Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ'

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / COMBATING CRIME POLICY / СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ / CRIME CONNECTED WITH TRAFFICKING IN PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекмагамбетов А. Б.

Проблема противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, остается малоизученной, что является серьезным пробелом в уголовно-правовой доктрине и в целом в системе уголовной политологии. В статье предлагается подготовленнаяс использованием общенаучных и частнонаучных методов научного анализа теоретико-прикладного круга источников теоретическая модель структуры политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми. На предметно-функциональном (отраслевом) уровне показана взаимосвязь с другими подсистемами антикриминальной (уголовной) политики, а на глобальном генетическом уровне - с правовой, в том числе правотворческой и правоохранительной политикой. Отмечается продуктивность разработки теоретической модели политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, в контексте концепции невско-волжской научной школы Д.А. Шестакова. В этом случае гармонично сочетаются структуры уголовной политики и единого законодательства о противодействии преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE OF COMBATING CRIME POLICY CONNECTED WITH TRAFFICKING IN PERSON

The article is devoted to the analysis of the structure of combating crime policy connected with trafficking in person. This aspect is little-studied in the legal literature and according to the author it is a serious gap in the criminal law doctrine and in the system of the criminal political science. To fill this gap a theoretical model of structure of combating crime policy connected with trafficking in person is presented in the article. This model is based on the usage of the general scientific and scientific methods of scientific analysis of various theoretical and practical sources. The relationship with other subsystems of the anti-criminal (penal) policy is showed on object-functional (sectoral) level, and the relationships with a legal, including law-making and law enforcement policies are shown on the global genetic level. The author noted the productivity of development theoretical model policy of combating crime, connected with trafficking in person, in context of conception Neva-Volga Shestakov D.A. scientific school, as in this case the harmoniously combined structures of legal policy and unified legislation on combating crime.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ»

• ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •

.0

и

А.Б. Бекмагамбетов, A.B. Bekmagambetov,

кандидат юридических наук, candidate of law, заместитель директора по науке deputy director for science of Kostanay Костанайского филиала Челябинского Branch of Chelyabinsk State University государственного университета (Kazakhstan), doctoral candidate of the (Казахстан), Russian Peoples' Friendship University докторант Российского университета дружбы народов

К вопросу о структуре политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми

Аннотация: проблема противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, остается малоизученной, что является серьезным пробелом в уголовно-правовой доктрине и в целом в системе уголовной политологии. В статье предлагается подготовленная с использованием общенаучных и частнонаучныхметодов научного анализа теоретико-прикладного круга источников теоретическая модель структуры политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми. На предметно-функциональном (отраслевом) уровне показана взаимосвязь с другими подсистемами ^ антикриминальной (уголовной) политики, а на глобальном генетическом уровне — с правовой, в том числе правотворческой и правоохранительной политикой. Отмечается продуктивность раз-ш работки теоретической модели политики противодействия преступности, связанной с торговлей § людьми, в контексте концепции невско-волжской научной школы Д.А. Шестакова. В этом случае гармонично сочетаются структуры уголовной политики и единого законодательства о противодействии преступности.

Ключевые слова: правовая политика; политика противодействия преступности, связанной с торговлей людьми.

On the structure of combating crime policy connected with trafficking in person

к

m Abstract: the article is devoted to the analysis of the structure of combating crime policy connected

§ with trafficking in person. This aspect is little-studied in the legal literature and according to the author gC it is a serious gap in the criminal law doctrine and in the system of the criminal political science. To fill с this gap a theoretical model of structure of combating crime policy connected with trafficking in person is presented in the article. This model is based on the usage of the general scientific and scientific methods of scientific analysis of various theoretical and practical sources. The relationship with other subsystems of the anti-criminal (penal) policy is showed on object-functional (sectoral) level, and the relationships with a legal, including law-making and law enforcement policies are shown on the global genetic level. The author noted the productivity of development theoretical model policy of combating crime, connected with trafficking in person, in context of conception Neva-Volga Shestakov D.A. scientific school, as in this case the harmoniously combined structures of legal policy and unified legislation on combating crime. Keywords: legal policy; combating crime policy, crime connected with trafficking in person.

£ IZ

с

о

IZ

34

о

СЧ

Правовая политика в сфере противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, на наш взгляд, не только объективно обусловлена, но также имеет перспективы для системного оформления и практического воплощения.

В свете наших исследовательских задач в есьма интересен опыт разработки Саратовским ф илиалом Института государства и права Российской академии наук под руководством А.В. Малько проектов: Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. [1], Концепции правотворческой политики в Российской Федерации [2], Концепции правоохранительной политики в Российской Федерации [3]. В Республике Казахстан аналогом вышеназванных документов является утвержденная указом главы государства Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. [4]

Как известно, «под правовой политикой понимается целенаправленная планомерная деятельность государства в сфере социальных отношений, сущность которой заключается в выработке и практической реализации правовых идей и целей стратегического характера» [1, с. 5]. На глобальном генетическом уровне правовая политика выступает прародителем у головной * (антикриминальной) политики, что подразумевает сбалансированное соче- о тание исходных универсальных и уникальных признаков и свойств. о

По мнению А.Э. Жалинского, уголовная политика «обязательно имеет ^ как общие черты, присущие политике как социальной реальности и разра- ^ батываемые в политологии и смежных дисциплинах, так и специфические ? черты, отражающие собственную ее природу и назначение» [5, с. 68]. К примеру, их объединяет то, что в отношении определения понятия и правовой * политики, и уголовной политики существует как минимум два подхода и, ° соответственно, смысловых акцента (расширительный и ограничительный). 1 Как отмечают С.А. Комаров и Г.М. Азна гулова, если в первом смысле свой- * ство «правовая» выступает в качестве существенного атрибута политики, то S-g во втором она обозначает область применения [6, с. 8—9]. i S

По мнению Н.А. Лопашенко, существует три вида толкования уголовной g g политики: широкое, среднее, узкое. «Классическое узкое толкование, — от- * |< мечает автор, — (и единственно верное, исходя из буквального смысла, на ¿1 мой взгляд) дано В.Н. Кудрявцевым: "Под у головной политикой понимается g О та часть государственной политики в области борьбы с преступностью, ко- g О торая осуществляется средствами и методами уголовного права"» [7, с. 13]. ё'О Следуя за такой логикой, нетрудно заметить отождествление уголовной и üo уголовно-правовой политики, что, на наш взгляд, не совсем обоснованно и не очень продуктивно.

Нам более импонирует позиция М.М. Бабаева и Ю.А. Пудовочкина, яв- 35

ляющихся, как и большинство специалистов, сторонниками только широкой -

трактовки исследуемой категории, в соответствии с которой она предстает в качестве системы, включающей в себя комплекс взаимосвязанных, но вместе ^ с тем относительно автономных подсистем: уголовно-правовую, уголовно- ^ процессуальную, крим и нологи ческую, пени тен ц иарную, оперативно- ^ розыскную политику [8, с. 11]. И.М. Клейменов расширяет этот перечень за | счет административно-правовой политики [9, с. 96], что вызывает возражение, | ведь уголовная политика направлена на противодействие преступлениям, а j не административным правонарушениям. §

Л.Д. Гаухман и C.B. Максимов полагают, что по структуре уголовная политика, представляя часть социальной политики и являясь многокомпонентной системой, состоит из уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики, которым соответствуют самостоятельные отрасли законодательства [10, с. 57]. Аналогичную позицию занимает C.B. Баринов [11, с. 26].

Таким образом, налицо четкое проявление дуализма в части узкой и широкой трактовки теперь уже понятия структуры уголовной политики.

B то же время из правовой политики вытекают: правотворческая и правоохранительная политика, т. е. мы имеем дело с разветвленной, постоянно эволюционирующей конструкцией. Это выражается в образовании новых правовых институтов, отраслей законодательства и, в конечном итоге, новых разновидностей правовой политики. У каждого из них свой круг целей, задач, объектов, субъектов, средств (инструментарий) и методов реализации. Это актуализирует вопросы унификации понятийно-категориального аппарата, соотношения и разграничения их между собой, а также с другими смежными понятиями. Все это обусловливает необходимость системного компаративного, структурно-функционального анализа трендов развития правовой политики i и ее разновидностей. При этом, по справедливому мнению М.М. Бабаева и ^ Ю.А. Пудовочкина, уголовная политика «всегда рассматривается как целост-^ ность, единая структура, включающая в себя ряд подструктур» [8, с. 13]. ^ Поиск адекватных мер реагирования на глобальные вызовы и угрозы кри-§ минального характера (организованная преступность, терроризм, торговля □l людьми и др.) подтверждает необходимость создания концепции политики s противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, как состав-< ной части уголовной политики [12, с. 43]. На целесообразность выделения s противодействия торговле людьми как одного из направлений уголовной политики впервые указал, пожалуй, К.А. Волков [13, с. 34—36]. Однако данный аспект не нашел своего дальнейшего развития, что является серьезным к пробелом в праве. В связи с этим нами предпринята попытка теоретической m разработки модели политики противодействия преступности, связанной с m торговлей людьми. Следует отметить, что торговля людьми — не уголовно-правовое, а криминологическое понятие, состоящее из значительного ряда взаимосвязанных деяний [14, с. 89—94].

36 Торговля людьми C.B. Максимовым, Л.Д. Гаухманом, Н.В. Валуйсковым - рассматривается в рамках одного из восьми специальных тематических направлений уголовно-правовой политики борьбы с преступлениями против £ личности [15, с. 191—194].

Сложный многоплановый феномен уголовной политики, подсистемой (тематическим направлением) которой является политика противодействия торговле людьми, может иметь различное терминологическое обозначение. Политика противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, так же как и уголовная политика, носит сложносоставной характер и включает уголовно -правовую, уголовно -процессуальную, уголовно -исполнительную, криминологическую, криминалистическую подсистемы. Они имеют относительную автономность, горизонтальные (внутренние) и вертикальные

с

о

IZ

о

СЧ

(внешние) взаимообратные связи. Применительно к этому мы солидарны с И.М. Клейменовым в том, что «деятельность каждого элемента уголовно-политической системы без взаимодействия с другими не имеет смысла, только во взаимоотношении, взаимодействии всех подсистем — взаимосодействии — появляется возможность получения социально полезного результата» [9, с. 96].

Политика противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, так же как и схожие с ней антикоррупционная, антинаркотическая, антитеррористическая, антиэкстремистская политика, по своей природе является межотраслевым и междисциплинарным институтом. Важно не смешивать две системы относительно автономных, хотя и генетически родственных координат: общеправовой (фундаментальный) подход и специальный (профильный) подход, имеющие свои понятийно-категориальные аппараты, набор компонентов и взаимных связей. *

Вш

рамках первого подхода родовым понятием выступает правовая поли- о

тика, которая подразделяется на правотворческую и правоохранительную. о

Они олицетворяют определенные функ ции государства и в сквозном порядке о

охватывают всю правовую с истему, в том числе многообразие существующих 3

отраслей. В рамках второго подхода родовым пон ятием выступает антикри- ?

минальная (уголовная) политика, виды которой названы выше. Элементы ^

(виды) двух систем классификации могут пересекаться (и пересекаются), *

как круги Эйлера, но важно знать их соотношение между собой. В связи с °

этим А.В. Малько справедливо отмечает, что недопустимо отождествление |

понятий «правоохранительная политика» и «уголовная политика» [3, с. 6]. *

Первое, как представляется, шире, поскольку речь идет об основополагаю- S -а

щих универсальных положениях теории государства и права, а именно, о Sä

функциях государства и права. Одним из ярких примеров могут послужить g g

размышления А.В. Малько о целесообразности трансформации антинарко- * |<

тической политики в антинаркотическую функцию государства [16, с. 37]. 3 |

Торговля людьми среди глобальных криминальных вызовов — зло, не g О

меньшее, чем наркотизм, терроризм или коррупция, поскольку характеризу- | 0

ется повышенной вредоносностью и общественной опасностью. Более того, ё'О

в контексте глобализации преступности очевидна необходимость выработки ü о адекватной системы мер противодействия в отношении этого вида деликта с использованием потенциала правотворческой и правоохранительной политики.

Правотворческая политика в сфере противодействия преступности, 37

связанной с торговлей людьми, должна быть выражена, в первую очередь, в -

разработке и совершенствовании законодательного инструментария: общеправового и узкопрофильного (отраслевого) характера. Этому виду политики корреспондируют подсистемы криминологической, уголовно-правовой, № уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной политики. ^

Правоохранительная политика проявляется в реализации комплекса |

мер по выявлению, пресечению, предупреждению преступности, связанной |

с торговлей людьми. С этой разновидностью политики коррелируют под- j

системы криминологическая, в том числе виктимологическая, уголовно- § процессуальная, оперативно-розыскная, уголовно-исполнительная политика.

ь №

В ракурсе нашей проблематики отметим, что в стране создана определенная база для формирования политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, намечен комплексный и с истемный подход. Все это реализуется в Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, на 2015—2017 гг., утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.01.2015 № 23 [17, с. 211—222]. В ходе исполнения предыдущих трех планов был реализован комплекс мер законодательного, просветительско-информационного, профилактического, реабилитационного (оказание социальной, правовой, медицинской, психологической помощи) характера. Наиболее крупные за последние пять лет достижения: принятие в 2012 г. пакета поправок в Трудовой кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Уголовно-процессуальный кодекс РК, а также соответствующего нормативного постановления Верховного суда РК по делам о торговле людьми. В 2014 г. главой государства подписаны новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы. Комиссией по правам человека при Президенте РК разработан и обнародован ряд специальных докладов, в 2015—2016 гг. Верховным судом была обобщена судебная 3: практика за 2013—2015 гг., а также утвержден Стандарт оказания специ-^ альных социальных услуг жертвам торговли людьми, т. е. сделан акцент на ^ виктимологическую политику.

Методологической и идейно-теоретической основой для оформления § политики противодействия преступности, связанной с торговлей людьми, могут послужить все вышеназванные Концепции правовой, правотворческой, ^ правоохранительной и, наконец, уголовно-правовой политики Российской < Федерации, а также обширные наработки в сфере уголовной политологии и :: криминологии, особенно в области «криминологии закона» (Д.А. Шестаков) ^ и «сравнительной криминологии» (И.М. Клейменов).

° Так, Д.А. Шестаков отмечает: «А если пофантазировать о развитии закоси нодательства, то вслед за криминологическим правом, возникающим рядом т с уголовным правом и постепенно теснящим его, простирается дорога к

ш законодательному воплощению пронизанного едиными принципами права

о

ее <

противодействия преступности» [18, с. 80]. Сама модель единого законодательства о противодействии преступности — универсальной нормативно-38 правовой основы уголовной политики — включает два уровня. На верхней - позиции — Основы (предупредительного и наказательного) законодательства о преступности, а на нижней — кодекс предупреждения преступлений £ и мер безопасности, уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы. Данная конструкция органично сочетается со структурой уголовной политики, позволяет состыковать и синхронизировать научно-экспертную деятельность широкого круга специа листов в сфере противодействия преступности в целом, в том числе связанной с торговлей людьми. Применяя формулу (теоретическую модель) Д.А. Шестакова, мы находим еще один аргумент в пользу необходимости скорейшей разработки и принятия в Республике Казахстан базового закона о противодействии преступности, связанной с торговлей людьми.

о

со

С!

Список литературы:

1. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / под ред. А.В. Малько. — Саратов: СГАП, 2010. — 49 с.

2. Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект) / разраб. А.В. Малько, А.П.Мазуренко. — М.: МГЭИ, 2011. — 34 с.

3. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. — Саратов: СГАП, 2012. — 32 с.

4. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858 (дата обращения: 24.01.2017).

5. Жалинский, А.Э. Избранные труды : в 4 т. Т. 3: Уголовная политология. Сравнительное и международное уголовное право / А.Э. Жалинский. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 619 с.

6. Комаров, С.А. Правовая политика: понятие, роль и обеспечение в правовой системе общества / С.А. Комаров, Г.М. Азнагулова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2012. — № 3. — 150 с.

7. Лопашенко, Н.А. Уголовная политика / Н.А. Лопашенко. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 608 с.

8. Проблемы российской уголовной политики / М.М. Бабаев, Ю.Е. Пудовочкин. 3

"U

о

— М.: Проспект, 2014. — 296 с.

9. Клейменов, И.М. Сравнительная криминология / И.М. Клейменов. — М.: q Норма : ИНФРА-М, 2014. — 368 с. |

10. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики : сборник очерков 3 / под ред. В.В. Лунеева. — М.: Юрайт, 2010. — 779 с. *

11. Баринов, С.В. Современная уголовно-правовая политика в сфере обеспече- g ния неприкосновенности // Российский следователь. — 2016. — № 12. — С. 25—30. q

12. Бекмагамбетов, А.Б. Политика противодействия торговле людьми: теоре- S тические, нормативные основы, проблемы совершенствования инструментария и ° ° повышения эффективности // Право и его реализация в XXI веке : сборник науч. Щ о трудов (по материалам Междунар. науч.-практ. конференции, посвящ. 80-летию S | Саратовской гос. юрид. академии, Саратов, 29—30 сентября 2011 г.) : в 2 ч. / под общ. | ё ред. С.Н. Туманова. — Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная 0 3' юридическая академия», 2011. — Ч. 2. — 492 с.

13. Волков, К.А. Противодействие торговле людьми как направление современ- g а ной уголовной политики // Российский следователь. — 2006. — № 2. — С. 34—36. ё -а

14. Бекмагамбетов, А.Б. О соотношении понятий «преступления, связанные с * < 3 торговлей людьми» и «преступность, связанная с торговлей людьми» // Россия в

XXI веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития ? q

: материалы XI Междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. М.П. Журавлев. — s * М.: РУДН, 2016. — 238 с.

15. Мониторинг уголовной политики России / под общ. ред. С.В. Максимова. — ßQ М.: Институт государства и права РАН, 2015. — 482 с. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Малько, А.В. От антинаркотической политики к антинаркотической функции современного Российского государства и гражданского общества // Правовая политика и правовая жизнь. — 2011. — № 2.

17. Сборник международных и национальных документов по борьбе с торговлей

ь

ь №

людьми. — Алматы: Миссия Международной организации по миграции в Республике 2

0) 3

2 j

§

Казахстан, 2015. — 234 с.

18. Шестаков, Д.А. Введение в криминологию закона. 2-е изд., испр. и доп. / Д.А. Шестаков; предисл. Г.Н. Горшенкова. — СПб.: Юридический центр, 2015. — 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.