(О
Ol
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
ü S I
н
о ф
со
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА
Михайлов А.В.*
This article related to the questions on forms of economic function of the state. Contents and classification of forms are also given.
В науке о государстве и праве нет единой точки зрения по вопросу состава форм реализации экономической функции государства, однако большинство авторов подразделяет их на правовые и организационные.
Рассмотрим содержание правовых форм реализации экономической функции государства. Такие ученые, как Л.А. Морозова, В.К. Бабаев, выделяют четыре правовые формы реализации экономической функции государства: законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. С данной классификацией правовых форм реализации экономической функции государства можно не согласиться ввиду того, что правоохранительная деятельность помимо деятельности судебной системы включает в себя и деятельность прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других подразделений. Соответственно судебная и контрольно-надзорная формы реализации экономической функции государства должны быть объединены в одну форму реализации экономической функции государства. Также необходимо отметить, что управленческая (исполнительная) деятельность государства по реализации экономической функции не может осуществляться, не основываясь на нормах права, поэтому более правильно данную форму реализации обозначать как правоисполнительная.
В этой связи представляется более верной позиция большинства ученых-правоведов — в частности, Л.И. Загайно-ва, который выделяет следующие правовые формы реализации экономической функции государства: правотворческую, оперативно-исполнительную (правоис-полнительную) и правоохранительную1. Данную точку зрения поддерживают такие ученые, как Н.В. Черноголовкин2, А.Б. Венгеров3, И.С. Самощенко4. Раскроем содержание указанных форм.
Правотворческая форма осуществления экономической функции государства — определенным образом оформленные действия уполномоченных на то государственных органов по выработке и созданию нормативных правовых актов по вопросам экономики. То есть юридическое оформление государственной воли — возведение ее в обязательную для исполнения правовую норму (или совокупность норм), нацеленную на урегулирование экономических отношений, обеспечение их развития в отвечающем интересам государства направлении5.
Правильное применение данной формы деятельности государства гарантирует развитие экономики страны, а от точного соблюдения необходимых требований в процессе создания нормативных правовых актов непосредственно зависит степень научного отражения экономических законов в деятельности государства и их сознательное использование в процессе регулирования экономических правоотношений6. Развитие экономических отношений и новые требования объективных экономических законов предопределяют объективную необходимость отмены или замены старого нормативного правового акта, ибо в новых условиях устаревший акт либо вызывает негативные последствия, задерживая развитие экономических правоотношений, либо вообще не применяется. Его замена предполагает необходимость учета новых обстоятельств в проявлении объективных экономических законов. Таким образом, основной объективной причиной замены устаревших нормативных правовых актов новыми является то обстоятельство, что, несмотря на относительную устойчивость, экономические отношения постепенно изменяются под воздействием процессов развития общества и глобализации.
Правотворческая форма реализации экономической функции российского государства не ограничивается законотворческой деятельностью государственных ор-
Научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России.
ганов, хотя и занимает значительное место в ее существовании. Немаловажную роль в правотворчестве играет договорное нормотворчество. Экономическая функция в условиях глобализации посредством договорной формы осуществляется особо активно. Это обусловлено тем, что практически все договоры предусматривают возможность оперативного изменения или дополнения, также значительную роль играет и то, что широкое распространение получили договоры нормативного содержания.
Разработка и принятие научно обоснованных правовых норм — лишь одна сторона проблемы повышения роли права в его воздействии на экономику. Не менее важное значение имеет правильное применение правовых норм в процессе практического воздействия государства на экономические отношения и обеспечение такого их исполнения, чтобы все участники экономических отношений строго и неукоснительно соблюдали нормы права. Поэтому наряду с правотворческой формой реализации экономической функции государства большое значение имеют правоисполни-тельная и правоохранительная формы.
Проводя сравнительно-правовой анализ определений правоисполнительной деятельности государства по реализации экономической функции, данных многими учеными-правоведами7, можно отметить, что под правоисполнительной (оперативно-исполнительной) деятельностью как формой реализации экономической функции российского государства понимается система юридически установленных процедур деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, связанная с повседневным разрешением различных проблем, возникающих перед государством и обществом, а также направленная на непосредственное регулирование государством экономических отношений.
От правоисполнительной деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные правовые акты в сфере экономики реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Примером такой деятельности может служить работа различных государственных органов и организаций8.
Принимаемая правовая норма в сфере экономических правоотношений — своеобразная модель, эталон того, как должен вести себя каждый их участник в конкретной ситуации, что он должен делать и от каких действий обязан воздерживаться. Таким образом, посредством установления
прав и обязанностей участников экономических отношений, различных поощрений за правомерные действия и ответственности за неправомерное поведение государство определяет образец возможного поведения, к которому должны стремиться все субъекты экономических отношений.
Процесс исполнения нормативных правовых актов в сфере экономических правоотношений воплощается в осуществляемой органами управления организаторской деятельности по реализации права в экономической деятельности. Примером может служить деятельность Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, находящихся в их ведении федеральных служб, а также Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной службы по финансовым рынкам.
Исходя из основ Положения о Министерстве финансов Российской Федерации9, его основными функциями являются выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование, а также осуществление контроля экономических отношений. Правоисполнительная деятельность данного министерства осуществляется посредством подведомственных ему федеральных служб, таких как Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора. Данный вывод можно сделать, анализируя Положение о Федеральной налоговой службе10; Положение о Федеральном казначействе11; Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора12; Положение о Федеральной службе страхового надзора13; Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу14; Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам15.
Как видно из анализа вышеуказанных положений, выполняя функциональные обязанности, различные министерства, службы, агентства осуществляют правоис-полнительную деятельность, то есть претворяют существующую на сегодняшний день политику в реальность, осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации. Данные органы являются инструментом по реализации законов Российской Федерации.
Проанализировав вышеизложенное, можно прийти к выводу, что правоиспол-нительная деятельность как форма реализа-
(О
О!
О СЧ
О
о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
ции экономической функции государства является одним из основных направлений деятельности государства по реализации и проведению в жизнь экономической политики Российской Федерации. От правильной реализации норм права зависит развитие экономической сферы государства.
Развитие рыночных отношений внесло серьезные коррективы в сферу законности и правопорядка, произошло укрепление преступных элементов, и расширилась их деятельность. Все это значительно актуализировало место, роль и значение правоохранительной деятельности государства по реализации экономической функции, всех ее элементов и особенно борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.
По своей природе и характеру правоохранительная деятельность объединяет в себе разные отрасли права, такие как конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, административно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, налоговое, таможенное право и т.д. В связи с этим правоохранительная сфера является многогранной, многоотраслевой, имеет многопрофильную специфику, обуславливающую все стороны данной деятельности. К числу таких функций следовало бы отнести:
1) конституционный контроль;
2) правосудие;
3) прокурорский надзор;
4) выявление и расследование преступлений и др.
Практически невозможно найти какой-либо участок управленческой деятельности, в котором не проявлялись различные элементы правоохранительной деятельности российского государства. Термин «правоохранительный» подразумевает под собой охрану, защиту права от каких бы то ни было посягательств.
Известный российский правовед Н.В. Черноголовкин в своих работах отмечал, что «правоохранительная деятельность представляет собой деятельность по охране правовых норм от нарушений» 16.
В работах некоторых ученых просматривается сужение правоохранительной деятельности как формы реализации экономической функции государства до правоп-ринудительной деятельности17. По их мнению, анализ положений о государственных органах (в частности, исполнительной власти), реализовывающих правоохранительную деятельность, позволяет сделать вывод о том, что «своим объединением под таким наименованием они обязаны
имеющейся у них возможности действовать методом принуждения» 18. Данные авторы под принуждением понимают «использование односторонних безоговорочных предписаний, включающих в себя не только физические, но и опосредованные его формы, в том числе запреты, предписания, ограничения и т.д.»19.
Анализируя, обобщая и дополняя вышеуказанные определения правоохранительной деятельности государства по реализации экономической функции, можно отметить, что правоохранительная деятельность государства как форма реализации экономической функции заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства в сфере экономики.
Повышение значимости правоохранительной формы реализации экономической функции российского государства обусловлено усилением роли деструктивных факторов, создающих препятствия процессу эффективной реализации экономической функции государства.
Охрана права от нарушений осуществляется органами российского государства путем создания, изменения и прекращения конкретных правоотношений на основе норм права, регулирующих их правоохранительную деятельность. Но создание, изменение и прекращение конкретных правоотношений на основе норм права, регулирующих охрану российского права от нарушений, имеет своей непосредственной целью, как правило, не реализацию этих норм, как при правоиспол-нительной деятельности, а охрану нарушенного или оспариваемого права. Разумеется, основная работа по выполнению данных положений ложится на правоохранительные органы Российской Федерации, в первую очередь на суды20.
Правоохранительная деятельность как форма реализации экономической функции осуществляется судами, в том числе Конституционным судом Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации и другими судами в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»21. Правоохранительная деятельность осуществляется судами в виде рассмотрения дел в судебном порядке,
разрешения споров и конфликтов в экономической сфере деятельности. Важную роль играет конституционное правосудие, которое с момента появления стало необходимой составляющей функционирования государства в сфере экономики.
Раскрывая содержания надзора как части правоохранительной деятельности необходимо отметить деятельность прокуратуры Российской Федерации, которая, согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 22, является единой федеральной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также за соответствием законам издаваемых различными министерствами, ведомствами и службами нормативных правовых актов.
Говоря о контроле в сфере экономики, необходимо в зависимости от субъекта, производящего контроль, выделить государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль, который осуществляет система уполномоченных государственных органов и общественных организаций. Особенно важными задачами являются разграничение полномочий каждого из контролирующих органов, определение круга вопросов, по которым проводится проверка, и т.п.23
Также необходимо отметить деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению правоохранительной деятельности как формы реализации экономической функции российского государства в условиях глобализации. Современная преступность непрерывно меняется, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности людей, заполняя неконтролируемые и недостаточно контролируемые сферы. При этом процессы глобализации современной жизни сопровождаются глобализацией преступности, распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие страны. Одними из основ-
ных видов преступной деятельности российских криминальных группировок являются преступления в сфере экономических отношений, такие как отмывание денег, мошеннические операции в кредитно-финансовой и банковской сфере, и т.п. В связи с этим деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации становится особо значимой. В рамках противодействия преступлениям в сфере экономики Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет предупреждение и пресечение преступлений, а также раскрытие и расследование уголовных дел экономической направленности.
На основании вышеизложенного можно отметить, что правоохранительная форма реализации экономической функции государства направлена на обеспечение законности и правопорядка, а также на пресечение и устранение задерживающих факторов на пути достижения целей и задач государства в сфере экономики.
Совершенствование правовых форм государственной деятельности играет важную роль в успешном и полном использовании правовых рычагов осуществления экономической функции государства, развитии правосознания общества, укреплении правовых основ государства и общества, а самое главное — в повышении эффективности правового регулирования экономических правоотношений.
От правовых форм реализации экономической функции государства отличаются организационные. Организационная форма реализации экономической функции государства — это деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, а также может быть не связана с совершением юридически значимых действий. Однако это не означает, что организационная форма не регулируется правом. Организационная деятельность по реализации экономической функции государства, тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом в данном случае регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия по реализации экономической функции не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. В то же время результат их выполнения может фиксироваться и юридически.
(0 О!
О СЧ
О О О О.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
Говоря об организационных формах реализации экономической функции государства, Л.И. Загайнов отмечает, что организационными формами осуществления экономической функции государства являются механизм государства, система органов государства и тот объем их прав и обязанностей (полномочий), которыми наделяется каждый из этих органов в соответствии с их назначением24. Л.А. Морозова, рассматривая в своих работах организационные формы реализации экономической функции государства, отмечает, что организационные формы по реализации экономической функции чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов25.
Для более полного уяснения содержания организационной формы реализации экономической функции государства необходимо разделить ее на экономическую, политическую, идеологическую и организационную деятельность государства в сфере экономики. Рассмотрим их подробнее.
Экономическая деятельность государства — это оперативно-техническая текущая работа государства по вопросам экономики (финансирование, бухгалтерский учет, контрольно-ревизионная деятельность, статистика, экономическое обоснование), по материальному обеспечению реализации различных государственных функций. В рамках реализации экономической функции российского государства в условиях глобализации данная деятельность является наиболее важной, и от ее правильного и четкого осуществления зависит уровень экономического благополучия страны.
Политическая деятельность — определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, организация вертикали власти, обеспечение принципа разделения властей и т.п. В рамках реализации экономической функции политическая деятельность государства имеет немаловажное значение. Определяя основные направления во внутренней и внешнеполитической деятельности, государство должно учитывать свои экономические интересы, а также интересы общества в целом.
Идеологическая деятельность — повседневная, пропагандистская, разъяснительная и воспитательная работа по обеспечению различных функций государства (например, разъяснение целей и содержания издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование обществен-
ного мнения и т.п.). Данная деятельность применительно к реализации экономической функции государства заключается в разъяснительной работе по законодательству, регулирующему экономические отношения (например, в сфере налогообложения).
Организационная деятельность — оперативная текущая работа по разрешению тех или иных конкретных экономических, политических и других задач в процессе выполнения экономической функции государства.
Таким образом, организационные формы реализации экономической функции государства являются постоянными управленческими действиями государства, осуществляемыми в рамках экономической, политической, идеологической и организационной деятельности.
Основываясь на вышеизложенном, мы пришли к следующим выводам.
Анализируя существующие точки зрения, правовая деятельность государства по реализации экономической функции подразделяется на правотворческую, правоисполнительную (оперативно-исполнительную) и правоохранительную деятельность. Такая классификация является достаточно условной, так как все эти виды дополняют друг друга и действуют взаимосвязано, однако для более полного рассмотрения и правильного понимания их все-таки необходимо рассматривать по отдельности. Под правотворческой формой осуществления экономической функции государства следует понимать определенным образом оформленные действия уполномоченных на то государственных органов по выработке и созданию нормативных правовых актов по вопросам экономики. Правоисполнитель-ная (оперативно-исполнительная) деятельность как форма реализации экономической функции государства — система юридически установленных процедур деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, связанная с повседневным разрешением различных проблем, возникающих перед государством и обществом, а также направленная на непосредственное регулирование государством экономических отношений. Правоохранительная деятельность государства как форма реализации экономической функции заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в про-
цессе осуществления деятельности государства в сфере экономики. В условиях глобализации повышение значимости правоохранительной формы реализации экономической функции российского государства обусловлено усилением роли деструктивных факторов, создающих препятствия процессу эффективной реализации экономической функции государства.
Организационная форма реализации экономической функции государства — это деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, может быть не связана с совершением юридически значимых действий. В нее входят экономическая, политическая, идеологическая и организационная деятельность государства по реализации экономической функции.
Литература и примечания
1. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М.: Юридическая литература, 1968. С. 16-18.
2. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.: Юридическая литература, 1970.
3. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978.
4. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3. С. 85-86.
5. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. С. 75.
6. Загайнов Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. М.: Юридическая литература, 1975. С. 208.
7. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М.: Юридическая литература, 1968. С. 16-18; Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.: Юридическая литература, 1970.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 783 «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 43. Ст. 4242; постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 990 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 24. Ст. 2867 и др.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3961.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 49. Ст. 4908.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25. Ст. 2561.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 28. Ст. 2904.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 26. Ст. 2676.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2780.
16. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.: Юридическая литература, 1970. С. 187.
17. Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1998. № 1. С. 11; Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991. С. 47-48.
18. Петрухин И.Л. Указ. соч. С. 47-48.
19. Петрухин И.Л. Указ. соч. С. 47-48; Ардашкин В.Д. Указ. соч. С. 11.
20. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
21. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
22. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
23. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М.: Юридическая литература, 1968. С. 100-102.
24. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М.: Юридическая литература, 1968. С. 16-18.
25. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2005. С. 118-119.
(О
О!
О СЧ
О О О
о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со