ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Р.Д. КОПТЕВ,
адъюнкт Академии управления МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены сложная и простая структура поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, проанализированы правовые нормы, регламентирующие порядок поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, изучены мнения ученых относительно структур договорных связей, возникающих при заключении государственного или муниципального контракта, высказаны предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Ключевые слова: поставка товаров для государственных и муниципальных нужд, договор поставки товаров, контракт на поставку товаров, структура договорных связей.
TO A QUESTION ON STRUCTURE OF CONTRACTUAL COMMUNICATIONS ON DELIVERY OF THE GOODS FOR THE STATE OR MUNICIPAL NEEDS
R.D. KOPTEV,
adjunkt of Academy of management of Ministry of Internal Affairs Russia
Annotation. In article are considered difficult and simple structure of delivery of the goods for the state and municipal needs the analysis of the rules of law regulating an order of delivery of the goods for the state and municipal needs, thereupon, is carried out, opinions of scientists concerning structures of the contractual communications arising at the conclusion of the state or municipal contract are studied, offers on legislation perfection in the given sphere are stated.
Keywords: delivery of the goods for the state and municipal needs, the contract of delivery of the goods, the contract on delivery of the goods, structure of contractual communications.
Гражданское законодательство разграничивает понятия «государственный контракт на поставку товаров для государственным или муниципальных нужд» (ст. 526 ГК) и «договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд» (ст. 525, 529). Однако в силу п. 2 ст. 525 государственные и муниципальные контракты и договоры поставки товаров для государственных и муниципальных нужд являются разновидностью договоров поставки, а поэтому к ним применимы нормы § 3 гл. 30. Эти договоры порождают обязательства по возмездному отчуждению имущества, т.е. охватываются общим понятием купли-продажи. В части, не урегулированной специальным законодательством, могут применяться общие положения § 1 гл. 30 о купле-продаже.
Обязательства по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возникают либо непосредственно из государственных или муниципальных контрактов, либо из заключаемых в соответствии с ними договоров поставки для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК).
В юридической литературе мнения специалистов в отношении множественности числа вариантов, этапов, структуры договорных связей, возникающих при заключении государственного или муниципального контракта, совпадают, однако их взгляды расходятся в отношении простоты и сложности этапов. Так, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский указывают, что «при поставки товаров для государственных нужд
НАУКИ
могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей. В первом случае поставка осуществляется поставщиком в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с поставщиком каких-либо договоров на поставку товаров для государственных нужд. Во втором случае (при сложной структуре договорных связей) государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком»1. Аналогичного мнения придерживается и Р.Н. Адельшин2.
Л.В. Андреева считает, что «кодекс предусматривает два варианта структуры договорных связей, причем и в первом, и во втором случае структура договорных связей является сложной»3. По мнению В.А. Власова, «при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей»4.
П. Тарабаев полагает, что «в соответствии с § 4 гл. 30 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется двумя способами». Наличие в современном гражданском законодательстве столь сложной схемы построения правоотношений по поставке товаров для публичных нужд (с использованием дополнительного договора) объясняется консерватизмом права и соблюдением принципа юридической экономии5.
О.Н. Колесник отмечает, «что порядок поставки товаров для государственных нужд возможен в нескольких вариантах. Государственный контракт может предусматривать поставку товаров: непосредственно государственному заказчику (1); получателю, указанному государственным заказчиком в отгрузочной разнарядке (2); покупателю по договору поставки для государственных нужд, заключаемому на основании извещения государственного заказчика о прикреплении покупателя к поставщику (3). В последнем случае договор поставки является производным от государственного контракта, которым заключение такого договора предусмотрено. Основание заключение договора — извещение о прикреплении»6.
ГК предусматривает два варианта структуры договорных связей, причем первый вариант О.Н. Колесник называет простым, а второй — сложным, поскольку состав сторон контракта и состав исполнителей договорных обязательств по государственному контракту не совпадают.
Первый вариант можно разделить на два подва-рианта:
1) простая структура договорных связей — между государственным или муниципальным заказчиком и поставщиком заключается государственный или муниципальный контракт, и поставщик осуществляет поставку товаров непосредственно заказчику или по его указанию иному лицу (получателю). Во-первых, между государственным или муниципальным заказчиком и поставщиком заключается государственный или муниципальный контракт, и поставщик осуществляет поставку товаров непосредственно заказчику. Отношения сторон регулируются только государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров. Сторонами договора являются государственный или муниципальный заказчик и поставщик (исполнитель). Государственный или муниципальный заказчик одновременно является покупателем товаров, поставка товаров осуществляется непосредственно ему. Отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются нормами о договоре поставки (рис. 1). Во-вторых, между государственным или муниципальным заказчиком и поставщиком заключается государственный или муниципальный контракт, и поставщик осуществляет поставку товаров иному лицу, указанному государственным или муниципальным заказчиком. Поставка товаров по государственному или муниципальному контракту осуществляется не государственному или
1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 114.
2 Адельшин Р.Н. Договор поставки с участием органов внутренних дел (по законодательству России и Казахстана): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 22.
3 Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009. С. 176.
4 Власов В.А. Правовая природа государственных и муниципальных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 12. С. 28.
5 Тарабаев П. Государственный контракт как категория частного права // Хоз-во и право. 2008. № 5. С. 43, 44.
6 Колесник О.Н. Государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд в Федеральной пограничной службе Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 51.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Государственный или муниципальный заказчик
Товар
Государственный или муниципальный контракт
Оплата товара
Поставщик
Рис. 1. Простая структура договорных связей: поставка товаров непосредственно заказчику
муниципальному заказчику, а по его указанию, третьему лицу. Покупателем продолжает считаться государственный или муниципальный заказчик, в связи с чем на нем лежит обязанность оплатить товар. Отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта также регулируются нормами о договоре поставки (рис. 2);
2) сложная структура договорных связей — на основании государственного или муниципального контракта поставщик (исполнитель) заключает договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с третьим лицом (покупателем) (рис. 3). Прикрепление покупателя к поставщику происходит на основании извещения, выданного государственным или муниципальным заказчиком, которое в силу закона является основанием заключения договора поставки для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 529 ГК).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику не стало новым понятием в современной цивилистике, оно зародилось в эпоху планово-командной экономики СССР и перешло к нам по наследству. Так, в литературе того времени отмечалось, что «основанием для заключения договора поставки товаров на-
родного потребления, распределяемых в плановом порядке, являются заказы покупателей. Заказы составляются в соответствии с извещениями о прикреплении, полученных от органов, осуществляющих прикрепление покупателей к поставщикам (Министерство торговли СССР, Госснаб СССР и др.)»7.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику «следует рассматривать как одностороннюю сделку, совершаемую государственным заказчиком»8. О.Н. Колесник указывает, что «извещение о прикреплении по своей юридической природе представляет собой одностороннюю сделку»9.
В ГК вторая структура договорных связей регулируется следующим образом. В случае, если в государственном или муниципальном контракте было предусмотрено право государственного или муниципального заказчика устанавливать способ организации поставки товаров для государственных или муниципальных нужд как прикрепление к поставщику конкретного покупателя (покупателей), то госу-
7 Гражданское право / В.А. Рясенцев [и др.]. М., 1969. С. 253.
8 Белов В. Е. Участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 150.
9 Колесник О.Н. Указ. соч. С. 51.
Оплата товара
1
Государственный или муниципальный заказчик Государственный или муниципальный контракт Поставщик
Отгрузочная разнарядка
Получатель
Товар
Рис. 2. Поставка товаров иному лицу, указанному государственным или муниципальным заказчиком
НАУКИ
дарственный или муниципальный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику и покупателю извещении о прикреплении. Поставщик обязан в тот же 30-дневный срок со дня получения извещения направить проект договора поставки для государственных или муниципальных нужд, указанному в извещении покупателю.
Государственным контрактом может быть предусмотрен иной порядок подготовки проекта договора поставки, при котором проект договора может быть представлен покупателем. Сторона, получившая проект договора, в течение 30 дней должна подписать и возвратить один экземпляр проекта договора другой стороне либо, при несогласии с его условиями, составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным договором другой стороне. Сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, в 30-дневный срок рассматривает разногласия, принимает меры по согласованию разногласий и уведомляет вторую сторону либо о принятии договора в ее редакции, либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тот же срок заинтересованная сторона вправе передать на рассмотрение арбитражного суда. Покупатель имеет право обратится в суд с требованием о понуждении поставщика заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора в случае уклонения поставщика от заключения договора.
Если покупатель отказывается от заключения договора на поставку товара на основании извещения о прикреплении, поставщик незамедлительно уведомляет государственного заказчика и может потребовать от последнего прикрепить к нему другого покупателя. В таком случае государственный заказчик в течение
30 дней должен избрать один из предусмотренных на этот случай способов:
• выслать поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя;
• направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием покупателя товаров;
• сообщить о своем согласии принять и оплатить товар.
Одна из особенностей поставки товаров покупателям при сложной структуре договорных связей в сфере государственных заказов, помимо извещения о прикреплении, заключается в том, что обязанность по оплате товаров, поставляемых покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя. При этом государственный заказчик выступает в роли поручителя по этому обязательству покупателя, тем самым государственный или муниципальный заказчик не является стороной договора поставки, но исполняет обязанности перед поставщиком (исполнителем), гарантирующие принятие товара и (или) их оплату. Здесь мы сталкиваемся со сложным юридическим составом, т.е. совокупностью юридических фактов, порождающих обязательство: односторонняя сделка (извещение о прикреплении) и договор.
Заключение и исполнение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является долгим и сложным процессом, требующим высокого уровня подготовки должностных лиц органов государственной власти.
В литературе высказываются разные мнения в отношении эффективности применения законодателем сложной структуры договорных связей в сфере поставки товаров для государственных или муниципаль-
-^jjjj^.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ных нужд. Так, Л.В. Андреева полагает, что «достаточно часто на практике применяется и второй вариант структуры договорных связей, предусмотренный ГК РФ»10. П. Тарабаев считает, что «договор поставки товаров для государственных нужд — лишняя правовая конструкция»11.
Опрос сотрудников государственного заказчика ГУВД по Московской области показал, что большинство из них считает договор поставки товаров для государственных нужд лишним правовым механизмом. Теоретически этот договор может использоваться с целью удовлетворения не собственных нужд, а для поставки продукции своим структурным подразделениям, входящим в систему ГУВД по Московской области. На практике нет смысла применять столь сложную конструкцию, альтернативой которой является применение более простой структуры договорных связей — с использованием отгрузочной разнарядки, выдаваемой заказчиком на основании заключенного государственного контракта.
Таким образом, необходимости заключать дополнительно договор поставки товаров для государственных нужд. Все существенные для сторон условия обязательств отражаются в контракте на поставку товаров для государственных нужд. В случае, если товар поставляется не государственному заказчику, а иному получателю, должны использоваться обыкновенные отгрузочные разнарядки с указанием конкретного получателя.
Наличие в современном гражданском законодательстве столь сложной схемы построения правоотношений по поставке товаров для публичных нужд, с использованием дополнительного договора, следует обосновывать с использованием двух общеизвестных принципов цивильного права: 1) консерватизм правовых норм; 2) принцип юридической экономии. Целесообразно исключить из ГК конструкцию договора поставки товаров для государственных нужд, заключаемого на основе государственного контракта.
10 Андреева Л.В. Указ. соч. С. 179.
11 Тарабаев П. Указ. соч. С. 42.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ РАБОТЫ ПО РАСКРЫТИЮ
СЕРИЙНЫХ УБИЙСТВ
С.В. КОРЯБОЧКИН,
соискатель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России, старший оперуполномоченный по особо важным делам 2-го отдела ОРЧ № 2 КМ ГУВД по Московской области, майор милиции Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: [email protected] Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Е.Г. Самовичев
Аннотация. Проанализирована организация внутреннего и внешнего взаимодействия по борьбе с серийными убийствами, определено, что проблема раскрытия серийных убийств зависит от активного взаимодействия служб в процессе расследования преступлений, оперативности и качества мер, которые должны быть разработаны и осуществлены с целью решения общих актуальных вопросов борьбы с этими преступлениями. Наличие групп нераскрытых серийных убийств является, как правило, результатом низкого профессионального уровня работы следственных и оперативно-розыскных подразделений на первоначальном этапе и слабого взаимодействия служб.
Ключевые слова: внутреннее и внешнее взаимодействие служб, серийные убийства, общественный резонанс, уголовная ответственность, судебная экспертиза, криминалистические учеты, следственно-оперативная группа, оперативно-розыскная информация.