Научная статья на тему 'К вопросу о правовой сущности образовательных услуг'

К вопросу о правовой сущности образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
281
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / SERVICES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОЗМЕЗДНЫЙ / PAID / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Марина Петровна

Данная статья посвящена понятию, признакам и характеристике образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With reference to legal nature of educational services

This article deals with concept, signs and characteristic of educational services.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой сущности образовательных услуг»

Развитие системы образования

М.П. Борисова

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Данная статья посвящена понятию, признакам и характеристике образовательных услуг.

Ключевые слова: услуги, образование, возмездный, деятельность, результат.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации1 услуги относятся к одному из объектов гражданских прав. Как объект гражданских прав услуга является одним из видов благ, направленных на удовлетворение конкретных потребностей ее заказчика (услугополучателя) за счет осуществления определенной деятельности. Поскольку понятие услуги не закреплено в законодательстве, в экономической и юридической литературе встречаются различные определения данного понятия.

Ряд ученых рассматривает услугу как результат деятельности. Так, С.С. Алексеев отмечал, что услуги - это не сама по себе деятельность, а определенный результат2.

Еще один подход к определению услуги основывается на ее понимании как совокупности деятельности и результата. В соответствии с таким подходом результат не имеет материального воплощения и вместе с действиями, предшествующими ему, составляет единое целое. Поэтому при оказании услуги «продается» не сам результат, а действия, к нему приведшие3.

М.И. Брагинский отмечает, что законодатель в п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет понятие «услуга» в широком смысле, которое включает в себя и работы как особую их разновидность4.

© Борисова М.П., 2012

Согласно позиции М.И. Кротова, услуга представляет собой объект гражданских правоотношений только как продукт труда, не имеющий овеществленной формы. Материальная услуга, по его мнению, выступает предметом регулирования договора подряда. Результат услуги нематериального характера не может быть гарантирован исполнителем, и, следовательно, экономические отношения между сторонами договора не могут зависеть от наступления определенного полезного эффекта и оплачиваются в любом случае5.

Н.А. Баринов определяет услугу как экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, проявляющегося в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения потребностей человека6.

По мнению Я. Дворжака, сущностью услуги является полезное действие (эффект труда) как деятельности по удовлетворению различных потребностей человека. Эта деятельность, по его мнению, имеет нематериальный характер вне зависимости от дальнейшего выражения в материальных предметах потребления, имеющих краткосрочный или долгосрочный период использования, или направленности на личное удовлетворение7.

В целом можно отметить, что, разграничивая такие понятия «услуги» и «работы», многие авторы относят к услугам такую деятельность, в результате которой не возникает материальных ценностей, реального товара.

В литературе также выделены основные признаки услуги как объекта гражданских прав.

Так, согласно мнению Д.Ф. Кириченко, услуги, направленные на удовлетворение нематериальных потребностей, характеризуются тремя принципиальными особенностями: во-первых, отсутствием овеществленного результата, во-вторых, личностным характером, т. е. такие услуги, как правило, представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение личных потребностей человека, и в-третьих, услуга не обладает меновой стоимостью, т. е. перепродать такую услугу, как товар, невозможно, так как соответствующие потребности удовлетворяются в процессе оказания данной услуги8.

На наш взгляд, вышеназванные признаки услуги весьма точно отражают сущность образовательной услуги.

Следует отметить, что отсутствие в законодательстве определения понятия «образовательная услуга» порождает многочисленные дискуссии по данному вопросу в цивилистической литературе.

Так, например, В.М. Сырых придерживается узкого подхода в определении образовательных услуг, утверждая, что поскольку

Закон Российской Федерации «Об образовании»9 проводит границу между деятельностью образовательного учреждения и оказываемыми им платными дополнительными услугами, то и отнести к сфере образовательных услуг образование, получаемое в рамках образовательных стандартов, даже на платной основе, не представляется возможным10.

Возмездность как важнейший критерий определения образовательной услуги рассматривает С.В. Куров. По его мнению, в платной образовательной сфере само понятие «образование» вытесняется понятием «образовательные услуги» как более точно отражающим характер регулируемых отношений11. Автор подчеркивает различную правовую природу отношений по обучению и воспитанию, возникающих на возмездной и безвозмездной основе.

Эта позиция поддерживается и А.В. Белозеровым, по мнению которого образование, получаемое за счет бюджетных средств, и образование, получаемое на возмездной основе, регулируются нормами различных отраслей права12.

Платность как основополагающий элемент образовательной услуги отмечает в своих работах и Г.Д. Шкарлупина. Однако ее подход еще более сужает понятие образовательных услуг, в качестве которых автор рассматривает «деятельность, превышающую государственный образовательный стандарт и носящую дополнительный характер в непрофильном образовательном учреждении»13.

Такой узкий подход к определению образовательных услуг основывается на буквальном толковании законодательных положений. Действительно, образовательное законодательство рассматривает образовательные услуги как вид социально-экономических благ, который требует для своего производства и потребления определенных экономических затрат и соответствующего возмещения.

Анализ Закона Российской Федерации «Об образовании» подтверждает точку зрения о довольно узком понимании образовательных услуг как услуг платных. При этом термин «услуга» регламентируется ст. 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» только в рамках дополнительных образовательных услуг.

Закон закрепляет нормы о разных формах предоставления образования на платной основе. Во-первых, государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, помимо финансируемых за счет средств учредителя заданий по приему обучающихся, имеют право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих, служащих и специалистов по договорам с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (п. 8 ст. 41 Закона). В данном случае речь идет

о возможности получения профессионального образования на платной основе в пределах содержания государственных образовательных стандартов.

Во-вторых, наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями право взимать плату за оказание образовательных услуг в рамках содержания образовательных стандартов получили негосударственные образовательные организации всех видов и типов, так как подобные доходы для них являются основным источником финансирования (ст. 46 Закона).

В-третьих, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» любые государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные образовательные услуги за пределами содержания государственных образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ14.

Положительным моментом введения понятия «образовательные услуги» в развитие образовательного законодательства послужило то, что это позволило узаконить платные формы образования и расширить тем самым возможности финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений. Появились условия для активного использования гражданско-правовых форм регулирования образовательных отношений, основанных на договорных обязательствах возмездного оказания образовательных услуг. Кроме того, появление платного образования расширило возможности обучающегося при выборе форм обучения, соответствующих его желаниям и интересам, что в немалой степени способствует развитию конкуренции услуг в сфере образования и повышению качества образования.

Противоположная точка зрения представлена позицией ученых, отрицающих возмездность как ключевой признак образовательных услуг. Так, например, В.В. Кванина всю деятельность вузов рассматривает как набор образовательных услуг, которые могут оказываться либо за счет бюджетных средств, либо за счет средств потребителей этих услуг или которые могут быть оплачены третьими лицами. Исследователь подчеркивает, что «лекции, практические и семинарские занятия, коллоквиумы, производственная и преддипломная практика, сдача экзаменов и зачетов и т. д. - все эти виды деятельности представляют собой образовательные услуги»; правовой формой отношений по их оказанию являются гражданско-правовые обязательства15.

В.С. Потапенко отмечает, что вышеизложенная точка зрения не учитывает всей специфики правоотношений, возникающих

в сфере образования, которые не могут быть рассмотрены исключительно через призму гражданско-правовых методов16.

Представляется, что не следует заменять понятие образовательного процесса совокупностью образовательных услуг, однако сама идея о том, что образовательная услуга не всегда является возмездной, на наш взгляд, является наиболее правильной.

Сама формулировка ст. 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» указывает на платность именно дополнительных образовательных услуг, что не исключает того факта, что существуют основные образовательные услуги, которые оказываются образовательной организацией бесплатно.

Таким образом, представляется верным исходить из более широкого понимания образовательных услуг как услуг, характеризующих отношения, возникающие между образовательными учреждениями (организациями), с одной стороны, и гражданами -с другой, для удовлетворения последними потребностей в общеобразовательных и профессиональных знаниях, навыках, умениях.

При этом признак возмездности не всегда присущ образовательным услугам.

Подобное понимание позволит рассматривать образовательные услуги не только как платную деятельность образовательных учреждений и частных лиц на основе договора возмездного оказания услуг, но и как совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ - знаний, умений, навыков.

Примечания

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г.

№ 51-ФЗ (с изм. от 06.04. 2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2 Алексеев С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории со-

ветского права. М., 1960. С. 297.

3 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй

(постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1998. С. 344.

4 Возмездное оказание услуг // Гражданское право России. Ч. II. Обязательствен-

ное право: Курс лекций / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997.

5 Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве.

Л., 1990.

6 Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001. С. 28.

7 Дворжак Я. Гражданско-правовое регулирование услуг в ЧССР / Под ред.

и с вступ. ст. Е.А. Суханова. М.: Прогресс, 1989. С. 50-51.

8 См., например: Кириченко Д.Ф. Правовое регулирование защиты прав потреби-

телей медицинских услуг. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 21.

9 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1

(с изм. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

10 Сырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием

оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2002. № 4. С. 69-74.

11 Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М., 1999.

С. 40-41.

12 Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию

образовательных услуг. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 32.

13 Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе -

различие должен определить закон // Право и образование. 2008. № 3.

14 См. подробнее: Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образователь-

ные услуги // Журнал российского права. 2009. № 3.

15 Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере выс-

шего профессионального образования. М., 2005. С. 272, 292, 293.

16 Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги //

Журнал российского права. 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.