Одним из важнейших условий дальнейшего развития гражданского общества является ведение открытого, конструктивного диалога между населением, бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти к всеобщему пониманию важности социального партнерства.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993г. [Электронный ресурс]: (ред. от 27 июля 2014 г.) //СПС «Консультант Плюс».
2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 25 - ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.).
3. Положение об отделе по работе с обращениями и делопроизводству администрации городского округа город Уфа
4. Информация о деятельности отдела по работе с обращениями и делопроизводству за 2015 год.
Басырова Э.И., к.э. н.
доцент
кафедра экономики и менеджмента Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал)
КНИТУ-КАИ
Россия, Республика Татарстан, г. Зеленодольск К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Аннотация
Статья посвящена вопросу изучения сущности категории «человеческий капитал» -важнейшей составной части современного производительного капитала - и смежных к ней понятий.
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, трудовой потенциал.
TO THE QUESTION ABOUT THE ESSENCE OF HUMAN
CAPITAL
Abstract
The article is devoted to studying of essence of category "human capital" -essential component of the modern productive capital - and related to it concepts. Keywords: human capital, human potential, labor potential.
В настоящее время такие категории, как "человеческий потенциал" и "человеческий капитал", являются весьма актуальными. Авторы теории человеческого капитала считают, что, инвестиции в него превосходят вложения в вещественный капитал
Под человеческим капиталом, с одной стороны, понимается запас экономических благ, находящихся в собственности человека и неразрывно
связанных с носителем рабочей силы, имеющих стоимостную оценку и способных приносить доход, как самому человеку, так и субъекту, финансирующему создание подобных благ. Такими экономическими благами, прежде всего, являются знания, духовные и социальные продукты. С другой стороны, под капиталом мы понимаем отношения между людьми по поводу присвоения и, отчуждения экономических благ [1].
Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
1. расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
2. расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
3. расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
В каждом определенном периоде на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в виде производственных резервов, которые, в конечном счете, отражают степень использования производственного и трудового потенциала.
Человеческий капитал - основа эффективности функционирования компании. Финансирование образования персонала, создание учебных центов становятся одними из главных объектов внимания компаний многих стран мира. Однако сожалению многие фирмы еще экономят на обучении. В то время как компании IBM, „Ксерокс", „Моторола" и др. направляют средства на образование в размере от 5% до 10% фонда оплаты труда, расходы на образование большинства фирм составляют менее 2% фонда оплаты труда. Но, все-таки, именно обучение работников выходит на одно из первых мест в перечне средств повышения конкурентоспособности фирм.
Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной
деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.
Таким образом, человеческий капитал - наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство [4].
Близким по смыслу понятием, часто используемым как синоним категории «человеческий капитал» является категория «трудовой потенциал».
Потенциал человека является исходной точкой, определяющей дальнейшее трудовое поведение. Человеческий потенциал личности (индивида) состоит в основном из множества потенций. [2]; Выделим, в первую очередь, такие составляющие человеческого потенциала, как трудовой потенциал и творческий потенциал.
Трудоспособность человека и аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности, т. е. могут капитализироваться. Таким образом, трудовой потенциал включает все новые и новые человеческие способности, т. е. трудовой потенциал, изменяя структуру человеческих способностей, выстраивает себя в процессе труда таким образом, что преобразует его и вне его прекращает свое движение [4].
Характеризуя категорию "трудовой потенциал работника", следует отметить, что само понятие "потенциал" - это навыки персонала, средства производства и их комбинации, позволяющие превратить ресурсы, поступающие на вход производственных площадей, в готовые продукты и услуги на выход. Это, прежде всего персонал и производственные мощности предприятия, целевая структура персонала, соответствующая организационной структуре.
Таким образом, трудовой потенциал - это совокупная характеристика потенциальных трудовых возможностей персонала по реализации через участие в общественном труде всего многообразия личных способностей и качеств при определенных сложившихся организационно-технических и социально-экономических условиях функционирования организации, скорректированной на величину синергетического эффекта [3].
Основная составляющая человеческого потенциала в гораздо меньшей степени ограничена природными свойствами человека, она практически не зависит от возраста, менее чувствительна к здоровью и может развиваться без ведомых ограничений [2].
В рыночных условиях неизмеримо возрастает роль
высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новые знания в виде передовых технологий, услуг, продуктов.
Отличие понятия "трудовой потенциал" состоит в том, что трудовой потенциал - это источники, возможности, средства, запасы, которыми располагает человек, часть из них реализуются в процессе трудовой деятельности, а часть находится в пассивном (скрытом) состоянии, являясь резервом развития и при изменении внешних и внутренних условий (желания и заинтересованности человека) в условиях сотрудничества, могут быть использованы для достижения целей компании и личных целей человека.
Использованные источники:
1. Синетова Р.Г. Социальные инвестиции как фактор развития человеческого капитала // Сегодня и завтра Российской экономики.-2009.- № 28;
2. Тишкина Т.В. Современные направления развития системы управления знаниями предприятия/ / Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015.-Т. 13;
3. Басырова Э.И. Экономическая сущность категории «трудовой потенциал предприятия» // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях.- 2013;
4. Климин К. Д.Человеческий фактор развития современных бизнес-организаций // Вестник ВЭГУ - № 5 (55) - 2011.
Бахарова А.И.
4 курс
Клишина Ю.Е., к. э.н. научный руководитель, доцент Ставропольский государственный аграрный университет
Россия, г. Ставрополь СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В НКО
В современной мировой экономической ситуации управление финансами — важнейший инструмент регулирования социально -экономической сферы общественной жизни, однако и изменения в социально-экономической сфере прямым образом отражаются на управлении финансами, а также выборе методов и инструментов управления.
На сегодняшний день все большое значение в России приобретают некоммерческие организации, к которым относятся различные благотворительные, образовательные, культурные и научные организации и общества. Именно такие объединения помогают развивать гражданские отношения.
Несмотря на то, что целью деятельности некоммерческих