Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ЛИЧНО-СВОБОДНОГО УЗДЕНСТВА В СТРУКТУРЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ДАГЕСТАНА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ'

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ЛИЧНО-СВОБОДНОГО УЗДЕНСТВА В СТРУКТУРЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ДАГЕСТАНА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уздень / джамаат / община / хан / бек / мюлк / союз сельских обществ / uzden / jamaat / community / khan / bek / mulk / union of rural societies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедрасулова Раисат Багадуровна, Нажиев Мурад Бесланович, Сергеева Елена Вячеславовна

В статье раскрывается экономическое положение одной из социальных групп феодального общества Дагестана, лично-свободного узденства. Показано, что Дагестан в рассматриваемый период состоял из множества политических образований, как феодальных владений, так и союзов сельских обществ. Лично – зависимое узденство составляло основную массу населения союзов сельских обществ Дагестана. В статье особое внимание уделяется формам зависимых отношений лично-свободного узденства. Наиболее важной составляющей, характеризующей положение лично-свободного узденства в общине, являлось зависимость одной группы узденей от другой, отличившейся своим экономическим положением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE STATUS OF PERSONAL-FREE CONSTRUCTION IN THE STRUCTURE OF FEUDAL SOCIETY OF DAGESTAN XVIII FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES

The article reveals the economic situation of one of the social groups of the feudal society of Dagestan, the personally free uzdenstvo. Dagestan in the period under review consisted of many political entities, both feudal estates and unions of rural societies. Personally, dependent uzdenstvo made up the bulk of the population of the unions of rural societies of Dagestan. The article pays special attention to the forms of dependent relations of personal-free bondage. The most important component characterizing the position of personally free uzdeni in the community was the dependence of one group of uzdeni on another, distinguished by its economic position.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ЛИЧНО-СВОБОДНОГО УЗДЕНСТВА В СТРУКТУРЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ДАГЕСТАНА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ»

УДК 94(470.67):347.177«17/18» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-23-26

МАГОМЕДРАСУЛОВА Р. Б., НАЖИЕВ М.Б, СЕРГЕЕВА Е.В. К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ЛИЧНО-СВОБОДНОГО УЗДЕНСТВА В СТРУКТУРЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ДАГЕСТАНА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ

Ключевые слова: уздень, джамаат, община, хан, бек, мюлк, союз сельских обществ.

В статье раскрывается экономическое положение одной из социальных групп феодального общества Дагестана, лично-свободного узденства. Показано, что Дагестан в рассматриваемый период состоял из множества политических образований, как феодальных владений, так и союзов сельских обществ. Лично - зависимое узденство составляло основную массу населения союзов сельских обществ Дагестана. В статье особое внимание уделяется формам зависимых отношений лично-свободного узденства. Наиболее важной составляющей, характеризующей положение лично-свободного узденства в общине, являлось зависимость одной группы узденей от другой, отличившейся своим экономическим положением.

MAGOMEDRASULOVA, R. B., NAZHIEV, M. B., SERGEEVA, E. V.

ON THE QUESTION OF THE STATUS OF PERSONAL-FREE CONSTRUCTION IN THE STRUCTURE OF FEUDAL SOCIETY OF DAGESTAN XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES

Key words: uzden, jamaat, community, khan, bek, mulk, union of rural societies.

The article reveals the economic situation of one of the social groups of the feudal society of Dagestan, the personally free uzdenstvo. Dagestan in the period under review consisted of many political entities, both feudal estates and unions of rural societies. Personally, dependent uzdenstvo made up the bulk of the population of the unions of rural societies of Dagestan. The article pays special attention to the forms of dependent relations of personal-free bondage. The most important component characterizing the position of personally free uzdeni in the community was the dependence of one group of uzdeni on another, distinguished by its economic position.

Прежде чем приступить к рассмотрению социально-экономического развития лично-свободного узденства, следует учесть особенности политического развития и классовой структуры Дагестана в XVIII - первой половине XIX веков, когда в политическом отношении Дагестан не представлял собой единого целого и делился на множество политических структур. В их числе различались феодальные владения и союзы сельских обществ.

В рассматриваемый период в Дагестане фиксируется уже достаточно сложная классовая структура. Ее особенности были связаны, прежде всего, с наличием здесь различных политических образований в виде упомянутых выше феодальных владений и союзов сельских обществ. Также следует заметить, что в этих политических образованиях социальная структура общества могла быть не идентичной. Социальная структура политических образований была различной. К примеру, в Кумыкии была более разветвлённая социальная структура, в то время как у других народностей она ограничивалась несколькими группами феодалов и зависимого населения. При этом важно заметить, что для феодальных владений Дагестана была характерна чётко оформленная структура сословий и размытая - в союзах сельских обществ Дагестана.

Следует обратить внимание и на другую особенность, связанную с существованием среди крестьянства юридически свободного крестьянства и преобладания его влияния над остальной массой узденей. Несмотря на то, что узденство подразделялось на несколько групп, все они носили в Дагестане общее название уздени.

Равнинная и горная части Дагестана различались по своему социальному и экономическому развитию. В равнинной части большое распространений получили лично - зависимое крестьянство по причине захвата всей земли крупными феодалами. Горная и нагорная части Дагестана отличались малочисленностью удобных и плодородных земель. Здесь барщина не получила широкого распространения, как и личная зависимость крестьян от феодалов.

Большая часть крестьянства в сельских общинах была представлена лично-свободными узденями. Под лично-свободными узденями, подразумевалась та часть крестьянства, которая была экономически свободна от ханов и беков. В союзах сельских обществ Дагестана, именно она составляла основную часть населения сельских обществ. Данная категория населения не входила в состав феодальных владений, находившихся под управлением господствующего класса

Термин «уздень» имеет тюркское происхождение и переводится как свободный, благородный [1, с. 342]. По мнению Д.Б. Бутаева, термин уздень имеет тюркско-персидско-татарское происхождение и большинством ошибочно трактуется как как князь, дворянин,

помещик [2, л. 4]. В. Линден называл узденями всё свободное население Дагестана, как нагорной его части, так и других владений которые не зависели от высшего сословия [3, с. 28].

Уздени пользовались личной свободой и могли свободно распоряжаться своим имуществом. Интересные сведения об узденях Кайтагского уцмийства мы находим, в частности, у П. Петухова, который писал, что «уздени - это коренные жители Кайтага, которые населяли в основном горную часть и пользовались личными землями, не будучи никому обязанными» [4, с. 3]. Уздени в Аварии, также представляли лично-свободное сельское население. По данным Р.М. Магомедова, «уздень - это крестьянин общины, который имел своё собственное хозяйство, собственные земельные угодья (мюлки). Жизнь и права узденей были регламентированы адатами и строго охранялись общиной». При этом Р.М. Магомедов подчёркивает, что речь идёт именно о крестьянине, собственность которого основывалась на личном труде [5, с. 334].

Как было отмечено выше, собственность лично-свободного узденя считалось неприкосновенной. Уздени, будучи членами общины имели право на возмещение причинённого им ущерба. Речь шла как правило об имущественном, физическом и моральном ущербе. Уздени пользовались также определёнными правами. Они могли свободно распоряжаться общинными угодьями, участвовать в народном сходе - джамаате, правом получения помощи и защиты со стороны членов общины, обращаться к услугам посредников и защищаться от обвинений, выдвигаемых против них.

Самым главным правом узденя, как члена общины, было право купли-продажи своей земельной собственности. Важно заметить, что именно по этой причине у определённой части общинников-узденей стали сосредотачиваться большие земельные владения, когда остальная часть лишалась их. В силу этих причин внутри общины стало возникать неравенство [6, с. 184].

В Табасаране большое количество узденских сёл не входили в состав феодальных владений. Уздени часто испытывали натиск со стороны феодалов, которые ограничивали их свободу и нарушали территориальную целость. Таким образом узденями общинниками и феодалами происходили споры и столкновения [7, с. 154].

Отметим, что лично - свободное узденство распадалось на две группы.

Первую группу составляли выделившиеся из среды простых общинников сельская знать, в чьих руках сосредотачивались основные средства производства, прежде всего земля. Отметим, что произошло это еще задолго до изучаемого периода. Знати принадлежали земельные угодья, которые по своим размерам не отличались от земельных угодий феодалов. Данная группа феодалов фактически относилась к господствующему классу. Занимая различные административные должности, они практически ущемляли права и интересы остальной массы узденей, тем самым они также расширяли свои земельные наделы. Также данная группа узденей владела рабами и использовали труд крестьян - односельчан [8, с. 309].

Вторую группу составляли уздени, которые не имели абсолютно никаких средств существования, а главное земли, потеряв ее по различным причинам. Положение данной группы узденей-общинников заметно отличалось от положения свободного члена общества. Уздени-общинники потерявшие средства производства должны были либо арендовать земли у имущих сородичей, либо идти на различные сельскохозяйственные работы. Чем беднее был уздень, тем сильнее он ощущал гнёт со стороны собственника земли. Собственник земли, как правило, пользовался безысходностью последнего и навязывал ему любые условия за аренду земли.

Богатая прослойка узденей использовали труд узденей-общинников пользуясь патриархально - родовыми обычаями. Как правило, она выражалась в виде взаимопомощи, практикуемая у народов Дагестана как «бухъа, «билхъа»,» гвай», «машавра» и.т.д. Богатые члены общин использовали труд узденей также для ухода за скотом или нанимали их в качестве пастухов. Обязательным элементом являлось преподношение всевозможных подарков в честь религиозных праздников.

Пример эксплуатации духовенством узденей мы находим у Р.М. Магомедова, который пишет о том, что, используя «закят» и другими способами духовенство использовало верующую массу узденей. При этом применялись различные формы и методы эксплуатации. К примеру, в селении Мачода кадием был установлен порядок определения «закята», который нужно было платить по окончанию месяца рамадан. Если уздень имел пропитание на один день, то должен был

из своего хлеба по саху (мерке) с каждого члена семьи пожертвовать в пользу духовенства. Если уздень отказывался платить закят, то облагался штрафом [5, с. 56].

Процесс распада узденства на группы можно также наблюдать на примере лежберов союзов сельских обществ лезгин. Они являлись такими же свободными узденями как уздени населявшие сельские общины других народностей Дагестана (по сведениям Х.Х. Рамазанова, у лезгин, агулов, рутульцев и цахуров в отличие от других народов Дагестана не встречается слово «уздень». Крестьянин трактовался как «лежбер») [7, с. 162]. Положение лезгинских лежберов было сходным с положением узденей сельских общин Дагестана. Лежберы имели свои земли, где вели хозяйство. Они ткже являлись собственниками движимого и недвижимого имущества которое они передавали по наследству [7, с. 162-163].

Отметим, что в действительности под лежберами изначально понимались свободные общинники. К 18 веку значение этого слова становится шире и подразумевает различные категории крестьянства, которые отличались по своему экономическому положению. Таким образом, в одних общинах Южного Дагестана лежбером считался крестьянин, землепашец, земледелец имеющий землю и ведущий своё хозяйство, в то время, когда в других общинах под лежбером понимался обедневший крестьянин, попавший в зависимость от других членов общества. Он также мог находиться вне общины или наняться на работу в другую общину.

Исходя из социальных терминов можно полагать, что состав лежберов был разным. Об этом свидетельствуют часто употребляемые термины у лезгинской группы народов как: кьувна, муздур, нюкер, хубака, кьарши- наёмный работник, къаравуш-чёрный работник и. т. д. [9, с. 27]. Одна группа лежберов работали в хозяйстве у богатых членов общины, а другая на себя и имела свою землю. Лишенные средств производства лежберы нанимались на работу. Они выполняли все виды сельскохозяйственных работ. Плата зависела от условий труда и определялась натурой. К примеру, в селении Рича за год работы лежбер получал корову, быка или несколько овец. Как отмечал А.Р. Шихсаидов» сельская верхушка, представленная аксакалами, духовенством, богатыми лежберами являлись господствующей прослойкой в жизни сельских общин. Рядовые лежберы зачастую попадали в зависимость от богатой верхушки. Аналогичное положение наблюдалось и у других народов [7, с. 166].

Подводя итог изложенному выше, отметим, что всё узденство Дагестана вне зависимости от категорий несло обязательные повинности в пользу феодалов. Они участвовали в войнах. Содержали ханские отряды, строили крепости, предоставляли рабочий скот для перевозки грузов.

Литература и источники

1. Шипова Е.И. Словарь тюркизмов на русском языке. - Алма-Ата, 1976.

2. БутаевД.Б. «Лезгин», «Уздень» // РФ ИИЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.5. Д.50.

3. Линден В. Краткий исторический очерк былого общественно-политического и поземельного строя народностей, населявших мусульманские районы Кавказского края // Кавказский календарь на 1917 год. - Тифлис, 1916.

4. Петухов П. Очерки Кайтаго-Табасаранского округа // Кавказ. - 1867. - №12.

5. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в 18 -нач. 19 веков. - Махачкала, 1957.

6. АлиевБ.Г. Союзы сельских обществ Дагестана в 18- первой половине 19 века. - Махачкала, 1999.

7. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории южного Дагестана. Материалы к истории Дагестана с древнейших времён до начала 20 века. - Махачкала, 1964.

8. История Дагестана. - М, 1967. - Т.1.

9. Алиев Б.Г. Социальная терминология в историко-этнографическом материале 1986-1987 г. // Тезисы докладов научной сессии. Посвященные итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1986-1987гг. 27-28 апреля 1988г. - Махачкала, 1988.

References and Sources

1. Shipova E.I. Slovar' tyurkizmov na russkom yazyke. - Alma-Ata,1976.

2. Butaev D.B. «Lezgin»,» Uzden'» // RF IIE DNC RAN. F.1. Op.5. D.50.

3. Linden V. Kratkij istoricheskij ocherk bylogo obshchestvenno- politicheskogo i pozemel'nogo stroya narodnostej, naselyavshih musul'manskie rajony Kavkazkogo kraya //Kavkazkij kalendar' na 1917. - Tiflis,1916.

4. Petuhov P. Ocherki Kajtago-Tabasaranskogo okruga // Kavkaz. - 1867. - .№12.

5. Magomedov R.M. Obshchestvenno-ekonomicheskij i politicheskij stroj Dagestana v 18 -nach. 19 vekov. - Mahachkala, 1957.

6. Aliev B.G. Soyuzy sel'skih obshchestv Dagestana v 18- pervoj polovine 19 veka. - Mahachkala, 1999.

7. Ramazanov H.H., Shihsaidov A.R. Ocherki istorii yuzhnogo Dagestana. Materialy k istorii Dagestana s drevnejshih vremyon do nachala 20 veka. -Mahachkala, 1964.

8. Istoriya Dagestana. - M, 1967. - T.1.

9. Aliev B.G. Social'naya terminologiya v istoriko-etnograficheskom materiale 1986-1987 g. // Tezisy dokladov nauchnoj sessii. Posvyashchennye itogam ekspedicionnyh issledovanij Instituta IYaL v 1986-1987gg. 27-28 aprelya 1988g. - Mahachkala, 1988.

МАГОМЕДРАСУЛОВА РАИСАТ БАГАДУРОВНА - старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (hatuna2009@mail.ru).

НАЖИЕВ МУРАД БЕСЛАНОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель общеобразовательного цикла, Медицинский колледж имени Башларова (nazhiev76@mail.ru).

СЕРГЕЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (dryuke@yandex.ru)

MAGOMEDRASULOVA, RAISAT B. - Senior Lecturer, Department of Humanities, Dagestan State University of National Economy (hatuna2009@mail.ru).

NAZHIEV, MURAD B. - Ph.D. in History, Teacher of General Education at the Bashlarov Medical College (nazhiev76@mail.ru). SERGEEVA, ELENA V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities, Dagestan State University of National Economy (dryuke@yandex.ru).

УДК 94(470.67):323.328«18» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-26-29

БЕКИШИЕВ А.А., ГАДЖИЕВА А.И., НАЖИЕВ М.Б. ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КУМЫКОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: Северный Кавказ, торговые отношения, Сабу, сагь, сатув-сабу, ярым-аякъ Кизляр, Астрахань, базар Кумыкская плоскость.

Статья посвящена развитию торговых отношений у кумыков в первой половине XIX века. Кумыкская плоскость благодаря своему выгодному географическому положению занимала лидирующее положение в регионе. Через территорию Кумыкии проходили важные на Восточном Кавказе торговые пути. В статье рассматривается значение для торговли кумыков основных торговых центров - городов Кизляр, Астрахань, поселения Тарки, которые являлись связующим звеном в контактах Северного Кавказа с Россией. Особое внимание в статье уделяется ввозимым и вывозимым товарам и единицам измерения, применявшимся кумыками. Отмечено, что в рамках исследуемого периода негативное влияние на развитие торговли оказывала феодальная раздробленность, в силу которой местные феодальные владетели требовали от торгующих уплаты различных пошлин за товары.

BEKISHIEV, A.A., GADZHIEVA, A.I., NAZHIEV, MB. TRADE RELATIONS OF KUMYKS IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

Key words: North Caucasus, trade relations, Sabu, sag, satuv-sabu, yarym-ayak Kizlyar, Astrakhan, Kumykplane bazaar.

The article is devoted to the development of trade relations among the Kumyks in the first half of the 19th century. The Kumyk plane, due to its advantageous geographical position, occupied a leading position in the region. Important trade routes in the Eastern Caucasus passed through the territory of Kumykia. The article examines the importance for Kumyk trade of the main trading centers - the cities of Kizlyar, Astrakhan, and the settlement of Tarki, which were the connecting link in contacts between the North Caucasus and Russia. Particular attention in the article is paid to imported and exported goods and units of measurement used by the Kumyks. It is noted that during the period under study, feudal fragmentation had a negative impact on the development of trade, due to which local feudal lords required traders to pay various duties for goods.

К началу XIX века торговля играла растущую роль в экономической жизни кумыков. Кумыкская земля славилась изобилием зерна, овощей, винограда для различных районов Кавказа. Другие народности, в частности, даргинцы, аварцы, лакцы поставляли на кумыкскую плоскость такие изделия как сукно, бурки, холодное оружие, гончарную, деревянную утварь и многое другое. Данные товары, а также продукты животноводства они обменивали на хлеб.

В рассматриваемом регионе отмечалось своеобразное разделение труда. У кумыков, в отличие от других народов Дагестана, неуклонно расширялись посевы зерновых культур, а также отмечалось развитие виноградарства и садоводства. Как было отмечено выше, основной статьёй доходов кумыков был хлеб. Кумыки снабжали хлебом значительную часть горного Дагестана. Свои товары кумыки реализовывали на так называемых рынках, базарах. Обычно в качестве базарного дня определялась пятница. В качестве основных торговых центров выделялись селения Эндирей, Тарки, Башлы, нижний Дженгутай. Здесь собирались торговцы со всего Дагестана, из Осетии, Кабарды, России, Персии.

Особая роль в данном плане принадлежала Эндирею. По сведениям генерала Дебу: «через жилища сих народов лежит купеческая дорога, сообщающая посредством торговли народы, от Каспийского до Чёрного моря живущие [1, с. 86]. Интересное описание кумыкского рынка мы находим также у А.И. Полежаева. Он отмечал, что селение Эндирей в торговом отношении занимает более выгодное положение. По мнению автора: «всему кавказскому народу он служит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.