Колпакова ЕХ.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: alena210684@mail.ru
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»
В статье рассматриваются вопросы сущности категории «педагогическая поддержка». Предложен анализ особенностей существующих видов поддержки: психологической, педагогической и социально-педагогической. Проведен контент-анализ понятия «социально-педагогическая поддержка».
Ключевые слова: педагогическая поддержка, социально-педагогическая поддержка, индивидуальная помощь, индивидуальные особенности личности.
Развитие отечественной педагогической науки, определение личностно- ориентированных и развивающих парадигм создают основу для разработки новых моделей поддержки личности в открытом образовательном пространстве различных типов и видов образовательных учреждений. Следовательно, педагогическая поддержка должна рассматриваться как сложная, технологичная, но одновременно «психологоемкая» деятельность, в основе которой лежит совершенно иное понимание воспитания, чем было характерно для прежней парадигмы (воспитание - воздействие).
В современной психолого-педагогической литературе наличествует несколько позиций по организации индивидуальной педагогической поддержки. Одна из них сводится к тому, что педагогическая поддержка должна быть вспомогательным методом, который используется в определенные периоды обучения, а в дальнейшем личность может обходиться без сопровождения, полностью полагаясь на собственные силы. Другая-представлена точкой зрения о том, что педагогическая поддержка должна осуществляться на протяжении всего периода обучения, но менять задачи и степень влияния на слушателя и входить в общую систему медико; психолого; социально-педагогического сопровождения в качестве гуманистического интегрального направления профессиональной деятельности учреждения [4].
По мнению И. Беха, Н. Михайлова и С. Юсфина, при определении функции педагогической поддержки как помощи, оказанной учащемуся в развитии себя как субъекта собственной жизнедеятельности, она невозможна без самоопределения и самореализации в системе субъект-субъектных взаимоотношений [5].
Следует отметить, что завершенного, целостного описания в педагогической литературе данная категория пока не имеет. Это происходит в силу неоднородности и объемности самого поня-
тия «социально- педагогическая поддержка», часто в нем выделяются признаки, относящиеся к различным областям научного знания: педагогике, социальной педагогике, психологии, социологии. Педагогическая поддержка характеризуется как метод и форма воспитания, технология образования, позиция педагога; как «свободное общение», «отношение взрослого и ребенка».
В последнее время понятие «поддержка» упоминается в связи с проблемами, связанными с образованием детей и взрослых: социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогичес-кая поддержка, социально-психолого-педагоги-ческая поддержка, медико-педагогическая поддержка, медико-психологическая поддержка.
В зарубежных исследованиях педагогическая поддержка чаще всего рассматривается как школьное консультирование, психолого-педаго-гическая консультативная служба в системе образования - в США; как коучинг - помощь и содействие личности в позитивных изменениях - в Австралии; как помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская забота, курс личностного и социального образования - в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и выборе профессионального пути - в Голландии.
Анализируя употребление рассматриваемого понятия на Западе, С. А. Кульневич подчеркивает, что в Англии под категорией «guidance» имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, предполагающее обучение социальным навыкам, профориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, заботу, поддержку. Понятие «guidance» в США, как правило, связывают с превентивной (предупредительной) работой, а «counselling» - с деятельностью специалистов в работе с проблемами детей, которые уже возникли и существуют.
В отечественной науке педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.
Большинство сторонников педагогики поддержки (Е. Александрова, Т. Анохина, А. Бойко, В. Болгарина, О. Газман, Т. Григорьева, М. Каган, М. Ношина, М. Шимановский и др.) считают, что необходимо опираться на сильные стороны учащегося, избегать подчеркивания его промахов. М. Холодная, рассматривая педагогическую поддержку в процессе обучения, отмечает необходимость осуществления индивидуального подхода на основе учета индивидуальных психических и личностных особенностей учащегося и индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных психологических ресурсов. В связи с этим процесс обучения строится на основе принципа индивидуализации и включает в себя систему педагогической поддержки.
О. Газман, под педагогической поддержкой понимает «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни»[3]. По его мнению, педагогическая поддержка - это деятельность педагога, направленная на стимулирование само-становления учащегося как индивидуальности.
А. Мудрик рассматривает педагогическую поддержку как помощь в социальном воспитании в процессе социализации. И. Фру-мин определяет педагогическую поддержку как педагогические действия, которые ставят своей целью помощь школьникам в самореализации, в решении различных жизненных и образовательных проблем. В процессе поддерживающего образования педагог и учащийся оказываются равноправными субъектами, со-творцами образовательного и воспитательного процессов, взаимоотношения между ними приобретают действительно субъект-субъек-тный характер.
Под сущностью педагогической поддержки И. Зязюн, Н. Михайлов, Р. Сережников, Л. Фридман, С. Юсфин и другие понимают превентивную, оперативную помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем, в том числе связанных с жизненным, профессиональным, этическим выбором.
Т Анохина под педагогической поддержкой понимает систему средств, обеспечивающих помощь учащимся в самостоятельном индивидуальном выборе (моральном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении), в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Т. Анохина, М. Шимановский определили и основные принципы обеспечения педагогической поддержки: опора на имеющиеся силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности, ориентация на способность учащегося постоянно преодолевать препятствия, общность, сотрудничество [2].
Таким образом, в современных педагогических исследованиях, педагогическая поддержка в большей степени выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как процесс создания психологически комфортных условий для его успешного личностного развития, как воспитательная технология.
Согласно трактовке О. Беспалько, социальная поддержка - это система мероприятий субъектов социально-педагогической работы, направленной на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг. Он выделяет наиболее распространенные виды социальной поддержки: материальную, психологическую, педагогическую, правовую и т. д. [1].
Психологическая поддержка направлена на мобилизацию внутренних ресурсов клиента с целью изменения представления о безысходности его положения, восстановления защитных сил организма, формирование уверенности и мотивации для преодоления чувства тревоги, страха или вины, психологических комплексов, неуверенности в своих силах, укрепление активной, деятельной личностной позиции. При этих обстоятельствах приоритетное значение предоставляется педагогическому компоненту, который определяет общую стратегию руководства этим процессом на пути преодоления биологических и социальных ограничений личности [8].
Социально-педагогическая поддержка -это та деятельность, которая «располагается» в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования личности средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка.
Социально-педагогическая поддержка -деятельность, направленная на оказание пре-
вентивной и оперативной помощи ребенку в решении его социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности
Социально-педагогическая поддержка - это система социально-педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.
В. Тесленко предложена формулировка, отражающая существенную характеристику социально-педагогической поддержки как вида профессиональной деятельности социального педагога. Социально-педагогическая поддержка детей - это особый вид специально организованной профессиональной социально-педагогической деятельности, заключающейся в выявлении, определении и решении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полно-
ценное развитие и основывающейся на индивидуально-ориентированной помощи и сотрудничестве в его жизненном самоопределении [7].
Таким образом, актуальность изучения сущности социально-педагогической поддержки определяется рядом противоречий, сложившихся на современном этапе развития педагогической науки. Среди них выделяются следующие:
- между необходимостью теоретического обоснования процесса социально- педагогической личности на разных этапах жизнедеятельности и неразработанностью соответствующих содержательных, организационно-педагогических и процессуально-деятельностных средств;
- между необходимостью повышения эффективности социально-педагогической поддержки личности и отсутствием комплексной теории и практики ее осуществления.
29.03.2011
Список литературы:
1. Беспалько О.В. Соцальна педагогка: схеми, таблиц, коментар. К.: Центр учбово лтератури. - 2009. 208 с.
2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования// Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. Краснодар. - 1998. - Вып. 3. - С. 50.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: 2003. 320 с.
4. Кононенко Н.В. Преодоление последствий социальной депривации у подростков в условиях детского дома: результаты эксперимента. Майкоп: Качество. - 2009. 33 с.
5. Кордубан И.Л. К вопросу о содержании понятия поддержка в современной педагогической практике // Сборник науч. трудов. СевКав ГТУ Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - №4. - С. 15- 21.
6. Олиференко Л. Я. Профилактика социального сиротства: региональная модель// Социальная педагогика. - 2003. - №1. -С. 66- 69.
7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Наука. - 2002. 256 с.
Сведения об авторе:
Колпакова Е.С., документовед кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного
педагогического университета, аспирант 460000, г. Оренбург, пр-т Гагарина, 1/3, e-mail: alena210684@mail.ru
UDC 376(06)
Kolpakova E.S.
Orenburg State Pedagogical University E-mail: alena210684@mail.ru
CONTENT-ANALYSIS of CONCEPTS «SOCIO - EDUCATIONAL SUPPORT»
In the article we considered questions of the essence of the category «educational support». Suggested a singularity analysis of the existing types of support: psychological, educational and social - pedagogical. We have made a content analysis of the concept of «socio-pedagogical support.
Key words: educational support, social - pedagogical support, individual assistance, individual personality traits.
Bibliography:
1. Bespalko O.V. Social pedagogy: schemas, tables, comments. K: Center for textbooks. - 2009. 208 pp.
2. Bederhanova V.P. Educational support the individualization of personality in the education // Psychological problems of self-realization: Collection of scientific papers. Krasnodar. - 1998. - Vol. 3. - P. 50.
3. Guzman O.S. Non-classical education: from pedagogy to authoritarian pedagogy of freedom. M.: 2003. 320 p.
4. Kononenko N.V. Overcoming the effects of social deprivation in adolescents in a children’s home: experimental results. Maikop: Quality. - 2009. 33 p.
5. Korduban I.L. To a question about the content of the concept of support in modern teaching practices // Collection of Scient. tr. SevKav GTU Series «The Humanities». - 2009. - №4. -P. -15-21.
6. Oliferenko L.Y Prevention of social orphan hood: a regional model // Social Pedagogy. - 2003. - №1. -P. -66-69.
7. Oliferenko L.Y, Shulga T.I., Dementieva, I. F. Socio-educational support for children at risk. M.: - 2002. 256 p.