К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Г.Р. Лутфуллина, ассистент
Уфимский университет науки и технологий
(Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-8-1-56-59
Аннотация. В статье проводится анализ позиций ученых и практиков относительно проблемы понятия преступных деяний как совокупности криминалистически значимых элементов. Определена сущность указанного понятия, выделена классификация корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних. Рассмотрена корреляционная связь элементов криминалистической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними, связанная со способами совершения и сокрытия следов преступления, описание обстановки и типичных следов преступлений, особенности личности несовершеннолетнего и его жертвы.
Ключевые слова: преступление, корыстно-насильственные преступления, несовершеннолетние, способ совершения преступления, сокрытие следов преступления, корреляционная связь.
Преступлению, как одному из видов противоправного поведения человека, уделяли внимание многие ученые, представляющие довольно широкий спектр отраслей научного знания. Попытки всесторонне охарактеризовать преступные деяния предпринимались и в исторических исследованиях, и в социологии, и в психологии и, конечно же, во многих отраслях юридической науки, прежде всего криминалистического цикла: уголовном праве, криминологии, уголовном процессе, судебной психологии и т.д. И каждая из них находила в преступлении свои особенности и черты, которые требовали тщательного изучения с позиций соответствующей отрасли знания. Под своим углом зрения изучает преступление и криминалистическая наука.
По свидетельству Р.С. Белкина интерес к преступлению как явлению, характеризующемуся комплексом криминалистически значимых признаков, впервые возник в конце шестидесятых годов прошлого века [1]. Инициатором разработки криминалистических характеристик преступлений стал А.Н. Колесниченко, назвав их в числе наиболее существенных положений любых частных методик расследования [5]. С этого момента начались активные иссле-
дования преступных деяний как совокупности криминалистически значимых элементов, призванных составить информационную базу для их криминалистического познания. Став широко распространенными в литературе, посвященной расследованию отдельных видов преступлений, криминалистические их характеристики, со временем превратились в обязательный, но далеко не всегда научно обоснованный, атрибут всех научных диссертаций по криминалистической методике. Это «модное увлечение» дало основание Р.С. Белкину резюмировать: «Время шло, множились работы, в которых на все лады говорилось о криминалистической характеристике самых различных преступлений... Сложилось парадоксальное положение: сам по себе комплекс сведений о преступлении, составляющих содержание криминалистической характеристики ничего нового для науки и практики не давал. Мало того, что эти данные и их значение для следственной практики издавна были известны, но суть дела заключалась в том, что такой комплекс, даже названный криминалистической характеристикой, приобретал практическое значение лишь в тех случаях, когда между его составляющими установлены корреляционные связи
и зависимости, носящие закономерный характер» [1].
Именно отсутствие описания закономерных связей между элементами криминалистических характеристик, выделенных её разработчиками в качестве отличительных черт, характеризующих преступления с позиций криминалистики, давало выдающемуся ученому основания призвать к отказу от продолжения по сути своей малопродуктивных усилий ученых, распространявших свои идеи на этот новый институт криминалистической методики расследования.
Подобные критические оценки профессора Р.С. Белкина, назвавшего это «новшество» в науке одним из «фантомов криминалистики», многими коллегами были восприняты с пониманием, найдя в научной среде однозначную поддержку. Последовательным сторонником идеи о необходимости, прежде всего, изучения закономерных связей элементов, составляющих содержание любой криминалистической характеристики, стал профессор Н.П. Яблоков. Он писал: «Особенно важно, что в системном комплексе типовых криминалистически значимых черт, свойственных отдельным видам преступлений, содержатся именно элементы их криминалистических характеристик», - и далее, -«Эти особенности, приобретающие характер закономерностей, проявляющихся в исходной следственной информации, составляют основу первоначальных следственных действий. В то же время между отдельными элементами и их группами складываются определенные закономерные связи (взаимосвязи). Установленные закономерности в изучаемых фактических материалах по уголовным делам становятся важной частью информационной основы криминалистической характеристики отдельных видов преступлений. Особенно важными являются сведения об особенностях закономерных связей между отдельными элементами и их группами, прежде всего, о закономерных особенностях их проявления в способе, механизме, обстановке совершения преступления» [2].
Нам представляется, что именно на выявление закономерных связей между эле-
ментами криминалистической характеристики любых преступлений следует направлять свои усилия тем, кто занимается их разработкой, как основой для создания наиболее эффективных частных методик расследования, в том числе расследования корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Однако, даже при наличии значительного объема обобщенных уголовных дел и иных материалов практики разработка любой криминалистической характеристики любого преступления окажется беспредметной, если не будут систематизированы по криминалистическим основаниям сами такие преступления. Связь криминалистической классификации преступлений и их криминалистической характеристики легко прослеживается на примере взаимосвязей оснований классификации и элементов криминалистической характеристики преступлений. О ней говорил, например, профессор А.А. Эксархопуло, определив криминалистическую характеристику преступлений с её элементами в качестве оснований такой классификации [3]. Он, в частности писал: «Криминалистические классификации преступлений ... могут иметь различные основания. В частности, специфику обстановки, места и способа совершения преступлений, предмета преступного посягательства, особенностей личности преступника и других криминалистически значимых элементов преступления, влияющих на формирование и реализацию преступного замысла» [4].
Автора поддержал профессор Н.П. Яблоков, написав в одном из фундаментальных своих исследований криминалистической методики: «Преступления могут классифицироваться по различным основаниям. Эти основания удачно определил А.А. Эксархопуло. С его позиции, вполне справедливо главными основаниями криминалистической классификации преступлений являются отдельные элементы их криминалистической характеристики и виды следственных ситуаций, возникающих к моменту начала расследования» [2].
Обратная зависимость, а именно, криминалистических характеристик преступлений от их криминалистической классификации выражается в том, что выделить какие бы то ни было элементы, которые характеризовали бы преступления с криминалистической точки зрения, можно только при условии, если разработчик таких характеристик знает, о каких видах, или разновидностях преступлений ему предстоит вести речь. Следовательно, любая предметная характеристика преступления с криминалистических позиций оказывается возможной только при распределении однородных, однотипных преступлений на группы (подгруппы) в их общей системе по криминалистически значимым основаниям. При этом все криминалистические классификации должны иметь единую, общую основу, которая заложена в уголовно-правовой классификации корыстно-насильственных преступлений, сформированной по признакам состава преступления. Такая базовая классификация корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних включает в себя две большие группы: первая - корыстно-насильственные преступления против личности, среди которых самым опасным является убийство по корыстным мотивам. И вторая группа - это преступления против собственности, совершаемые с применением разнообразных форм насилия над личностью. Преступления второй группы в уголовно-правовой классификации представлены, прежде всего грабежами, совершаемыми с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья жертвы, вымогательством и разбойными нападениями.
Криминалистическая классификация корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет своими основаниями комплекс признаков, которыми могут быть описаны соответствующие деяния. Будучи распределенными в криминалистической классификации по видам, подвидам, разновидностям, эти преступления, с учетом обобщенной практики, и должны характеризоваться по элементам, между которыми прослеживаются закономерные связи. В
частности, по способу совершения и сокрытия следов преступления, путем описания обстановки и типичных следов преступления, с точки зрения особенностей личности несовершеннолетнего преступника и его жертвы, предмета или непосредственного объекта преступного посягательства. Так, например, последний названный элемент криминалистической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними - предмет преступного посягательства - может представлять для криминалистической характеристики особый интерес, поскольку часто связан и даже, порой, обусловлен возрастными особенностями преступника, проявляющимися в детских увлечениях и предпочтениях подростков, реализующих свои детские желания в преступном замысле.
Не меньшее значение в криминалистической характеристике приобретают и связи способов совершения корыстно-насильственных преступлений с данными о личности несовершеннолетних преступников. Выбор здесь часто основывается на весьма незначительном жизненном опыте несовершеннолетнего, а иногда и просто, исходя из доступности для него того или иного способа действия, либо из опыта или с подсказки более опытных взрослых, находящихся рядом с подростком, и влияющих на становление личности, в том числе криминальных наклонностей несовершеннолетних. Отсюда важно, помимо сказанного выше, также охарактеризовать преступления корыстно-насильственной направленности, совершаемые несовершеннолетними, с точки зрения связи их преступного поведения не только с обстановкой, в которой они реализовывали свой преступный замысел, но и с обстановкой, сформировавшей личность несовершеннолетних преступников.
Выявление таких связей в основных элементах криминалистической характеристики любого корыстно-насильственного преступления, входящего в определенную классификационную группу, и составляет, на наш взгляд, важную и при этом не самую лёгкую для решения задачу, направленную на разработ-
ку методических и информационных основ частных методик расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними по корыстным мотивам с применением насилия.
Сказанным, разумеется, не исчерпываются все корреляционные связи элементов
Библиографический список
1. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня // Под ред. проф. Р.С. Белкина. - М.: Норма, 2001. - С. 219-222.
2. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования: история, современное состояние и проблемы: монография.- М.: Норма:Инфа-М, 2016. С. 89-90.
3. Эксархопуло А.А. Криминалистика. Иллюстрированный курс в схемах: учебно-наглядное пособие. - СПб:2010. - 290 с.
4. Эксархопуло А.А. Криминалистика: учебник. - СПб: «Лема», 2009. - 673 с.
5. Колесниченко А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений. Автореф.дисс.... докт.юрид.наук - Харьков: 1967. - 10 с.
криминалистической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Их круг значительно шире и требует специального исследования.
ON THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF ACQUISITIVE AND VIOLENT CRIMES COMMITTED WITH THE PARTICIPATION OF MINORS
G.R. Lutfullina, Assistant
Ufa University of Science and Technology
(Russia, Ufa)
Abstract. The article analyzes the positions of scientists and practitioners regarding the problem of the concept of criminal acts as a set of forensically significant elements. The essence of this concept is determined, the classification of acquisitive and violent crimes of minors is singled out. The article considers the correlation between the elements of the forensic characteristics of acquisitive and violent crimes committed by minors, associated with the methods of committing and hiding the traces of a crime, a description of the situation and typical traces of crimes, personality traits of a minor and his victim.
Keywords: crime, mercenary-violent crimes, minors, method of committing a crime, hiding the traces of a crime, correlation.