16 июля 2015 г. в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось совещание под руководством статс-секретаря - заместителя Министра культуры Григория Ивлиева по вопросу создания Российско-китайского университета языка и культуры и Российско-китайской ассоциации вузов культуры, в ходе которого его участники единогласно поддержали идею создания данных организаций. Цель объединения вузов - обмен опытом, реализация и координация совместных российско-китайских учебно-методических, культурно-просветительских проектов и мероприятий. Деятельность вуза и ассоциации будет направлена на развитие сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республикой в области художественного образования, культуры и искусства. К работе ассоциации будут привлечены и другие вузы в сфере культуры, активно сотрудничающие с китайскими образовательными организациями.
По итогам совещания были приняты решения о формировании оргкомитета и рабочей группы по реализации проектов создания вуза и ассоциации, о направлении в адрес Министерства образования Китайской Народной Республики протокола о намерениях, а также определены базовые организации с российской стороны (Московский государственный институт культуры и Санкт-Петербургский государственный институт культуры).
Меняется современный мир, меняется современное мировое сообщество. В настоящее время невозможно существование обособленных, изолированных друг от друга социокультурных миров. Они не только все теснее сближаются, но и скрепляются множеством разнообразных контактов в единую систему общечеловеческой, мировой культуры. Палитра «мира миров» культуры становится все разнообразнее и богаче, требовательнее к личностному и общественному восприятию.
Подводя итог, можно отметить, что Кемеровский государственный институт культуры сегодня отвечает вызовам современности, готов к полноценным партнерским отношениям в реализации стратегического взаимодействия России и Китая, к диалогу в сфере национальных культур, науки и образования.
Литература
1.Шунков А., Митурская-Бояновская Й. Россия - Польша: научный диалог // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17/1. - С.207-210.
2.Шунков А.В. Россия - Болгария: диалог культур и литератур // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 20. - С.242-246.
3.Рушанин В.Я., Гревцева Г.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3 (43). - С.119-126.
4.Аликберова А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е-2000 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / ААликберова. Казань, 2014. - 26 с.
5.Гущина А.М. Сетевые партнерства как инструмент интернационализации вузов (на примере образовательного сотрудничества России и Китая) / / Россия - Китай: стратегическое взаимодействие в XXI веке: материалы международной школы-семинара. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - С.5-8.
6.Пономарев В.Д., Шунков А.В., Бурдина Н.Д. КемГУКИ в евразийском образовательном и культурном пространстве: признание и развитие // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. - № 33/1. - С.244-253.
7.Кудрина Е.Л., Шунков А.В. Компетентностный подход как парадигма подготовки специалистов в сфере культуры и искусства / / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. - №2 (14). - С.69-75.
8.Кудрина Е.Л., Пономарев В.Д. Педагогика общекультурного развития студентов (на примере Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств) / / Мир науки, культуры, образования. 2013. - №6 (43). - С.507-511.
УДК 023/024 (075.8)
Л.И.Гаптраванова
ТИПИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ В БИБЛИОТЕЧНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ
В статье представлены результаты экспериментального исследования эмоциональных барьеров библиотечных специалистов и их обусловленность информационно-коммуникационной структурой организации. В качестве баз исследования использовались специальные - вузовские - библиотеки и публичные на примере центральных городских библиотек.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональные барьеры, эмоциональная компетентность, профессионализация библиотекарей.
L.I.Gaptravanova TYPIFICATION EMOTIONAL BARRIERS SPECIALISTS IN LIBRARY COLLECTIVES DIFFERENT TYPES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION ORGANIZATION
The article presents the results of an experimental study of the emotional barriers of library specialists and their dependence on information and communication structure of the organization . As the bases used special study -university - public library and the example of the Central City Library.
Keywords: emotions, emotional barriers, emotional competence, professionalization of librarians.
В настоящее время в библиотековедческой литературе не так широко используются такие категории: эмоции, эмоциональная сфера, эмоциональная компетентнсть, эмоциональный интеллект, эмоциональные барьеры как факторы, определяющие направленность практической (профессиональной) деятельности, процесс профессионализации, а также условия профессионального развития.
Главной особенностью эмоциональной деятельности человека, по мнению Б.И.Додонова, является то, что она не только производит аффективные волнения как форму оценки факта, но сплошь и рядом включает свои продукты в новый цикл сопоставлений и оцениваний [5, c.41]. По мнению К. Левина, сами эмоции в каждом конкретном случае обусловлены теми чувствами, какие в схожей ситуации преобладают в социальной группе, к которой принадлежит данный человек: «Чувства индивида по отношению к группе определены не столько его знаниями об этой группе, сколько чувствами, доминирующими в атмосфере окружающего его социума» [6, c.189]. Эмоции являются, по К.Левину, социально обусловленными. В.В.Бойко эмоции тесно связывает с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое - отрицательные. Эмоции положительные обеспечивают энергетический потенциал (активность) и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Отрицательный характер эмоций уменьшает энергетический потенциал, создает эмоциональные барьеры избегания, снижение самооценки субъекта деятельности [1].
Для эффективной деятельности библиотечных коллективов необходим ряд условий, среди которых эмоциональные составляющие образуют как побуждающий, так и подавляющий эффект. Исследование Н.В.Марьясовой обозначило характерные состояния, свойственные для многих библиотекарей: тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость, дестабилизирующие профессиональную деятельность [8]. С.М.Гришина диагностирует лень, безответственность, безразличие, неверие в себя, страх, нежелание отвечать за себя, завышенную самооценку [3]. В исследовании, проведенном Национальной библиотекой Татарстана, были выявлены состояния пассивности, неудовлетворённости трудом, общественной оценкой труда; обесценивание специальных библиотечных знаний [11, с.155]. О.В.Макеева находит профессиональную замкнутость, высокомерие и снобизм библиотекарей [7, с.111]. Существенными факторами, определяющие утомление, по мнению Е.Ю.Гулиной, при пассивном, сидячем образе эмоциональное возбуждение протекает без необходимой для организма мышечной активности [4]. Виноградова, исследуя ценностные ориентиры молодых библиотекарей (2000-е годы), отметила недостаточность таких чувств, как оптимизм, альтруизм, открытость, искренность, любовь к книге [2, с. 18, 21].
Перечисленные состояния относятся к факторам, снижающим производительную деятельность как целых коллективов, так и отдельного специалиста, и могут быть названы эмоциональными барьерами. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. Одна из социологических трактовок барьеров, отнесенных к коммуникативным сводится к их определению через категории условий или факторы, затрудняющие интеракцию и препятствующих обмену информацией [10, с.28]. Плохое настроение, негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее показывают неразвитость эмоционального интеллекта, образующий профессиональные барьеры, препятствующие процессу профессионализации, формированию эмоциональных компетенций. Характеристиками состояниями для профессиональных коллективов библиотекарей становятся нежелание проявлять чувства, доминирование негативных эмоций, неадекватное проявление эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, безынициативность,
Эмоции в профессиональном коммуникационном пространстве являются неоспоримым активатором профессиональной жизни, которые вдохновляют и отчасти усложняют жизнь библиотекарей. Эмоции легализуют те барьеры, которые являются препятствиям для формирования профессиональности на более высоком уровне, так как сами по себе и являются производителями тех эмоций, которым сам соответствует из внутренней устроенности, душевного склада, личностной направленности. Эмоциональные барьеры неминуемы, связанные с входом новой информации и они закономерны в силу сложности переработки, приведение в привычное знание, подвергнутое ревизии в соответствия с личным опытом.
Отсутствие эмоциональных механизмов или их ограниченность в системе библиотека, способствующих наращиванию знаний, умений, навыков, компетенций потенциально формирует процессы депрофессионализации.
По методике В.В.Бойко «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» [1] нами исследовались знания, умения, навыки, способствующие формированию эмоциональных компетенций в двух типах профессионально-коммуникационной организовнности: библиотеки учебных организаций и публичные библиотеки (на примере Закамской зоны Республики Татарстан). Эмоциональные барьеры измерялись по шкалам:
1. неумение управлять эмоциями, дозировать их;
2. неадекватное проявление эмоций;
3. негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций;
4. доминирование негативных эмоций;
5. нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
Оказалось, что эмоциональные барьеры более присуще библиотекарям, работающим в библиотеках учебных организацией, где профессиональные коммуникации имеют определенную ограниченность собственной библиотекой (закрытый тип), ограниченности условий повышения профессиональной квалификации, в отличие от библиотекарей, работающих в системе публичных библиотек (открытый тип), где на обязательном уровне с определенной периодичностью происходит обмен, передача профессионально-ориентированной информации - отчеты, семинары, конференции.
Эмоциональный контекст в профессиональном пространстве библиотечных специалистов является одним из определяющих факторов, обеспечивающих активацию процесса профессионализации. Профессиональные коммуникации имеют силу поддержания интересов, являются почвой реализацией потребностей, соизмерения ценностей субъекта в профессии.
Литература
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с.
2. Виноградова В.А. Ценностные ориентации молодых российских библиотекарей (2000-е гг.): Автореф. дисс. „.канд. пед. наук. - СПб., 2013. - 23 с.
3. Гришина С.М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии // Электронный ресурс: http://gpntb.ru/win/interevents/crimea2008/disk/78. Williamson V. Surviving change and growing the profession together //Library management. - 2006. - Vol.27, № 8. - Р.548-561 pdf (дата обращения 02.09.2015).
4. Гулина Е.Ю. Библиотечная профессия как ключевой фактор подготовки библиотечно-информаци-онных специалистов. - Самара, 2009.-229с. // Электронный ресурс: disserCat http://www.dissercat.com/con tent/ bibliotechnaya-professiya-kak-klyuchevoi-faktor-podgotovki-bibliotechno-informatsionnykh-spe#ixzz40sypOH8w http://www.dissercat.com/content/bibliotechnaya-professiya-kak-klyuchevoi-faktor-podgotovki-bibliotechno-informatsionnykh-spe (дата обращения 22.02.2016)
5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000. - 408 с.
7. Макеева О.В. Библиотечная профессия: некоторые размышления о подготовке специалистов // Биб-лиосфера. - 2012. - № 5. - С.108-111.
8. Марьясова Н.В. Библиотечный мир глазами психолога: рассмотрены возможности и особенности деятельности психолога в современном пространстве библиотеки // Электронный ресурс: http://ellib.gpntb.ru /subscribe/ ntb /2013/7/ ntb_7_5_2 013.htm (дата обращения 11.09.2015).
9. Психология: Словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.: Изд-во полит. лит., 1990.- 496с.
10. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор - академик РАН Г.В.Осипов. -М.: Изд-во НОРМА, 2000.- 488с.
11. Хусаинова Э.Г. Библиотечная профессия - в ракурсе социологических исследований Национальной библиотеки Татарстана // Культура и образование: инновационные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. Конф. (Казань, 23 апреля 2014 г.)/ИДПО.- Казань: Фолиант, 2014. - С.155-160.
УДК 008:316.42
Т.В. Охотникова ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КАК НОРМА ЖИЗНИ И ПУТЬ К СЧАСТЬЮ
Статья о том, что путь к счастью прост - это максимальное развитие всех своих способностей.
Ключевые слова: личностный рост, структура личности, смысл жизни, самореализация, творческая деятельность, непрерывное образование, потенциал.
Okhotnikovа T.V. PERSONAL DEVELOPMENT AS A NORM OF LIFE AND THE WAY TO HAPPINESS.
The article that the way to happiness is simple - this is the maximum development of all their abilities.