УДК 378+346
Баканова Наталья Викторовна
Старший преподаватель кафедры юридических и социально-политических наук Института истории, гу-манитарного и социального образованияНГПУ, [email protected], Новосибирск
проблемы правового регулирования возмездного оказания услуг высшими образовательными учреждениями1
Аннотация. В статье рассмотрены понятие «образовательная услуга», а так же возможность определения образовательного процесса через призму услуг, определены проблемы правового регулирования предоставле-ния образовательных услуг, в том числе на возмездной основе.
Ключевые слова: Образовательная услуга, государственные стандарты, возмездное оказание услуг.
Баканова Наталья Викторовна
Senior Teacher of Law, Social and Political Sciences Department, Institute of History, Humanitarian and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
problems of legal regulation of paid services of higher education institutions
Abstract. The concept of «educational services», as well as the possibility of determining the educational process in the context of the services are described; the problems of legal regulation of the provision of educational services, including paid are identified.
Key words: educational services, state standards, providing paid services.
Основной вид деятельности вуза - образовательная деятельность. По своей сути она неоднородна и выступает в виде деятельности по обеспечению образовательного процесса (составление учебных программ, расписаний, издание учебно-методических комплексов и т.д.), а так же его осуществлению. Именно второй вид деятельности представляется в виде образовательных услуг. Данные услуги оказываются либо за счет средств государственного и муниципального бюджета, либо за счет потребителей этих услуг. Право вуза на оказание возмездных образовательных услуг за счет средств потребителей или третьих лиц в рамках государственного образовательного стандарта легализовано Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон об образовании) и Фе-
деральным законно Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образова-нии»[5;12] .
Правовой формой оказания образовательных услуг выступает договор. Таким образом, действующее законодательство, в первую очередь, Закон об образовании, предусматривает договорную основу оказания платного образования, определяя существенные условия такого договора. В то же время за пределами законодательных норм оказались особенности поведения субъектов платной образовательной деятельности, в том числе регулирование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, обеспечение правовой защиты обучающегося, качества самой услуги.
1 Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 годы.
В связи с закреплением в гл. 39 ГК РФ норм, регулирующих возмездное оказание услуг, подразумеваю-щих, в том числе и услуги по обучению, возник вопрос, имеющий не только теоретическое, но и ярко выраженное практическое значение - допустимо ли урегулирование предоставления платного образования, как оказания образовательных услуг, гражданско-правовыми средствами. В последнем случае на отношения между образовательной организацией и обучающимися распространяется дополнительное действие норм ГК РФ и Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и тем самым обусловливаются дополнительные правовые средства -гражданско-правовые - охраны прав обучающихся (их законных представителей) [11].
Так, Е.А. Суханов в своих работах считает абсурдным шагом применение Закона о защите прав потреби-телей, однако большинство склоняется необходимости применения закона, но только тогда и в том объеме, ес-ли нет соответствующих норм ГК[9].
Законодатель не дает четкого определения образовательных услуг, не раскрывает их правового содержа-ния и специально не выделяет их правового регулирования. Лишь в отдельных случаях делается попытка такой квалификации, в частности, норма п. 1 ст. 45 Закона об образовании устанавливает, что под платными дополнительными образовательными услугами понимается обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги, т.е. в целом это -образовательная деятельность, не предусмотренная соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Одновременно в п. 1 ст. 46 Закона об образовании указывается, что негосударственное образовательное учреждение вправе брать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Государственному же или муниципальному образовательному учреждению разрешено осуществлять платную образовательную деятельность в пределах государственных образовательных стандартов только при следующих условиях: это
должны быть образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования; прием осуществляется только по ограниченному кругу определенных направлений (специальностей); доля такого приема составляет не более 50% приема обучающихся по каждому из указанных направлений (специальностей прием осуществляется сверх финансируемых учредителем заданий; прием проводится на договорной основе (п. 10 ст. 41 Закона об образовании)[5].
Можно констатировать, что платная образовательная деятельность образовательных учреждений (организации) урегулирована правом лишь частично.
Законодательство в области образования отождествляет понятия платных образовательных услуг, платного обучения, в том числе в пределах государственных образовательных стандартов, и платной образовательное деятельности.
Следует также подчеркнуть, что среди специалистов сферы образования и юристов не сложилось единого мнения относительно правомерности распространения понятия образовательных услуг на все виды, уровни образования, в том числе на основные образовательные программы.
Это можно объяснить тем, что образовательные услуги относятся к группе личных услуг, в юридической литературе наделяются следующими чертами: несохраняемостью; изменчивостью качества; отсутствием гарантий (можно вернуть товар, но не знания); неосязаемостью услуги; целостностью; длительностью потребления и последующего использования; взаимосвязанностью с потребителем; невозможностью полной стандартизации; невозможностью ожидаемого личного эффекта от образовательной услуги потребителем в силу сложности прогнозирования состояния рынка труда на момент завершения обучения; невозможностью гарантировать достижение высокого результата образовательной услуги, поскольку он зависит не только от исполнителя, но и самого обучающегося, от его способностей, внимательности, старания и трудолюбия.
Однако такие дискуссии затрагивают два важных аспекта: Во-первых, это - раскрытие содержания самого понятия «образовательная услуга», установление его правово-
го генезиса и обоснование необходимости норма-тивного правового закрепления.
Во-вторых, признание (или наоборот, отрицание) гражданско-правового характера регулирования платного образования (на договорной основе), тем самым определение гражданско-правового характера договора о платном образовании. В литературе предприняты попытки определить договор возмездного оказания образовательных услуг. Так, Ю.Свит полагает, что договор возмездного оказания образовательных услуг - это соглашение, в соответствии с которым «исполнитель обязуется обучить самого заказчика либо иное указанное в договоре лицо по основным либо дополнительным программам с выдачей по окончанию обучения документа, подтверждающего получение образования, а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Однако у определения есть недостатки: во-первых, не раскрывается природа договора, а только обязательства, а во-вторых, можно сделать вывод, что выдача документа об образовании, является единственным атрибутом данного договора, с этим нельзя согласиться.
Некоторые авторы конкретизируют договор через определение субъектов. Л. Г. Матяш: «Договор возмездного оказания образовательных услуг - это допускаемое законом письменное соглашение образовательного учреждения высшего профессионального образования, студента или слушателя и физического и (или) юридического об установлении правоотношения, в которое они вступают с целью получения высшего профессионального образования» [5; 74].
Ю.М. Федорова «Договор возмездного оказания образовательных услуг - это соглашение, направленное на установление соответствующего правоотношения, заключаемого между исполнителем и заказчиком в письменной форме»[13, с.48]. Однако этот автор не содержит конкретики, а определение носит общий характер.
Остается дискуссионным вопрос о правовой природе договора оказания образовательных услуг. Одни авторы утверждают, что он носит административный характер, другие считают, что он относится к образовательному праву, третьи, что носит гражданско-правовой характер.
Следует отметить, что законодательство в сфере образования является комплексным, что соответствует комплексному характеру предмета правового регулирования. Для ответа на данный вопрос важно определить правовую природу отношений, складывающихся между образовательным учреждением и обучающимся, по оказанию образовательных услуг.
В. М. Сырых рассматривает образовательное право как самостоя—тельную отрасль права, имеющую свой специфический предмет правового регулирования - образовательные отношения. При этом он выделяет четыре особенности данных отношений. В качестве первой особенности указывается на то, что содержание объекта образовательных отношений, как правило, не может определяться участниками данного отношения. Под объектом образовательного отношения В.М. Сырых понимает знания, навыки и умения, уровень которых соответствует государственному стандарту [10, с.12]. Однако государственный стандарт определяет лишь обязательный минимум содержания основных образовательных программ (ст. 7 Закона об образовании). Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п. 5 ст. 14 Закона об образовании). На основании изложенного можно сделать вывод, что объект образовательного отношения определяется, как правило, образовательным учреждением. Но в ряде случаев и обучающийся может влиять на содержание объекта, например, при выборе факультативных предметов для изучения. Поэтому в рамках конкретного правоотношения стороны самостоятельно определяют содержание объекта с учетом требований государственного стандарта.
Второй особенностью образовательных отношений является наличие у субъектов образовательного отно-шения необычайно ранней по сравнению с другими отраслями права дееспособности. По мнению В.М. Сырых, дети становятся субъектами образовательных отношений с момента занятий в дошкольных или начальных образовательных учреждениях [Там же, С. 15]. Представляет-
ся, что с этого момента дети реализуют не дееспособность, а правоспособность, так как в отношения с образовательным учреждением от имени малолет-них вступают их родители или законные представители. Согласно ст. 52 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка. Таким образом, на ребенка, как на субъекта образовательного отношения распространяются общие правила о дееспособности, закрепленные в ст. 21, 26, 28 ГК РФ.
Третья особенность образовательных отношений характеризуется тем, что управо-моченная сторона, в частности обучающийся, реализует свое право двояким способом: как с помощью действий другой обязанной стороны, так и благодаря собственным активным действиям, направленным на овладение образовательной программой соответствующего уровня. Представляется, что и в этом случае специфика отсутствует, так как элементами любого субъективного права выступают правомочия на собственные действия и правомочия требования. Данные правомочия входят, соответственно, и в состав субъективного права, обладателем которого является обучающийся.
Четвертой особенностью является специфика правового статуса исполнителя образовательной услуги. Педагогические работники, с одной стороны, имеют обязанность предоставления образовательной услуги, с дру-гой стороны, они, а также органы управления образовательным учреждением, как правило, наделяются уставом этого учреждения правом привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности. Но данная особенность характерна и для корпоративных отношений. Возможность наложения санкций дисциплинарного характера не может свидетельствовать о наличии между сторонами отношений власти и подчинения.
Вопрос об имущественном характере отношений между образовательным учреждением и обучающимся является стержневым для всей дискуссии о правовой природе данных отношений. Многие авторы квали-фици-руют как гражданско-правовые только
отношения по оказанию платных образовательных услуг, так как их имущественный характер очевиден. М.Н. Малеина указывает на то, что «ни ст. 307 ГК РФ, ни другие нормы не ограничивают содержание гражданско-правового обязательства признаком имущественного характера».[4;60] Тем самым она допускает возможность гражданско-правового регулирования отношений по оказанию бесплатных образовательных услуг как отношений неимущественного характера.
Представляется, что имущественный характер отношений, складывающихся между образовательным учреждением и обучающимся по поводу оказания образовательных услуг, не зависит от платности или бесплатности (возмездности или безвозмездности) предоставления таких услуг. Под имущественными отношени-ями обычно понимаются экономические по своей социальной природе отношения. Отношения по оказанию образовательных услуг являются экономическими, так как в системе национальных счетов они включаются в сферу экономического производства. При этом платные образовательные услуги относятся к рыночному производству, а бесплатные -к нерыночному производству. Причем к услугам нерыночного производства причисляются и услуги государства по управлению и обороне. Однако отношения по их оказанию основаны на власти и подчинении, а поэтому относятся к сфере публичного права.
Особо следует подчеркнуть, что отношения, складывающиеся между образовательным учреждением и обучающимся, не исчерпываются только имущественной составляющей. Они многогранны и многоаспектны. Так, представляется допустимым характеризовать отношения между педагогом и учащимся и как педагогиче-ские, если речь идет о применении в рамках этих отношений приемов и методов обучения и воспитания.
Таким образом, имущественные отношения, складывающиеся между образовательным учреждением и обучающимся по поводу оказания образовательных услуг, носят гражданско-правовой характер, так как они основаны на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников и возникают из согла-шения сторон.
Библиографический список
1. Антонова К. Н. Высшее образование в России. XX век. Проблемы и перспективы // Хозяйство и право. -2006. -№1. - С. 119-128.
2. Буслов Е. В. Образовательное законодательство в сфере реальных запросов отечественной системы об-разования// Право и образование. -2008. -№12. -С. 4-13.
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ Ч.1. с изменениями и дополнениями [Электронный ре-сурс] URL: http://www. consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата посещения 21.12.2012)
4. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №26.01.1996 №14-ФЗ Ч.2 с изменениями и дополнениями [Элек-тронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru/popular/gkrf2/ (дата посещения 21.12.2012)
5. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнени-ями [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 20.12.2012).
6. Кванина В. В. Об отраслевой принадлежности договора на оказание возмездных образовательных услуг// Право и образование. -2005. -№3.- С.23-18.
7. Малеина М. Н. Договор о подготовке специалиста// Государство и право. -2004. - №8. -
С.57-66.
8. МатяшЛ. Г. Права и обязанности исполнителя (вуза) по договору оказания возмездных образовательных услуг// Российское правоведение: трибуна молодого ученого. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. - Суханов Е. А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции!/ Е.А. Суханов//Вест. Высшего Арбитражного суда Р.Ф. -2002. -№9. -С. 67-74.
10. Сырых В. М. Образовательное право как отрасль гражданского права Изд-во Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- С. 135 [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=1232457 (дата посещения 22.12.2012).
11. Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс ] URL: http://www.consultant.ru/popular/ consumerism/ (дата посе-щения 20.12.2012)
12 Федеральным законно Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/ education/ (дата посещения 24.12.2012)
13. Федорова Ю. М. Возмездное оказание образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования (гражданско-правовой аспект). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - 156 с.