Яичникова Ю. С.
УДК 342.55
К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Яичникова Юлия Степановна,
кандидат юридических наук, ведущий советник аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
E-mail: law@marsu.ru
Законодательные новеллы об общественном контроле анализируются автором с позиций возможности общественных структур участвовать в контрольных мероприятиях. Выявлена явная недостаточность субъектов контроля, предложены дополнения, которые позволят эффективнее использовать потенциал гражданского общества.
Ключевые слова: общественный контроль, субъекты общественного контроля, общественные советы, граждане, некоммерческие организации.
Одной из законодательных новелл ушедшего года стало принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1], который, по мнению ученых, позволяет гражданам, институтам гражданского общества реализовать свое право контролировать властные структуры [2, с. 13]. Очевидным является и то, что он способен оказать позитивное влияние на взаимодействие государства с институтами гражданского общества, установление диалога власти и общественных структур [3, с. 11].
В этой связи хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями по поводу некоторых аспектов названного закона. Не отрицая его ценность в целом, следует отметить, что особую актуальность он представляет для муниципального уровня власти, как наиболее приближенного к гражданам. Именно в системе местного самоуправления решаются понятные гражданам проблемы, возникают вопросы к деятельности органов власти, качеству принимаемых решений. Поэтому население в большей степени могло бы реализовать возможности по общественному контролю, предусмотренные законом.
Не случайно одним из принципов общественного контроля называется приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, а одной из целей -обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Также закон преследует цель обеспечения учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями.
В этой связи в числе первоочередных возникает вопрос, а кто же вправе осуществлять общественный контроль? Вспоминается разветвленная система народного контроля, широко практикуемого в советское время. Тогда в качестве народного контролера мог выступить практически любой гражданин. Сегодняшний закон назвал в числе субъектов общественного
контроля Общественную палату РФ и общественные палаты субъектов Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации. Также могут создаваться для этих целей общественные инспекции, группы общественного контроля. Из большого числа общественных структур в вышеназванном перечне присутствует лишь очень незначительная часть в виде общественных палат и общественных советов при органах государственной и муниципальной власти. За его пределами остались многочисленные общественные объединения, некоммерческие организации, хотя именно они аккумулируют наиболее активную часть граждан и могли бы представить общественных контролеров, экспертов. Кстати, участие гражданина единолично, по собственной инициативе законом не предусмотрено, он вправе участвовать в общественном контроле только в составе общественных палат, советов, групп, инспекций.
Законодательные органы субъектов Федерации сейчас разрабатывают свои законопроекты во исполнение федерального закона, в том числе и Государственное Собрание Республики Марий Эл. Представляется, что многие упущения федерального закона могли бы быть восполнены в региональных нормативных правовых актах. Как, например, это сделало Законодательное Собрание Нижегородской области в своем законопроекте [4].
Полагаем, что их редакция в части субъектов общественного контроля представляет как научный, так и практический интерес, для чего приведем ее полностью. В ней закреплены субъектами общественного контроля:
«1) граждане;
2) некоммерческие организации;
3) Общественная палата Нижегородской области;
4) общественные советы муниципальных образований Нижегородской области:
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015
149
Обсуждаем проблему. Общественный контроль
5) общественные советы при органах государственной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области, молодежные палаты при Земских собраниях (городских Думах) муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, а также Совет молодых депутатов Нижегородской области;
6) наблюдательные и попечительские советы государственных и муниципальных организаций.
2. Граждане имеют право осуществлять общественный контроль непосредственно и (или) через некоммерческие организации, Общественную палату Нижегородской области, общественные советы муниципальных образований Нижегородской области, общественные советы при органах государственной власти Нижегородской области и местного самоуправления, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области, молодежные палаты при Земских собраниях (городских Думах) муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, через Совет молодых депутатов Нижегородской области, а также через наблюдательные и попечительские советы государственных и муниципальных организаций.
3. Некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль непосредственно и (или) через общественные советы муниципальных образований Нижегородской области».
Полагаем, что указание в первоочередном порядке на граждан, как субъектов общественного контроля, является последовательным шагом для реализации отмеченного нами принципов и целей общественного контроля, закрепленных в федеральном законе и призванных защищать законные интересы граждан.
Заслуживающей одобрения в законопроекте Нижегородской области следует назвать норму об общественных советах муниципальных образований, наблюдательных и попечительских советах, поскольку им дано развернутое толкование.
Общественные советы муниципальных образований Нижегородской области - органы общественного контроля, состоящие из числа представителей научных, образовательных и иных (специализированных) учреждений и организаций, а также других квалифицированных специалистов, сформированные Общественной палатой Нижегородской области, и наделенные согласно Закону полномочиями по обеспечению взаимодействия жителей муниципального образования с органами местного самоуправления в целях учета интересов жителей муниципального образования, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью объектов общественного контроля. Общественные советы муниципальных образований создаются в муниципальных районах (городских округах) Нижегородской
области. Особенности осуществления общественного контроля общественными советами муниципальных образований регулируется более подробно второй главой закона.
Наблюдательные советы государственных и муниципальных организаций осуществляют общественный контроль в отношении конкретных организаций и их должностных лиц в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, деятельности негосударственных пенсионных фондов, иных общественно значимых сферах и обеспечивают соответствие деятельности этих организаций общественным интересам.
Попечительские советы государственных и муниципальных организаций обеспечивают общественный контроль в процессе оказания содействия конкретным организациям в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, деятельности негосударственных пенсионных фондов, иных общественно значимых сферах.
Осуществление общественного контроля наблюдательными и попечительскими советами государственных и муниципальных организаций регулируется соответствующими внутренними нормативными актами, а также решениями учредителей или органов управления государственных и муниципальных организаций, при которых образуются такие советы.
Полагаем, что предоставление как можно большему кругу лиц возможности для участия в общественном контроле за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления способно повлиять на эффективность и качество их работы, заставить властные структуры слушать и слышать граждан. По справедливому замечанию Д. С. Михеева (высказанному в адрес местной власти, но в равной степени касающегося и власти государственной) органы местного самоуправления являются всего лишь инструментом самого населения в решении им повседневных проблем [5, с. 19].
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 30 (часть 1). - Ст. 4213.
2. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Правовой вектор в развитии общественного контроля // Юридический мир. - 2014. - № 9.
3. Михеева Т. Н. Об актуальных тенденциях в правовом регулировании статуса Общественной палаты Российской Федерации // Юридический мир. - 2013. - № 5.
4. Проект закона Нижегородской области «Об основах общественного контроля в Нижегородской области» http://bdgo.api.nnov.ru/page.aspx784320
5. Михеев Д. С. Взаимодействие граждан с муниципальными органами как механизм осуществления принципа гласности местного самоуправления // Российская юстиция. - 2012. - № 7.
150
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015