УДК 376
Смолонская Анна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ipp@ksu.edu.ru
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
Статья посвящена проблеме социально-педагогической поддержки особых детей. Показано, что социально-педагогическую поддержку необходимо рассматривать как процесс и особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем особого ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, особые дети, социально-педагогическая деятельность, интеграция, психолого-педагогическая поддержка, скрининг, правозащитная деятельность.
Проблемы комплексной социально-психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья приобретают особую значимость и актуальность. Социально-педагогическая поддержка как особая область педагогической деятельности рассматривается в виде одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании таких детей. Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, все более расширяющаяся интеграция во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи данной категории населения.
Различные аспекты социально-педагогической поддержки особых детей рассматривают Л.Н. Антонова, О.Ю. Арсентьева, Н.М. Бурыкина, М.А. Бялик, И.Ф. Дементьева, И.Н. Евграфова, Е.А. Екжанова, Е.А. Иванюк, Г.Б. Корнетов, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, С.А. Расчетина,
Н.Н. Суртаева, Т.И. Шульга и др.
Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Социальная помощь рассматривается как комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Данный вид помощи носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям, пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, педагогических, психологических, правовых, бытовых и др.) с целью оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или
нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Социальная поддержка предполагает предоставление информации, материальных пособий возможности обучения, иных льгот отдельным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальная поддержка рассматривается как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально слабых групп населения (отдельных семей, граждан), испытывающих жизненные трудности.
В системе социальной помощи на современном этапе развития общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями.
Основная идея педагогической поддержки (О.С. Газман) определяется как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья.
О.С. Г азман рассматривает теорию педагогической поддержки на основе гуманистического мировоззрения, оперируя такими понятиями как «свобода» и «необходимость», где педагогика необходимости строится на процессе социализации, а педагогика свободы - на индивидуализации. Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой. Индивидуализация - это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию единичного, особенного, своеобразного, заложенного в данном индивиде от природы или приобретенного в индивидуальном опыте. Педа-
гогическая поддержка, представляет собой особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию человека [4].
Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями является особым видом социально-педагогической деятельности - это непрерывный, педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
По исследованиям Л.С. Выготского отклонения в развитии приводят к «выпадению» из этого социально и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как источником развития. Организация социально-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями - это построение образовательного пространства, за рамками учебного учреждения, которое предусматривает «обходные пути» (Л.С. Выготский) для достижения различных социальных задач, которые в условиях «нормативного развития» достигаются общепринятыми традиционными способами [3].
Социально-педагогическая поддержка осуществляется усилиями специалистов различных профилей, при этом ведущая, интегрирующая роль в данном процессе принадлежит социальному педагогу.
Л.В. Мардахаев, «социально-педагогическую поддержку» определяет как деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности [10].
Л.Я. Олиференко рассматривает понятие «социально-педагогическая поддержка детства» как особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Социально-педагогическая поддержка тесно связана с самореализацией, самоутверждением личности ребенка на основе признания его безусловной ценности и использования равноправных, диалоговых взаимоотношений в системе «педагог - ребенок». Исследователь отмечает, что особенностью социально-
педагогической поддержки является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида или группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях с социальной средой. Социально-педагогическая поддержка носит всегда адресный характер и направлена на то, чтобы решить индивидуальные проблемы конкретного ребенка посредством изучения его личности и окружающего социума, выявить средства, помогающие ребенку самостоятельно решить свою проблему, найти наиболее адекватные средства коммуникации.
Исследователь отмечает, что любой человек, столкнувшийся с изменениями социальной среды, испытывает естественные трудности в осознании необходимости освоения новых для него социальных ролей и формировании новых способов поведения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказываются дети. Таким образом, осуществляя поддержку ребенка, педагог включается в процесс его социальной адаптации. Понятие «социально-педагогическая поддержка» появилось в то же время, что и понятие «педагогическая поддержка», тогда же возникли и понятия «социальная поддержка», «психолого-педагогичес-кая поддержка», «медико-психолого-педагоги-ческая поддержка».
И.Ф. Дементьева Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, определяя место педагогической поддержки «между» воспитанием и обучением (социализирующими процессами) и процессами становления отношений ребенка к фактам собственной жизнедеятельности (индивидуализация), отмечают, что: педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех педагогических воздействий, которые направлены на него из целей обучения и воспитания; помочь ребенку преобразовать эти точки в образовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая даст ему опыт действия в проблеме; увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослым; простроить свою линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него [8].
Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями это процесс и особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем особого ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Социально-педагогичес-
кая поддержка такого ребенка тесно связана с самореализацией, самоутверждением личности ребенка с ограниченными возможностями на основе признания его безусловной ценности на основе партнерских отношений.
Цель социально-педагогической поддержки особого ребенка заключается в развитии позитивных сторон личности такого ребенка, укрепление его самооценки, формирование уверенности в себе, своих возможностях и способностях, развитие социальных навыков и умений, способствующих социализации и интеграции.
Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями носит многоаспектный, поэтапный характер, предполагает решение следующих задач: изучение личностных особенностей ребенка и ситуации его развития; разработку совместно со специалистами и семьей ребенка оптимальной индивидуально ориентированной программы поддержки; реализацию индивидуальных и подгрупповых программ с включением в работу детей, родителей и педагогов образовательного учреждения; развитие способностей ребенка в реализации собственного потенциала во взаимодействии с окружением; внедрение социально-педагогических технологий по поддержке личности особого ребенка.
Принципы социально-педагогической поддержки, основаны на классификации принципов социальной педагогики, определяют эффективность социально-педагогической деятельности по регулированию отношений личности ребенка с ограниченными возможностями и окружающей среды.
Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Дает обоснование процессу гармоничного развития человека и означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности: конструирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно-ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника; использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания; использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социальнопедагогического процесса, своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания.
Принцип природосообразности - заключается в обосновании выбора естественного пути развития ребенка. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физичебский, психический, социальный статус являются главными определяющими при организации педагогических мероприятий. Данный принцип предполагает, что любой педагогический процесс, в каких бы условиях он не проводился, требует соблюдения определенных условий: не вредить здоровью ребенка, укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье, воспитывать стремление к здоровому образу жизни; активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать сомообразованию, самовоспитанию; учет зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка; следовать логике: от простого к сложному.
Принцип гуманизма лежит в основе формирования социально-педагогической деятельности в устойчивые формы социализирующей практики, в основе которой положено признание человека высшей целью и смыслом существования общества. Человек, имеющий проблемы в развитии, рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи, целью которой является обеспечение ему возможно более полной интеграции в общество, при этом отношение общества к таким людям становится критерием уровня его развития. Сущность данного принципа заключается в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно-ориентированном педагогическом процессе. Реализация принципа требует соблюдения определенных условий: разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку; признания прав ребенка; создания ситуации успешности при опоре на положительные качества личности особого ребенка; целенаправленного осуществления гуманистического просвещения участников социально-педагогической поддержки; обеспечения комфортности отношений участников социально-педагогической поддержки с позиции этики и эстетики.
Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для реализации данного принципа не-
обходимо соблюдение следующих условий: понимание социально-педагогического процесса как составляющей части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности; максимальное использование семейных традиций; обеспечение единства национального и интернационального воспитания.
Данные основные принципы взаимосвязаны, их практическая реализация предполагает изучение конкретных задач, тщательный отбор содержания, методов, средств и форм, соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической поддержки.
Социально-педагогическая поддержка тесно связана с самореализацией, самоутверждением личности особого ребенка на основе признания его безусловной ценности и использования равноправных, диалоговых взаимоотношений в системе «педагог - ребенок».
Особенностью социально-педагогической поддержки является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида или группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях с социальной средой. Социальнопедагогическая поддержка носит всегда адресный характер и направлена на то, чтобы решить индивидуальные проблемы конкретного ребенка с ограниченными возможностями посредством изучения его личностных особенностей и окружающего социума, выявить средства, помогающие ребенку самостоятельно решить свою проблему, найти наиболее адекватные средства коммуникации.
В социально-педагогическом процессе социально-педагогическая поддержка (С.А. Расчети-на) развертывается как несколько относительно независимых процессов.
1. Выделение в широко понимаемой социально-педагогической поддержке ее особой «части» - поддержку, понимаемую более узко, как процесс, осуществляемый взрослым и нацеленный на удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, самоуважении, любви.
2. Социально-педагогическая поддержка - это процесс посредничества, так как деятельность социального педагога по решению социальных проблем ребенка является изначально посреднической. Социальный педагог выступает как посредник между ребенком, обремененным проблемой, и различными структурами, обеспечивающими помощь.
3. Социально-педагогическая поддержка представляет собой процесс сопровождения.
Кроме того, необходимо оказание таким детям комплекса поддерживающих, развивающих и оздоравливающих услуг (Дж. Райкус). Организация социальной работы с детьми и их семьями должна включать в себя следующие социальные услуги.
Скрининг детей, входящих в группы риска, и своевременное выявление инвалидизирующих заболеваний. Многим детям с ограниченными возможностями соответствующие диагнозы впервые ставят в учреждениях системы здравоохранения, куда такие дети попадают из-за очевидных физических проблем. В то же время некоторые нарушения развития не имеют явных внешних симптомов и могут оставаться не выявленными в течение многих месяцев и даже лет. Многие родители не умеют распознать признаки отставания в развитии или замечают его лишь тогда, когда оно принимает ярко выраженные формы. Естественно, несвоевременное выявление нарушений развития делает невозможным оказание профилактических услуг, которые способствовали бы нормальному развитию и позволяли бы минимизировать долгосрочные негативные последствия.
Управлять процессом оказания услуг необходимо для того, чтобы каждая семья получила доступ к организациям, программам и ресурсам, наиболее полно удовлетворяющим ее потребности. Многие семьи нуждаются в одновременной помощи нескольких организаций или специалистов в таких областях как медицина, образование, денежные пособия, индивидуальные программы развития, психиатрическая и психологическая помощь, социальные услуги. Руководить такой работой должны профессионалы, способные проконтролировать оценку потребностей ребенка и его семьи, сформулировать цели и обеспечить составление четко сформулированного плана проведения интервенции. Важно также периодически оценивать эффективность оказываемых услуг. Социальные работники, отвечающие за руководство процессом оказания услуг, должны хорошо знать местные ресурсы, чтобы оперативно и последовательно направлять туда семьи, где они смогут получить необходимую им помощь.
Предоставление «возможности иметь краткосрочный отдых» (Peter & Barney, 1993) следует считать одной из форм поддержки. Многим родите-
лям нелегко найти компетентного человека способного грамотно ухаживать за ребенком-инва-лидом. Не имея возможности хотя бы иногда оставлять такого ребенка на попечение такого человека, родители порой не могут сделать даже простейшие вещи, например, сходить за покупками, не говоря о том, чтобы устроиться на работу вне дома. К решению этой проблемы привлекаются люди, занимающихся оказанием подобных услуг, - «помощников родителей», воспитателей обычных и специальных детских садов, групп кратковременного пребывания, приютов. Предоставление краткосрочного отдыха родителям детей, имеющих инвалидность практикуется в большей степени в западных странах при финансовой поддержке и под совместным руководством представителей местных организаций социальной работы с детьми.
Развивающие услуги призваны компенсировать отставание в развитии и содействовать ускорению его темпов. Кроме того, они преследуют своей целью освоение родителями навыков и формирование у них установок, необходимых для успешного ухода за детьми-инвалидами. Работа может идти по следующим направлениям: стратегии управления поведением; организация досуга; планирование и ведение домашнего хозяйства; получение доступа к поддерживающим услугам, предлагаемым местными общественными организациями; преодоление негативных установок и предрассудков; развивающие виды деятельности и т.п.
Группы, в составе которых родители изучают эти вопросы, могут стать для участников важным источником помощи и поддержки. Необходимо по мере возможности находить программы, предлагающие различные формы организации досуга, приемлемые для таких детей (совместное времяпрепровождение, занятия по интересам и т.п.). Существующие реабилитационные центры с детьми ведут детские терапевтические и реабилитационные группы.
Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется:
- в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психологопедагогической реабилитации и коррекции и др.;
- в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;
- в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Воспитание и обучение таких детей осуществляется в соответствии со специальным учебным планом и специальными программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается соответствующая предметно-развивающая среда, отвечающая особенностям развития таких дошкольников. Родители и педагоги совместно разрабатывают для таких детей индивидуальные планы обучения с учетом результатов оценки их потребностей в плане развития. Особый ребенок может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.
Большинство семей, в которых проживают особые дети, время от времени нуждаются в значительной эмоциональной поддержке. В некоторых случаях рождение подобного ребенка может спровоцировать кризис. В таких семьях часто встречаются депрессия и тревога. Отношения между супругами могут осложниться, а у братьев и сестер такого ребенка могут возникнуть поведенческие или эмоциональные проблемы. Кроме того сами дети могут быть подвержены депрессии или тревоге, которая может стать одной из причин поведенческих расстройств. Социальные работники должны периодически оценивать потребность родителей в квалифицированной психологической помощи и в случаях, когда возникает такая необходимость, направлять их к соответствующим специалистам. Социальные работники должны уметь распознавать признаки надвигающегося или уже наступившего семейного кризиса, острую или хроническую депрессию или тревогу, супружеские или семейные конфликты и другие показатели того, что семья переживает серьезный стресс. В таких случаях следует обращаться за помощью к профессиональным психологам, сотрудникам организаций, специализирующимся на оказании психологической и психиатрической помощи, консультантам про-
грамм по работе с детьми с нарушениями в развитии и т.п.
Правозащитная деятельность - это деятельность, направленная на защиту прав и интересов других людей. В процессе защиты прав особых детей, необходимо:
- вместе с сотрудниками учебных заведений и родителями принимать участие в составлении индивидуальных планов обучения и индивидуальных планов семейного обслуживания, следить за тем, чтобы в процессе обучения ребенок не подвергался сегрегации в большей степени, чем это необходимо для удовлетворения его потребностей, а также помогать родителям оспаривать решения, принятые учебными заведениями в отношении их ребенка, если они считают такие решения несправедливыми;
- поддерживать родителей в усилиях, направленных на получение социальных услуг надлежащего качества, и в том числе заниматься подбором и оценкой организаций, оказывающих такие услуги, инициировать обращения в такие организации, содействовать в оформлении необходимых документов, участвовать в планировании работы по оказанию услуг и помогать в преодолении препятствий, возникающих вследствие существования негативных стереотипов и применения несправедливых ограничений;
- пользуясь своим профессиональным влиянием, пресекать любые нарушения прав детей и их семей, а если необходимо обеспечивать представительство детей и их семей в судебных органах;
- следить за тем, чтобы план работы с семьей соответствовал наилучшим интересам ребенка;
- обеспечивать рациональную и эффективную координацию усилий различных организаций, направленных на оказание помощи семье. В процессе выполнения этих организационных и координационных функций социальный работник должен осуществлять непосредственный контроль качества услуг, оказываемых другими организациями.
Социальная защита семьи, имеющей особого ребенка, ориентирована не только на решение ее конкретных проблем, но и, прежде всего, на укрепление и развитие ее собственного потенциала. В данном процессе особенно значимой становится роль социального педагога, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в со-
ответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.
Таким образом, в ситуации отношений «социальный педагог - ребенок» собственно поддержка особого ребенка, посредничество и сопровождение образуют целостный процесс усиления социализирующих возможностей взаимодействия, нацеленный на разрешение проблемы и обеспечение условий для полноценного социального развития.
Библиографический список
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: «Педагогика-Пресс», 1999. - 536 с.
4. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. - М., 1996. - С. 10-37.
5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Издательский центр «Гардарики», 2005. - 269 с.
7. МудрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 2008. - 112 с.
9. Райку с Дж., Хьюз Р Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: практическое пособие: в 4 т. Т. 3: Развитие и благополучие детей. - М.: Эксмо, 2009. - 288 с.
10. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
11. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.