновидность правового режима еще не обрела своей понятийной сущности и н

специфики. Как правило, исследователи изучали специальный правовой режим С

а

в рамках административного и налогового права1. Такая ситуация привела, с т

одной стороны, к незаконченному, недостаточно полноценному исследованию, к

а, с другой стороны, к слишком узкому пониманию термина. Г

На наш взгляд, специальный правовой режим выступает своего рода модифи- д

кацией общего правового режима, характеризующегося либо особыми льготами т

и преимуществами, состоящий в дополнительных правах либо особыми огра- н

ничениями, выражающийся в дополнительных запретах или позитивных обя- ¡й

зываниях. В то же время одного этого качества мало. Необходимо выделить еще и

ряд характерных особенностей специального правового режима. Эти признаки е

несколько роднят специальный правовой режим с общим понятием «правовой §

й

режим», но все же подчеркивают его специфику. а

Нормативной основой специального правового режима, так же как и общего, М

выступают нормативные правовые акты. В законодательных актах устанавлива- •

ется вид правового режима, его носитель, основания введения, субъект режимного 6

управления, специальные режимные правила и меры и т.д.2 Между тем система за- )

конодательства складывается из нормативных правовых актов двоякого характера. •

Первую группу образуют акты, специально посвященные определенному виду спе- 3 циального правового режима — о чрезвычайном положении, военном положении, об исключительной экономической зоне, о Государственной границе и т.д.

Ко второй группе относятся общие тематические законы, отводящие специальному правовому режиму роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов юридической

деятельности (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза). 121

Специальное правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определенного объекта, предмета или процесса (носителя специального правового режима), обладающих существенной спецификой, исключительно ценных для общества и государства или представляющих опасность в нестандартной ситуации. Следовательно, при установлении специального правового режима используется конкретная специфическая целевая установка.

Целью любого правового режима, в т.ч. и специального, является регулирование конкретных общественных отношений, установление особого порядка правового воздействия. При этом правовой режим регулирует социальную ситуацию либо формирует благоприятную среду для управомоченных субъектов в целях вовлечения их в желаемую деятельность, либо устанавливает жесткие, неблагоприятные условия для возможных нарушителей правил, закрепленных в режиме.

Вместе с тем у специального правового режима имеется своя специфическая цель стабилизационного либо стимулирующего характера. Стабилизационные цели предназначены для удержания параметров объекта в определенных рамках, тем самым препятствуя переходу объекта в область неуправляемых состояний. Они действуют на ограниченный период, в т.ч. в чрезвычайных и кризисных ситуациях, в условиях вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; обеспечения функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение, и т.д. В таких условиях может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, уничтожения материальных и духовных ценностей, дестабилизации разрушения социальной системы. Поэтому требуется принятие неординарных мер реагирования, не применяемых в обычных ситуациях. а Цели стимулирующего характера, напротив, создают более благоприятный

? порядок удовлетворения интересов субъектов. Они направлены на вознагражде-а. ние индивидуальных и коллективных субъектов за определенное правомерное | поведение, развитие отдельных территорий с помощью стимулирования экс-I порта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения

1 занятости населения, бюджетных доходов, привлечения инвестиций в отече-

а

| ственное производство и т.д. Например, цель специального правового режима

| безвизового въезда или выезда состоит в упрощении порядка въезда или выезда

| граждан двух и более государств на основе двусторонних и многосторонних со-

2 глашений о взаимных поездках граждан.

° Как известно, возникновение нестандартной ситуации вызвано специфически-

£ ми обстоятельствами и условиями, определенными конкретными временными

| и пространственными пределами. Однако законодатель, создавая правовую базу

I для эффективного регулирования подобных ситуаций, лишь предвидит возмож-

° ность наступления особых обстоятельств. Следовательно, специальные правовые

0

° режимы могут иметь потенциальный характер. Нормативные правовые акты, ре-

го

¿5 гламентирующие их, хотя и вступили в силу, но фактически не действуют. Чтобы

1 соответствующий специальный правовой режим стал реальным, необходимы до-| полнительные факторы. Так, например, основанием для введения чрезвычайного

положения могут являться чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Однако реальное возникновение чрезвычайных обстоятельств еще не означает, что такое положение будет автоматически введено. Федеральный конституционный закон от 31 мая 2001 г. № 3-ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» устанавливает такие дополнительные условия, при наличии которых этот режим 122 объявляется как наличие чрезвычайной ситуации, реально угрожающей безопас-

ности многих граждан или конституционному строю; ее устранение невозможно без применения чрезвычайных мер; имеется Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, утвержденный Советом Федерации3.

По сравнению с общим правовым режимом, специальный режим является более гибким. Данное качество рассматриваемого феномена выражается в способности более чутко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать, учитывать особенности тех или иных объектов и субъектов, а следовательно, претерпевать отдельные перестроения для осуществления оперативного реагирования на изменившиеся условия правовой действительности.

Безусловно, одной лишь способностью к функциональным реформациям не исчерпывается такое свойство специального правового режима, как гибкость. В данном ракурсе необходимо подчеркнуть еще одну особенность специфического средства правового воздействия — его локальность. Специальный правовой режим, как правило, достаточно четко и конкретно очерчивает определенные сферы правовой действительности или объекты правового воздействия. Это происходит в силу экономических, политических, информационных и правовых условий. В границах этих областей общественных отношений специальные правовые режимы могут приобретать адресный характер. Так, например, приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н4 утвержден Перечень оффшорных зон, предусматривающих серьезные налоговые льготы для инвесторов.

Еще одна особенность специального правового режима состоит в особом сочетании различных юридических средств, используемых в правовом регулировании. Подобная совокупность правовых средств образует специальные правила поведения и жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер. При этом данный набор мер может носить временный характер. Объем и характер ограничений и стимулов определяется субъектами принятия решения о введении дополнительных мер конкретным специальным правовым режимом. Временные ограничения и стимулы могут содержать ограничения и льготы в финансово-экономическом сотрудничестве, международных поездках, железнодорожном и воздушном сообщении, пребывании граждан и лиц без гражданства на определенной территории и т.д.

Отмеченное обстоятельство позволяет прийти к выводу о том, что в ряде случаев специальные правовые режимы тесно взаимодействуют с другими правовыми режимами, т.е. носят комплексный характер.

Нередко специальные правовые режимы предполагают упрощенный порядок изменения содержания режима. Это позволяет при обнаружении определенного несоответствия используемых правовых средств требованиям среды или их неэффективности оперативно подкорректировать содержание режима.

В ряде специальных правовых режимов предусматривается право субъектов самим определять «режим поведения», т.е. физическое или юридическое лицо в определенной сложившейся ситуации может по своему усмотрению принять ту или иную модель поведения из числа определенных законом. Например, специальные режимы уплаты налогов (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и др.) могут быть самостоятельно избраны налогоплательщиками.

Таким образом, специальный правовой режим представляет собой установленный специальным законодательством порядок регулирования, отличающийся высокой степенью определенности и четкости правового воздействия, заключаю-

щийся в особом сочетании юридических средств, состоящих в дополнительных правах, запретах или обязываниях, направленных на упорядочение специфических процессов, явлений и отношений.

1 См.: Румянцев Н.В. Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях. М., 2010; Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы. М., 2008; Ильин А.Ю. Специальные налоговые режимы: правовой механизм применения, развития и совершенствования // Финансовое право. 2011. № 3. С. 20-27; Терещенко Л.К. Специальные правовые режимы информации в законодательстве Российской Федерации и международных актах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 2. С. 69-75; Братановский С.Н. Сущность и виды специальных правовых режимов информации // Гражданин и право. 2012. № 9. С. 3-17; Рушайло В.Б. Законодательные и теоретические основы специальных административно-правовых режимов // Российский следователь. 2004. № 2. С. 39-41; Он же К вопросу о теории классификации специальных административно-правовых режимов в сфере обеспечения безопасности // Право и политика. 2003. № 10. С. 49-55.

2 См.: Попова НФ. О классификации специальных административно-правовых режимов // Вестник Российского гуманитарного ун-та. 2008. № 5. С. 41-42.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2277.

4 См.: Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 50.

В.А. Труханов

КАЗАЧЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье казачество рассматривается как специфическая социальная группа российского общества, принимающая активное участие в его социально-политической жизни, в общем ходе российской истории.

Ключевые слова: казачество, политическая роль, социальная роль, исторический аспект, этнос, социальная группа, власть.

V.A.Trukhanov

COSSACKS IN POLITICAL LIFE OF RUSSIA: HISTORICAL ASPECT

In article it is spoken about the Cossacks as to the specific social group of the Russian society taking active part in socio-political life in the general course of the Russian history.

Keywords: Cossacks, political role, social role, historical aspect, ethnos, social group, power.

Проблемы межнациональных отношений в современной России являются одними из актуальных и останутся таковыми еще долгое время. Причины этого лежат в исторических, культурных, психологических, ментальных и других особенностях возникновения и жизнедеятельности различных этносов и социальных групп в нашем полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Все это требует комплексного и тщательного изучения с целью выявления возможного конфликтного потенциала в теле социума и последующей его нейтрализации. Одной из малоизученных проблем является участие казачества в политической жизни России. Используя исторический метод в изучении этнических и соци-

© Труханов Виктор Александрович, 2013

Доктор политических наук, профессор кафедры истории и социологии политики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: truhanov_viktor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.