Отсутствие эмоциональных механизмов или их ограниченность в системе библиотека, способствующих наращиванию знаний, умений, навыков, компетенций потенциально формирует процессы депрофессионализации.
По методике В.В.Бойко «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» [1] нами исследовались знания, умения, навыки, способствующие формированию эмоциональных компетенций в двух типах профессионально-коммуникационной организовнности: библиотеки учебных организаций и публичные библиотеки (на примере Закамской зоны Республики Татарстан). Эмоциональные барьеры измерялись по шкалам:
1. неумение управлять эмоциями, дозировать их;
2. неадекватное проявление эмоций;
3. негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций;
4. доминирование негативных эмоций;
5. нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
Оказалось, что эмоциональные барьеры более присуще библиотекарям, работающим в библиотеках учебных организацией, где профессиональные коммуникации имеют определенную ограниченность собственной библиотекой (закрытый тип), ограниченности условий повышения профессиональной квалификации, в отличие от библиотекарей, работающих в системе публичных библиотек (открытый тип), где на обязательном уровне с определенной периодичностью происходит обмен, передача профессионально-ориентированной информации - отчеты, семинары, конференции.
Эмоциональный контекст в профессиональном пространстве библиотечных специалистов является одним из определяющих факторов, обеспечивающих активацию процесса профессионализации. Профессиональные коммуникации имеют силу поддержания интересов, являются почвой реализацией потребностей, соизмерения ценностей субъекта в профессии.
Литература
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с.
2. Виноградова В.А. Ценностные ориентации молодых российских библиотекарей (2000-е гг.): Автореф. дисс. „.канд. пед. наук. - СПб., 2013. - 23 с.
3. Гришина С.М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии // Электронный ресурс: http://gpntb.ru/win/interevents/crimea2008/disk/78. Williamson V. Surviving change and growing the profession together //Library management. - 2006. - Vol.27, № 8. - Р.548-561 pdf (дата обращения 02.09.2015).
4. Гулина Е.Ю. Библиотечная профессия как ключевой фактор подготовки библиотечно-информаци-онных специалистов. - Самара, 2009.-229с. // Электронный ресурс: disserCat http://www.dissercat.com/con tent/ bibliotechnaya-professiya-kak-klyuchevoi-faktor-podgotovki-bibliotechno-informatsionnykh-spe#ixzz40sypOH8w http://www.dissercat.com/content/bibliotechnaya-professiya-kak-klyuchevoi-faktor-podgotovki-bibliotechno-informatsionnykh-spe (дата обращения 22.02.2016)
5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000. - 408 с.
7. Макеева О.В. Библиотечная профессия: некоторые размышления о подготовке специалистов // Биб-лиосфера. - 2012. - № 5. - С.108-111.
8. Марьясова Н.В. Библиотечный мир глазами психолога: рассмотрены возможности и особенности деятельности психолога в современном пространстве библиотеки // Электронный ресурс: http://ellib.gpntb.ru /subscribe/ ntb /2013/7/ ntb_7_5_2 013.htm (дата обращения 11.09.2015).
9. Психология: Словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.: Изд-во полит. лит., 1990.- 496с.
10. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор - академик РАН Г.В.Осипов. -М.: Изд-во НОРМА, 2000.- 488с.
11. Хусаинова Э.Г. Библиотечная профессия - в ракурсе социологических исследований Национальной библиотеки Татарстана // Культура и образование: инновационные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. Конф. (Казань, 23 апреля 2014 г.)/ИДПО.- Казань: Фолиант, 2014. - С.155-160.
УДК 008:316.42
Т.В. Охотникова ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КАК НОРМА ЖИЗНИ И ПУТЬ К СЧАСТЬЮ
Статья о том, что путь к счастью прост - это максимальное развитие всех своих способностей.
Ключевые слова: личностный рост, структура личности, смысл жизни, самореализация, творческая деятельность, непрерывное образование, потенциал.
Okhotnikovа T.V. PERSONAL DEVELOPMENT AS A NORM OF LIFE AND THE WAY TO HAPPINESS.
The article that the way to happiness is simple - this is the maximum development of all their abilities.
The urgency of the designated problem lies in the fact that in today's world, innovation and rapidly changing society needs people who can not only use itself, but also to develop their hidden potential.
And that personal development should be the norm. Why? Because in the near future will be claimed identity, focused on the future, able to make decisions and be responsible for the consequences incurred by the need to express themselves, in spite of the situation and new activities. This personality change and now it faces the future.
For us it is important to understand that a person is himself. Robert S. Nemov - the famous Russian psychologist, doctor of pedagogical sciences, professor, academician, member of the International Academy of Psychological Science so reveals this concept: "the definition of personality included the fact that there is in man, and that he could call his own, personal: his biology , psychology, property, behavior, culture and so on. " [3, 339] Of all the definitions of the individual, he said, the most successful is the one that was given to Mr. Allport: "personality is emerging in vivo individually distinctive set of psycho-physiological systems - the personality traits that are determined for this kind of human thinking and behavior."
"The modern theory of personality says that the personality - is a process of personalization, ie the process of individual development itself through reflection and dissemination of experience of his life and activities in the community, through the transfer of individual properties and their individual achievements of other people." [4, 79] The structure of personality - a very complex entity psychological characteristics of the individual. These properties are extremely important for his personal growth. The structure of the individual usually include: the ability, temperament, character, endurance and stamina, emotions, motivation, attitudes.
Keywords: personal growth, personality structure, the meaning of life, self-realization, creative activities, continuing education potential.
Актуальность обозначенной проблемы видится в том, что в условиях современного мира, инновационного и быстро меняющегося, обществу нужен человек, умеющий не только использовать самого себя, но и развивать свои скрытые потенциальные возможности.
И это личностное развитие должно стать нормой жизни. Почему? Потому что в ближайшем времени будет востребована личность, ориентированная на будущее, умеющая принимать решение и отвечать за последствия, испытывающая потребность выразить себя, несмотря на ситуации и новые виды деятельности. Эта личность изменяет настоящее и она обращена к будущему.
Для нас важно понять, что собою представляет личность. Роберт Семенович Немов (известный российский психолог, доктор педагогических наук, профессор, академик, член корреспондент Международных академии психологических наук) так раскрывает это понятие: «определения личности включали в себя то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п.». Из всех определений личности, считает он, наиболее удачным является то, которое было дано Г. Оллпортом: «личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение» [3, с.339].
«Современная теория личности утверждает, что становление личности - есть процесс персо-нализации, то есть процесс освоения индивидуумом себя через отражение и распространение опыта своей жизни и деятельности в обществе, через передачу индивидуумом своих индивидуальных свойств и достижений другими людьми» [4, с.79]. Структура личности - очень сложное образование психологических свойств индивида. И эти свойства чрезвычайно важны для его личностного роста. В структуру личности обычно включаются: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Дадим краткую характеристику:
- способности - индивидуально устойчивые свойства человека, которые определяют его успехи в различных видах деятельности;
- темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства;
- характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей;
- волевые качества - специальные личностные свойства, которые влияют на стремление человека к достижению поставленных целей;
- эмоции и мотивации - это переживания и побуждения к деятельности;
- социальные установки - убеждение и отношения людей. [3, с.339]
Следовательно, личность - это человек в самом широком смысле слова. Сюда относятся и здоровье, и сила, красота и темперамент, нравственность и ум, а так же степень его развития.
Мы рассмотрим ситуацию личности в двух измерениях: зрелости и незрелости. Ф.Перлс (создатель гельштальттерапии) дает определение следующее «психологически незрелый человек пытается изменить обстоятельства и других людей, зрелый приспосабливается к обстоятельствам и меняет самого себя».
Незрелая личность четко знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает. Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле [2, 30]. Зрелость личности характеризуют еще и следующие признаки:
- незрелая личность надеется, а зрелая действует;
- незрелая личность управляет другими людьми, а зрелая управляет собою;
- незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение, зрелая - сначала собирает факты, а потом на их основании принимает решение;
- незрелая личность не заботиться о приобретении навыков и не занимается личностным ростом, зрелая же, наоборот заботиться о личностном росте и приобретении навыков [2, с.30].
Две личности. У одной есть все и она счастлива: у нее устроены все дела и она независима, высокое положение и деньги приходят сами по себе как побочный продукт личностного роста. А вторая - не устроена ни в личном плане, ни в карьерном, нередко теряет и то, что уже имеет, она все надеется на лучшее, ничего при этом не предпринимая. А счастья ждет.
Главный вывод, который мы делаем исходя из нашего исследования: средством для собственного счастья является сама личность. Личность и есть источник счастья, при условии работы над своим личностным ростом [2, с.258].
Ученые, занимаясь проблемой личностного роста утверждают, что личностные особенности человека как сохраняют свое постоянство, так и изменяются, адаптируются, приспосабливаются, тем самым человек имеет возможность менять себя как личность. «А если человек сегодня иной, чем вчера, значит он развивается». [2, с.367]
Как понять, что личность «не стоит на месте», а совершенствуется?
Если человек «самопроявляется, творчески самореализуется, а в результате этого появляются самобытные, оригинальные творческие продукты, свободные от копирования и подражания, при этом являющиеся результатом активной, самостоятельной личностной деятельности», значит личность совершенствуется. [84]
Помимо этого, обозначим еще и: преодоление личных недостатков (антикомформизм, адаптация, стойкость к помехам окружающей среды, к конфликтам и т.д.); реализацию скрытых возможностей (потенциала); образованность; генерацию новых идей; активную жизненную позицию; лидерство; стремление к созданию новой действительности и д.р.
Все это и есть нечто новое. Но нужно четко понимать, что переделывать нужно не мир, а себя. Работа над личностным ростом начинается с постановки и решения задач. И не всегда они ясные и понятные, но преодоление ошибок и неудач тоже работает над развитием личности. «Успех приводит к застою, а ошибка заставляет думать. Ошибаясь, набираешься опыта» - утверждает М.Литвак -Что человек «должен?» - Развивать себя! Все остальное - вынужден. [2, с.23]
В первую очередь человек должен заниматься деятельностью, которая отличается новизной и имеет общественно полезный результат. Деятельность, направленная на личностный рост, характеризуется постоянной потребностью личности к самостоятельности и самосовершенствованию, а так же личностной активностью, которая выражается в том числе и через творчество. Именно творчество является высшей формой проявления личностной активности, так как это деятельность открывает нечто совсем новое и требует наибольшей духовной отдачи. [4, с.30]
Это постоянный поиск, общение, часто, и новый смысл жизни, и самостоятельность, и самореализация, и самовыражение личности.
Творчество, считают ученые, лучшее средство для личностного роста человека. А ценность и смысл личностного роста человека современной формации состоит в непрерывном образовании. Именно в процессе образования происходит развитие задатков, способностей, знаний, умений, то есть всех потенций и качеств. Непрерывное образование - это не только требование времени, но и единственный путь не отстать, не просто идти нога в ногу с этим временем, но и опережать его. Хотя бы немного, но опережать. Успешное развитие личности зависит еще и от ее активной жизненной позиции, заинтересованном участии в социальных преобразованиях общества, желания личности меняться в благополучную сторону.
Внутренний мир человека, осознание им общечеловеческих ценностей, способность к самосознанию, творческая активность, соблюдение нравственных норм поведения - все это и характеризует личностную состоятельность человека.
Таким образом, мы констатируем: личностный рост человека - это и есть совершенствование человеком самого себя, своего мастерства, образованности. Итогом этого является реализация внутренних резервов личности, то есть его личностного потенциала. Создавая вокруг себя атмосферу сотрудничества, преодолевая межкультурные, межэтнические барьеры, личность стимулирует свое развитие, ищет себя, делает себя. Становится самостоятельной, уверенной в себе, организует свою
жизнь, учится быстрее, лучше и легче. Учиться всю жизнь и делать это с удовольствием - задача сложная, но тот, кто решает ее - счастлив, потому, что учится до преклонных лет и при этом получает удовольствие от обучения. [5, с.166-167] И жить становится интересней, больше активности, меньше монотонности. «Только знанием обеспечивается возможность познания, а его главным результатом становится новое знание, и так всегда, пока человек живет». [1, с.75]
Кстати, о счастье. Ученые утверждают, что все счастья и несчастья находятся в самом человеке. И часто не хватает сил, чтобы его (счастье) вынести.
М.С.Литвак - (член корреспондент Российской академии естественных наук, психотерапевт всемирного реестра) так говорит об этом: «Счастье вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случае оно с него скатится, а в худшем - раздавит». [2, с.35] И далее он описывает нормы жизни человека, который хочет быть счастливым: «Ставьте только высокие, большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только один путь, а к большой - много путей. Копите силы. Станьте сильными. Станьте счастливыми, и счастье вас найдет». [2, с.35]
Совершенно понятно, рассуждает далее автор этих мыслей, что для этого нужно расти «... даже если только хочешь остаться на месте - расти! Когда растешь, то меняешься сам и тем самым можешь поддержать к себе интерес». И нам остается вслед за автором сказать: «личностный рост - это лекарство от всех болезней, решение всех проблем и путь к счастью». [2, с.258]
Если вы хотите быть счастливыми, то начните развивать себя. Для начала - несколько советов:
- изучай логику и повышай общее образование. Помни и о богатстве ума, и о богатстве духа;
- реализуй свои способности, свою гениальность;
- сосредоточь внимание, средства и усилия. Помни: это должна быть полная сосредоточенность. Нельзя карабкаться сразу на две вершины;
- здоровье - на первом месте. Оно превышает все блага. Веди здоровый образ жизни;
- старайся быть, а не казаться (страх - причина, препятствующая счастью. Страх делает человека духовным мертвецом);
- хочешь избавиться от зависти - не смотри на тех, кто выше тебя, а сравнивай себя с собою. Зависть убивает человека, потому что он перестает жить своей жизнью, то есть теряет самого себя, и начинает жить жизнью того, кому завидует;
- чувство вины - еще одна причина быть несчастливым. Не мните себя Богом и не живите по чужим правилам. При неудачах должно быть чувство досады, а не вины. Думай, ищи свои ошибки, совершенствуй правила, по которым живешь. [2, 35]
Закончим тему гениальными словами Шопенгауэра: «Основной источник счастья - это собственная личность».
Литература
1. Вульфов Б.З., Семь парадоксов воспитания./ Б.З.Вульфов. - М.: Новая школа, 1994. - 75 с.
2. Литвак М., Принцип сперматозоида: учебное пособие/ М.Е.Литвак - изд. 44-е - Ростов н/Д: Феникс, 2015
- 501, [1] с. - (Психологические этюды).
3. Немов Р.С., Психология. В 3кн. Кн. 1: Общие основы психологии. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ Р.С.Немов - 5-изд. - М. - Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2006 - 687 с.
4. Санникова Л.И., Пути сохранения творческого потенциала пожилого человека: моногр./ Л.И.Санникова
- Пермь: изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 252 с.
5. Самостоятельное дополнительное образование как путь раскрытия потенциалов, возможностей каждой личности. Т.В.Охотникова. Дополнительное профессиональное образование в контексте социокул. и образов. трансформации: материалы Международной научно-практической конференции (22.04.15.)/ М-во к-ры РТ, ИДПО - Казань: Медицина, 2015. - 268 с.
УДК 821(091)+ 82.03
Н.И.Таиров
ГАЛИМ АКЧУРИН - ПЕРЕВОДЧИК ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.
Опираясь на материалы архивов, периодики и воспоминания, исследуется биография Галима Акчурина, одного из первых переводчиков Г.Тукая на русский язык, приводятся тексты переводов.
Ключевые слова: творчество Г.Тукая, переводчик Г.Акчурин, жизненный путь.
Nail Tairov GALIM AKCHURIN AS A GABDULLA TUKAY'S INTERPRETER
Based on archival materials, periodicals and memories the article studies Galim Akchurin's biography, one of the first G.Tuka^s interpreters . Some translations are given in the paper.
"One of the first G.Tukay's interpreters was Galim Akchurin. He translated some poet's works into Russian . They are "The Beggar", "To the betrayed Tatar girl", "Blessed beads have been torn down." They were published in 1914 in the