Соколова Н.А.
Челябинский государственный педагогический университет
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка», определяется их сущность, место и роль в образовательном процессе, выявляется специфика социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании детей.
Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно и получило развитие в работах А.С. Белкина, О.С. Газма-на, В.А. Горского, И.Ф. Дементьева, Ф.И. Кевля, Н.Н. Михайловой, Л.Я. Олиференко и других исследователей. Поддержка рассматривается как профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем.
Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «педагогическая поддержка», «психолого-педагоги-ческая поддержка», «медико-психолого-пе-дагогическая поддержка» и, наконец, «социально-педагогическая поддержка», которые встречаются в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства. Однако, хотя сегодня эти понятия широко используются в педагогической науке и практике, работ, посвященных их специальному анализу, практически нет.
Само слово поддержка в русском языке трактуется как «оказание помощи, содействие», поэтому различные виды поддержки следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи [7, с. 490]. Слово «поддержка» в словарях русского языка - идентично словам «помощь» и «содействие», однако в научной педагогической литературе для обозначения педагогической и образовательной деятельности, ориентированной на личность, индивидуальность ребенка, утвердилось понятие «поддержка».
В современной отечественной педагогической литературе можно встретить два подхода к рассмотрению этой проблемы. Один - трактует социально-педагогическую поддержку с позиции социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, второй - рассматривает
ее как помощь, содействие ребенку в развитии индивидуальности.
Первый подход к проблеме социально-педагогической поддержки с позиции помощи государства и общества социально незащищенным слоям, в том числе в решении индивидуальных проблем жизни и деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, встречается в социальной педагогике. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьев считают, что социально-педагогическая поддержка - это оказываемая профессионально подготовленными людьми помощь в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка в ситуации нарушения его базовых прав. Причем речь идет о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации [8].
Мы считаем такую позицию достаточно спорной, поскольку она сводит все многообразие проблем ребенка к нарушению его базовых прав и ограничивает социально-педагогическую поддержку лишь категорией детей, оказавшихся в трудной ситуации. Любой ребенок в своей жизни сталкивается с огромным количеством социальных проблем, касающихся общения, самоутверждения в среде сверстников, выбора ценностных ориентиров, социальной адаптации, детской, подростковой субкультуры и т. п. Поэтому закономерно возникает вопрос о целесообразности ограничения социальных проблем ребенка границами базовых прав. Тем более что базовые права могут нарушаться и у обычных детей. Например, оскорбление чести и достоинства ребенка в школе, что, к сожалению, встречается достаточно часто в реальной практике.
Близкую позицию занимают А.Т. Бойцова, Н.Ю. Конасова и еще ряд исследователей. Они трактуют социально-педагогическую поддержку как систему деятельности разных ведомств, направленную на создание
условий реализации прав особых категорий детей (детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей) на полноценное развитие, образование, досуг, охрану здоровья, участие в культурной и творческой жизни, на поддержку и помощь взрослого [4].
Если обобщить существующие определения социально-педагогической поддержки с позиции социальной защиты ребенка, то речь идет о системе межведомственного взаимодействия и педагогической деятельности, направленных на создание условий реализации прав особых категорий детей и решение индивидуальных проблем их жизни и деятельности. В этих определениях вызывает вопрос обоснованность выделения категорий детей, на которых распространяется социально-педагогическая поддержка. Мы считаем, что любой ребенок нуждается в создании условий для реализации своих прав и решении индивидуальных проблем жизнедеятельности в обществе, и в этом смысле нуждается в социальной и педагогической помощи.
Второй подход к определению педагогической и социально-педагогической поддержки (А.С. Белкин, О.С. Газман, Ф.И. Кевля, Н.Н. Михайлова), разделяемый нами, касается всех без исключения детей и ориентирован на помощь и содействие ребенку в процессе развития его индивидуальности [1, 2, 3, 6, 9]. Одним из первых термин «педагогическая поддержка» как ориентация педагогической деятельности на помощь старшеклассникам в самовоспитании, самоусовершенствовании, формировании научного мировоззрения, профессиональном самоопределении использовал А.С. Белкин в работе «Возрастная педагогика» [1, с. 54].
Серьезные исследования проблем педагогической поддержки осуществлялись О.С. Газманом, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфи-ным [2, 7]. Педагогическая поддержка рассматривается ими как помощь в индивидуализации ребенка, как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка.
Педагогическая практика неоднократно подтверждала, что сам ребенок может стать
непреодолимым барьером для воспитателя, если его интересы, потребности не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой педагог или родители. Часто воспитательные воздействия школы, семьи эффективны для определенного типа личности, легко поддающегося воспитательным воздействиям. Если же попадается ребенок, сопротивляющийся или испытывающий затруднения в процессе социализации, он определяется как трудновоспитуемый и система образования, пусть в мягкой форме, оказывает давление на него, не вникая особенно в причины, проблемы, индивидуальные особенности. К сожалению, несмотря на гуманистическую ориентацию современного образования, в реальной образовательной практике ребенок выступает в качестве объекта воспитания, его индивидуальность, интересы, потребности могут игнорироваться в процессе воспитания в семье и образовательных учреждениях.
В этом, по нашему глубокому убеждению, коренятся причины неэффективности педагогической деятельности. Дело здесь не в содержании образования или позиции воспитателя, а в формировании «самости» ребенка, в его стремлении самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. А значит, встает вопрос о том, как системе образования, образовательному учреждению, педагогу эффективно помочь ребенку в формировании «самостей» и при этом сделать так, чтобы ребенок эту помощь принял. Это новая для нашего образования задача, требующая теоретического обоснования и разработки практических мер по ее реализации, на что и ориентирована педагогическая и социально-педагогическая поддержка.
Исходя из этого, педагогическую поддержку можно определить как педагогическую деятельность по индивидуализации ребенка, оказанию помощи в развитии его «самостей». Очень важно осознать, что индивидуальность нельзя развить, сформировать извне. Индивидуальность может быть слабо или ярко выражена, ее можно подавить, заглушить, она может прорваться через все запреты и препоны, но развить собственную индивидуальность человек может только
сам. Извне индивидуальность можно поддержать, помочь ей проявиться в действии.
Процесс индивидуализации инициирует самореализацию, саморазвитие, самоактуализацию, более того, эти проявления личности рассматриваются как результат развития индивидуальности. Самореализоваться, само-развиться, самоопределиться может только то, что есть в наличии, т. е. глубина «самостей» зависит от глубины индивидуальности.
Проблемы педагогической и социальнопедагогической поддержки практически всегда рассматриваются относительно общеобразовательной школы. Цель школы - дать образование, определенное государственными стандартами, в целом педагогическая деятельность в школе носит программный характер, и деятельность по защите основных прав ребенка, развитию его индивидуальности, помощи в самоопределении, самореализации становится личной педагогической инициативой. Несколько иная ситуация в дополнительном образовании детей.
Дополнительное образование детей как никакая другая образовательная система располагает большими возможностями в осознании и реализации ребенком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и саморазвитию личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов и содержания деятельности.
Концепция модернизации дополнительного образования рассматривает учреждения дополнительного образования как определяющий фактор развития индивидуальности, склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Саморазвитие, развитие индивидуальности, самоопределение, самореализация ребенка в дополнительном образовании - социальный заказ, и общество сознательно создает условия для реализации этого заказа [5].
В основе деятельности всей системы дополнительного образования лежит интерес ребенка, который определяет содержание, формы, методы образования, поэтому дополнительное образование находится вне стандартов и нормативов образования. Более того, появление стандартов в дополнительном образовании уничтожит его сущность. Само содержание дополнительного образования меняется в зависимости от интересов и потребностей детей, родителей, поэтому в учреждении дополнительного образования не только педагог влияет на развитие индивидуальности ребенка, но и сама система. Учреждения дополнительного образования строят свою деятельность в тесном контакте научными, культурными, общественными учреждениями и объединениями, используя их возможности для выполнения своей миссии. Кроме этого, в дополнительном образовании процесс педагогической поддержки обусловлен определенными педагогическими условиями: субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка, вариативность образования, творческая среда, создание ситуации успеха для каждого ребенка [10].
Первое педагогическое условие -субъект-субъектное взаимодействие предполагает равноправное, активное общение педагога и ребенка в образовательном процессе. Конечно, педагог обладает большими знаниями и опытом, чем ребенок, и в этом смысле они не могут быть равны. Но образовательный процесс они творят вместе, выступая субъектами совместной деятельности, самоопределяясь, реализуясь и, как следствие, развиваясь в этом творчестве. Субъект-субъектное взаимодействие предполагает осознание субъектами (педагогом и ребенком) целей, условий, определение содержания и способов деятельности, адекватное оценивание ее результатов. В этом случае ребенок самостоятельно наравне с педагогом решает вопрос о том, какие задачи и как он должен решать. Второе педагогическое условие - вариативность образования, представляющее ребенку право выбора предмета, содержания, форм образования, индивидуальной образовательной траектории, педагога, у которого он хотел бы занимать-
ся. Педагог в дополнительном образовании тоже имеет право выбора содержания, форм, методов, технологий образования, поскольку он не ограничен нормативами, стандартами, типовыми программами. Третье педагогическое условие - создание творческой среды, призванной обеспечить оптимальные условия для реализации интеллектуальных, творческих, личностных способностей каждого ребенка. Четвертое педагогическое условие - создание ситуации успеха для каждого ребенка возможно лишь при реализации всего, о чем говорилось ранее: вариативности образования, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка, наличии творческой среды. Свобода выбора ребенком образовательного пути, поддержка педагога, рассматривающего ребенка как равноправного творца образовательного процесса, творческая среда учреждения дополнительного образования создают ситуацию успеха для любого ребенка.
Таким образом, педагогическая поддержка в системе дополнительного образования детей - это далеко не только деятельность педагога, но и создание условий образовательным учреждением для развития индивидуальности, субъектности, самоопределения, самореализации ребенка на основе его индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Значит, в дополнительном образовании можно говорить о социально-педагогической поддержке ребенка, которую мы рассматриваем как целенаправленную образовательную деятельность, ориентированную на решение проблем развития индивидуальности ребенка, его самоопределение и самореализацию, обусловленную социальным заказом общества к дополнительному образованию детей и спецификой его педагогических условий.
Попытаемся разграничить понятия «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка» и сферы их исследования (табл.).
Встает вопрос о месте педагогической и социально-педагогической поддержки в системе образования, о ее соотношении с воспитанием и обучением. Педагогическая и социально-педагогическая поддержка наря-
ду с обучением и воспитанием являются составной частью целостного процесса образования. Между ними существует диалектическая взаимосвязь, т. е. они могут пересекаться, обогащая, дополняя и развивая друг друга. Обучение направлено на овладение ребенком знаниями о мире, способах приобретения и использования этого знания, воспитание - на овладение системой ценностей, норм, установок, развитие социально значимых качеств личности, педагогическая поддержка - на осознание человеком своей индивидуальности, развитие субъектности, саморазвитие, самореализацию, выработку индивидуального стиля общения, учебной и трудовой деятельности. Педагогическая и социально-педагогическая поддержка дополняют обучение индивидуальным отношением к знанию и осознанным, основанным на понимании своих возможностей, способностей, потребностей выбором сферы образования и деятельности, а также определением индивидуальных способов реализации себя в этих сферах. Таким образом, педагогическая поддержка в обучении способствует самообразованию личности. Воспитание нацелено на формирование ценностных ориентаций, личности в целом. Но частью мировоззрения личности ценности становятся при условии их индивидуального «осмысления», «чувствования», выбора способов их «предъявления» обществу, т. е. в процессе интериоризации, что способствует самовоспитанию.
На протяжении многих лет жизни человек связан с системой образования, посещает дошкольное учреждение, школу, среднее или высшее учебное заведение, много учится, получает знания. Но часто это знания для школьного урока, для отметки в журнале, для получения документа об образовании, в крайнем варианте - для будущей профессии, но не знания для самого себя. Порой эти знания, навязываемые человеку, лишены личностного значения. В этом смысле можно говорить об эффекте обучения, но не об эффекте развития личности в обучении и, как следствие, больших потерях в плане личностных новообразований. Педагогическая - в школе и социально-педагогическая поддержка ребенка в допол-
Таблица. Смысловое значение понятия «социально-педагогическая поддержка»
№ п/п Понятие Определение Науки, изучающие проблему
1. Педагогическая поддержка Особая педагогическая деятельность в сфере обучения, общения, здоровья, творчества, досуга, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка Педагогика Психология Социология Философия История образования
2. Социальнопедагогическая поддержка с позиции социальной защиты ребенка Система деятельности, созданная на основе межведомственного взаимодействия, направленная на создание условий реализации прав особых категорий детей и решение индивидуальных проблем их жизни и деятельности Социальная психология Социальная педагогика Социология Педагогика Правоведение Экономика
3. Социальнопедагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании Целенаправленная образовательнаядеятельность, ориентированная на решение проблем развития индивидуальности ребенка, его самоопределение и самореализацию, обусловленная социальным заказом общества к дополнительному образованию детей и спецификой его педагогических условий Педагогика Психология личности Психология развития Социальная психология личности Педагогика дополнительного образования
4. Конкретно-исторический характер социальнопедагогической поддержки Социально-педагогическая поддержка выделилась на определенном этапе развития общества. Это связано с демократизацией общества, закреплением за ребенком прав, в том числе на свободу выбора, на самоопределение и самореализацию Философия История образования Социология
Рисунок 1. Педагогическая поддержка в процессе образования
нительном образовании позволяют разрешить эту проблему и сделать процесс образования значимым для ребенка.
Таким образом, педагогическая и социально-педагогическая поддержка не противостоят обучению и воспитанию, а дополняют и обогащают их привнесением личностного смысла. Однако, не сливаясь с обучением и воспитанием, педагогическая и социально-педагогическая поддержка могут корректировать педагогическую деятельность по обучению и воспитанию, помогая педагогу осознать реальные проблемы и жизнен-
ную ситуацию ребенка, овладеть способами оказания индивидуальной помощи.
Взаимосвязь обучения, воспитания и педагогической поддержки мы отразили в рис. 1.
Социально-педагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании и воспитание в отличие от общеобразовательной школы является приоритетным видом образовательной деятельности, поскольку обусловлена социальным заказом и содержанием деятельности, ориентированным на решение проблем развития индивидуальности ребенка, его самоопределение и самореализацию.
Список использованной литературы:
1. Белкин А.С. Возрастная педагогика / А.С. Белкин. Ч. 2. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ин-т, 1992.
2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. / О.С. Газман // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование: сб. ст. - М.: Инноватор, 1996.
3. Кевля Ф.И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка: дисс... д-ра пед. наук / Ф.И. Кевля. - Вологда, 2002.
4. Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку / Н.Ю. Кона-сова, А.Т. Бойцова, В.С. Кошкина, Е.Г. Курцева. - СПб.: КАРО, 2005.
5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Внешкольник. - 2004. - №12. - С. 4-7.
6. Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки: учеб. пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
8. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьев. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
9. Соколова Н.А. К вопросу о методологических основах социально-педагогической поддержки развития личности ребенка / Н.А. Соколова // Педагогическая поддержка развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей: теория и опыт: межвузовский сборник научных статей / Под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. - С. 28-34.
10. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования: учеб. пособие / Н.А. Соколова, Н.И. Фуникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004.