ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14А/2012
9. Hecker I.T. The Church and the Age. An Exposition of the Catholic Church in view of the needs and aspirations of the present age. - New York, 1887. -322 p.
10. Houtin A. L'Américanisme. - Paris, 1904. - 497 p.
11. Ireland J. The Church and the modern society. - New York, 1903. -433 p.
12. Ireland J. The Dogmatic Authority of the Papacy. The Encyclical on Modernism // The North American Review. -1908.-Vol. 187. -№629.
13. Ireland J. The Pontificate of Pius X // The North American Review. - 1907. - Vol. 184. -№608.
14. Ireland J. et al. Leo XIII, His Work and Influence // The North American Review. - 1903. - Vol. 177. -№562.
15. Keane J. Christian education in America. - Washington, 1892.-27 p.
16. Keane J., O'Bvrne M.C. What is the Catholic School Policy? // The North American Review. - 1885. - Vol. 140. -№ 343.
17. Lilley L. Modernism. A record and review. - London, New York, 1908.-277 p.
18.Maignen C. Nouveau Catholicisme et Nouveau Clergé. -Paris, 1902.-524 p.
19. Me Avoy T. Americanism and Frontier Catholicism // The Review of Politics. - 1943. - Vol. 5. - №3.
20. McAvoy T. The Great Crisis in American Catholic History. 1895-1900.-Chicago, 1957.-402 p.
21.Murri R. An Italian Modernist's Hope for the Future // The Harvard Theological Review. - 1916. - Vol. 9. -№4.
22.Murri R. Il cristianesimo e la religione di domani. -Roma, 1908.-75 p.
23. Péchenard P. L. The End of «Americanism» in France // The North American Review. - 1900. - Vol. 170. -№520.
24. Ratte J. Three modernists: Alfred Loisy, George Tyrrell, William Sullivan. -Neu York, 1967. - 370 p.
25. Reher M. Americanism and Modernism - Continuity or Discontinuity? // U.S. Catholic Historian. - 1900. - Vol. 1. -№3.
26. Reher M., Sullivan J. Catholic Intellectual Life in America. Retrospect and Prospect (with Response) // U.S. Catholic Historian. - 1989. - Vol. 8. - №4.
27. Schmiesing K. American Catholic Intellectuals and The Dilemma of Dual Identities, 1895-1955. - New York, 2002. -319 p.
28. Storch N.T. John Ireland and the Modernist Controversy // Church History. - 1985. - Vol. 54. -№3.
29. Storch N.T. John Ireland's Americanism after 1899: The Argument from History // Church History. - 1982. - Vol. 51. -№4.
30. Sullivan W.L. Letters to His Holiness Pope Pius X by a modernist. - Chicago, 1911.- 280 p.
31. The great encyclical letters of Pope Leo XIII. - New York, Cincinnati, Chicago, 1903. - 580 p.
32.Vidler A. The Modernist Movement in The Roman Church. Its Origins& Outcome. - London, 1934 - 286 p.
33. Will A.S. Life of James cardinal Gibbons. - New York, 1911.-414 p.
Долгов Владислав Борисович, аспирант Российского государственного гуманитарного университета, преподаватель кафедры религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г.Москва, e-mail: vlad_dolgov@mail.ru. Dolgov Vladislav Borisovich, postgraduate student, Russian State Humanitarian University, lecturer, department of religious studies, St.Tikhon Orthodox University for the Humanities, Moscow, e-mail: vlad_dolgov@mail.ru.
УДК 1(470)091 © A.P. Станкевич
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛИЗМА В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ И.А. ИЛЬИНА
В статье раскрываются такие понятия, как «патриотизм» и «национализм» с точки зрения русского религиозного философа И.А. Ильина. Большое внимание уделяется вопросу о необходимости национального воспитания людей с раннего возраста, приобщения их к национальному духовному опыту.
Ключевые слова: патриотизм, национальный духовный опыт, национально-духовный уклад, патриотическое единство, укрепление русского самосознания, идея, воля, характер.
A.R. Stankevich
ТО THE QUESTION OF THE ESSENCE OF PATRIOTISM AND NATIONALISM IN THE I.A. ILYIN
The article deals with such notions as «patriotism» and «nationalism» from the point of view of Russian religious philosopher LA. Ilyin. Great attention is paid to the problem of the necessity of people national education at an early age, their infroduction to the national spiritual experience.
Key words: patriotism, national spiritual experience, national and spiritual structure, patriotic unity, strengthening of national consciousness.
Иван Александрович Ильин в своем творчестве неоднократно обращался к таким проблемам, как духовное развитие и формирование личности, становление культуры, возрождение России, но его интересовали и вопросы патриотизма и национализма.
Используемое И.А. Ильиным понятие «национализм» отличается от его современной трактовки, где нередко под национализмом понимается идеология и политика, которая проповедует национальную обособленность народа, разжигание межнациональной вражды, недове-
А.Р. Станкевич. К вопросу о сущности патриотизма и национализма в философском учении И.А. Ильина
рие к другим народам. Для А.И. Ильина «национализм» - это любовь к духу своего народа, к его духовному своеобразию, защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия. Патриотизм по Ильину - это чувство любви к Родине.
У И.А. Ильина понятие «национализм» близко к понятию «патриотизм», но это более частное понятие. Национализм, по-Ильину, - это некоторая составная часть, элемент патриотизма со знаком плюс. Все отрицательные проявления национальных чувств, таких как ненависть к другим народам, обособление, самомнение, философ считал не сущностью национализма, а его извращением. Он учил чтить национальные чувства других народов, их духовные достижения.
Интернационализм он называл «духовной болезнью», а сверхнационализм считал досту пным только настоящему националисту, например, «мировому гению», который утвердился в творческом акте своего народа и создал нечто прекрасное для всех народов. По мнению мыслителя, при правильном понимании национализма религиозное и национальное чувства сливаются и образуют творческое единство, из которого вырастает национальная культура. Национализм, в понимании И.А. Ильина, не противоречит и христианскому универсализму, так как каждая нация имеет свой «религиозный смысл»: «религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу» [1, с. 329].
Истинным гражданином и патриотом, по мнению Ильина, может быть только духовно зрелый человек, так как только он добровольно и всеми силами способен защищать духовную культуру своей Родины, и только он живет тем, за что стоит и умереть.
Исходя из своего учения о равновесии и сочетании духа и инстинкта, А.И. Ильин выделял «слепо-инстинктивный» и «духовный» патриотизм. В своей работе «Путь духовного обновления» философ писал: «В здоровой жизни человека инстинкт и дух вообще не оторваны друг от друга: но степень их примиренности, взаимной согласованности и взаимного проникновения бывает неодинакова. Инстинкт, не приемлющий духа, - слеп, самоволен, безудержен и чаще всего порочен; он идет к крушению. Дух, не приемлющий инстинкта, - подорван в своей силе, теоретичен, бесплоден и чаще всего нежизненен; он идет к истощению. Инстинкт и дух призваны к взаимному приятию: так, чтобы инстинкт получил правоту и форму духовности, дух получил творческую силу инстинктивности. Так и в патриотизме. Патриотизм есть любовь - не просто
«предпочтение», «склонность» или «привычка». И если эта любовь не «пустое слово» и не «поза», то она есть инстинктивная прилепленность к родному. Поэтому патриотизм всегда инстинктивен. Но он не всегда духовен. И то, что должно быть достигнуто, есть взаимное проникновение инстинкта и духа в обращении к родине. Инстинктивная страсть должна креститься огнем духа; духовное избрание предпочтение и самоопределение должно получить всю силу инстинктивной страстности. Это будет любовь зрячая и оформляющая; это будет духовность таинственно-целесообразная и страстно-мудрая: это будет истинный патриотизм...» [2, с. 174175].
Духовно мертвый человек не любит свою Родину и может предать ее. Истинный патриот любит ее духовной любовью, в которой инстинкт и дух едины. Это единение со своим народом человек передает многозначительным словом «мы». Родина воспринимается живым духовным опытом человека. А.И. Ильин отмечал, что есть разные виды патриотизма. Есть патриотизм, который исходит от семейного и родового чувства, есть патриотизм, исходящий от религиозного и нравственного облика родного народа, иногда исходящий от природы и от быта и лишь затем уходящий к проблемам всенародного размаха и глубины, но есть патриотизм, исходящий от духовной отчизны, сокровенной и «таинственной» и постигающий быт своего народа с этой метафизической высоты. Таким образом, в основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения.
Патриотическое единство людей формируется из их «сопринадлежности». У них единый духовный уклад. Ильин об этом писал следующее: «Люди связываются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности - внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности), и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внутренняя и внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом, причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчая ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связывает людей в патриотическое единство» [2, с. 189].
Бремя эмпирического существования, с точки зрения мыслителя, преодолевается только «творчеством», созданием новых ценностей. И в
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14А/2012
этом духовном творчестве у каждого народа свои специфические особенности, которые и образуют его национально-духовный уклад, его национальный, духовный акт. У каждого народа свое чувство справедливости, свой характер, представление о нравственном идеале, каждый по-своему познает, создает живопись, творит музыку, т.е. у каждого народа свой национальный духовный акт.
Истинный патриотизм и национализм, по А.И. Ильину, - это «любовь не слепая, а зрячая; и парение ее не только не чуждо добру и справедливости, и праву, и главное, Духу Божию, но есть одно из высших проявлений духовности на земле» [2, с. 217].
Философ считал, что духовно верный национализм надо прививать людям с раннего детства, бороться с их национальным обезличиванием. Воспитание детей, с точки зрения Ильина, -это «пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов» [2, с. 202].
Достигается это посредством:
- родного русского языка, который вмещает в себя всю душу, все прошлое народа;
- русской песни, которую он должен слышать еще с колыбели, ведь именно она глубока, как человеческое страдание и искренна;
- молитвы, которая даст ему духовную гармонию;
- сказки, которая пробуждает в ребенке мечту, чувство героического;
- жития святых и героев, которые учат национальной святости и доблести;
- поэзии, которая пленяет душу ребенка гармонией и ритмом, учит духовному восторгу;
- истории, которая учит «духовному преемству» и сыновней верности; русский ребенок должен почувствовать себя славянином;
- армии, которая воплощает в себе храбрость, честь, самоотверженность русского народа;
- территории, которую русский ребенок должен увидеть воображением, ее простор, это национально-государственное наследие России;
- хозяйства, в котором ребенок почувствует творческую радость и силу труда.
Национальное воспитание необходимо каждому народу, и, по мнению А.И. Ильина, «только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны - как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма» [2, с. 208].
Всю свою жизнь А.И. Ильин посвятил борьбе за Родину, ее освобождение и обновление. И, как очень точно заметил исследователь творчества философа Н.П. Полторацкий, Ильин всегда был «проповедником русского национального возрождения» [3, с. 227], и его по праву можно считать русским национальным учителем.
Философ считал, что выход из российского и мирового кризиса, который разразился в мире с началом Первой мировой войны, возможен только при возвращении людей к основным принципам, аксиомам бытия в области религии, государства, права, хозяйства и культуры. Уже в первом номере своего журнала «Русский колокол» А.И. Ильин указывал, что «Россия восстановится на путях религиозного очищения и самобытного творчества» [4, с. 2] и главную задачу журнала видел в «глубоком и всестороннем обновлении духа в русском образованном слое, укреплении русского самосознания и отборе качественных сил» [4, с. 2].
В своей статье «Русский колокол» в №1 журнала (1927 г.) мыслитель отмечал, что первое, в чем нуждается Россия - это «религиозная и патриотическая, национальная и государственная идея» [4, с. 4]. Необходимо увидеть идеальную Россию, считал А.И. Ильин, в ее грядущем совершенстве, и создать те силы, которые сделают ее таковой. В статье он писал: «Это идея великодержавной России, воздвигнутой на основах подлинно христианской, волевой и благородной государственности. Это есть идея: Богу служащей и потому священной Родины... Она отвергает раба и хама; и утверждает брата и рыцаря. Она учит чтить божественное в человеке; и потому требует для него духовного воспитания. Она дает человеку свободу для духа, для любви и для творчества; но не дает ему свободы для лжи, для ненависти и для злодейства. Она учит принимать право, закон и дисциплину доброю волею; и требовать, чтобы мы заслужили себе свободу духовным самообладанием. Она зовет к братству; но выражает братство не в равенстве, а в справедливости и в справедливом ранге. Она зовет к творческому труду, ограждая собственность; но саму собственность освещает, как ответственную обязанность и как призыв к щедрости. Она утверждает брак, как таинство; и семью, как школу любви, верности и повиновения. Она учит строить государство не на выгоде и произволе, а на долге и верности...» [4, с. 5-6]. Но для этого русский народ должен «чтить в себе свое национальное достоинство, не переоценивая других народов и не подражая им», а также прислушаться к «инстинкту нашего национального самосохранения» [4, с. 6].
А Р. Станкевич. К вопросу о сущности патриотизма и национализма в философском учении И.А. Ильина
Второе, в чем нуждается Россия, с точки зрения А. И. Ильина - это воля и характер. Современное поколение русского народа, и особенно русская интеллигенция, должны не мечтать, а решать и осуществлять задуманное. Но эта задача нескольких поколений, поэтому нужны «русские адаманты» — люди, сильные, с крепким национальным характером, которые не только освободят и восстановят Россию, но и воспитают в ней новые поколения с гражданским мужеством и с характером. В связи с этим философ писал: «Воспитание характера - вот великое национальное задание России; вот ее волевая идея на века. Русскому человеку необходим характер, религиозно укорененный, патриотически накаленный, способный к деяниям долгого замысла и медленного, выдержанного исполнения» [4, с. 7].
Русскому человеку многое даровано от природы, но ряд свойств, по мнению А.И. Ильина, он должен приобрести сам. Обладая внутренней свободой, русский человек «нуждается в волевой дисциплине». Он талантлив, но ему необходимо трудолюбие. Его душа «глубока и темпераментна - и нуждается в волевом и разумном трезвении. Она добра и гостеприимна, - но не проработана чувством долга. Она религиозна по природе, - но нуждается в зорком очищении и в выдержанной борьбе с соблазнами. Она мечтательна, созерцательна и в чувствах своих неуравновешенна, - но именно поэтому она нуждается в самообладании и в силе характера» [4, с. 8].
Третье, в чем нуждается Россия - это «свободный и спокойный патриотический реализм для мирного и творческого выхода из революции» [4, с. 8].
Как считал философ, революция для русского народа была всенародным несчастьем, «духовною болезнью», но сейчас люди ищут духовного и политического выздоровления. И это не возврат к прошлому, а стремление к новой лучшей России. Советская власть обречена, она будет свергнута, но Ильин указывал: «Ни к кому из русских людей, любящих Россию, как свою Родину, мы не питаем ни злобы, ни мстительных чувств; напротив, выше всего ставя благо России, мы желаем одного, чтобы она была избав-
лена от нового, повального, имущественного передела и следовательно, от новой гражданской войны...» [4, с. 9].
В статье «О священном» (1927 г.), опубликованной в том же номере журнала, мыслитель призывал людей возродить в своих сердцах «живое и глубокое чувство священного», подлинную религиозность, которую они потеряли. Без священного человек не живет, а прозябает. Именно восприятие священного пробуждает душу человека к жизни, а «живое отношение к святыне впервые делает человека - человеком; служение ей - строит его личность и созидает его характер» [4, с. 14].
Современный, растерянный человек не умеет бороться с пошлостью. Для этого необходимы люди, преданные священным алтарям, с «религиозным закалом души», по-Ильину. И как отмечал философ: «Только в таком рыцарственном служении и союзе создастся и выдвинется необходимое России поколение. Поколение людей, способных вести борьбу и строить святую Русь под знаменем религиозной и национальной, -священной идеи; способных подчинить ей и начало земной власти, и начало земной прибыли; способных создать власть, подлинно идущую от Бога» [4, с. 17]. Иван Александрович Ильин был искренне убежден: только через служение священному спасется и восстановится Россия.
Литература
1. Ильин И.А. Основы христианской культуры: в 10 т. Т. 1.-М., 1996.
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления: в 10 т. Т. 1.-М., 1996.
3. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. - N.J., 1989.
4. Русский колокол. Журнал волевой идеи. - 1927. - №
1.
Станкевич Анджела Родионовна, кандидат философских наук, декан юридического факультета Калининградского филиала Московского финансово-юридического университет, г. Калининград, e-mail: Andgela-64@mail.ru.
Stankevich Andgela Rodionovna, candidate of philosophical science, the head of the law faculty, Moscow University of Finance and Law (Kaliningrad branch), Kaliningrad, e-mail: Andgela-64@mail.ru.