Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ. ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ. ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
резильентность / жизнестойкость / жизнеспособность / стрессоустойчивость / жизненные трудности / подростковый возраст / личность / феномен резильентность / социум / ресурсы внешней и внутренней среды / адаптивность / успешность / неуспешность / resiliency / resilience / viability / stress resistance / life difficulties / adolescence / personality / phenomenon of resiliency / society / resources of external and internal environment / adaptability / success / failure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Н. Бирюкова, Ю.Г. Лесных

Понимание сущности феномена резильентности подростов в условиях среднего общего образования (школы) является актуальным в настоящее время, в период индустриального развития общества и роста в сфере информационных технологий. Сущность, подходы и перспективы резильентности обусловлены противоречивыми определениями, описанными в научных трудах. Являясь врождённым свойством личности, проявляющимся в преодолении жизненных трудностей, одновременно поддерживая психическое равновесие, резильентность способствует саморегуляции в стрессовой ситуации и степени жизнеспособности в сложных условиях действительности. В статье авторами выполнен анализ определений резильентности отечественных и зарубежных авторов с целью понимания его сущности и влияния на внутренний ресурс (качество/свойства) подростков в период взросления и подготовки себя к различным стрессовым ситуациям в будущем для принятия корректных действий в сложнейших условиях жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.Н. Бирюкова, Ю.Г. Лесных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE PHENOMENON OF RESILIENCY. APPROACHES AND PERSPECTIVES

Understanding the essence of the phenomenon of resilience of adolescents in conditions of secondary general education (school) is currently relevant during the industrial development of society and growth in the field of information technology. The essence, approaches and perspectives of resiliency are due to the contradictory definitions described in scientific works. Being an innate property of personality, manifested in overcoming life’s difficulties, while maintaining mental balance, resiliency contributes to self-regulation in a stressful situation and the degree of viability in difficult reality conditions. In the article, the authors analyze definitions of the resiliency of Russian and foreign authors in order to understand its essence and impact on the internal resource (quality/properties) of adolescents during growing up and preparing themselves for various stressful situations in the future to take correct actions in the most difficult living conditions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ. ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

языков, особенно при наличии недостатков психоречевого развития, нуждаются в специально организованной педагогической помощи.

В России организация такого рода помощи рассмотрена и сконструирована достаточно давно. Первые исследования учащихся с трудностями в обучении имеют устойчивую клиническую, психолого-педагогическую, организационную платформы, постоянное изменение живой образовательной системы несомненно выдвигает актуальные вопросы требующие продолжения исследования. Министерством образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1598 утвержден ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [8].

На данном этапе функционирования системы образования в Абхазии с учетом нормативно-правового регулирования системы посредством Конституции РФ, приказов и постановлений (закона об образовании в РА находится на стадии рассмотрения) данное направление требует пристального внимания. Гетерогенная группа учащихся, которым требуется комплексная коррекционная поддержка, остается без комплексного психолого-педагогического сопровождения. Штатные единицы логопедов и психологов (в основном в городских школах) не

Библиографический список

способны удовлетворить запросы практики. К этому присовокупляется непосильная нагрузка специалистов: учителя начальных классов, логопеда и психолога (если в Оу есть штаты, и он заполнен), а также неподготовленность к решению такого рода запросов практики, отсутствие государственной альтернативы, что отягощает образовательную ситуацию.

Наличие и функционирование ряда частных центров в Абхазии, целью которых выступает социально-педагогическая, образовательная поддержка детей дошкольного и младшего школьного возрастов, может послужить основой создания государственного сопровождения.

В частности, центр психолого-педагогической поддержки «Логопед» г. Сухум, несмотря на достаточный опыт комплексного преодоления речевых нарушений у детей в норме и с особыми образовательными потребностями, не в состоянии по количеству охваченного контингента преодолеть существующую проблему. Но участие специалистов центра в проведении данного исследования, намеченные последующие исследовательские шаги в данной проблематике позволят качественно обогатить педагогическую науку и практику.

1. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников. Вестник магистратуры. 2018; № 12-4 (87). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov

2. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016.

3. Лалаева РИ. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва: Владос, 2001.

4. Валиуллина Г.В., Борякова Н.Ю. Системный подход к формированию коммуникативных умений у первоклассников с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде. Достижение в педагогической деятельности» - 2023: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Издательство: МЦНП «Новая Наука», 2023.

5. Головей Л.А. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва,1986.

7. Обухова Л.Ф., Павлова М.К. Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей. Культурно-историческая психология. 2009; Т. 5, № 2: 119-124.

8. Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57 325d29c7fef3910a36d9a30/

References

1. Rudenko A.I. Trudnosti v obuchenii mladshih shkol'nikov. Vestnik magistratury. 2018; № 12-4 (87). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov

2. Boryakova N.Yu. Korrekcionno-razvivayuschee obuchenie i vospitanie doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya. Teoriya i praktika: monografiya. Moskva: RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2016.

3. Lalaeva R.I. Logopedicheskaya rabota v korrekcionnyh klassah. Moskva: Vlados, 2001.

4. Valiullina G.V., Boryakova N.Yu. Sistemnyj podhod k formirovaniyu kommunikativnyh umenij u pervoklassnikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v inklyuzivnoj obrazovatel'noj srede. Dostizhenie v pedagogicheskoj deyatel'nosti» 2023: sbornik statej II Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Petrozavodsk: Izdatel'stvo: MCNP «Novaya Nauka», 2023.

5. Golovej L.A. Psiho'emocional'noe blagopoluchie: integrativnyj podhod. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2020.

6. Lisina M.I. Problemy ontogeneza obscheniya. Moskva,1986.

7. Obuhova L.F., Pavlova M.K. Koncepciya M.I. Lisinoj i sovremennaya psihologiya: pereklichka idej. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2009; T. 5, № 2: 119-124.

8. Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya 'elekíronnyh obrazovatel'nyh resursov, dopuschennyh kispol'zovaniyu prirealizacii imeyuschih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/

Статья поступила в редакцию 13.01.24

УДК 378.09:81'25

Biryukova Yu.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T. Trubilin (Krasnodar, Russia), E-mail: birj@bk.ru

Lesnykh Yu.G., Doctor of Sciences (Economics), Senior Lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T. Trubilin (Krasnodar, Russia), E-mail: lesnih-u@mail.ru

TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE PHENOMENON OF RESILIENCY. APPROACHES AND PERSPECTIVES. Understanding the essence of the phenomenon of resilience of adolescents in conditions of secondary general education (school) is currently relevant during the industrial development of society and growth in the field of information technology. The essence, approaches and perspectives of resiliency are due to the contradictory definitions described in scientific works. Being an innate property of personality, manifested in overcoming life's difficulties, while maintaining mental balance, resiliency contributes to self-regulation in a stressful situation and the degree of viability in difficult reality conditions. In the article, the authors analyze definitions of the resiliency of Russian and foreign authors in order to understand its essence and impact on the internal resource (quality/properties) of adolescents during growing up and preparing themselves for various stressful situations in the future to take correct actions in the most difficult living conditions.

Key words: resiliency, resilience, viability, stress resistance, life difficulties, adolescence, personality, phenomenon of resiliency, society, resources of external and internal environment, adaptability, success, failure

Ю.Н. Бирюкова, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: birj@bk.ru

Ю.Г. Лесных, д-р экон. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: lesnih-u@mail.ru

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ. ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Понимание сущности феномена резильентности подростов в условиях среднего общего образования (школы) является актуальным в настоящее время, в период индустриального развития общества и роста в сфере информационных технологий. Сущность, подходы и перспективы резильентности обусловлены противоречивыми определениями, описанными в научных трудах. Являясь врождённым свойством личности, проявляющимся в преодолении жизненных трудностей, одновременно поддерживая психическое равновесие, резильентность способствует саморегуляции в стрессовой ситуации и степени жизнеспособности в сложных условиях действительности. В статье авторами выполнен анализ определений резильентности отечественных и зарубежных авторов с целью понимания его сущности и влияния на внутренний ресурс (качество/свойства) подростков в период взросления и подготовки себя к различным стрессовым ситуациям в будущем для принятия корректных действий в сложнейших условиях жизни.

Ключевые слова: резильентность, жизнестойкость, жизнеспособность, стрессоустойчивость, жизненные трудности, подростковый возраст, личность, феномен резильентность, социум, ресурсы внешней и внутренней среды, адаптивность, успешность, неуспешность

Сущность феномена резильентности личности обусловлена множеством проблем современного общества в условиях технологических перемен и информационного перенасыщения. На сегодняшний день актуальность проблемы резильентности подростов в условиях среднего общего образования (школы) неоспорима, поскольку школа представляется обществу особым институтом социализации подростков, несравнимой ни с группой сверстников, ни с семьей. Это обусловливает значимость обоснования сущности резильентности, подходов, её изучающих, и перспектив исследования. В этом возрасте он стремится к достижениям, стремительному наращиванию знаний, умений, идет становление нравственности и открытия «Я», обретение иной социальной позиции. На современном этапе научных исследований в отечественной психологии и смежных науках значимой является резильентность личности, изученная не в полном объёме. Так, в одних работах резильентность описана как образовательная компетенция, в других - как совокупность структурных компонентов, встречаются работы, в которых описаны подходы и перспективы изучения данного феномена.

Цель статьи рассмотреть её сущность, подходы и перспективы.

Основные задачи статьи: конкретизировать понятие резильентность; рассмотреть методологические подходы сущности резильентности и её перспективы.

Методы научного исследования: анализ научных изысканий по проблеме исследования резильентности; аргументирование теоретико-методологической базы исследования.

Научная новизна статьи определена сложным и переменным характером, имеющим неоднозначные решения в подходах изучения сущности феномена ре-зильентности.

Теоретическая значимость статьи отражена в обоснованных знаниях о феномене резильентности личности. Практическая значимость видится в применении полученных результатов в педагогической деятельности.

Термин «резильентность» интегрирован в современную научную литературу из физики металлов. В переводе с французского и испанского языков он имеет значение 'способность физического тела под давлением видоизменяться, при этом возвращаясь в первоначальное состояние по окончанию действия'. В английском языке термин 'resilience' - это упругость, устойчивость, жизнестойкость или твердокожесть, описывающие человеческие качества. В данной научной статье предлагается рассматривать термин в широком смысле. Подросток, адекватно взаимодействующий со своими сверстниками, развивает и укрепляет в себе способность к противодействию внешней среды и/или создаёт благоприятную модель взаимодействия с окружающей средой. При наличии нарушений у подростка постепенно утрачивается способность противодействовать внешним воздействиям. Таким образом, в данной научной статье конкретизируется рези-льентность, существующая в скрытом состоянии социального поведения [1-18].

В ХХ веке в работах отечественных и зарубежных ученых прослеживаются спорные характеристики феномена «резильентность» - устойчивая защита, восстановление, адаптация, стрессоустойчивость, жизнеспособность, жизнестойкость, достижение успеха и др. [2; 4; 5; 7; 10; 14; 18]. Данные характеристики можно интегрировать в единое определение - способность преодолевать непредсказуемые жизненные ситуации, используя внутренние и внешние ресурсы, способные приходить в исходное состояние и далее развиваться. Резильент-ность является врождённым свойством личности, проявляющимся в преодолении жизненных трудностей, с одновременным поддерживанием психического равновесия. Следовательно, резильентность - значимый внутренний ресурс (качество/свойств) личности, способность к саморегуляции в стрессовой ситуации и степень жизнеспособности.

Э. Вернер является первым исследователем неблагоприятных факторов деления детей по группам риска [6]. В результате его анализа выявлено, что 60% опрошенных подростков относятся к группам риска, проявляя деструктивное поведение, характеризуясь таксикоманией, ранним деторождением, длительным пребыванием в состоянии безработицы. Всё это говорит об асоциальном статусе семьи, хронических заболеваниях, трагических событиях жизни и т. д. В то же время 38% подростков в семьях с низким социально-экономическим статусом не проявляют подобного поведения. Лишь 2% детей воспитываются в благополучных семьях. Отсюда при рассмотрении атрибутов подростков, положения их семьи и взаимодействия с социальной средой вытекает вывод о необходимости выделить группы факторов формирования резильентности в подростковом возрасте.

Условия ХХ века изменили факторы формирования резильентности, обращающие внимание на их исследование, оценку и диагностику с целью получения положительного результата на основе осознания самого процесса формирования способности уходить от трудностей жизни. В современных научных изысканиях отмечается, что адаптированность включает в себя результат развития, исключая склонности к поражениям, подчеркивая уязвимость резильентной личности.

С точки зрения теоретико-методологического знания резильентность изучается в основных подходах: когнитивно-бихевиоральном, конструктивном, кросс-культурном. Э. Толмен как основатель когнитивно-бихевиорального подхода предложил свою точку зрения на врождённые качества личности, помогающие прогнозировать процесс решения задачи [8]. По его мнению, в структуру поведе-

ния входят стимулы окружающей среды, психологические факторы побуждения, наследственность, полученная база обучения и возраст.

Конструктивный подход рассматривает резильентность с точки зрения позиции подростка, способствующей поддерживать его жизнеспособность. В психологической работе С.П Геллерштейна «Методология психотехники» резильентность рассматривается как физическая и психологическая составляющие [13]. Кросс-культурный подход рассматривает резильентность как взаимозависимость жизнеспособности и реакции человека на ситуации риска с особенностями человеческого организма (возраст, пол), местом проживания, имея в виду окружающую среду.

В отечественной науке не выявлено единого понимания явления резильент-ности, так как встречаются разнообразные трактовки терминов: резистентность, резелентность, резилиантность. Считаем целесообразным рассмотреть научные работы, в которых дано понятие резильентности во взглядах зарубежных и отечественных ученых. Общим является то, что резильентность определяется в зависимости от трансформации жизненных условий конца ХХ века и настоящего периода. Определение резильентности в различных научных трудах имеет свою трактовку:

- феномен воздействия защитных факторов и факторов риска, индивидуальных, социокультурных и семейных влияний [5];

- способность к восстановлению и поддержанию адаптивного поведения, идущая за первоначальным отклонением и неспособностью реагировать на стрессовую ситуацию [20];

- способность быстро реабилитировать физическое и душевное состояние [4];

- динамический процесс формирования адаптивности в контексте неблагоприятных ситуаций;

- способность удерживаться психологическое равновесие в стрессовых ситуациях [2];

- ресурсную адаптацию к изменяющимся обстоятельствам и непредвиденным условиям среды [2];

- внутренние защитные факторы, повышающие устойчивость [2].

- стрессоустойчивые действия на изменяющиеся неблагоприятные факторы [2];

- жизнестойкость - противостояние жизненным трудностям [7];

- успешная адаптация к стрессам и невзгодам [14];

- устойчивость к воздействию различных стрессоров со стороны, восстановление адекватной реакции при взвешенной оценке происходящих событий за счет системы ценностей и умения принимать решения [10];

- успешность в трудных условиях [19];

- противостояние неблагоприятным обстоятельствам и вызовам и управление эмоциональными навыками [17];

- выработка положительных эмоций в сложных условиях [12];

- проанализировать ситуацию, сделав шаг назад [1];

- социальное одобрение, отвечающее общепринятым моральным нормам [3].

Следовательно, ученые считают, что резильентность определяется жизнеспособностью, жизнестойкостью, стрессоустойчивостью, адаптивностью. Американский психолог S. Maddi (С. Мадди) представляет жизнестойкость в виде структуры установок и убежденности человека в самом себе и взаимодействии с окружающей действительностью с целью её преобразования в свои возможности [6]. Д.А. Леонтьев определяет феномен hardiness («жизнестойкость) как личностное качество, способствующее преодолению стрессогенных условий на пути к успешной деятельности, а также преодоление человеком самого себя [15].

Выдающийся психолог ХХ века Б.Г Ананьев понимает феномен рези-льентности с позиции системного подхода как жизнестойкость, побуждающую человека к действенному функционированию жизнедеятельности. Так, уровень функциональных возможностей человека и продуктивность жизни влияют на жизнестойкость [8]. По мнению Ф.И. Валиевой, резилиантность/резильентность - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся как устойчивость в стрессовых ситуациях, способствующих по окончании воздействий восстанавливаться за счет осознанной оценки возникающих проблем и умение принимать решение с учетом своих ценностей. Автором выделены аналогичные свойства резильент-ности: отношение как вера в себя; способность переживать стресс (стрессо-устойчивость); самосознание как осознание собственного «Я»; жизнеспособность; мотивация на успех; настойчивость в достижении цели; работоспособность; самоконтроль; общительность, коммуникабельность и экстравертирован-ность; эмоциональная выразительность, жизнерадостность, импульсивность; эмпатия [11]. И.А. Хоменко объясняет резилентность/резильентность как средство, способствующее формированию и развитию жизнестойкости, являющееся её системообразующим фактором [21]. В работах С.А. Богомаза описано основное отличие жизнестойкости от психической устойчивости. Определяя жизнестойкость как привычную форму личности, формируемой в течение жизни, резильентность как процесс реакции на проблему формируется при условии возникновения [9].

Следует отметить, что эмоциональная саморегуляция в стрессовых ситуациях подтверждается врождённым свойством личности, способствующим преодолению трудных жизненных ситуаций. При этом резильентность рассматривается и как система внешних и внутренних ресурсов, и как проявление эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях. Так, в современной психологии нет единого взгляда на резильентность. Сущность феномена «резильентность» в ряде работ идентифицируется с понятием «жизнеспособность», обсуждается в связи с адаптацией/дезадаптацией, а также рассматривается в виде возможности формирования внутренних ценностей и установок личности, определяя развитие способности к осознанному выбору в пользу ценностей. Нет единого мнения по поводу определения резильентности.

С. Ваништендаль даёт три разных определения резильентности. Во-первых, описывая положительные качества личности, обращает внимание на устойчивую мотивацию и адаптированность к сложным условиям жизни. Во-вторых, выделяет сопротивление разрушению в виде защиты самого себя при отрицательном воздействии окружающей среды. В-третьих, подчеркивает организацию положительных условий жизни в асоциальной среде [12].

Библиографический список

В настоящее время в научных исследованиях предпринимаются попытки обоснования структурных компонентов резильентности. К ним можно отнести врожденные и приобретенные качества личности, взаимозаменяемые личностные ресурсы и коммуникация с окружением. Особо ценны подтверждения, указывающие на уровень, степень развития и формирование резильентности при помощи диагностических методик: "Childand Youth Resilience Measure (CYRM)"; «Опросник по выявлению уровня резилиантности» Ф.И. Валиевой; Тест жизнестойкости (С. Мадди, Д.А. Леонтьевым); исследования системы личности (тесты Рокича, Фанталовой, Шварца, Сенина).

Таким образом, в данной научной статье теоретический анализ сущности феномена резильентности подтверждает, что данный феномен имеет многовариантный понятийный формат как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Это раскрывает возможности расширить изучение резильентности. На основе вышеизложенного в рамках научного исследования под резильентностью будем понимать врожденные свойства личности, проявляющиеся в адаптивности, умении преодолеть препятствия со способностью восстанавливаться за счет взвешенной эмоциональной оценки происходящих событий, системы ценностей и умении принимать решения, определять стратегию и тактику поведения.

1. Ackerman Courtney E. What is Resilience and Why is It Important to Bounce Back Available at: https://positivepsychology.com/what-is-resilience/

2. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? American Psychologist. 2004; Vol. 59: 20-28.

3. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience. American Psychologist. 2005; Vol. 60, № 3: 261-262.

4. Miller E.D. Reconceptualizing the role of resiliency in coping and treatment. Journal of loss and trauma. 2003; № 8: 239-246.

5. Rutter M. Resilience in the face of adversity. British Journal of Psychiatry. 1985; Vol. 147: 598-611.

6. Werner E., Smith R. Overcoming the odds: High risk children from birth to adulthood. Ithaca. Now York: Cornell University Press. 1992.

7. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузба^вузиздат, 2004; Выпуск 2: 82-90.

8. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Серия: Мастера психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

9. Богомаз С.А., Балаев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека. Сибирский психологический журнал. 2009; № 32: 23-28.

10. Валиева Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения. Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагу-рова. Общественные науки. 2016; № 4: 97-100.

11. Валиева Ф.И. Резилиантность: подходы, модели, концепции. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2014; № 2: 39-50.

12. Ваништендаль С. «Резильентность» или оправданные надежды. Женева: БИСЕ, 1998.

13. Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Избранные психологические труды. Москва, 2018; Т. 1: 274-289.

14. Забелина Е.В., Кузнецова Д.К. Понятие психологической резильентности: основные теории. Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. 2015; № 1: 10-13.

15. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006: 34-42.

16. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации. Психологический журнал. 2013; Т. 34, № 5: 69-84.

17. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Недооценённая компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности. Казанский педагогический журнал. 2017; № 2 (121): 16-21.

18. Рыльская Е.А. Научные подходы к исследованию жизнеспособности человека в зарубежной психологии. Теория и практика общественного развития. 2014; № 8: 57-58.

19. Ушаков К.М. Новое слово «резильентность». Директор школы. 2016; № 7: 2-3.

20. Федунина Н.Ю. Понятие устойчивости к травме и посттравматического роста. Московский терапевтический журнал. 2006; № 4: 69-80.

21. Хоменко И.А. К вопросу о формировании резилентности у детей в условиях общеобразовательной практики. Вестник Санкт-Петербурского университета. 2011; № 9: 30-35.

22. Шубникова Е.Г. Развитие превентивной педагогики в России и за рубежом. Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева, 2019: 110-118.

References

1. Ackerman Courtney E. What is Resilience and Why is It Important to Bounce Back. Available at: https://positivepsychology.com/what-is-resilience/

2. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? American Psychologist. 2004; Vol. 59: 20-28.

3. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience. American Psychologist. 2005; Vol. 60, № 3: 261-262.

4. Miller E.D. Reconceptualizing the role of resiliency in coping and treatment. Journal of loss and trauma. 2003; № 8: 239-246.

5. Rutter M. Resilience in the face of adversity. British Journal of Psychiatry. 1985; Vol. 147: 598-611.

6. Werner E., Smith R. Overcoming the odds: High risk children from birth to adulthood. Ithaca. Now York: Cornell University Press. 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Aleksandrova L.A. K koncepcii zhiznestojkosti v psihologii. Sibirskaya psihologiya segodnya: sbornik nauchnyh trudov. Kemerovo: Kuzbascvuzizdat, 2004; Vypusk 2: 82-90.

8. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Seriya: Mastera psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

9. Bogomaz S.A., Balaev D.Yu. Zhiznestojkost' kak komponent innovacionnogo potenciala cheloveka. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2009; № 32: 23-28.

10. Valieva F.I. Individual'no-lichnostnye predposylki rezil'entnogo povedeniya. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Hetagurova. Obschestvennye nauki. 2016; № 4: 97-100.

11. Valieva F.I. Reziliantnost': podhody, modeli, koncepcii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. 2014; № 2: 39-50.

12. Vanishtendal' S. «Rezil'entnost'» ili opravdannye nadezhdy. Zheneva: BISE, 1998.

13. Gellershtejn S.G. Metodologiya psihotehniki. Predvoshischenie. 'Evolyuciya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2018; T. 1: 274-289.

14. Zabelina E.V., Kuznecova D.K. Ponyatie psihologicheskoj rezil'entnosti: osnovnye teorii. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2015; № 1: 10-13.

15. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006: 34-42.

16. Mahnach A.V., Laktionova A.I. Lichnostnye i povedencheskie harakteristiki podrostkov kak faktor ih zhiznesposobnosti i social'noj adaptacii. Psihologicheskij zhurnal. 2013; T. 34, № 5: 69-84.

17. Murav'eva A.A., Olejnikova O.N. Nedoocenennaya kompetenciya ili pedagogicheskie aspekty formirovaniya rezil'entnosti. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2 (121): 16-21.

18. Ryl'skaya E.A. Nauchnye podhody k issledovaniyu zhiznesposobnosti cheloveka v zarubezhnoj psihologii. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 8: 57-58.

19. Ushakov K.M. Novoe slovo «rezil'entnost'». Direktor shkoly. 2016; № 7: 2-3.

20. Fedunina N.Yu. Ponyatie ustojchivosti k travme i posttravmaticheskogo rosta. Moskovskij terapevticheskijzhurnal. 2006; № 4: 69-80.

21. Homenko I.A. K voprosu o formirovanii rezilentnosti u detej v usloviyah obscheobrazovatel'noj praktiki. Vestnik Sankt-Peterburskogo universiteta. 2011; № 9: 30-35.

22. Shubnikova E.G. Razvitie preventivnoj pedagogiki v Rossii i za rubezhom. Psihologiya isocial'nayapedagogika: sovremennoesostoyanieiperspektivyrazvitiya: sbornik nauchnyh statej po materialam VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2019: 110-118.

Статья поступила в редакцию 22.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.