Научная статья на тему 'К вопросу о сущности потребностей человека в системе жизнеобеспечения'

К вопросу о сущности потребностей человека в системе жизнеобеспечения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1609
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубова Марина Ильинична

Рассматриваются подходы к определению понятия «потребности человека». Выделяются основные виды потребностей, устанавливается иерархия потребностей в системе жизнеобеспечения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности потребностей человека в системе жизнеобеспечения»

© Голубова М. И., 2012

ГОЛУБОВА Марина Ильинична

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов и налогообложения

Северо-Кавказский федеральный университет

357500, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск. ул. 40 лет Октября, 56 Контактный телефон: (903) 415-04-65 Б-таИ: goLubovami@maiL.ru

К вопросу о сущности потребностей человека в системе жизнеобеспечения

Ключевые слова: система жизнеобеспечения; потребности; человеческая деятельность; виды потребностей.

Аннотация. Рассматриваются подходы к определению понятия «потребности человека». Выделяются основные виды потребностей, устанавливается иерархия потребностей в системе жизнеобеспечения человека.

На современном этапе развития региональной науки возникает необходимость проведения исследований, которые позволили бы описать систему жизнеобеспечения человека, в том числе горожанина, в виде ряда взаимосвязанных подсистем, каждая из которых выполняет специфические задачи адаптации к меняющимся условиям социально-экономической среды. Формирование данных подсистем должно базироваться на элементах, которые составляют их основу. Такими элементами могут быть потребности человека.

Потребности возникли с появлением человека. Вся история развития общества есть бесконечный процесс обновления и возвышения человеческих потребностей. Потребности чрезвычайно разнообразны. Часть из них удовлетворяется с помощью естественных благ, рожденных природой и не подвергавшихся воздействию человека. Однако большинство потребностей удовлетворяется с помощью благ, которые получены благодаря воздействию человека на природу, т. е. являются результатом труда. Наконец, существуют потребности, которые удовлетворяются без помощи каких-либо особых благ, созданных человеком или взятых у природы (например, потребность в любви, в дружеском общении с другими людьми, в наслаждении природой и т. д.).

Русские экономисты еще в конце XIX — начале XX в. определяли потребности как врожденные, естественные свойства и стремления человека, субъективные ощущения недостатка каких-либо благ, как своего рода страдание или известные психические переживания и эмоции, чувство нужды в чем-то и даже неудовольствия.

Советские ученые, давая определения потребностей, пытались установить причинно-следственные связи между ними и материальными и социальными объективными условиями. За это время накопилось множество определений понятия «потребность», сформулированных экономистами, философами, психологами.

Одна группа ученых характеризует потребности как категорию, выражающую объективную необходимость. Например, П. С. Мстиславский пишет, что потребности — это «объективно необходимые условия жизни, соответствующие достигнутой исторической ступени развития общества и его членов» [1]. Примерно такую же характеристику потребностям дает и Б. В. Ракитский: потребности — это «условия жизни людей, ставшие и становящиеся общественно необходимой нормой в соответствии с достигнутой исторической ступенью развития общества и его членов» [2]. Подобные определения, выражающие ту же самую мысль, дают и многие другие авторы.

5 (43) 2012

Другая группа ученых при изучении потребности выдвигает на первый план субъективный элемент, практически теряя объективный характер потребностей. Чаще всего в такого рода определениях потребности трактуются как нужда в тех или иных благах. Например, П. Н. Орехович пишет: «Потребности — осознанная нужда в материальных и духовных благах» [3]. Э. Ф. Миженская характеризует потребность как объективную необходимость, «которая проявляется в форме нужды, желания, стремления индивидуума или общества в целом» [4].

К этой же категории можно отнести определения, сводящие потребности к запросам людей. Так, М. Френкель и И. Лахман трактуют потребности как «исторически сложившиеся, осознанные запросы людей» [5].

Некоторые авторы считают, что потребности отождествляются с волевым стремлением личности, с возбуждением. Например, Э. П. Горбунов утверждает, что «общественно-экономическая потребность суть порожденное потреблением субъективное, т. е. осознанное, волевое и целенаправленное стремление к обладанию теми или иными благами» [6].

Большое внимание изучению потребностей уделяют психологи. Они рассматривают потребности преимущественно через призму поведения человека, его психики, мотивов его действия, т. е. под иным углом зрения, чем политическая экономия. Но это ни в коей мере не снижает интереса к этим исследованиям. Психологические определения потребностей очень близки к экономическим и часто полностью совпадают с ними. Психологи единодушно определяют потребность как «нужду в чем-либо» и значительно реже — как «тяготение к определенному предмету или объекту» или «переживание».

В Большой советской энциклопедии потребности определяются следующим образом: «Потребность — испытываемая живым организмом в процессе его жизнедеятельности нужда в чем-либо» [7].

Современные отечественные ученые определяют потребность как «состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности» [8; 9; 10].

Потребности в современном понимании представляют собой побудительные силы человека, источник и движущую силу функционирования и развития людей, индивидов и общностей. Специфика человеческих потребностей определяется во многом социальной природой деятельности человека, поэтому они отражаются, осознаются в разных субъективных формах, образуя «...мотивационную подсистему человека: влечение — желания — стремления — хотения — интересы — ценностные ориентации — убеждения — цели — программы деятельности» [8]. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, т. е., осознавая потребность, субъективно человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Но человеческие потребности не универсальны, а сформированы социально, так как опосредованы процессом его воспитания, приобщения к миру человеческой культуры.

Многообразие потребностей человека обусловливает необходимость их научной классификации. В трудах российских и зарубежных ученых представлено множество классификаций человеческих потребностей. Все они отмечают сочетание биологического и социально-культурного, материального и духовного характера потребностей. Причем основой, нижним уровнем иерархии потребностей являются базовые, витальные (жизненные), физиологические потребности. Только после полного удовлетворения этих потребностей их место занимают новые (более высокие) потребности.

В научной литературе проблеме классификации потребностей человека уделено много внимания. Существует достаточно большое количество видов классификаций потребностей человека основанных на разнообразных признаках (критериях).

Предметом нашего анализа являются личные потребности, или потребности населения, которые, в свою очередь, также нуждаются в классификации. Личные потреб-

ности как экономическая категория выражают общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ (товаров и услуг).

Следует отметить, что личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей, ибо, осуществляя свою деятельность, человек стремится полнее удовлетворить потребности. В то же время сама деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем полнее они удовлетворяются.

По природе возникновения различают физические, социальные и интеллектуальные потребности.

Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, во сне и т. д. Эти потребности задаются самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном, комфортабельном жилье.

Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относится потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических, они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.

Интеллектуальные потребности рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Эти потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности и т. д. как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.

Естественность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует удовлетворения.

В основу формирования системы жизнеобеспечения, по нашему мнению, должны быть положены физические (материальные) потребности человека, ибо они охватывают предметы самой первой необходимости. Без их удовлетворения не было бы жизни, не существовало бы человеческого общества. В состав предметов первой необходимости в любую эпоху входят продукты питания, питье, одежда, жилище.

Понятие «предметы первой необходимости» с развитием общества расширялось, включая в себя все большее количество новых благ и услуг, однако значение этого термина остается прежним. Однако как бы ни расширялся круг привычных благ, все равно всегда будет сохранять свою силу тезис Ф. Энгельса о том, что «. люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» [11].

Физические (материальные) потребности, хотя и являются первейшими, все же имеют физиологический предел насыщения. Даже если неизменно совершается переход к более высококачественным продуктам питания, более привлекательным предметам одежды, все равно наступает момент относительного насыщения ими. Правда, за-

24 Известия УрГЭУ <

5 (43) 2012

тем процесс продолжается на новой основе, ибо предела его развитию нет, границы насыщения относительны.

Главное функциональное назначение удовлетворения физических (материальных) потребностей заключается в поддержании процесса жизни. В то же время удовлетворение материальной потребности в пище не только восстанавливает физические силы, но доставляет известное удовольствие. Точно так же одежда не только защищает от холода, но и приносит человеку эстетическое удовольствие, а также имеет для него престижное значение. Соответственно, систему жизнеобеспечения неизбежно будут дополнять некоторые социальные потребности, которые в современных условиях также составляют основу выживания человека (потребность в образовании, социальном обеспечении, воспитании детей).

Таким образом, функционирование системы жизнеобеспечения должно основываться на удовлетворении потребностей человека в пище, одежде, жилище, сохранении здоровья, передвижении, образовании, социальном обеспечении, воспитании детей, безопасности.

Источники

1. Мстиславский Я. С. Народное потребление при социализме. М., 1961.

2. Ракитский Б. В. Что такое экономические методы хозяйствования. М., 1969.

3. Орехович П. Н. Некоторые проблемы взаимосвязи производства и потребления при социализме. Ростов н/Д, 1968.

4. Миженская Э. Ф. Потребность как экономическая категория // Труды Киргизского университета. Секция политической экономии. Фрунзе, 1966. Вып. 2.

5. Статистическое изучение спроса и предложения. М., 1966.

6. Горбунов Э. П. Пропорции сбалансированной экономики. М., 1968.

7. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. 1965. Т. 34.

8. Орлов С. В. Человек и его потребности. СПб., 2007.

9. Сервисология. Человек и его потребности. М., 2008.

10. Верещагина Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. М., 2012.

11. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.