УДК 14.15.25
Л.Е.Савич, Н.А.Шайтанова
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье на основе проведенного авторами исследования обосновано рассмотрение образования через всю жизнь как стратегии профессионализации и непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, образование через всю жизнь, профессионализация, библиотека, библиотекари, подготовка библиотечно-информационных специалистов.
L.E. Savich, NA Shaytanova THE STRATEGY, ORGANIZATION AND CONTENT OF CONTINUOUS EDUCATION OF LIBRARY-INFORMATION
In the article on the basis of the study authors justified consideration of education through life as a strategy for professionalization and continuing professional education.
Keywords: professional education, education through life, professionalization, library, librarians, training of library and information professionals.
Ускорение процессов возникновения и внедрения новых знаний и технологий меняет отраслевую структуру экономики, повышает ценность оперативного реагирования, многоаспектного анализа, критического осмысления больших объемов новой информации, готовности к быстрой смене видов, форм и содержания деятельности. При этом полученные знания обесцениваются вскоре после их получения. Нельзя не обратить внимания и на изменение степени присутствия государства в различных сферах жизни общества, включая социальную и бюджетную, что неминуемо влечет за собой миграцию трудовых ресурсов, в том числе из отрасли в отрасль, а также рост числа высвобождаемых работников. Следовательно, чтобы оставаться успешным, специалисту необходимо быть готовым к смене нескольких видов профессиональной деятельности в течение жизни [3]. В соответствии с этим современная образовательная парадигма выстраивается от концепции одно образование на всю жизнь к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Не случайно образование через всю жизнь рассматривается как философская и педагогическая концепция, основанная на принципах открытости, мобильности, целостности, гуманизма, целью которой является обеспечение каждому человеку условий и возможностей для постоянного развития, самосовершенствования.
На работников библиотечно-информационных организаций названные тенденции оказывают двоякое влияние: во-первых, как на специалистов, работников бюджетной сферы, во-вторых, как на представителей профессии, социального института, призванного содействовать государству и обществу в решении стоящих перед ними задач, что требует обеспечения необходимого профессионального / компетентностного уровня. В этих условиях:
- образование через всю жизнь является основой сохранения социального статуса и профессиональной независимости современных специалистов,
- дополнительное профессиональное образование становится активно действующим социально-экономическим институтом, основанным на инновационном потенциале экономики, бизнеса, образования, необходимой составной частью образования через всю жизнь,
- непрерывное профессиональное развитие специалистов есть движущий фактор экономического развития страны.
Отсюда проистекает актуальность научного обеспечения профессионального образования, необходимость разработки его стратегии. Мы предлагаем рассматривать образование через всю жизнь как стратегию профессионализации и непрерывного профессионального образования.
Профессиональное образование в складывающейся ситуации реформирования высшей школы и библиотек должно строиться на системе принципов организации и содержательного направления непрерывного профессионального образования. Так, если принципом профессионального образования, получаемого в вузе, является формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, то основополагающим принципом непрерывного профессионального образования следует рассматривать образование через всю жизнь, обеспечивающее непрерывное развитие и наращивание компетенций. Именно непрерывность образовательного процесса способна обеспечить формирование и развитие системы необходимых компетенций, максимальную адаптацию и мобильность специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности в условиях стремительно растущих профессиональных требований, их дальнейшее профессиональное развитие, социальную защиту в складывающихся условиях рынка труда.
Одной из основных целей непрерывного профессионального образования является обеспечение условий для личностного и профессионального развития специалистов на всех ступенях этой системы, а именно непрерывное профессионально-образовательное сопровождение деятельности библиотечно-информационных специалистов, начиная с раннего профессионального ориентирования. Именно поэтому вуз, изначально ориентированный на воспроизводство высококвалифицированных, мобильных
специалистов, должен позиционировать себя как многофункциональный центр непрерывного профессионального образования и развития.
Непрерывное профессиональное образование библиотечно-информационных специалистов наряду с задачей выполнения социальной функции, связанной с их профессиональным и личностным развитием, призвано содействовать профессионализации. Процесс профессионализации, включающий в себя прохождение всех ступеней - раннее профессиональное ориентирование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, профессиональное самообразование и профессиональную адаптацию помогает специалисту достичь высокого интеллектуального уровня, в результате чего формируется адаптивный, творческий, а главное инновационный стиль работы.
А.С.Чачко, первой рассмотревшая процесс профессионализации применительно к библиотечно-информационным специалистам еще в 80-х годах прошлого века, понимает под этим «...про-тяженный во времени, иногда довольно длительный процесс выбора профессии, познания ее в ходе учебы, освоения и углубления знаний на практике и, наконец, достижения профессионального мастерства» [2, с.112]. Автор отмечает, что процесс профессионализации является управляемым и протекает сугубо индивидуально, а важнейшим каналом управления им является постоянное повышение квалификации кадров. Исходя из сегодняшних реалий к этому хотелось бы добавить, что важнейшим средством управления процессом профессионализации является непрерывное профессиональное образование, а не только повышение квалификации как его отдельная форма. Сочетание различных форм - повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, профессиональное самообразование дает возможность специалистам не только непрерывно обучаться, но и профессионально развиваться.
Становление профессионала осуществляется в процессе профессионализации, который в свою очередь происходит в непрерывном профессиональном образовательном процессе. Профессионализация рассматривается нами как процесс, продолжающийся в течение всей профессиональной жизни библиотечно-информационных специалистов, призванный обеспечивать непрерывное обновление компетентности, профессионального и личностного развития на основе непрерывного профессионального образования.
Не можем не обратить внимания на тот факт, что в публикациях заинтересованных теорети-ков и практиков образование через всю жизнь рассматривается преимущественно в организацион-ном аспекте, реже в методическом. Исключительны материалы, посвященные методологии и мето-дике выстраивания содержательной составляющей этого образовательного феномена.
На самом же деле обеспечение необходимого уровня и объема знаний библиотечно-информа-ционного работника для профессионального видения и решения известных социальных задач, прикладных отраслевых проблем, связанных с возрастающей интеллектуализацией труда требует модернизации подходов к содержанию профессионального образования через всю жизнь.
Суммируя выводы многоаспектного описания библиотечной профессии, основанного на ряде классификаций отечественных и зарубежных специалистов (подробно представлено в [1, с.240-272]), получаем некую модель, которая может быть использована и для проектирования содержания профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов. В соответствии с этим библиотекарь должен быть профессионально ориентирован:
- интеллектуально - на умственный труд (профессия типа «человек - знаковая система»), для которого характерны гностические, преобразующие, изыскательские процессы, предполагающие принятие решений, чтение, кодирование и декодирование знаков, символов, текстов, обработку и анализ данных, планирование;
- социально - на взаимодействие с социальной средой (профессия типа «человек - человек»), находящее свое выражение в функциях воспитания, обучения, обслуживания людей;
- конвенционально - на четко структурированную деятельность (труд библиотекаря становится все более технологичным, следовательно, структурированным) (профессия типа «человек - техника»);
- художественно - на творчество (профессия типа ««человек - художественный образ»»): все виды библиотечных работ относятся к области умственного труда либо включают преимущественно его элементы, то есть содержательны, так как под содержательностью труда понимается насыщенность процессов умственными операциями, творческими элементами.
При этом считаем необходимым обратить внимание на неоднородность профессионального библиотечного сообщества по образованию, мотивации, установкам, отношению к профессиональной деятельности:
- специалисты, получившие «классическое» образование в вузах культуры и искусств (к сожалению, их в библиотеках остается все меньше), чьи интересы связаны с практической и исследовательской деятельностью именно в этой сфере;
- выпускники средних специальных учебных заведений культуры;
- библиотекари-практики, имеющие профессиональное образование, полученное как второе или дополнительное, дающее многочисленные возможности для самореализации;
- лица без базового информационно-библиотечного образования, но имеющие педагогическое,
филологическое, историческое и т.п. образование, в силу обстоятельств на протяжении многих лет реализующих практическую сторону информационно-библиотечной деятельности, владеющие соответствующими умениями и владениями /навыками, уверенные, что этого достаточно для решения всех профессиональных задач,
- прошедшие переподготовку, усвоившие основы теории и овладевшие практическими умениями и владениями /навыками, но по своему менталитету не являющиеся библиотекарями;
- люди, случайно попавшие в профессию и не считающие нужным овладеть ею даже на начальном уровне [1, с.274-275].
Действующие образовательные стандарты высшего библиотечно-информационного образования представляются несколько односторонними, излишне формализованными, ориентированными на работу преимущественно с информацией в компьютеризованной среде, что не может приветствоваться в содержании подготовки специалистов для социальной /социально-гуманитарной /социально-культурной сферы, для работы с людьми, в условиях субъект-субъектных отношений.
Высокий уровень конкретной предметной подготовки современного специалиста должен происходить на фоне хорошего владения им общей системой знаний. Это требует принципиального изменения образовательного пространства и образовательной политики. При этом традиционная система обучения, несмотря на многочисленные реформы, сегодня не в состоянии удовлетворить требования современного общества, поскольку она предполагает наличие значительного количества учебных предметов, содержательно и методологически не всегда согласованных между собою. Предметная разъединенность знаний является одной из причин фрагментарности профессиональной подготовки в то время, когда в мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Как следствие - действующие принципы и методики реализации основных профессиональных образовательных программ экстраполируются в дополнительное профессиональное образование. Отсюда имеющая нередко место быть несогласованность содержания, вырванная из контекста теории и практики фрагментарность тематики и проблематики заявляемых программ повышения квалификации, избыточная их ситуативность и практическая направленность.
Образование через всю жизнь как стратегия профессионализации и непрерывного профессионального образования предполагает перманентную междисциплинарную интеграцию в единой системе форм профессионального образования.
Междисциплинарная интеграция есть высшая форма единства целей, принципов, содержания образования, реализуемая в создании укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи учебных дисциплин. Это объединение знаний, убеждений и практических действий на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования. Важнейшей интегративной задачей учебных дисциплин следует признать обеспечение реального вклада в фундаментальную, технологическую и методическую подготовку к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности.
Добавим, что процесс профессионализации библиотечно-информационных специалистов при-зван обеспечивать непрерывное обновление знаний и навыков в профессиональной деятельности, поскольку он предполагает не только оптимальную последовательность профессиональной адапта-ции, основного и дополнительного профессионального образования и самообразования, но и их обяза-тельную «параллельность», которая позволит обеспечить максимальную отдачу каждой составляю-щей, в результате чего будет обеспечиваться некий синергетический эффект, превосходящий по свой результативности полезность протяженных во времени названных компонентов непрерывного про-фессионального образования и профессионализации.
Таким образом, профессионализация библиотечно-информационных специалистов должна осуществляться в целостной системе непрерывного профессионального образования, поскольку данный процесс предполагает наличие как потребности общества в результативности деятельности библиотек, так и наличие личной потребности библиотечно-информационных специалистов в непрерывном профессиональном развитии.
Основное и дополнительное профессиональное образование становятся все более взаимосвязанными и взаимообусловленными. Дополнительное профессиональное образование по отношению к высшему образованию перестает выполнять лишь компенсаторную роль, поскольку их общей целью является непрерывное профессиональное развитие специалистов.
Непрерывное профессиональное образование на базе профильного вуза, способного обеспечить непрерывное профессиональное обучение специалистов на всех этапах профессионализации, начиная со стадии формирования профессиональных намерений и заканчивая стадией профессионального мастерства, основано на признании необходимости обучения во все периоды жизни специалиста и обеспечивает преемственность, высокий содержательный уровень обучающих программ, связь с работодателем при их разработке, тем самым развивая и наращивая профессиональную компетентность специалистов, единую
целевую установку, адаптивность, мобильность, социальную защищенность и творческое развитие.
Для успешного решения названных задач система непрерывного профессионального образования библиотечно-информационных специалистов должна складываться согласно инновационным стратегиям развития библиотеки и модели образования, ориентированной на приоритет личностных и профессиональных качеств специалистов, их саморазвитие и самосовершенствование.
Литература
1.Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2012. - 340 с.
2.Чачко А.С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации / АН УССР; Центр. науч. б-ка. - Киев: Наукова думка, 1984. - 192 с.
З.Шайтанова, Н.А Значимость профессиональной переподготовки специалистов в условиях экономического кризиса / Н.А.Шайтанова // Новая формация специалиста сферы культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентоспособность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 27 марта 2009 г.). - Казань: Изд-во Казан. унта, 2009. - С. 135-139.
1. Savich L.E. Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost' v kontekste formirovanija social'nogo zdorov'ja: teoretiko-metodologicheskie osnovy: monogr. /Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2012. - 340 s.
2. Chachko A.S. Bibliotechnyj specialist: osobennosti truda i professionalizacii / AN USSR; Centr. nauch. b-ka. -Kiev: Naukova dumka, 1984. - 192 s.
3. Shajtanova, N.A. Znachimost' professional'noj perepodgotovki specialistov v uslovijah jekonomicheskogo krizisa / N.A.Shajtanova // Novaja formacija specialista sfery kul'tury i iskusstva: kompetentnost', tvorchestvo, konkurentosposobnost': materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Kazan', 27 marta 2009 g.). - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2009. - S. 135-139.