Научная статья на тему 'К вопросу о структуре и личном составе органов вятского губернского финансового управления в 1921-1922 гг'

К вопросу о структуре и личном составе органов вятского губернского финансового управления в 1921-1922 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) / ГУБЕРНСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ГУБФО) / ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ / NEW ECONOMIC POLICY (NEP) / PROVINCIAL FINANCE DEPARTMENT (GUBFO) FINANCIAL REFORM / RESTRUCTURING OF FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Березин Сергей Викторович

Статья посвящена проблемам реструктуризации финансовых органов Вятской губернии и привлечения на службу в них квалифицированных сотрудников в рамках проведения общегосударственной финансовой реформы. Характеризуется положение, в котором оказались финансовые ведомства губернии к концу Гражданской войны, и их дальнейшая эволюция. Дается анализ степени профессиональной подготовки сотрудников губернских и уездных финансовых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Structure and Personnel of the Vyatka Province Financial Department in 1921-1922

The article is devoted to the problems of restructuring of provincial financial authorities and attracting qualified specialists in the framework of the national financial reform. The author describes the conditions in which the financial departments of the province functioned at the end of the Civil War, and traces their evolution. The paper also analyzes the degree of training of provincial and district financial institutions’ personnel.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре и личном составе органов вятского губернского финансового управления в 1921-1922 гг»

37. ГАКО. Ф. 875. Оп. 1. Д. 56. Л. 215об.

38. ГАКО. Ф. 737. Оп. 1. Д. 829. Л. 11об.

39. ГАСПИ КО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 61. Л. 51-52, 81.

40. ГАКО. Ф . 875. Оп. 1. Д. 56. Л. 181.

41. ГАКО. Ф. 737. Оп. 1. Д. 548. Л. 14.

42. ГАКО. Ф. 875. Оп. 1. Д. 14. Л. 18.

43. ГАКО. Ф. 737. Оп. 1. Д. 531. Л. 24.

44. ГАКО. Ф. 875. Оп. 1. Д. 14. Л. 18.

45. ГАКО. Ф. 875. Оп. 1. Д. 56. Л. 215об.

46. Деревенский коммунист. 1919. № 250 (3 ноября). С. 3-4.

47. ГАКО. Ф. 875. Оп. 1. Д. 56. Л. 282.

48. ГАСПИ КО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 204. Л. 34.

49. Вятская правда. 1920. № 24 (29 мая). С. 2-3.

УДК 338(091)(470.342)

С. В. Березин

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И ЛИЧНОМ СОСТАВЕ ОРГАНОВ ВЯТСКОГО ГУБЕРНСКОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В 1921-1922 гг.*

Статья посвящена проблемам реструктуризации финансовых органов Вятской губернии и привлечения на службу в них квалифицированных сотрудников в рамках проведения общегосударственной финансовой реформы. Характеризуется положение, в котором оказались финансовые ведомства губернии к концу Гражданской войны, и их дальнейшая эволюция. Даётся анализ степени профессиональной подготовки сотрудников губернских и уездных финансовых учреждений.

The article is devoted to the problems of restructuring of provincial financial authorities and attracting qualified specialists in the framework of the national financial reform. The author describes the conditions in which the financial departments of the province functioned at the end of the Civil War, and traces their evolution. The paper also analyzes the degree of training of provincial and district financial institutions' personnel.

Ключевые слова: новая экономическая политика (нэп), Губернский финансовый отдел (губфо), финансовая реформа, реструктуризация финансового управления.

Keywords: New Economic Policy (NEP), Provincial Finance Department (Gubfo) financial reform, restructuring of financial management.

Введение новой экономической политики поставило перед руководством финансовых управлений на всех уровнях целый ряд проблем и вопросов. В одночасье в стране была введена новая налоговая система - явление, с которым советская власть в предшествующие годы почти

* Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

© Березин С. В., 2012

не сталкивалась. За три года экстренной, чрезвычайной политики военного коммунизма страна отвыкла от самого понятия «финансы» и всего, что с ним было связано: цены и зарплаты, пенсии и налоги, страхование и кредитование. Теперь же были задействованы: тарифная сетка заработной платы и социальных выплат, система льгот и премий. В стране, взбудораженной и опустошенной годами войны и потрясений, с чистого листа восстанавливалась упорядоченная финансовая жизнь. Понятие «твёрдые деньги», постепенно сошедшее на нет после начала мировой войны, снова входило в оборот.

Столь масштабные перемены в финансово-экономической жизни страны потребовали масштабной перестройки финансовых органов на местах. Одним из первых мероприятий такого рода стала реорганизация Вятского губернского казначейства. Существовавшее ещё до установления советской власти и перестроенное в 1917 г. сообразно потребности распределительной системы, оно явно не справлялось с задачами, поставленными новой экономической политикой [1]. По сути, это учреждение несло целый ряд черт учреждений, существовавших при Временном правительстве, то есть изначально казначейство создавалось для выполнения качественно иных задач. Его основными функциями на том этапе были хранение и распределение губернского бюджета, а также кратковременное финансовое планирование [2].

К 1921 г. некоторые из этих функций были переданы финансовым отделам городских и районных исполкомов, созданных в 1918 г. [3] Те же функции на подведомственных им территориях поручались губернским и уездным финансовым отделам (губфо и уфо). Хранение и обмен денежных знаков, а также их перечисление организациям и частным лицам - все это должно было принять на себя Вятское отделение Госбанка РСФСР, созданное осенью 1921 и открывшееся для населения в феврале 1922 г. [4] За счёт реорганизации вятского казначейства была внесена большая ясность в дело распределения финансов [5]. Ряд функций казначейства (в частности, планирование и составление бюджета) были перераспределены среди других учреждений, таких как уфо и Губплан. В результате местная власть получила более действенный механизм, способный в полной мере заниматься различными отраслями финансовой жизни.

В связи с относительной экономической отсталостью Вятской губернии большая часть новшеств в экономической жизни страны проявлялась на её территории с некоторым отставанием. Так, например, отмена пайковой системы распределения и снабжения и полный переход на денежное довольствие произошли в Вятке спустя

более чем год после начала реализации этой меры в целом по стране [6]. В связи с затягиванием подготовительного этапа некоторые последующие мероприятия реализовывались, что называется, по ходу событий.

Так, в начале 1922 г. происходит реорганизация вятского отделения Губплана. Явление, которое скорее можно отнести к подготовительному этапу (в масштабах страны состоявшемуся в 1921 г.), чем к непосредственному осуществлению реформирования финансово-экономического аппарата. В феврале 1922 г. финотдел Губис-полкома принимает решение о введении в отделение Губплана финансовой комиссии в составе трёх специалистов из штата финотдела и одного представителя Госбанка [7]. Данная мера должна была способствовать лучшему планированию ценовой обстановки в губернии и регулированию оплаты труда, а также прогнозированию основных результатов реформы бюджета.

В первых числах января 1922 г. также начинается работа по созданию приходно-расходной кассы при губфо. 3 января 1922 г. по данному ведомству был отдан приказ: «Ввиду грядущей реорганизации губфинорганов и создания в составе Губфинотдела приходно-расходной кассы назначить завкассы т. Латкина М. М. и поручить ему немедленно приступить к созданию таковой кассы» [8]. В феврале 1922 г. при кассе создаётся комиссия по обревизованию ценностей, поступающих и хранящихся в губфо. В эту комиссию вошли завгубфинотделом, представитель Гу-бисполкома и представитель Рабоче-крестьянской инспекции [9]. Создание такой структурной единицы, как приходно-расходная касса, предполагало скорый отказ от системы распределения и переход на формирование бюджета за счёт финансовых поступлений с мест.

В связи с вышеперечисленными нововведениями в губфо также была введена должность зав-налогов [10]. Стоит сказать, что губерния перешла на взимание налогов в денежном эквиваленте (в первую очередь это касается трудгужпо-винности и продналога) только спустя 8 месяцев после введения этой должности. Всё это время завналогов, которым 8 января 1922 г. был назначен фининспектор 3-го участка города Вятки Л. И. Софийский, тщательно изучал складывающуюся в губернии налоговую обстановку. На этот период при губфо был оставлен пост управляющего госдоходами, в ведении которого оставались теперь только натуральные налоги [11].

На протяжении всего временного отрезка 1921 г. - первых месяцев 1922 г. в ответах на запросы о помехах в реорганизации и работе различных финансовых ведомств фигурировала одна и та же кадровая проблема. Так, в феврале 1922 г., в ответе на запрос НКФ о нуждах страхового

подотдела при губфо, говорилось: «Подотдел испытывает крайнюю нужду в работниках... Введение новых ставок невозможно ввиду малого количества пайков» [12]. За месяц до этого на подобный запрос управляющий приходно-расходной кассы при Губфо ответил: «...Функционированию кассы препятствует недостаток сотрудников. Число сотрудников по штатному расписанию считаю недостаточным» [13].

Ситуация нехватки рабочих кадров ещё долгое время мешала осуществлению планов по оздоровлению финансовой системы. Стоит отметить, что речь идёт не столько о недостатке подготовленных, опытных сотрудников, сколько о нехватке сотрудников вообще. В некоторых случаях созданию надлежащего для работы штата мешал недостаток средств на выплату зарплат сотрудникам и обеспечение их всем необходимым. Зачастую число сотрудников было чётко регламентировано штатным расписанием, и введение новых ставок было невозможно по этой причине.

Порой и без того скудные штаты приходилось сокращать. «В связи с невозможностью содержать штат из 26 сотрудников приказываю: уволить со службы 2 (двух) делопроизводителей, 1 (одну) переписчицу, 2 (двух) сотрудников караула», - распорядился заведующий сметным отделом губфо Плёнкин в марте 1922 г. [14]

Осенью 1922 г. СТО были утверждены новые штатные расписания для финансовых органов, составленные сообразно нуждам на местах. Этот шаг стал возможен только после того, как в стране начался переход к твёрдой валюте, в общих чертах проведена налоговая реформа, введено страхование, а пайковая система окончательно заменена заработной платой. Иными словами, была создана база для нормального социального обеспечения служащих в финансовых ведомствах.

18 октября 1922 г. было издано «Положение о губернских и уездных финансовых органах», реализация которого позволила создать стройный управленческий аппарат, почти без изменений существовавший до конца 1920-х. В этом документе, занимающем целый том канцелярского дела, прописывалось штатное расписание, а также иерархия всех подведомственных НКФ органов - уфо, губфо , кассы НКФ и банковских контор [15].

С октября 1922 г. минимально необходимым для работы главного финансового органа губернии - губфо был установлен штат в 401 человек. При разбивке по отделам штат выглядел следующим образом:

Заведующий - 1 чел.

Секретариат - 9 чел.

Бухгалтерия - 7 чел.

Отдел кредитования - 19 чел.

Управление делами - 35 чел.

Управление сметно-расчётной частью - 90 чел.

Подотдел прямых налогов - 69 чел.

Подотдел акцизов - 67 чел.

Подотдел косвенных налогов - 32 чел.

Приходно-расходная касса - 29 чел.

Подотдел страхования - 16 чел. [16]

Для 10 уездных финансовых отделов было предусмотрено расписание из 41 сотрудников в каждом [17]. Следовательно, весь штат финансовых отделов губернии составлял 811 человек. Это число сотрудников считалось минимально необходимым для полноценного функционирования финансовой системы региона. Нужно сказать, что изначально к моменту реорганизации губернского финансового управления его штат составлял 335 человек [18]. Новая экономическая политика с её богатой финансовой жизнью потребовала увеличить штаты сотрудников всех вместе взятых финансовых органов губернии почти в два с половиной раза.

«Положение о губернских и уездных финансовых органах» подробно регламентировало всю систему иерархии в структуре финансовых органов и расписывало схему деятельности этих учреждений. Не считая нужным давать её в подробностях, остановимся на вопросе квалификации ответственных работников.

Проблема нехватки в регионе квалифицированных кадров на протяжении первых лет советской власти неоднократно поднималась в различных исследованиях в связи с различными аспектами строительства советского управленческого аппарата [19]. Поэтому ограничимся лишь проблемой уровня профессиональной подготовки руководителей финансовых органов Вятской губернии в первые годы нэпа.

Экономическая сфера жизни региона на этом этапе может по праву считаться одной из самых сложных и запутанных. Дело осложнилось также тем обстоятельством, что вызванный годами войны и разрухи и царивший в денежном хозяйстве региона полнейший хаос требовал для своего преодоления не только огромных усилий, но и определенного промежутка времени. Так, например, даже летом 1922 г. начальник сметно-расчётного подотдела губфо В. Г. Домрачев констатировал: «Принимая во внимание смену тарифов, в совокупности с непрерывным ростом цен и следовавшими за ними деноминациями, мы вынуждены переходить к счислению то в довоенных рублях, то в червонцах» [20]. О путанице в денежном хозяйстве говорит хотя бы список дензнаков, находившихся в кассе Вятского уфо при его ликвидации в феврале 1922 г. Среди них были серебряные, золотые, медные монеты и бумажные червонцы, марки (ходившие наравне с монетой), суррогатные деньги, совзнаки и правитель-

ственные обязательства [21]. Для ведения расчётов в различных денежных единицах и сведения их курсов требовались колоссальный опыт и навыки.

Чтобы разобраться со столь сложными расчётами, нужен был целый штат специалистов, имеющих высокую квалификацию. В Вятке профессиональных экономистов было немного и до войны, в первые же годы советской власти старый управленческий аппарат во многом был утрачен. Ряд специалистов и служащих были мобилизованы на фронт, некоторые работники выехали из губернии [22]. Новых специалистов взять было неоткуда, в Вятке не было даже необходимых для их подготовки учебных заведений. В связи с этим отделы страхования и налогообложения неоднократно рассылали по уездам циркуляры: «Сделать всё возможное для привлечения к работе в качестве агентов и инспекторов специалистов, имевших опыт финансовой работы при царском режиме» [23]. Подобная практика был применима и к высшим в регионе руководящим должностям. Практически вся верхушка Вятского губфо обладала определенным опытом работы в области финансов. Многие руководители имели стаж работы на нижних и средних управленческих должностях ещё в дореволюционный период.

Наиболее полное представление о степени подготовленности кадров даёт открывшийся в Вятке 26 июля 1922 г. губернский съезд финансовых работников.

На съезде среди прочих присутствовали 32 представителя правлений губернского и уездных финансовых отделов, имевших достаточно высокие должностные разряды (от 14-го до 16-го по тарифной сетке) [24].

В соответствии с данными анкет, которые в обязательном порядке заполняли все участники съезда, средний возраст управленцев составлял 35-40 лет (в общем возрастном диапазоне от 22 до 70 лет). Все, кроме самых молодых - зав. Ко-тельничского уфо Н. Н. Шубина и исполняющего обязанности зав. Орловского уфо Крюкова, которым было всего по 22 года, начинали службу в должностях письмоводителей, столоначальников, агентов и инспекторов ещё при царском режиме. Опытом работы компенсировался недостаток образования. Только два участника съезда (старший инспектор финансов Уржумского уезда В. А. Синцяров и старший инспектор финансов Малмыжского уезда М. И. Столбов) имели высшее образование. Глава сметно-бухгал-терского управления губернии, выходец из простой рабочей семьи К. И. Лалетин окончил бухгалтерские курсы при Санкт-Петербургском университете. У прочих 15 участников съезда было среднее образование (земская школа или гимна-

зия), 10 человек имели образование в рамках 35 классов земской школы, двое не имели начального образования, но обучались на специальных курсах при учреждении.

В отношении Вятской губернии не находит своего подтверждения распространённый стереотип о партийце-управленце, занимавшем свой пост исключительно в силу своего членства в РКП(б). Только трое - Лалетин, Шубин и зав Слободским уфо Е. С. Леонтьев - были членами партии (все - с 1919 г.) [25].

Ситуация же с рядовыми служащими финансовых органов власти была ещё более плачевной. Там, где не удавалось привлечь старые, опытные кадры на службу, приходилось брать людей с 1-2 классами образования, а то и без образования вообще. Подобная картина как следствие низкого образовательного уровня населения губернии в целом наблюдалась в уездах повсеместно [26]. Из общей численности сотрудников уездных финансовых ведомств примерно 2/5 не имели полноценного специального образования [27].

Картина тотального недостатка образования среди финансовых работников губернии стала немного меняться в лучшую сторону, пожалуй, только к 1925 г., когда внеочередной съезд финработников подтвердил, что не менее трёх четвертей персонала (против указанных 40% в 1922 г.) прошли обучение на соответствующих курсах [28]. Однако и этот уровень профессиональной грамотности оставался пока далеким от идеала.

Примечания

1. ГАКО. Ф. Р. 381. Оп. 1 Д. 17 Л. 60.

2. ГАКО. Ф. Р. 381. Оп. 1 Д. 17 Л. 2.

3. ГАКО. Ф. Р. 342. Оп. 1 Д. 49.

4. Загвоздкин Г. Г. Под знаком серпа и молота // Энциклопедия земли вятской. Т. 4. Киров, 1995. С. 363.

5. Осенью 1922 г. Вятское губернское казначейство было ликвидировано ввиду дублирования ряда его функций другими учреждениями.

6. Бакулин В. И. Трудный переход от войны к миру: Вятская губерния в 1920-1921 годах. Ч. 2. Киров, 2009. С. 68.

7. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 256. Л. 10-11.

8. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 257. Л. 1.

9. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 257. Л. 42.

10. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 257. Л. 3.

11. Там же.

12. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 260. Л. 90.

13. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 258. Л. 18.

14. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 258. Л. 22.

15. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 272. Л. 1.

16. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 272. Л. 8-10.

17. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 272. Л. 10.

18. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 272. Л. 8-10.

19. См.: Бакулин В. И. Указ. соч. Ч. 2; Он же. Управление Вятской губернией в 1920 году: организационный и кадровый аспекты // Вестник ВятГГУ. 2008. № 4(1)

20. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 272. Л. 11.

21. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 260. Л. 15.

22. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 261. Л. 5

23. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 261. Л. 8.

24. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 260. Л. 8; ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 257. Л. 87.

25. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 260. Л. 48-80.

26. Там же. Л. 48-50.

27. ГАКО. Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 255. Л. 107.

28. Там же.

УДК 342(470):61

С. Н. Русаков

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА в 1930-е гг.

В статье освещено развитие советского законодательства в области здравоохранения СССР в 1930-е гг. Показана эволюция правовой базы системы медицинского обслуживания промышленных рабочих, выразившаяся в ее практической реализации в указанный период.

The development of legislation in the sphere of the USSR public health service in the 1930s is highlighted in this article. The author describes the evolution of legal base in the system of health service of industrial workers which was put into practice in this period.

Ключевые слова: законодательство, система здравоохранения, государственная политика, прогресс.

Keywords: legislation, health service, state policy, progress.

К началу третьей пятилетки в СССР уже сложилась определенная система охраны здоровья промышленных рабочих. Её основу составляли пункты первой помощи на промышленных предприятиях, к каждому из которых прикреплялись рабочие и служащие в количестве 1000 человек и свыше. Местным органам здравоохранения, в соответствии с утвержденным еще 1 декабря 1926 г. Народным комиссариатом здравоохранения РСФСР положением, предписывалось, чтобы функциональные обязанности по медицинскому обслуживанию работников предприятия исполнялись врачом [1].

В дальнейшем развитии системы медицинского обслуживания работников промышленного производства историческая роль принадлежит постановлению ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» от 18 декабря 1929 г. Центральный комитет обязывал органы здравоохранения усилить работу по преимущественному квалифицированному лечебно-профилактическому обслуживанию рабочих

© Русаков С. Н., 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.