кол, в нашей стране можно пересчитать по пальцам одной руки. - Более того, когда Госдума его принимала, не было даже официального перевода документа!»1.
Во-вторых, «... селу нужны не столько дотации, сколько стабильные рынки сбыта внутри страны. Сейчас, даже являясь сельскохозяйственной державой, мы не можем перерабатывать сырье, которое производим. Именно в этом направлении должно двигаться сельское хозяйство»2.
В третьих, для поддержки отечественной экономики надо снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, создать предприятия-локомотивы, которые будут обеспечивать заказами малые и средние фирмы, пытаться включить наши предприятия в мировую цепочку. И за это должны взяться, в первую очередь, Президент и Правительство РФ. Надо не допустить ситуации, когда после снижения пошлин и открытия границ в страну хлынет волна «китайского ширпотреба».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К. А. Бабкин и др. - М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2012.
2. Буравчикова, Д. Вторжение чужих // Аргументы и факты. - 2012. - № 42. - С. 14.
3. Груздов, С. В. Основные направления реализации национальных интересов России в условиях присоединения в ВТО: автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. В. Груздов. - М., 2011.
4. Гудкова, В. Свинье не товарищ. Что ждет сельское хозяйство после вступления в ВТО? / В. Гудкова, Д. Буравчикова // Аргументы и факты. - 2012. - № 28. - С. 11.
5. Зенкин, И. В. Всемирная торговая организация в схемах / И. В. Зенкин. - М.: Центральный издательский дом, 2003.
6. Зенкин, И. В. Право Всемирной торговой организации: учеб. пособие / И. В. Зенкин. - М.: Международные отношения, 2003.
7. Захаров, А. А. Страны СНГ в системе Всемирной торговой организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. А. Захаров. - М., 2010.
8. Проблемы участия России в ВТО. Заседание Меркурий-клуба от 11.10.2012 г. Стенограмма.
9. Рубинштейн, Т. Б. ВТО: практический курс / Т. Б. Рубинштейн. - М.: Гелиос АРВ, 2004.
10. Трунин, С. Н. Перспективы развития экономики России в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 1.
11. Халевинская, Е. Д. Всемирная торговая организация и российские интересы / Е. Д. Халевинская, Е. В. Вавилова. - М., 2009.
12. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/469/%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%A2.
13. Режим доступа: http://www.forbes.ru/svoi-biznes-sndeshow/biznes-i-vlast/92428-pervye-posledstviya-vstupleniya-ossii-v-vto/slide/4.
14. Режим доступа: http://www.rg.ru/sujet/4664/.
15. Режим доступа: http://www.vtb.ru/group/press/news/expert/151183/.
16. Режим доступа: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9.
УДК 330 ББК 65.497
А. А. Веселая
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация. В статье рассматривается основной вид деятельности учреждений образования - образовательные услуги. Указаны современные проблемы ценообразования в отрасли образования, которые являются одними из наиболее тяжелых для разрешения.
Ключевые слова: сфера образования, образовательная услуга, экономическое благо.
А. A. Veselaya
TO A QUESTION ABOUT THE NATURE OF EDUCATIONAL SERVICES
Abstract. The article considers the basic kind of activity of educational establishments - educational services. Modern problems of pricing in the sphere of education are pointed out which is one of the most difficult to resolve.
Key words: the sphere of education, educational services, economic weal.
Существенные изменения в регулировании сферы образования произошли с принятием в 1992 г. Закона об образовании. Важнейшая область социальной сферы общества получила новый
1 Аргументы и факты. 2013. № 4. С. 4.
2 Аргументы и факты. 2012. № 42. С. 14.
виток своего развития, связанный прежде всего с введением новых, неизвестных ранее советскому образованию институциональных элементов, таких, как предоставление обучающимся права получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, возможности организации и функционирования негосударственных образовательных организаций. Это повлекло внедрение не только новых инструментов осуществления образовательной деятельности, но и обусловленного этим появлением новых категорий и понятий. Одним из таковых стала образовательная услуга.
Введенная названным Законом как вид платной образовательной деятельности, рассматривавшийся скорее как исключение в деятельности образовательного учреждения, обусловленное недостаточным его бюджетным финансированием, образовательная услуга постепенно приобрела все более широкое смысловое значение. Сегодня исследователи все чаще исходят не из буквального содержания данного понятия, закрепленного законодательством, а придают ему более объемное звучание, рассматривая образовательные услуги не просто как вид образовательной деятельности платного характера, а как ее основное содержательное наполнение. Вместе с тем названная законодательная особенность, а также отсутствие четкого легального определения образовательной услуги в Законе об образовании предопределяет появление в литературе широкой дискуссии о ее содержании.
Так, В. М. Сырых придерживается узкого подхода в определении образовательных услуг, утверждая, что поскольку Закон об образовании проводит границу между деятельностью образовательного учреждения и оказываемыми им платными дополнительными услугами, то и отнести к сфере образовательных услуг образование, получаемое в рамках образовательных стандартов даже на платной основе, не представляется возможным [1].
Ян де Грооф, проанализировав понятия «образовательные услуги» и «образование», пришел к выводу, что между ними существует четкое разграничение [2]. В частности, он объясняет это тем, что в Законе «Об образовании» понятие «образование» раскрывается «как процесс развития личности, общественного воспитания и профессионального обучения». При этом образовательным услугам отводится второстепенная роль, поскольку, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ» (п. 6 ст. 14). Такой довольно узкий подход к определению образовательных услуг основывается на буквальном толковании законодательных положений. Действительно, образовательное законодательство рассматривает образовательные услуги как вид социально-экономических благ, который требует для своего производства и потребления определенных экономических затрат и соответствующего возмещения.
Анализ Закона об образовании подтверждает точку зрения о довольно узком понимании образовательных услуг как услуг платных. При этом термин «услуга» регламентируется только в рамках дополнительных образовательных услуг (ст. 45). Закон закрепляет нормы о разных формах предоставления образования на платной основе. Во-первых, государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, помимо финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, имеют право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих, служащих и специалистов по договорам с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (п. 8 ст. 41). В данном случае речь идет о возможности получения профессионального образования на платной основе в пределах содержания государственных образовательных стандартов. Во-вторых, наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями право взимать плату за оказание образовательных услуг в рамках содержания образовательных стандартов получили негосударственные образовательные организации всех видов и типов, так как подобные доходы для них являются основным источником финансирования (ст. 46). В-третьих, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» любые государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные образовательные услуги за пределами содержания государственных образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.
Положительным моментом введения понятия «образовательные услуги» в развитие образовательного законодательства послужило то, что это позволило узаконить платные формы образования и расширить тем самым возможности финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений. Появились условия для активного использования гражданско-правовых форм регулирования образовательных отношений, основанных на договорных обязательствах возмездного оказания образовательных услуг. Кроме того, появление платного образования расширило возможности обучающегося при выборе форм обучения, соответствующих его желаниям и интересам, что в немалой степени способствует развитию конкуренции услуг в сфере образования и повышению качества образования.
Исходя из этого, в юридической литературе существует мнение, что платность (возмезд-ность) деятельности в сфере образования стала ключевым признаком разграничения образовательных услуг и основной (бесплатной) образовательной деятельности [3].
Подобное понимание образовательных услуг не вступает в противоречие с достаточно распространенной позицией, в рамках которой подчеркивается возмездный характер любой бесплатной для граждан деятельности государства (в лице его органов и учреждений). Применительно к образовательным отношениям полагается, что в процессе передачи знаний, умений, навыков платность со стороны потребителя образовательных услуг присутствует всегда и при государственном, и при частном финансировании этих услуг. Другое дело, что объемы финансовой нагрузки между потребителями сильно различаются (максимальный он у тех, кто и платит налоги, и оплачивает свое образование), но это уже зависит от системы предпочтений (способности, доходы семьи, место жительства, национальность и др.), выработанной данным обществом для наиболее эффективного финансирования общественных средств.
Но, эта позиция не учитывает, несколько первостепенных обстоятельств. Во-первых, воз-мездность услуг и товара полагает уплату потребителем (покупателем) всей определенной стоимости товара. Однако при налогообложении граждан, особенно в государствах с правильно построенной системой налогообложения (прогрессивная шкала), используются иные принципы, и размер налога не связывается со стоимостью бесплатно потребляемых общественных благ, более того, бесплатные блага получают и граждане, либо не уплачивающие этот налог, либо уплачивающие его в минимальном размере. Во-вторых, отсутствует конкретная связь между уплатой налогов и потреблением общественных благ, поскольку в эти отношения вмешивается государство, которое, используя механизм аккумулирования денежных средств, перераспределяет общественные блага между всеми нуждающимися в них.
Выявленное разнообразие подходов к соотношению явлений «образовательная деятельность» и «образовательные услуги» требует обращения к сущности самого явления по оказанию услуг.
В Словаре русского языка под услугой понимаются действия, приносящие пользу другому, оказывающие ему помощь. При этом отметим, что изначально в смысл данного понятия не вкладывался возмездный характер таких действий. Их главная цель - удовлетворение какой-либо потребности, причем сиюминутность достижения желаемого результата не ставится во главу угла; упор сделан на ценность и содержание самих действий.
На протяжении многих лет понятие «услуга» исследуется экономической наукой в рамках маркетинга услуг, но до сих пор единого понятия, способного охватить все многообразие данного явления, не выработано. Вместе с тем экономической наукой были сформулированы основные признаки данного понятия, его ключевые составляющие, которые с успехом были заимствованы юридической наукой. К их числу маркетологи отнесли: неосязаемость, неотделимость от источника, неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость качества; неспособность услуг к хранению, взаимозаменяемость услуг товарами, отсутствие количественных характеристик услуг, опосредованное измерение их качества, невозможность транспортировки, отсутствие гарантий, целостность, многократность использования, сложность, невозможность оценки ожидаемого личного эффекта от услуги потребителем и т.д.
Таким образом, мы рассматриваем услугу как действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего. Подобное понимание позволит рассматривать образовательные услуги не только как платную деятельность образовательных учреждений и частных лиц на основе договора возмездного оказания услуг, но и как совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ - знаний, умений, навыков и т.п.
Получается, что образовательные услуги - это вся образовательная деятельность, но часть из этой деятельности - социальные образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а другая часть - это возмездные образовательные услуги, которые базируются на нормах и принципах ГК РФ.
Образовательным услугам присущи те основные свойства, которые характеризуют услуги в целом. Образовательные услуги носят нематериальный характер - они не существуют в овеществленной форме, поскольку основаны на информационном общении. Результат услуг может быть проверен только посредством практического применения полученных знаний.
Образовательные услуги неотделимы от источника. Они оказываются, как правило, при непосредственном, прямом, контактном общении преподавателя с обучающимися как потребителями услуги. Между тем технический прогресс и появление новых информационных технологий позволяют проводить обучение дистанционно, что в дальнейшем может скорректировать сущность названного свойства. Неотделимость означает и то, что услугополучатель может потребить услугу только непосредственно сам.
Образовательная услуга обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами.
Изменчивость качества образовательной услуги связана с тем, что на процесс оказания и получения услуги воздействует множество разных факторов, и в первую очередь профессионализм услугодателя. Кроме того, качество услуги может быть обусловлено и уровнем образовательных программ, организацией образовательного процесса, наличием необходимых материальных средств и др.
Несохраняемость образовательной услуги обусловлена как ее нематериальной формой, так и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности. Знания довольно быстро теряют свою актуальность, требуют постоянного развития и совершенствования.
Оказание образовательной услуги представляет собой непрерывный, продолжительный процесс, который растягивается по времени от нескольких часов до нескольких лет.
Адресность образовательной услуги обусловлена тем, что разного рода образовательные услуги обращены к разному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками.
Исходя из определения образовательных услуг, к признакам услуг можно добавить еще одно свойство, характеризующее именно образовательные услуги, - принуждение к получению образования. Например, ребенок заявляет своим родителям, что он не хочет учиться. В таком случае родители вынуждены принуждать своего ребенка ходить в школу, делать уроки и т.д. Согласно Конституции РФ каждый гражданин обязан получить основное общее образование (ст. 43). При этом государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставить возможность получения детьми такого образования, а на родителей или лиц, их заменяющих, возлагается обязанность в обеспечении своим детям основного общего образования. То есть человек обязан получить основное общее образование, хочет он этого или нет. То есть в данном случае государство, устанавливая такие нормы, принуждает человека получить образование.
Возникает интересный вопрос: если под услугой мы понимаем действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего, то может ли недобровольное (принужденное) получение образования считаться услугой? Мы полагаем, что это услуга, так как в любом случае есть заинтересованное лицо (будь то родитель, который заставляет ребенка учиться, потому что хочет, чтобы его ребенок был грамотным, развитым, или государство, которое провозгласило обязанность получения образования, потому что ему необходимы умные, образованные люди для того, чтобы развивалось государство).
В соответствии с Законом об образовании образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образовательная деятельность реализуется посредством оказания образовательных услуг. Нам представляется неверным ограничивать образовательные услуги только платной сферой, как это предусмотрено российским законодательством.
Так, Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505, дают определение понятиям «потребитель» и «исполнитель» платных образовательных услуг. В качестве потребителя могут выступать организации или граждане, имеющие намерение заказать либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично, а в качестве исполнителя - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, всех ступеней общего и профессионального образования.
Однако такой подход не отражает сущности образовательных услуг, которые не могут быть сведены только к коммерческой составляющей. Представляется верным исходить из более широкого понимания образовательных услуг как услуг, характеризующих отношения, возникающие между образовательными учреждениями (организациями), с одной стороны, и гражданами - с другой, для удовлетворения последними потребностей в общеобразовательных и профессиональных знаниях, навыках, умениях.
Вместе с тем было бы несправедливым отождествлять понятия «образовательные услуги» и «образовательная деятельность», так как, второе понятие шире первого и включает в себя не только действия обучающего характера, но и действия по организации образовательного процесса.
Образовательная услуга - двуединая категория, так как в ее реализацию всегда включены два субъекта: обучающий (государство в лице образовательного учреждения (организации) и педагогических работников (учитель, преподаватель)) и обучающийся (ученик, студент и т.д.). Главная задача образовательного учреждения (организации) и педагогических работников состоит в создании условий для получения обучающимися образования в том объеме, который предусмотрен конкретной образовательной программой, а также условий для подтверждения образователь-
ного результата и получения документа об образовании. При этом обучающийся должен выполнять обязанности, связанные с обеспечением освоения соответствующей образовательной программы (посещать занятия, выполнять контрольные, курсовые работы и т.д.), а также подтверждать качество полученного образования с тем, чтобы результат был зафиксирован на итоговой аттестации и подтвержден соответствующим документом об образовании.
Более того, за участниками образовательных отношений государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, наделяя их правоспособностью и дееспособностью в сфере образования.
Специфика обучающихся заключается в их правоспособности и дееспособности. С одной стороны, право на образование является неотъемлемым правом, а потому принадлежит человеку с рождения. С другой стороны, равенство правоспособности всех лиц не означает, что в одно и то же время объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Очевидно, что в раннем возрасте дети пользуются правом на образование только в той мере, в какой их родители исполняют свою обязанность закладывать основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (п. 1 ст. 18 Закона об образовании).
Образовательная услуга, как и другие услуги, имеет три составляющих:
- цель (в широком смысле - получение образования, в узком - получение конкретных знаний, навыков, умений);
- действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации);
- результат (приобретение знаний, навыков и т.д.).
В литературе существуют разные мнения по поводу понятия и характера потребления образовательных услуг. В частности, под образовательными услугами понимается: совокупность знаний, умений и навыков и информации, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства; совершаемая на возмездных началах правомерная деятельность по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется активное участие обучающегося [3]. Образовательные услуги трактуются также, как совокупность продукта труда преподавателя. По мнению зарубежных ученых, предоставление образовательных услуг - это производящая функция государства, возникающая на базе конституционного права гражданина на образование.
Таким образом, образовательные услуги - это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью образовательных услуг является передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимся. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В. М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. - 528 с.
2. Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (Eds.) Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven/Apeldoom, Garant, 2001. P. 20.
3. Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.lexed.ru.
УДК 331.101.68 ББК65.24
О. В. Грищенко
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ТРУДОМ
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к управлению работниками интеллектуального труда на основе инновационной модели управления. Дана характеристика этой модели. Определены отличительные особенности производительности физического и интеллектуального труда.
Ключевые слова: инновационная модель управления людьми, интеллектуальный труд, производительность умственного труда, принципы повышения производительности труда.
O. V. Grishchenko
THE APPROACHES OF INTELLECTUAL WORK MANAGEMENT
Abstract. The article describes the approaches of knowledge workers managing based on an innovative control model. The characteristic of this model was given. The distinctive features of the physical and intellectual work productivity were identified.