Научная статья на тему 'К вопросу о структуре курса «Избранные проблемы общей психологии» для магистров'

К вопросу о структуре курса «Избранные проблемы общей психологии» для магистров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЭМОЦИИ / АДАПТАЦИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / CONTEXT-BASED EDUCATION / PSYCHOLOGICAL COUNSELLING / EMOTION / ADAPTATION / METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Валентина Сергеевна

В статье раскрывается структура образовательного курса «Избранные проблемы психологии» для магистров в области психологического консультирования. Содержание курса построено на основных положениях теории контекстного обучения для специалистов А.А.Вербицкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the one way to construct the educational course Selected problems of Psychology for magisters in psychological counselling. The content of course and its achievment considers in terms the context-based education of specialists A.А.Verbitskiy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре курса «Избранные проблемы общей психологии» для магистров»

В.С. Герасимова

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ КУРСА «ИЗБРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ» ДЛЯ МАГИСТРОВ

В статье раскрывается структура образовательного курса «Избранные проблемы общей психологии» для магистров в области психологического консультирования. Содержание курса построено на основных положениях теории контекстного обучения для специалистов А.А. Вербицкого.

Ключевые слова: контекстное обучение, психологическое консультирование, эмоции, адаптация, методы обучения.

В связи с переходом высшей школы на подготовку магистров особое значение приобретает содержание и качество преподавания курса, развивающего общетеоретические проблемы общей психологии, в нашем случае курса «Избранные проблемы общей психологии». Этот курс призван расширить и углубить знания студентов по наиболее существенным проблемам современной общей психологии, особенно имеющим непосредственное отношение к их будущей практической деятельности и призванным формировать научное мировоззрение и профессиональное мышление будущего специалиста.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья представляет один из возможных подходов к построению такого курса для студентов с квалификацией «Психологическое консультирование».

Развивая мысль о необходимости контекстного обучения специалистов [2], мы предлагаем вышеозначенный курс максимально приблизить к содержанию и методам практической психологии, в частности, психологическому консультированию.

В процессе психологического консультирования специалист ориентируется на мышление клиента, его переживания и действия. Для него важно, о чем и как мыслит клиент, какие проблемы находятся в зоне его переживаний и как он действует, чтобы разрешить эти проблемы. Процессы мышления, переживаний и действий внутренне взаимосвязаны [1] и составляют высший уровень когнитивного, эмоционального и волевого регулирования поведения и деятельности субъекта. Поэтому осмысление студентами указанных процессов, с точки зрения как теоретической, так и практической психологии, будет способствовать повышению уровня подготовки специалиста вуза.

В процессе консультирования психолог имеет дело не с отдельными процессами или компонентами личности, а с личностью в целом. Центральным образованием личности, ядром характера является ее «Я-концепция». Именно она определяет интерпретацию всех событий личности и систему ее отношений к самому себе и людям. Содержание понятия «Я-концепция» органически взаимосвязано с когнитивными, эмоциональными и регулятивными процессами (Р. Бернс). Теоретическое и практическое изучение «Я-концепции», по нашему мнению, должно способствовать не только повышению профессиональной компетентности студентов, но и развитию их личности.

Реализовать контекстный подход в обучении магистров невозможно, если не использовать знания индивидуальных особенностей личности, что предполагает обращение к данным дифференциальной психологии. Однако эти сведения необходимо подчинить тем основным проблемам, которые будут изучаться в курсе.

Таким образом, предлагаемый курс в нашей интерпретации будет иметь следующую структуру.

Раздел I. Человек мыслящий.

Раздел II. Человек переживающий.

Раздел III. Человек действующий.

Раздел IV. «Я-концепция» как внутренний регулятор поведения личности.

Что касается содержания каждого раздела, то здесь могут быть различные варианты.

В разделе I могут войти темы, раскрывающие теоретические и практические аспекты процесса мышления, которым в курсе общей психологии уделяется недостаточно внимания. Например, мышлению как процессу решения задач. Здесь целесообразно уделить внимание решению психологических задач, в том числе и диагностических (А.Ф. Ануфриев), проблемам понимания, индивидуальным когнитивным стилям и др.

Особое внимание следует уделить языковым формам мышления. Глубокое изучение современных представлений о вербальной и невербальной коммуникации в системе речевого общения станет для специалиста-психолога теоретической базой развития и совершенствования его профессиональной компетентности.

Отдельную тему следует посвятить психологическому мышлению, которое включает такие особенности, как способность чувствовать психологическое содержание наблюдаемых событий и умение его анализировать, высокий уровень развития всех мыслительных операций, децентрированность, высокая вариабельность, прогностичность и парадоксальность [4]. Мышление практического психолога-консультанта характеризуется также способностью аккумулировать наблюдения и использовать все увеличивающийся объем информации о человеке для более полного его понимания, умение черпать информацию в процессе слушания и одновременно слушать самого себя. Эти особенности необходимо подвергнуть тщательному теоретическому анализу и практической реализации на специальных занятиях.

В разделе II необходимо обратиться к более подробному рассмотрению базовых эмоций (гнев, страх и пр.), более сложных эмоциональных образований (тревожность, фрустрация, чувство вины, собственного достоинства, утраты и т.п.). Целесообразно обратиться к характеристике эмоций как процессу защиты (Р.С. Лазарус), к проблеме симпатии (Л. Гозман), агрессии, стрессо-устойчивости и др. Полезным будет также анализ индивидуальных особенностей эмоциональной регуляции и саморегуляции, характеристик эмоциональных и неэмоциональных субъектов. Здесь следует также подчеркнуть взаимосвязь мыслей, эмоций и поведения.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Главной в этом разделе должна стать тема, посвященная эмоциональной сфере практического психолога, таким профессионально важным ее особенностям, как самообладание, эмпатия, способность «читать» и осознавать эмоции других людей и свои собственные, а также владеть способами эмоционального регулирования.

Раздел III может быть посвящен самым различным аспектам поведения и деятельности человека, проблемам психической регуляции вообще и в профессиональной деятельности в частности. Полезно, на наш взгляд, в этом разделе подробно рассмотреть проблемы адаптации и дезадаптации, в том числе и профессиональной, где обратиться к изучению индивидуальных особенностей этих процессов.

Полезным может стать более глубокое изучение процесса формирования знаний. При этом открывается возможность осознания студентами важности профессиональных навыков и умений (перцептивных, мыслительных, эмоциональных, речевых, двигательных и др.) в становлении их профессиональной деятельности.

Раздел IV может включать вопросы, связанные с расширением понимания феномена «Я-концепции», ее структуры, роли в жизни человека и его адаптации в обществе, а также в становлении его профессиональной идентичности. Процесс консультирования как взаимодействие двух «Я-концепций» (психолога и клиента) во многом зависит от способности консультанта понять не только индивидуальное «Я» клиента, но и свое собственное. Поэтому основательное изучение «Я-концепции» позволит будущим психологам глубже разбираться в себе и в людях.

Здесь важно заострить внимание студентов на функциях и структуре «Я-концепции» и их значении в профессиональной деятельности практического психолога (например, роль такого компонента «Я-концепции», как «власть Я», который понимается как ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личной влиятельности).

В силу профессиональной направленности предлагаемого курса изменению должны быть подвергнуты методы и приемы обучения.

Во-первых, они должны способствовать глубокому осмыслению сложного теоретико-философского содержания курса. Этому может способствовать увеличение активных методов обучения, дискуссий, обсуждений, конференций, круглых столов и,

соответственно, уменьшение лекционных методов. Лекции могут использоваться как вводные к соответствующим разделам. Характер такой лекции должен иметь свою специфику и отличаться от обычной обзорной лекции. Форму и содержание такой лекции еще предстоит разработать.

Во-вторых, следуя принципам контекстного обучения, методы обучения должны быть приближены к практической деятельности студентов, т.е. к психологическому консультированию. Поэтому здесь целесообразно использовать различного рода тренинги, упражнения, беседы и даже техники, используемые психолога-ми-консультантами.

Представленная модель курса является лишь первой попытой осмыслить структуру и содержание курса «Избранные проблемы общей психологии» и требует дальнейшей разработки. В зависимости от содержания курса его название может быть пересмотрено.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб. пособие. М., 2006.

4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учеб. пособие. М., 2003.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.