Противодействие торговле людьми как предмет общеправового и уголовно-правового регулирования
БЕКМАГАМБЕТОВ АЛИМЖАН БАУРЖАНОВИЧ
Докторант Российского университета дружбы народов, профессор кафедры права, заведующий сектором НИР Костанайского филиала Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук, Республика Казахстан
Аннотация: В статье автор обращается к проблеме построения наиболее оптимальной модели двухуровневого законодательства о противодействии торговле людьми и преступности, связанной с ней, через призму анализа сущности предмета правового регулирования.
Ключевые слова: торговля людьми, предмет правового регулирования, уголовный кодекс, базовый закон о противодействии
Counteraction to human trafficking as subject of all-legal and criminal and legal regulation BEKMAGAMBETOV ALIMZHAN BAURZHANOVICH
Doctoral candidate of the Russian Peoples' Friendship University, professor of department of the right, head of the chair of scientific research, of the Kostanay branch of Cheliabinsk State University, Kostanaiy, Kazakhstan Republic, candidate of jurisprudence
Abstract: In article the author addresses a problem of creation of the most optimum model of the two-level legislation on counteraction to human trafficking and crime, related through a prism of the analysis of essence of a subject of legal regulation.
Key words: human trafficking, subject of legal regulation, criminal code, basic law on counteraction
В современных условиях глобализации и усиления интегративных процессов, в том числе взаимопроникновения правовых систем, мы являемся свидетелями изменения привычных, традиционных пределов и границ отраслей права и их внутреннего содержания. Специфика уголовного права и его предмета состоят в том, что уголовное право регулирует отношения, возникающие только после совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством через специально уполномоченные органы, применяющие закон. В этой связи ряд отечественных авторов придерживается научных позиций о самостоятельности уголовного права.
В одном из учебников, изданных в Республике Казахстан написано, что «самостоятельность уголовному праву как учебной дисциплине и как отрасли права придают особый предмет регулирования и особые отношения, которые возникают только после совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством через специально уполномоченные органы уголовной юстиции, применяющие уголовный закон»1. «Являясь самостоятельной отраслью права, уголовное право имеет собственный предмет регулирования - уголовно-правовые отношения, возникающие между государством в лице правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление, направленные на реализацию уголовной ответственности и наказания»2.
Мнение Б.Т. Разгильдиева о том, что предметом уголовного права является человек, по существу поддержано И.Я. Козаченко, который указывает на поведенческие аспекты человека: «раскрывая суть предмета уголовно-правового регулирования, можно выделить две основные и
потому универсальные поведенческие сферы человеческого бытия, в которых происходит активное функционирование норм уголовного права:
1) сфера правомерного поведения граждан по причинению вреда при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника, обоснованный риск и т.д.);
2) преступное поведение, сопряженное с совершением общественно опасного посягательства. Связующим компонентом этих сфер является отклоняющееся (аномальное) отношение, свидетельствующее о наличии межличностного социального конфликта, порожденного преступным актом одной из сторон этих отношений»3.
Несколько сложным и даже немного запутанным представляется мнение А.И. Чучаева, который в предмет уголовно-правового регулирования включает охранительные и регулятивные уголовно-правовые отношения (звучит тавтологично: «регулятивные отношения уголовно-правового регулирования»)4. При этом «предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности», а регулятивные правоотношения «складываются на основе управомочиваю-щих норм, определяющих права участников общественных отношений»5.
Феномен «торговля людьми» исторически, криминологически и социально-экономически, подпитываемый низменным корыстным мотивом, характеризуется «бессмертностью» и является постоянным спутником человечества.
Торговля людьми, как представляется, такая же архаика, такая же древность в криминальной
1 Бекмагамбетов А.Б., Ревин В.П. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: учебник / под общ. ред. В.П. Реви-на. Алматы: Жет1 Жаргы,2015. С. 8.
2 Абилгазин Г.Г.С., Байзакова Г.М., Бекмагамбетов А.Б., Волошин П.В., Корзун И.В. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: учебник-конспект / под ред. И.В. Корзуна. Алматы: Изд-во ОФППИ «Интерлигал» «Правовая реформа в Казахстане», 2011. С. 9.
3 Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 43.
4 Уголовное право России. Общая часть / под ред. А.И. Рарога. М.: Эксмо, 2007. С. 10.
5 Там же.
хронике всех времен и народов, как убийство, кражи, грабежи, разбои и изнасилования. Вместе с тем, эти же деяния сегодня получили «напыление» (налет) современных реалий развития девиаций в эпоху общества потребления6, расцвели и доминируют корыстная, корыстно-насильственная преступность. Свои коррективы в социально-экономические, политические и иные процессы, в том числе развития преступности вносят глобализация7, пресловутый финансово-экономический кризис, внутригосударственные проблемы, в особенности коррупция.
Современные глобальные, в том числе криминальные вызовы предопределяют необходимость новых концептуальных подходов, законодательных решений, модернизации уголовно-правовой, криминологической и, в целом, правоохранительной политики8. Здесь мы понимаем важность прежде всего необходимого законодательного обеспечения политики противодействия преступности, а это, собственно, и есть предмет
уголовно-правового регулирования, потому как здесь происходит процесс обеспечения охраны общественных отношений, защиты прав, свобод и законных интересов в рамках стремления к установлению наиболее ожидаемого уровня безопасности, т.е. состояния защищенности. Общественные отношения, связанные с торговлей людьми и сопряженными с ней иными криминальными деяниями, настолько обширны и многогранны, что потенциала одного уголовно-правового законодательного инструментария недостаточно.
В Итоговом документе V Российского конгресса уголовного права среди ряда важных положений закреплено выражение обеспокоенности непрекращающимся ростом преступности. Указано, что преступность уже приобрела все основные характеристики глобализированного процесса (транснациональность, организованность, технологичность, энерго- и техновооруженность, массовость и т.д.), чего нельзя сказать об уголовном законе9.
Представляется обоснованным приведение обширной цитаты из Резолюции XVIII Международного конгресса Международной ассоциации уголовного права (МАУП) (Стамбул, 20-27 сентября 2009 г.). «Основные проблемы, вызванные глобализацией уголовного права», где в частности признается:
• большинство государств мира в течение последних нескольких лет криминализировали новые преступные деяния в ответ на появление новых опасных форм преступности, использующей
6 Подробнее см.: Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / под ред. Я.И. Гилинского и Т.В. Ши-пуновой. СПб.: Изд. дом «Алеф Пресс», 2012. 464 с.
7 Как справедливо пишет Клейменов И.М.: «Зримым итогом глобализации является криминализация». См.: Клейменов И.М. Криминализация как результат глобализации // Научные основы уголовного права и процессы глобализации: Материалы V Российского конгресса уголовного права (27-28 мая 2010 г.). М.: Проспект, 2010. С. 524. В.В. Лунеев указывает, что «процесс интенсивной криминализации общественных отношений в глобализирующемся мире и его различных регионах и странах - один из признаков современной эпохи». // Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность. М: Норма, 2007. С. 21.
8 С разумной долей объективизма мы понимаем, что речь должна вестись об оптимальной модели. В этой связи резонно согласиться с тем, что «... создать объективную, пригодную для всех и на все времена модель соотношения политики, права и закона вряд ли возможно в принципе». // Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики: монография. М.: Проспект, 2014. С. 17.
9 См.: Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: материалы VI Российского конгресса уголовного права(26-27 мая 2011 г.). М.: Проспект, 2011. С. 7.
как возможности, так и противоречия, существующие в современном мировом сообществе;
• эти преступления носят транснациональный характер, причиняют значительный ущерб основным законным интересам общества и личности, подготавливаются и совершаются новыми особыми способами, которые связаны, в частности, с новыми информационными и транспортными технологиями. Это международный терроризм, транснациональная организованная преступность, серьезные компьютерные преступления, незаконное перемещение мигрантов, торговля женщинами, детьми, человеческими органами, оружием, наркотиками;
• эти серьезные преступления требуют более действенных мер для борьбы с ними, отражающих организованный и часто транснациональный характер рассматриваемых явлений, что создает новые проблемы в части обеспечения верховенства права и гарантий соблюдения основных прав и свобод человека;
• необходимо, чтобы государства не ограничивались в вопросах законодательства и уголовного преследования только проблемой обеспечения своей национальной безопасности, а учитывали безопасность других государств и мирового сообщества в целом;
• поэтому новое направление развития может быть охарактеризовано как развитие межгосударственного сотрудничества, не только на уровне судебной системы и полиции, но также в вопросах унификации материального уголовного права...10
На другом международном форуме озвучены ценные идеи о том, что «Эпоха глобализации требует обновления идей и методологии научных исследований. Теория уголовного права уже начала
перемещаться с национального на мировой уровень. Изучение развития уголовного права в мировом масштабе служит интересам не только отдельных стран, но должно одновременно способствовать совершенствованию международного уголовного права, научная методология должна обеспечивать всесторонний анализ глобального исследования. Всесторонний глобальный анализ и сравнительно-правовое исследование развития международного уголовного права должно соответствовать требованиям эпохи глобализации и удовлетворять интересам всего мирового сообщества, так и отдельных государств»11. Это прямым образом имеет отношение к политике противодействия торговле людьми - транснациональному / международному преступному деянию.
По мнению А.Х. Миндагулова: «Масштабы современной транснациональной преступности невероятно огромны. Достаточно назвать сферы интересов преступных организаций: отмывание денег, терроризм, кража произведений искусства и предметов культуры, кража интеллектуальной собственности, незаконная торговля оружием, угон самолетов, морское пиратство, захват наземного транспорта, мошенничество со страховкой, компьютерная преступность, экологическая преступность, торговля людьми, торговля человеческими органами, незаконная торговля наркотиками, ложное банкротство, проникновение в легальный бизнес, коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц»12.
Развитие законодательной политики противодействия торговле людьми на современном этапе должна быть двухуровневой, как дело обстоит с противодействием терроризму, экстремистской деятельности, наркотизму.
10 Там же. С. 859.
11 Комиссаров В.С., Степанов-Егиянц В.Г. Второй созыв Международного форума по проблемам преступности и уголовного права в эпоху глобализации // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: Материалы VI Российского конгресса уголовного права(26-27 мая 2011 г.). М.: Проспект, 2011. С. 489-490.
12 Миндагулов А.Х. Транснациональная преступность: сущность, масштабы, предупреждение // Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 т. / отв. ред. С.Е. Еркенов, И.Ш. Борчашвили,Ю.М. Антонян, С.В. Гирько. Караганда: КарЮИ МВД РК им. Баримбека Бейсенова, 2009. Т. 1. С. 358.
Первый уровень включает базовое законодательство (собственно законы о противодействии терроризму, экстремизму, наркотизму и т.д.), второй - уголовно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений.
При этом видна объективная обусловленность такого подхода и наличия такой двухуровневой системы законодательства. Уголовно-правовые нормы содержат лишь запрет девиантного поведения, однако ряд вопросов, связанных с конкретизацией тех или иных юридически значимых признаков состава преступления, системы предупреждения этих деяний,особенности тактики защиты жертв, свидетелей, предопределяют (социально-экономически, юридико-технически, идеологически) обязательную разработку отдельного комплексного законодательного акта, регулирующего важную социальную сферу. Нет нужды доказывать важность социально-правового контроля преступности для удержания на необходимом безопасном уровне, в том числе контроля над терроризмом, экстремизмом, наркотизмом, организованной преступностью, коррупцией. В этот же ряд, безусловно, необходимо включить острую проблему торговли людьми, давно требующую адекватных мер противодействия, которые должны включать, помимо норм уголовного законодательства, отдельное базовое законодательство. Об этом давно говорят специалисты, в том числе теоретики и практики, для такого случая не составит труда подвести необходимую концептуальную базу в контексте модернизационных процессов в сфере законодательства, правоохранительной деятельности.
В Казахстане и России этот программно-целевой метод воплощен в лучшем случае в правительственных актах в виде планов мероприятий по борьбе, предотвращению и профилакти-
ке преступлений связанных с торговлей людьми. Это неплохо, но и недостаточно.
Опыт изучения законодательства зарубежных стран, а также мнения специалистов в этом убеждают13.
Возьмем универсальный документ - Типовой закон о борьбе с торговлей людьми. Во введении к нему закреплено: «Типовой закон ЮНОДК о борьбе с торговлей людьми был разработан Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в ответ на просьбу Генеральной Ассамблеи к Генеральному секретарю оказывать содействие и помощь усилиям государств-членов, направленных на то, чтобы стать участниками Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней и осуществлять их. Он был, в частности, разработан для оказания государствам помощи в осуществлении положений, содержащихся в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем эту Конвенцию»14. Из этого следует, что сегодня после принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. следующим этапом после ратификации вышеуказанного документа является принятие отдельного законодательного акта о противодействии торговле людьми. И это правильно, так как, по справедливому мнению специалистов, «ссылки некоторых чиновников, депутатов и ученых на то, что принятие таких федеральных законов потребует значительных финансовых ресурсов для их реализации, не выдерживают критики. Отсутствие правового регулирования многих важнейших аспектов противодействия торговле людьми обходится гораздо большими социальными и экономическими из-
13 В общей сложности из различных источников, в том числе из Интернет-ресурсов, получено два модельных закона противодействию торговле людьми (разработанный ООН, Межпарламентской ассамблеей СНГ), законы Приднестровской Молдавской Республики, Республики Узбекистан, один законопроект Республики Беларусь.
14 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г. / Бюллетень международных договоров, заключенных Российской Федерацией. № 3. 2004
держками. Особенно в условиях кризиса»15. Сам документ - это почти «Конституция» для специалистов в сфере противодействия этому злу, так как является весьма детальным и одновременно универсальным, о чем свидетельствуют структура и содержание, включающие преамбулу, 10 глав, 38 статей. В нем можно наблюдать международно-правовой, миграционно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, криминологический срезы. Следовательно, ярко прослеживается междисциплинарная, межотраслевая связь, а значит, комплексный и универсальный характер самого закона.
Также можно только приветствовать тот факт, что был разработан и принят в Санкт-Петербурге 03.04.2008 г. Постановлением 30-11 на 30-м Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Модельный закон «О противодействии торговле людьми»16.
В преамбуле содержится очень важная мысль о признании на законодательном уровне противодействия торговле людьми необходимой мерой обеспечения государственной безопасности и защиты правоохраняемых интересов личности, общества и государства от одного из наиболее опасных и латентных видов преступности, все более приобретающего организованный транснациональный характер, для эффективной борьбы с которым необходимы консолидация усилий всех государственных и межгосударственных институтов и их взаимодействие с институтами гражданского общества.
В соответствии с комментариями специалистов: «Данный акт основывается на принципах
сочетания комплексного законодательного регулирования и специальной нормативно-правовой регламентации противодействия торговле людьми; первоочередного обеспечения прав и законных интересов детей - жертв торговли людьми, приоритета защиты прав и законных интересов детей-жертв; полного и своевременного возмещения ущерба, причиненного жертвам; системного и комплексного подхода к организации противодействия торговле людьми (включая предупреждение, выявление и пресечение таких преступлений, а также нейтрализацию их последствий, направленность на оказание помощи жертвам, а также уголовное преследование и привлечение к юридической ответственности торговцев людьми, предупреждение рецидива указанных преступлений); неотвратимости физических и юридических лиц, виновных в торговле людьми; приоритета предупреждения и ранней профилактики торговли людьми, первичной виктимизации ее жертв; социального партнерства и сотрудничества в борьбе с указанным явлением»17.
Правильное и своевременное осознание важности продемонстрировали, например, законодатели Молдовы, Узбекистана, Беларуси, Таджикистана18, Украины, чему в немалой степени
15 Овчинский В. Кризис и торговля людьми // шшш.сг1те.у|.ги/тс1ех.р1р?р=2089&тоге=1&с=1&рЬ=1#тоге2089
16 Официальная публикация в СМИ: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2008. № 42. С. 301-353 // шшш.с1игех-ргото.ги/1пс1ех.р1р?с1з=142401
17 Бондуровский В.В. Результаты работы по расширению и укреплению международно-правовой базы сотрудничества государств-участников СНГ по противодействию торговле людьми // Материалы Международной конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми». М.: Либра-К, 2009. С. 29.
18 Как отмечают специалисты, «15 июля 2004 года Республикой Таджикистан одной из первых среди государств Центральной Азии был принят новый Закон „О борьбе с торговлей людьми", что позволяет. заявить о положительных сдвигах в организации поэтапной комплексной реализации мероприятий по формированию законодательной базы, необходимой для построения эффективной системы противодействия торговле людьми.» См.: Солиев К.Х. Национальный опыт Таджикистана в сфере борьбы с торговлей людьми // Материалы Международной конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми». М.: Либра-К, 2009. С. 24.
способствует приверженность к общим подходам, основанным на международных стандартах, в частности - ООН и СНГ. Это видно начиная с названия законов, как правило, через формулировку «о противодействии торговле людьми», продолжая целевыми установками, каркасом документа, завершая «начинкой» т.е. конкретным содержанием юридических норм, нацеленных на раскрытие комплексного подхода.
Так, Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми»19 своей целью «видит» «регулирование отношений в области противодействия торговле людьми», по структуре и содержанию включает четыре главы, 17 статей,
уделяет внимание основным понятиям и принципам, организации противодействия, включая перечень государственных органов и их полномочия, взаимодействия с другими институтами, вопросам защиты жертв торговли людьми и оказания и др.
Преамбула Закона Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии торговле людьми»20, принятого 27.07.2010 г., гласит: «Настоящий Закон определяет организационно-правовые основы деятельности по противодействию торговле людьми; регламентирует деятельность органов государственной власти, осуществляющих борьбу с торговлей и взаимодействие с другими государствами и международными организациями, компетентными в данной области; устанавливает систему мер по защите и оказанию помощи жертвам торговли людьми, а также виды и пределы ответственности за торговлю людьми». Закон состоит из девяти глав, 29 статей. Интересны оригинальные положения закона, связанные с криминологической характеристикой (критерии отнесения конкретного действия к торговле людьми - ст. 16; классификация форм торговли людьми в зависимости от вида эксплуатации - ст. 17), с раскрытием арсенала профилактики и противодействия торговле людьми (глава 6), контролем и надзором за осуществлением такого противодействия (глава 8).
Закон Республики Беларусь нацелен на определение организационно-правовых основ противодействия торговле людьми, установление системы мер защиты жертв торговли людьми, включая оказание им помощи21.
Таким образом, сравнительно-правовые наблюдения позволяют прийти к выводу о том, что на данном этапе законодательство в сфере противодействия торговле людьми как правовая основа переходит, во всяком случае, на примере ряда евразийских государств, которые были пе-
19 Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2008. № 16. Ст. 118 // www.lex.uz/guest/doc/1339438
20 www.president.pmr-gov.org/zakon/?category=1&id=945
21
www.pravo.by/kbdpz/text.asp?RN=2011009001
речислены выше, а некоторые из них это делают сейчас, на новый уровень развития - принятие базового закона, предметная сфера которого давно уже рельефно выделилась. Поэтому вызывает, мягко говоря, недоумение наличие «тормозящего фактора», консерватизма, препятствующего открытию возможности принятия такого базового закона. В качестве аргумента хотелось бы привести также слова Е.Б. Мизулиной: «Действующее в России законодательство не охватывает весь комплекс проблем, порождаемых торговлей людьми и рабством и требующих решения. Очевидно, что потребуется принятие базового закона, проект которого разработан Межведомственной рабочей группой, созданной при Комитете Государственной Думы по законодательству в 2002 г.»22.
Этот же автор и одновременно разработчик пишет: «Так, данный законопроект:
• устанавливает порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят отдельные направления противодействия торговле людьми, а также общественных объединений и организаций, прежде всего НПО (неправительственные организации), занимающихся противодействием торговле людьми;
• вводит в юридический оборот категории, без определения которых организация противодействия торговле людьми невозможна;
• определяет правовое положение лиц, ставших жертвами торговли людьми, и предоставляемые таким лицам государственные гарантии, в том числе меры социальной реабилитации и защиты жертв торговли людьми;
• регламентирует порядок создания и функционирования специальных учреждений, оказывающих помощь жертвам торговли людьми, к которым относятся убежища для временного прожи-
вания жертв торговли людьми, а также центры поддержки и оказания помощи;
• предусматривает в отдельной главе комплекс поправок в действующие федеральные законы, связанных с организацией единой системы противодействия торговле людьми.
Применительно к НПО в законопроекте предусмотрена обязанность государства:
• включать в состав координирующего органа по борьбе с торговлей людьми представителей общественных объединений и НПО;
• включать в систему мер профилактики по противодействию торговле людьми вопросы, связанные с деятельностью НПО;
• привлекать НПО к сотрудничеству, оказывать им организационное, материальное и иное содействие;
• проводить среди НПО открытый конкурс программ мероприятий по противодействию торговле людьми либо созданию убежищ или центров»23.
По прошествии ряда лет ситуация не изменилась, федеральный закон так и не был принят. На этом акцентировал внимание В.И. Ерохин. Характеризуя ситуацию в масштабах СНГ, он пишет: «В частности, не во всех государствах Содружества приняты законы и национальные программы по противодействию торговле людьми, а также оказанию комплексной помощи ее жертвам. Такие законы приняты и введены в действие только в Азербайджанской и Кыргызской республиках, а также в Республике Молдова и в Таджикистане. По имеющимся сведениям, проект указанного закона подготовлен в Республике Армения. В Российской Федерации пока только разрабатывается пакет законодательных предложений в указанной сфере»24.
Проблематика торговли людьми является глобальной и требует адекватного законодательного подхода, базирующегося на осознании укрепле-
22 Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. М.: Юристъ, 2006. С. 130.
23 Там же. С. 131.
24 Ерохин В.И. Состояние и перспективы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии торговле людьми // Материалы Международной конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми». М.: Либра-К, 2009. С. 33.
ния межгосударственного сотрудничества хотя бы в рамках СНГ. Данная проблематика актуальна и для Казахстана, и для России. В частности, одна из рекомендаций специальной международной конференции состоит в сосредоточении усилий на таком направлении, как принятие дополнительных мер по гармонизации (унификации) национальных законодательств в соответствии с положениями международных правовых документов в области борьбы с торговлей людьми, с активным использованием при этом имеющихся и принимаемых модельных законодательных актов Содружества Независимых Государств25.
На одном из Российских конгрессов уголовного права Жинкин А.А. абсолютно справедливо отмечал: «... Борьба с торговлей людьми не должна сводиться исключительно к совершенствованию уголовно-правовых норм и практики их применения. Стране уже давно нужен специальный федеральный закон, посвященный предупреждению рассматриваемых преступлений, помощи лицам, ставшим жертвами, который наметил бы основные пути государственной стратегии в области противодействия торговле людьми»26.
В контексте всего вышеизложенного принятие базового закона о противодействии торговле людьми остро необходимо.
В этом как раз заключается основная идея настоящей статьи , что система законодатель-
ного инструментария противодействия торговле людьми должна быть бинарной, т.е. двухуровневой. Уголовно-правовой запрет торговли людьми оформляется через процедуру криминализации деяний. Иные вопросы организационно-правового характера, которые объективно остались за рамками уголовно-законодательного регулирования, должны найти отражение в базовом комплексном законе о противодействии торговле людьми27. Это криминологически обоснованно, а также свидетельствует о выполнении международных обязательств, что особенно актуально в контексте глобализации преступности.
При этом важно учитывать, что здесь есть стержневой момент: преступное деяние «торговля людьми» является уголовно-правовым явлением в том смысле, что его криминализация, т.е. законодательное оформление, должно содержаться в Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Республики Казахстан и других уголовных кодексах государств СНГ. Вместе с тем, сегодня все более активно и справедливо акцентируется внимание на важности учета межотраслевых связей и системной согласованности в этом контексте, и следует обратить внимание на вопрос о предмете уголовно-правового регулирования в области противодействия торговле людьми и корреспондирующем ему о предмете, в частности, предмете уголовно-процессуального регулирования и т.д.
В противном случае неизбежны межотраслевые коллизии в вопросах правового регулирования стыковых явлений, феноменов. Здесь, как минимум, правовыми источниками могут являться: Уголовный кодекс (в виде конкретных уголовно-правовых норм, содержащих признаки состава торговли людьми), Уголовно-процессуальный кодекс (нормы о правах и обязанностях
25 Рекомендации Международной научно-практической конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми (Москва, 29-30 сентября 2009 г.) // Материалы Международной конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми». М.: Либра-К, 2009. С. 44.
26 Жинкин А.А. Нормы об уголовной ответственности за торговлю людьми в отечественном законодательстве: эволюция и перспективы совершенствования // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: Материалы Российского конгресса уголовного права (26-27 мая 2011 г.). М.: Проспект, 2011. С. 292.
субъектов, осуществляющих уголовное преследование, защиту или судебное рассмотрение либо иных лиц задействованных в судопроизводстве), Гражданский кодекс (толкование понятий «сделки», «собственность»), собственно базовый закон (разумеется, в случае его принятия). Последний закон, по всей вероятности, не может иметь четкой отраслевой принадлежности, во всяком случае в традиционном понимании «табели о рангах» отраслей законодательства, обладая при этом ярко выраженным интегрированным межотраслевым характером, так как в нем будут содержаться, в частности, уголовно-процессуальные, социально-правовые и криминологические аспекты, он представляет собой связующую нить между УК, УПК, ГК (Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским кодексом) в вопросах противодействия торговле людьми.
Интересным, а главное - убедительным, представляется следующее мнение: «В реальной жизни не бывает проблем только уголовно-правовых. Как нет в ней проблем только уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативно-розыскных и пр. Это в процессе обучения, а потом и дифференциации правовой науки ее условно разделили на участки: учебные дисциплины, спецкурсы, кафедры, секторы, лаборатории - и правоведы,теоретики и преподаватели принялись усердно свои участки разрабатывать. Черри уподобил эти участки огородам и говорил, что специалисты, копающиеся в них, лишь изредка позволяют себе удовольствие поболтать с соседом через забор»28. Однако «в действительности же уголовное право и криминология - единая наука о противодействии преступности»29.
Учитывая, что торговля людьми - сложный феномен, политика противодействия ей должна
базироваться на целом ряде законодательных актов, где стержневыми выступают Уголовный кодекс и базовый закон, относящийся «законодательству криминального цикла».
Как пишет Д.Ю. Гончаров: «Занимая позицию необходимости буквального понимания границ отраслевого законодательства о борьбе с преступностью, учитывая этимологию терминов «криминальный» и «уголовный», основываясь на нормах УК, УПК и УИК РФ, очерчивающих границы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, мы понимаем термин „законодательство криминального цикла" в наиболее общем виде как совокупность законов уголовной материальной,уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной отраслей, имеющих общую задачу - регулирование вопросов, связанных с преступлениями и преступностью»30.
При разработке соответствующего базового закона важно не допустить или, по крайней мере, минимизировать межотраслевую коллизию за счет четкого определения пределов правового регулирования в каждом законодательном акте. В случае установления таких границ между нормами Уголовного кодекса и базового закона следует отказаться от бланкетизации (так было в случае с правовым регулированием противодействия терроризму, когда дефиниция терроризма в Уголовном кодексе и в соответствующем базовом законе противоречили друг другу), т.е. все, что связано с признаками состава торговли людьми, должно быть в юрисдикции уголовного законодательства, все остальное - преимущественно универсальные нормы организационно-правового характера об осуществлении социального контроля в отношении торговле людьми и преступности, связанной с ней.
27 В этом плане мы солидарны с автором и последователями невско-волжской криминологической школы относительно востребованности такого направления как «криминология закона» и в ее рамках законодательства о противодействии преступности. См.: Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. 2-е изд., испр. и доп. / предисл. Г.Н. Горшенкова. СПб.: Изд-во «Юридический центр», 2015. 92 с.
28 См.: Сверчков В.В. Уголовное право: от истоков к устойчивому развитию // Указ. сборник. С. 55.
29 Лунеев В.В. Соотношение криминальных реалий и теории права в России (доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения») // Государство и право. 2015. № 4. С. 110.
30 Гончаров Д.Ю. Уголовное право и генетические связи в законодательстве криминального цикла // Указ. сборник. С. 26.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Бекмагамбетов А.Б., Ревин В.П. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: учебник / под общ. ред. В.П. Ревина. Алматы: Жет Жаргы, 2015. С. 8.
2. Абилгазин Г.Г.С., Байзакова Г.М., Бекмагамбетов А.Б., Волошин П.В., Корзун И.В. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: учебник-конспект / под ред. И.В. Корзуна. Алматы: Изд-во ОФППИ «Интер-лигал» «Правовая реформа в Казахстане», 2011. С. 9.
3. Комиссаров В.С., Степанов-Егиянц В.Г. Второй созыв Международного форума по проблемам преступности и уголовного права в эпоху глобализации // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: Материалы VI Российского конгресса уголовного права (26-27 мая 2011 г.). М.: Проспект, 2011.
4. Миндагулов А.Х. Транснациональная преступность: сущность, масштабы, предупреждение // Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 т. / отв. ред. С.Е. Еркенов, И.Ш. Борчашвили, Ю.М. Антонян, С.В. Гирько. Караганда: КарЮИ МВД РК им. Баримбека Бейсенова, 2009. Т. 1. С. 358.
5. Бондуровский В.В. Результаты работы по расширению и укреплению международно-правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ по противодействию торговле людьми // Материалы Международной конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми». М.: Либра-К, 2009. С. 29.
6. Рекомендации Международной научно-практической конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми» (Москва, 29-30 сентября 2009 г.) // Материалы Международной конференции «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми». М.: Либра-К, 2009. С. 44.
7. Жинкин А.А. Нормы об уголовной ответственности за торговлю людьми в отечественном законодательстве: эволюция и перспективы совершенствования // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: материалы Российского конгресса уголовного права (26-27 мая 2011 г.). М.: Проспект, 2011. С. 292.
8. Лунеев В.В. Соотношение криминальных реалий и теории права в России (доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения») // Государство и право. 2015. № 4. С. 110.