Ю. О. Столярова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Работа представлена кафедрой гражданского права.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор И. А. Соболь
В своей работе автор, отмечая расхождение правовых позиций по поводу определения содержания медицинской услуги как объекта гражданских правоотношений, утверждает, что медицинские услуги в человеческом обществе ориентированы на личные неимущественные блага людей. Автор разграничивает понятия «услуга» и «работа», «выполнение работ» и «оказание услуг». Он дает перечень свойств медицинских услуг, перечисляет права потребителя - пациента после получения некачественных услуг исполнителя - врача. Со всем вышеперечисленным автор связывает уникальность правоотношения исполнитель - потребитель в сфере медицинских услуг.
The author of the article notes the divergence of legal positions concerning determination of the substance of medical service as an object of civil matters and supposes that medical services are aimed at personal non-property benefit of people in a society. The author differentiates the concepts «service» and «work», «performance of work» and «rendering of services». The list of medical services' features is given in the article; consumer rights of a patient who got low-quality services of a doctor are specified. The author connects the above-mentioned factors with the uniqueness of the legal relationship «executor - consumer» in the medical sphere.
Здоровье является высшим неотъемлемым благом человека, приобретаемым с момента первого вздоха и прекращающимся со смертью. Презумпируется право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Гарантом исполнения данного права выступает государство, признавая охрану здоровья одной из важнейших своих социально-политических функций. Законодательное закрепление это положение получает в ст. 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»1. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из своих конституционных прав, государство тем самым берет на себя обязательства по осуществлению комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым гражданином квалифицированной медицинской помощи.
Эти конституционные положения в полной мере относятся и к гражданско-право -вому регулированию договоров по оказанию медицинских возмездных услуг. Особенностью правового регулирования возмездного оказания медицинских услуг является большое разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу правовых отношений. К числу основополагающих можно отнести принятый 22 мая 1991 г. Закон СССР «О защите прав потребителей» и введенный в действие с 7 апреля 1992 г. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон), Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г., Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, а также глава 39 второй части Гражданского кодекса Российской
Федерации, обозначившая после восьмилетнего перерыва введение в круг правового регулирования институт возмездного оказания услуг, отнеся к предмету регулирования и медицинские услуги. Медицинские услуги регулируются как самостоятельный вид услуг, отличный от договора подряда или трудового договора. Это отличие является принципиальным не только по источнику правового регулирования, но и по правовым характеристикам непосредственно. Нам представляется, что прежде изучения специфики договорных отношений по оказанию платных медицинских услуг, определения границ юридической ответственности субъектов данного правоотношения и анализа его содержания необходимо дать оценку самого понятия «медицинские услуги», провести разграничение между выполнением работы и оказанием услуги.
В Законе работы и услуги рассматриваются как отличные друг от друга и самостоятельные объекты гражданских правоотношений, о чем свидетельствует, в частности, их особый правовой режим. К примеру, сроки службы, сроки годности, а также гарантийные сроки устанавливаются для товаров и работ, но не для услуг2 Изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить безопасность товаров и работ, но не услуг, в течение установленного срока службы или срока годности товаров (работ). Если же
изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товаров (работ) потребителю; это правило не распространяется на услуги.
Обобщая точки зрения ряда цивилистов3, можно сделать выводы, касающиеся отличительных признаков услуги как правовой категории:
1) услуга - это самостоятельный объект гражданского правоотношения и объект имущественного оборота;
2) под услугой понимается деятельность, связанная с удовлетворением потребностей лица;
3) результат услуги не имеет веществен -ного выражения, услуга приобретается и потребляется в процессе ее оказания, как следствие, невозможность ее передачи другому лицу;
4) результат неосязаем и неуловим (невозможность демонстрации, представления в рекламе, иного просмотра), таким образом результат не является элементом услуги;
5) услуга тесно связана с личностью исполнителя и заказчика услуг, с конкретными обстоятельствами предоставления услуги.
Однако, несмотря на перечисленные выше существенные отличительные признаки услуги от работы, с позицией разграничения этих двух объектов гражданских правоотношений согласны далеко не все авторы. В литературе зачастую можно встретить отрицательное отношение к резкому противопоставлению понятий «услуга» и «работа»4.
Дискуссионность различения отношений по выполнению работ от отношений по оказанию услуг объясняется и их взаимосплетением и взаимосмешиванием5. Однако медицинская услуга должна быть отнесена к числу так называемых чистых услуг, так как в результате ее оказания отсутствует вещественный фактор, и недостижение эффекта по данному виду услуг не влияет на исполнение договорных обязательств.
Медицинская услуга является одной из разновидностей услуг6, сферой применения которой являются те общественные отношения, в которых граждане для удовлетворения своих потребностей, определяемых состоянием их здоровья, получают особую потребительскую стоимость в виде специализированной медицинской деятельности медицинской организации или отдельного специалиста в области медицины. «Медицинская услуга в перечне предоставляемых гражданам услуг на возмездной основе является уникальной, исключительной по степени важности, значимости, серьезности и ответственности совершаемых в процессе ее оказания действий»7.
Следует указать, что медицинская услуга непосредственно ориентирована на лич-
Медицинские услуги как объект гражданских прав
ные неимущественные блага гражданина -жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность. Предмет услуги - организм человека - существенно отличает эту услугу от прочих видов услуг. Особый предмет воздействия медицинской услуги объясняет и такой ее характерный признак, как профессиональный характер медицинской услуги, т. е. необходимость должной квалификации исполнителя медицинской услуги. Согласно Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства от 13.01.1996 № 27, платные медицинские услуги населению медицинскими учреждениями предоставляются при наличии сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, ведь медицинская услуга - это ограниченно обо-ротоспособный объект гражданского пра-ва, поскольку его нахождение в гражданском обороте допускается по специальному разрешению (лицензии), выдаваемому исполнителю медицинских услуг в установленном законом порядке. Предоставление медицинских услуг без лицензии не допускается.
Безусловно, любая услуга оказывается человеком - исполнителем, неотделимая от источника, она определенный этап функционирования механизма. Медицинская услуга, как и любая иная, всегда выступает в «привязке» к конкретному человеку. Нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров. Услуга, оказываемая конкрет-
ным человеком или сообществом, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности.
Еще одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство известно законодателю, подтверждением чему служит включение в п. 2 ст. 167 ГК, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.
Все отмеченное приводит к выявлению одного из главных свойств услуги - неустойчивости ее качества. Оказываемая гражданину-потребителю медицинская услуга обеспечивается вложенным в нее профессиональным трудом специалиста, направленным на определенный результат, т. е. квалификацией действий исполнителя услуги. Анализ осуществляемой исполнителем медицинской услуги является правовым. Не стоит отрицать, что медицинской услуге присущ профессиональный риск, при этом ее особенностью является то, что она не может или не всегда может сопровождаться представлением каких-либо гарантий. Риск же получателя медицинской услуги гораздо выше, чем риск получателя вещи или заказчика работы.
Рассмотрев различные точки зрения ученых-цивилистов по вопросу классификации отличий между оказываемой работой и выполняемой услугой, сталкиваешься с очевидной дискуссионностью взглядов на данную проблематику. Однако, несмотря на расхождение правовых позиций по поводу определения содержания медицинской услуги как объекта гражданских правоотношений, в определении юридических последствий оказания некачественной ме-
дицинской услуги различий во мнениях нет. Неподтвердившиеся ожидания пациентов (заказчиков медицинских услуг) на практике часто оборачиваются стремлением вернуть плату, внесенную за оказанную медицинскую услугу, привлечь к ответственности исполнителя, т. е. порождают необоснованные претензии и иски к исполнителям медицинских услуг. Стоит помнить о том, что при предоставлении медицинским учреждением потребителю услуги ненадлежащего качества, последний имеет право требовать:
• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• безвозмездного повторного выполнения работы другим специалистом-исполнителем;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и
потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответ-ствующих требований потребителя8.
С учетом вышесказанного необходимо отметить главную особенность медицинской услуги - ее потребительский характер. Медицинские услуги предназначены для личного потребления граждан, поскольку, как правило, они не переносятся на себестоимость предмета воздействия. Пациент (или потребитель), используя медицинскую услугу для целей личного потребления, выступает их конечным потребителем, как бы выводя данный вид услуги из коммерческого оборота в сферу непосредственного собственного потребления, что объясняет неповторимость и уникальность правоотношения исполнитель - пациент.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ст. 41 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2 Ст. 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 // Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15.
3 Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Госюриздат, 1975. С. 488; Луцъ В. Обязательственное право. Киев. 1998. С. 572; Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2002. № 2. С. 18.
4 Борисов Б. А. Услуги. Правовой режим реализации. М., 1997. С. 11; Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 30.
5 Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
6 Пункт 2 ст. 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.
7 Ломакина И. Г. Права потребителя-пациента и их защита при некачественном оказании медицинской услуги // Материалы конференции «Медицина и право». М., 1999. С. 138.
8 Пункт 1. ст. 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.